Наши партнеры

Recircular-office.ru - Облучатели и рециркуляторы купить бактерицидный рециркулятор.
https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕТ"-"ДИС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕТ"-"ДИС")

ДЕТОЦЕНТРИЗМ

ДЕТОЦЕНТРИЗМ - воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке. Д. наиболее характерен для однодетных и неполных семей, родителей, родивших детей в позднем возрасте, и пр. Необходимо учитывать, что избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в обществе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 64)

-------------------

См. также Вентцель, Константин Николаевич, Гуманистическая педагогика, Дьюи, Джон, Каунтс, Джордж Сильвестер, Либертаризм, Маслоу, Абрахам Гарольд, Преступность несовершеннолетних, Свободное воспитание

ДЕТСКАЯ КНИГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЕТСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - лечебно-профилактическое учреждение по оказанию медицинской помощи на принципах диспансеризации детям до 3 лет; объединена с детской поликлиникой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 64)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - государственное издательство, Москва. Детская, юношеская, классическая, научно-популярная, приключенческая, художественная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов; форма детского движения. В практике термины "Д.о.о." и "детское общественное объединение" иногда употребляются как синонимы, но Д.о.о. предполагает более сложную структуру и документальное оформление (разработка устава и других документов, создание системы руководящих органов и пр.) и более масштабную деятельность. К Д.о.о. относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и прочие организации. Создаются международные, национальные, региональные и другие Д.о.о.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 64-65)

-------------------

См. также Самодеятельные объединения детей и молодёжи, Детское движение, Международное детское и юношеское движение

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ

ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ (SOS-Kinderdorf) - воспитательные учреждения для детей-сирот, максимально приближенные к условиям семьи. Концепцию создания Д.д. разработал (1949) австрийский педагог Герман Гмайнер. Осн. принципы организации Д.д.: Детские деревни состоят из семей и размещаются преимущественно в загородной местности; главой семьи является мать- воспитательница (обязательное условие - она должна быть одинокой женщиной и не иметь своих детей, а также пройти специальную подготовку); семья объединяет детей разного возраста (родные братья и сёстры никогда не разлучаются); каждая семья имеет свой дом и самостоятельно ведёт домашнее хозяйство; Д.д. обычно состоит из 12-15 семей и возглавляется директором, который также проживает в ней. Д.д. носят открытый характер для общества и тесно взаимодействуют с окружающей социально-культурной средой (воспитанники посещают обычные образовательные и медицинские учреждения и т.п.). В конце 90-х гг. Д.д. имелись в 120 странах. В Рос. Федерации с конца 90-х гг. предпринимаются попытки создания Д.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 65)

ДЕТСКИЕ ДОМА

ДЕТСКИЕ ДОМА - воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Д.д. обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В дореволюционной России дети-сироты воспитывались в детских приютах, воспитательных домах и других учреждениях. После октября 1917 вместо них были образованы Д.д. В конце 50-60-х гг. большинство из них было реорганизовано в школы-интернаты, однако практика показала, что Д.д. имеют свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучаются в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей. Поэтому Д.д. были воссозданы.

В Рос. Федерации сеть Д.д. включает: Д.д. для детей дошкольного (3-7 лет), школьного (7-18 лет) возраста и смешанные, а также семейные детские дома. Своеобразным типом Д.д. являются детские деревни. В Д.д. принимаются дети из домов ребёнка, от частных лиц и др. Братья и сёстры должны помещаться в один Д.д. Воспитательная работа строится на общих психолого-педагогических основах, индивидуальном и личностном подходе к каждому воспитаннику. Дети включаются в творческую, спортивную и трудовую деятельность. Стиль воспитания в Д.д. определяют педагоги-воспитатели. Выпускни- ки Д.д. могут возвратиться к родителям, продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях, начать трудовую деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 65)

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - объединения детей, подростков, юношей и девушек для удовлетворения их общих интересов. Нередко создавались и создаются взрослыми с воспитательной целью (скаутская организация, ВЛКСМ, пионерская организация и др.).

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 160)

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ

ДЕТСКИЕ ЯСЛИ - дошкольные учреждения для воспитания детей от 2 мес до 3 лет. Воспитание детей раннего возраста в общественных учреждениях является вынужденной мерой, поскольку для развития ребёнка в раннем возрасте предпочтительнее забота родителей, прежде всего матери. Наиболее популярны Д.я. были до 1980-х гг. После введения закона, согласно которому за матерью, имеющей ребёнка до 3 лет, сохранялось место на работе, а также учреждения пособия по уходу за ребёнком и пособия ежемесячного мн. матери стали дольше воспитывать ребёнка дома, число самостоятельных Д.я. сократилось. Наиболее распространены современные комплексные дошкольные учреждения - ясли-детский сад и другие формы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 66)

ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХИХ

ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХИХ - специальное учреждение, находится в ведении Министерства труда и социальной защиты. Открыт в 1963 в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области при активном участии сотрудников лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии (ныне НИИ коррекционной педагогики РАО) под руководством А.И. Мещерякова. Первоначально в нём воспитывалось 50 детей. В 1991 построено новое здание, где обучаются св. 100 детей и взрослых (в возрасте от 2 до 18 лет). В детском доме воспитываются дети с нарушениями сложными: слабовидящие глухие, слабовидящие слабослышащие, слабослышащие слепые и тотально слепоглухие дети, а также слепые дети с нормальным слухом, но без речи. Для обучения дети объединены в группы по 3-4 чел. Имеются дошкольное и школьное отделения. Дети обучаются по специально разработанным индивидуальным программам и учебным планам. Трудовое обучение проводится в различных мастерских: столярной, швейной, ткацкой, механической, гончарной; в кружках изготовления изделий из бересты, папье-маше, макраме и др. Выпускники могут возвратиться в семьи, поступить в учреждения интернатного типа для инвалидов, а также получить направление на работу в учебно-производственные предприятия обществ глухих и слепых. Наибольшую известность получили выпускники (1970) Детского дома: доктор психологических наук А.В. Суворов и кандидат философских наук С.А. Сироткин (они поступили в Детский дом уже грамотными; в 1971-77 для них, а также слепоглухих Ю.М. Лернера и Н.Н. Корнеевой было специально организовано обучение на психологическом факультете МГУ).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 66)

-------------------

См. также Специальные образовательные учреждения

ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ

ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ - общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909-19, Москва. Продолжило деятельность общества "Сетлемент", включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад, клуб, школу). В обществе сотрудничали педагоги А.У. Зеленко, Н.О. Массалитинова, А.А. Фортунатов, В.Н. Шацкая, Л.К. Шлегер. Общество осуществляло эксперимент по организации педагогической деятельности сообщества воспитателей и воспитанников на принципах творческого подхода к развитию личности, организовало (впервые) детские игровые площадки для детей, оставшихся без присмотра родителей, летнюю колонию "Бодрая жизнь" и др. В 1919 общество вошло в состав 1-й опытной станции по народному образованию при Наркомпросе РСФСР.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 66)

ДЕТСКИЙ ФОНД ООН

ДЕТСКИЙ ФОНД ООН - см. ЮНИСЕФ

424(2)719.23

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - группа детей и подростков, объединившихся на основе общности интересов для совместной деятельности, как правило, при педагогическом управлении взрослых; одна из форм детского движения. Термин "Д.о.о." часто употребляется как синоним понятия "детская общественная организация". Создаётся большое число самых разнообразных Д.о.о., отличающихся по направлениям и целям деятельности, формам организации, численности их членов и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 67)

-------------------

См. также Неформальные объединения детей и молодёжи, Объединения учащихся, Самодеятельные объединения детей и молодёжи

ДЕТСТВО-ПРЕСС

ДЕТСТВО-ПРЕСС - издательство, ООО, С.-Петербург. Детская, педагогическая, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕФИНИЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ - см. Определение

ДЕЦЕЛЛЕРАЦИЯ

ДЕЦЕЛЛЕРАЦИЯ - процесс, обратный акселерации.

(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб, 2003. С. 40)

-------------------

См. также Акселерация

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

ДЕЦЕНТРАЦИЯ - один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека. Д. - одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребёнка с учётом возможных точек зрения других людей. Источник Д. - общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменять собственную познавательную позицию. Уровень развития Д. существенно изменяется на различных возрастных стадиях; повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. значительно снижена при некоторых расстройствах эмоционально-волевой сферы и интеллекта, что диктует необходимость соответствующих коррекционных мероприятий. Способность к Д. наиболее эффективно формируется при соответствующем воспитательном воздействии. Недостаточное развитие этой способности не только порождает затруднения в межличностных контактах, но и может играть провоцирующую роль в возникновении некоторых психических заболеваний.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 68)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕЙМС, УИЛЬЯМ

ДЖЕЙМС, УИЛЬЯМ - см. Джемс, Уильям

ДЖЕМС ДЖЕЙМС (JAMES), УИЛЬЯМ

ДЖЕМС ДЖЕЙМС (JAMES), УИЛЬЯМ (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского университета (1872-1907), где в 1892 совместно с Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии. Выдвинул теорию эмоций (теория Джемса- Ланге) как производных телесных движений. В трудах по педагогике Д. сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определённые формы поведения с учётом решающего влияния инстинктов и эмоций. Педагогические воззрения Д. получили развитие в прагматистской педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЖЕФФЕРСОН (JEFFERSON), ТОМАС

ДЖЕФФЕРСОН (JEFFERSON), ТОМАС (1743-1826) - американский государственный деятель, дипломат, просветитель. Президент США (1801-09). В 1774-1776 - член Континентального конгресса, автор проекта Декларации независимости, принятой 4 июля 1776. В "Билле о всеобщем распространении знаний" (1779) отражены взгляды Д. на образование. В 1814 разработал новый проект системы образования, который предусматривал после окончания начальной школы поступление в т.н. общую школу (2-я ступень обучения), имевшую 2 отделения - для школьников, проявивших склонность к ремесленным занятиям, и для учащихся, склонных к дальнейшему глубокому изучению наук. В последующие годы пытался осуществить демократические преобразования в Виргинии: создание системы всеобщего образования и принятие Акта об установлении религиозной свободы. Создал университет в Виргинии (открыт в 1825), ставший первым в системе университетов штатов. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДЖИБЛАДЗЕ, ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ДЖИБЛАДЗЕ, ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1913-89) - грузинский педагог, филолог, действительный член АПН РСФСР (1959) и АПН СССР (1967), академик АН Грузинской ССР (1960). В 1953-60 министр просвещения, в 1963-80 министр высшего и среднего специального образования Грузинской ССР, зав. кафедрой журналистики и эстетики Тбилисского университета. С 1980 вице-президент АН Грузинской ССР. Один из составителей учебника грузинской литературы для средней и высшей школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА - компонент структуры образовательной программы, при этом роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся. Средства - тестирование учебных результатов (дидактическая диагностика) и психологическая диагностика. Диагностическая служба школы должна работать под руководством завуча или методиста по диагностике.

(Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. - СПб., 2002. С. 64)

-------------------

- процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности. В более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.

(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 93-94)

-------------------

См. также Акмеометрия

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - изучение состояния педагогического процесса.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психической нормы и т.д. Процедура Д.п. состоит из двух этапов:

1. сбора психодиагностической информации;

2. постановки диагноза и формулировки рекомендаций.

Существуют два способа получения психодиагностической информации:

1. при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов);

2. при длительном изучении человека в условиях образовательного или лечебного учреждения.

В свою очередь краткое диагностическое исследование делится на два вида:

а) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и даётся количественная оценка уровня психического развития;

б) комплексное психодиагностическое обследование, при котором выдвигаются и проверяются психодиагностические гипотезы и даётся качественная характеристика психики человека.

Д.п. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения оптимальных путей и средств обучения, в целях профориентации и профотбора и т.п. Результаты Д.п. в определённой мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 69)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (от лат. diversus - разный; facereв - делать разнообразие, разностороннее развитие; позднелат. - изменение, разнообразие) - обозначает "расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции в процессе концентрации на межотраслевом уровне"; в педагогическом тезаурусе употребляется наравне с термином "инновация" и означает "построение разнообразия" в образовании.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб, 2003. С. 199)

-------------------

(Психолого-педагогический словарь-спавочник. - М., Ставрополь, 2004. С. 154)

-------------------

См. также Инновация

ДИДАКСОЛОГИЯ

ДИДАКСОЛОГИЯ - наука об учителе. Просуществовала с 1910 г. до 30-х гг. XX столетия. Основатель Т.Г. Маркирьян.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 38)

ДИДАКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ - вид учебных наглядных пособий.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 344)

-------------------

- особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

(Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 94)

ДИДАКТОГЕНИЯ

ДИДАКТОГЕНИЯ (от греч. didaktikos - научающий и genes - рождающий, рождённый) - негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п. В основе Д. лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Д. нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии. Для предотвращения возникновения Д. у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 71)

ДИДАСКАЛ

ДИДАСКАЛ (греч. didaskalos) - учитель в Древней Греции (в школах грамматиста и школах кифариста), в Византии, а также в некоторых братских и греко-латинских школах Русского государства 17 в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 71)

ДИДРО (DIDEROT), ДЕНИ

ДИДРО (DIDEROT), ДЕНИ (1713-1784) - французский философ, просветитель, писатель. Магистр искусств (1732). Поч. ч. Петербургских АН и АХ. Один из организаторов и редакторов (вместе с Д.'Аламбером) "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-80). Д. участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его "Энциклопедия" стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании мн. поколений. В "Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства", составленном в 1775 (полностью опубликован лишь в 19 в.) по просьбе имп. Екатерины II, и ряде заметок, написанных им во время пребывания в С.-Петербурге (1773-74) ("О школе для молодых девиц", "Об особом воспитании", "О публичных школах" и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Д. рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы обучения и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДИЗАЙН

ДИЗАЙН (от лат. design - проектировать, конструировать) - художественное конструирование предметов, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания в них удобства, экономичности и красоты.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126-127)

ДИЗАЙНЕР

ДИЗАЙНЕР (от англ. designer) - специалист по дизайну.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 127)

ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ - нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Речь неясная, смазанная, невнятная или растянутая, замедленная, прерывистая.

(Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. С. 344)

-------------------

См. также Анартрия

ДИЗОРФОГРАФИЯ

ДИЗОРФОГРАФИЯ - специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохраненного интеллекта и устной речи.

(Елецкая О.В., Горбочевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. - М., 2003. С. 3)

ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКТАНТ

ДИКТАНТ (лат. dicto - повторяю) - тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися.

По идентичности записи диктуемому тексту Д. делятся на полный, формоизменительный, выборочный, творческий, свободный. По форме записи различают словесные и графические Д. По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие (предупредительные, комментированные, объяснительные) и контрольные. Выбор вида Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала.

Специфические формы Д. используются и в преподавании других учебных предметов (например, иностранных языков, математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИКЦИЯ

ДИКЦИЯ (от лат. dictio - произнесение) - произношение, манера выговаривать слова. Правильная дикция имеет особое значение для актёра, певца, диктора, лектора, учителя.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИК, ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

ДИК, ЮРИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1945) - д-р педагогических наук (1997), профессор (1998), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1999; Отделение общего среднего образования), директор Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ДИЛЬТЕЙ (DILTHEY), ВИЛЬГЕЛЬМ

ДИЛЬТЕЙ (DILTHEY), ВИЛЬГЕЛЬМ (1833-1911) - немецкий философ, психолог, педагог. Член Прусской АН (1887). С 1866 профессор университетов в Базеле, Киле, Бреслау (Вроцлав). С 1882 возглавлял кафедру философии в Берлинском университете. Д. - один из величайших исследователей духа, употребил всю свою жизненную энергию на прояснение отношений природы и духа, на прояснение природы психофизической психологии, которую, как он считал, необходимо дополнить новой описательной аналитической психологией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 354)

ДИОНИСИЙ

ДИОНИСИЙ - в миру Хитров, Димитрий Васильевич

(1818-1896)

- православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка, перевёл на якутский язык новозаветные и богослужебные книги.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДИПЛОМ

ДИПЛОМ (от греч. diploma - лист, документ, сложенный вдвое) - 1. официальный документ установленного образца об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации по специальности, предоставляющий право на занятие определённых служебных должностей, а также о присвоении учёной степени или учёного звания.

2. Официальный документ, удостоверяющий факт награждения лица или учреждения (например, Д. лауреата конкурса) или присвоения к.-л. прав.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ - в Рос. Федерации главное административное лицо школы. Должность заведующего школой, председательствующего в школьном совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918-23 школой управлял совет; его исполнительным органом был президиум). С 1934 по Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР" должность заведующего неполной средней и средней школой стала именоваться "директор". Заведующий начальной школой стал называться директором по Уставу средней школы 1970. Д.ш. обычно назначался местным органом управления образованием. Закон РФ об образовании (1992) допускает возможность такого назначения директора в случае, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде учебного заведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИСГРАФИЯ

ДИСГРАФИЯ - комплексное нарушение письма (нарушение почерка, специфические ошибки), может быть связано с нарушениями речи или других базовых функций (зрительного восприятия, моторных функций, зрительно-моторных координаций и т.п.), а также с неэффективным применением методики обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

-------------------

См. также Письмо

ДИСКУССИЯ

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - 1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.

2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.

3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИСКУССИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

ДИСКУССИЯ В ПЕДАГОГИКЕ - метод группового обучения, обеспечивающий активное вовлечение учащихся в обмен мнениями, идеями и соображениями о способах разрешения какой-либо проблемы.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 10)

-------------------

- публичное обсуждение спорной проблемы, используемое для целенаправленного влияния на сознание и формирование социально ценных убеждений.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 160)

-------------------

См. также Дискуссия, Полемика

ДИСЛЕКСИЯ

ДИСЛЕКСИЯ - частичное расстройство процесса овладения чтением (его технической и смысловой стороной). При Д. наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста, аграмматизм. Д. обусловлена несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и др.). Часто сопровождается (и вызывается) нарушением устной речи. Устраняется в процессе комплексной логопедической работы по нормализации устной речи, письма и чтения (см. Логопедия).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

-------------------

См. также Логопедия

ДИСНЕЙ ДИСНИ (DISNEY), УОЛТ

ДИСНЕЙ ДИСНИ (DISNEY), УОЛТ (полное имя Уолтер Элайс Дисней) - (1901-66)

- американский режиссёр, художник-мультипликатор, продюсер. В сериях "Микки-Маус" и "Наивные симфонии" Д. проявил изобретательность, выдумку и остроумие. Короткометражные мультфильмы были образцами точного и динамичного построения сюжета, умения создавать характеры героев, применения операторских приёмов. В 1937 вышел первый полнометражный фильм "Белоснежка и семь гномов", пользующийся популярностью и у современных зрителей. Особенно человечным получился фильм "Бэмби" (1942), поставленный по сказке австрийского писателя Ф. Зальтена. Поэтический рассказ о детстве и юности оленёнка, о его познании мира и постепенном приходе к зрелости особенно отчётливо показал умение Д. очеловечивать зверюшек, придавать им черты человеческих характеров.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 355)

ДИСПУТ

ДИСПУТ - см. Полемика

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ - по защите докторских или кандидатских диссертаций

- присуждает учёную степень кандидата наук и представляет в Высшую аттестационную комиссию Рос. Федерации материалы для присуждения учёной степени доктора или кандидата наук.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

ДИССЕРТАЦИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ (лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - квалификационная н.-и. работа, содержащая совокупность результатов научных исследований для публичной защиты на соискание учёной степени (в Рос. Федерации - кандидата или доктора наук). Д. должна свидетельствовать о личном вкладе соискателя в науку. Соискатель должен иметь публикации по теме Д. и может представить Д. в виде научного доклада по результатам ранее опубликованных исследований, фундаментального учебника и т.п. Процедура представления Д. к защите определяется "Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и присвоения научным работникам учёных званий" Высшей аттестационной комиссии Рос. Федерации.

В Рос. Федерации информация о защищённых Д. публикуется (с 1958) в "Каталоге кандидатских и докторских диссертаций..." Рос. государственной библиотеки и Центральной научной медицинской библиотеки (имеются разделы по педагогическим и психологическим наукам).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72-73)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Distance education) - международный термин, иногда трактуемый как "образование на расстоянии". Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом.

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 10)

-------------------

См. также Тьютор

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСТЕРВЕГ (DIESTERWEG), ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 74)

Предыдущая страница Следующая страница