Педагогический словарь
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАДНОСТЬ

ЖАДНОСТЬ - собирательное название для ряда пороков, связанных с болезненным пристрастием к имуществу (скупость, скаредность, алчность, корыстолюбие и пр.). Среди пороков, связанных с приобретением и расходованием имущества, Аристотель особое внимание уделял скупости, проявляемой в скаредности (гипертрофированной бережливости) и в стремлении "брать откуда не следует и сколько не следует", которое присуще лицам, занимающимся "позорным" ремеслом (например, ростовщикам и пр.).

Для восточно-христианской аскетической традиции все порочные помыслы, связанные с обладанием имуществом, объединялись в понятии "сребролюбия". Сребролюбец всецело отожде- ствляет благо собственной личности с земными благами и лишение имущества отнимает у его жизни всякий смысл. Восточная традиция прослеживает тесную связь стяжательства с другими душевными и плотскими пороками. Однако противопоставление сребролюбия и бедности не является строгим и категоричным: можно, будучи бедным, принадлежать к сребролюбцам "по сердцу и уму", а можно приобретать богатство для благих целей, без порабощения им воли. В эпоху европейского Средневековья Ж. активно осуждалась и считалась пятым грехом в числе семи смертных грехов. В протестантской этике порочной стали считать лишь "инстинктивную жадность" - стремление к богатству, не предполагающее упорного труда. Скупость получает в сферах деятельности и потребления в хозяйственной этике протестантизма аскетическую санкцию и сдерживается лишь требованиями эффективности труда и производства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (JAQUES-DALCROZE), ЭМИЛЬ

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (JAQUES-DALCROZE), ЭМИЛЬ (1865-1950) - швейцарский композитор и педагог. Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал в Женевской консерватории (1892-1910). В 1911-14 вёл курс ритмического воспитания в школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915 - в созданном им Институте ритма в Женеве (носит его имя). Создатель системы музыкально-ритмического воспитания (см. Ритмика). В 1920-х гг. в Москве и Петрограде существовали Институты ритма по методу Ж.-Д. В середине 50-х гг. его метод нашёл применение в некоторых балетных школах Западной Европы и СССР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖАКОВ, КАЛЛИСТРАТ ФАЛАЛЕЕВИЧ

ЖАКОВ, КАЛЛИСТРАТ ФАЛАЛЕЕВИЧ (1866-1926) - педагог-просветитель, последователи называли его "зырянский Паскаль"(по национальности Жаков коми-зырянин). Многогранная личность: сочетал естественнонаучные знания с общефилософскими, литературными и педагогическими. Педагогические взгляды базируются на своебразном взгляде на мир, в приятии человека любой веры, потому что мир един, все мы "дети одной земли и одного неба". Известны его автобиографический роман "Сквозь строй жизни", коми литературный эпос "Биармия".

(Жаков К.Ф. о воспитании: Золотой фонд педагогики. - М., 2005. С. 3-4)

ЖАМЦАРАНО, ЦЫБЕН

ЖАМЦАРАНО, ЦЫБЕН (1881-1937) - бурятский просветитель, педагог, учёный, общественный деятель. В 1906 осн. нелегальный союз учителей "Знамя бурятского народа". Преподавал в Иркутском университете, с 1932 вёл научно- педагогическую работу в Ленинграде. Организатор школ, курсов учителей, научных и культурно-просветительских учреждений. Инициатор создания первой светской монгольской школы. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763-1825) - немецкий писатель, педагог. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. произведениях Ж.П. проблемы воспитания занимают центральное место. Осн. пафосом его произведений была идея внутренней свободы личности, её совершенствования, независимо от внешних ограничений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖАФЯРОВ, АКРЯМ ЖАФЯРОВИЧ

ЖАФЯРОВ, АКРЯМ ЖАФЯРОВИЧ (р. 1939) - д-р физико-математических наук (1989), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1992; Отделение общего среднего образования), проректор Новосибирского педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЖЕЛАНИЕ

ЖЕЛАНИЕ - эмоциональная форма направленности личности, более высокая, чем влечение, и более низкая, чем интерес. Желаемое человек осознаёт как цель стремления, как то, к чему он стремится. По З. Фрейду, Ж. - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное Ж. стремится осуществиться, опираясь на первые опыты его удовлетворения. Фрейд не отождествлял Ж. и потребность. Потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется по нахождению нужного объекта (например, пищи).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82)

-------------------

См. также Мотивы

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЧИЛИЩА - в России тип низших профессиональных учебных заведений, готовивших специалистов (мастеров по ремонту подвижного состава и путей, кондукторов, машинистов) и квалифицированных рабочих для железнодорожного транспорта. Находились в ведении Министерства путей сообщения. Первые Ж.у. возникли в России в 60-е гг. 19 в. (Елец, Харьков, Одесса, Белгород, Москва). В 1878 состоялся Съезд начальников и преподавателей Ж.у. Под руководством В.К. Делла-Восса проведена реформа Ж.у. В 1886 утверждено Положение о технических Ж.у. Срок обучения был в основном 3 года на базе начального училища при обязательной стажёрской 2-летней практике, по окончании которой выдавался аттестат. В начале 20 в. выделились механические, электротехнические и строительные отделения. Изучались железнодорожное дело, механика, устройство паровоза, электротехника, некоторые об- щеобразовательные предметы. Число Ж.у. возросло с 26 (1869) до 47 (1917). После 1917 преобразованы в школы фабрично-заводского ученичества и технические железнодорожные школы.

В СССР Ж.у. создавались по Указу Президиума ВС "О государственных трудовых резервах" (1940) (см. Трудовые резервы) на базе школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) Наркомата путей сообщения и технических железнодорожных школ и готовили квалифицированных рабочих. В 1958 преобразованы в профессионально-технические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 82-83)

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - направление в исследовании психического развития ребёнка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Изучает происхождение и развитие интеллекта ребёнка. Гл. задача - исследование механизмов познавательной деятельности; осн. метод - клиническая беседа. Представителями школы показано, что развитие интеллекта ребёнка выражено в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной познавательной позиции. Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов - ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 83)

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ - в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Ж.и. - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), осн. в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт). Ж.и. создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В Ж.и. дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 в. сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 в. имелся 31 Ж.и. (7500 воспитанниц).

В Ж.и. зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Ж.и. обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Ж.и. наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц в Ж.и. несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 83)

-------------------

См. также История образования в России, Женское образование

ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - высшее учебное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Осн. в 1903, С.-Петербург. В 1918 преобразован в 1-й Петроградский педагогический институт, в 1922 слит с Петроградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 83)

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕРТВА

ЖЕРТВА - 1. добровольный отказ, воздержание от чего-либо важного и дорогого для человека, отречение, очищение, цена, которую человек платит за сознание, за то, чтобы быть человеком, самопожертвование.

2. Существо, погибшее или пострадавшее в результате насилия, агрессии или несчастного случая, катастрофы, социального потрясения. Наука, изучающая различные категории людей, ставших жертвами социализации, называется виктимологией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 84)

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ - умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие - нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; сексуальное насилие - использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли; психическое (эмоци- ональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.); пренебрежение основными потребностями ребёнка - отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии. В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств. Жестокость по отношению к детям возникает в силу различных причин: из-за негативных нравственных качеств взрослых, вследствие их неудовлетворённости своим образом жизни, социальным положением, отсутствием работы и других неудач, в результате конфликтов в семье. Жестокость может быть проявлением психического заболевания. В любом случае жестокое обращение не должно остаться безнаказанным как в моральном, так и в юридическом плане, вплоть до лишения родительских прав.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 84)

-------------------

См. также Дети, Родительские права и обязанности

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИЛИНСКИЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ЖИЛИНСКИЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1927) - профессор (1970), действительный член РАО(1993; Отделение образования и культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЖИРАР (GIRARD), ЖАН БАТИСТ

ЖИРАР (GIRARD), ЖАН БАТИСТ (1765-1850) - швейцарский педагог, деятель в области начального образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в Орден францисканцев (принял имя Грегуар). Выступал за введение обязательного и бесплатного начального обучения (проект системы образования в Швейцарии, 1799). Свои идеи воплотил в практике школ Фрибура (1807-23 и с 1834) и Люцерна (1824- 1834). По образцу учебных заведений Ж. в Италии, Испании и других странах организовывались школы "жирардины". За "Воспитательный курс обучения родному языку в школе и семье" (т. 1- 6, 1845-48) Ж. присуждена специальная премия Французской академии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖИТЕЦКИЙ, ПАВЕЛ ИГНАТЬЕВИЧ

ЖИТЕЦКИЙ, ПАВЕЛ ИГНАТЬЕВИЧ (1836-1911) - литературовед. Учился в Киевской духовной академии и Киевском университете, был учителем русского языка и словесности в Каменец-Подольске и Киеве. Член-корреспондент Академии наук (1898).

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 9-10)

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ

ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882-1938) - писатель, один из зачинателей современной детской литературы. Повести и рассказы (сборники "Злое море", 1924; "Морские истории, 1925-1937); пьесы, научно-художественные книги для подростков ("Пароход", "Рассказы о животных", обе 1935), повесть-энциклопедия для малышей "Что я видел" (издано в 1939).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖУКОВ, ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЖУКОВ, ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1875-1948) - педагог, один из организаторов скаутизма в России. В 1914-17 ответственный секретарь Всерос. общества содействия мальчикам-разведчикам ("Русский скаут"); после 1917 пытался создать организацию "Красных скаутов". В 1922-23 участвовал в создании пионерской организации в Москве, член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Предложил назвать всесоюзную детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", разработал программу умений и навыков для пионеров и метод длительной игры. Ж. присвоено поч. звание "Старший пионер РСФСР". Автор работ по вопросам воспитания и книг для детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖУКОВ, РЭМ ФЕДОРОВИЧ

ЖУКОВ, РЭМ ФЕДОРОВИЧ (?) - доктор технических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента в машиностроении СПбГИЭУ. Труды по педагогике, активным методам обучения и акмеологии. Разработал методику деловых игр и внедрил Методы Активного Социологического Тестированного Анализа и Контроля (МАСТА) для использования как личностью, так и коллективом.

(Рэм Федорович Жуков. - СПб., 2002. С. 2, 28)

-------------------

См. также Акмеология

ЖУКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

ЖУКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1783-1852) - поэт, переводчик, член Российской академии (1818), академик Петербургской АН (1841; поч. член с 1827). С 1815 член и постоянный секретарь литературного общества "Арзамас", носившего просветительный характер. В просвещении Ж. видел осн. средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 учитель русского языка великой княгини Александры Фёдоровны (будущей императрицы). В 1826-41 наставник великого князя Александра Николаевича (будущего имп. Александра II), которого Ж. стремился воспитать как просвещённого и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖУРАВЛЁВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

ЖУРАВЛЁВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1923-1996) - педагог, действительный член РАО (1992). С 1940 на педагогической работе, в 1956-77 преподавал в Липецком и других педагогических институтах; вёл длительный эксперимент по реализации достижений педагогической науки и практики (на примере липецкого и ростовского опыта). С 1978 зав. кафедрой педагогики МОПИ. Разрабатывал проблемы развития педагогики как интегративной дисциплины в комплексе наук о человеке ("Педагогика в системе наук о человеке", 1990).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖУРАКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ

ЖУРАКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ (р. 1940) - д-р технических наук (1986), профессор (1987), член-корреспондент РАО (2001; Отделение высшего образования), первый заместитель министра образования РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ЖУРАКОВСКИЙ, ГЕННАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЖУРАКОВСКИЙ, ГЕННАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1894-1955) - историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1945), д-р педагогических наук (1940). Вёл научно-педагогическую деятельность в вузах Киева (1924-34) и Москвы (с 1934). Опубликовал фундаментальные труды: "Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы" (ч. 1, 1926), "Очерки по истории античной педагогики" (2 изд., 1963). Предложил способ синхронности изучения материалов по истории зарубежной и отечественной педагогики. Составил "Настольный атлас по теории и истории педагогики" (св. 600 таблиц, не опубликован).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 357)

ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРНАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРОВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЖУРОВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1934) - д-р исторических наук (1976), профессор (1977), член-корреспондент РАО (1996; Отделение высшего образования), ректор Брянского государственного педагогического университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница