Педагогический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИМ"-"ГОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГИМ"-"ГОС")

ГИМНАЗИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИМНАЗИЯ

ГИМНАЗИЯ - среднее общеобразовательное учреждение, которое

- реализует основные и дополнитеьные общеобразовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся (по предметам преимущественно гуманитарного профиля);

- способствует профессиональной ориентации учащихся и их подготовке к продолжению образования.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 29)

-------------------

См. также Гимназии, Гимназия академическая

ГИМНАЗИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ

ГИМНАЗИЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ (гр. gymnasion) - первая в России государственная светская общеобразовательная школа. Открыта в г. Петербурге (1726 г.) для подготовки молодежи в Академический университет. Первоначально состояла из 2-х отделений: немецкого (3 г. обучения) и латинского (2 г. обучения). Занятия в Г.а. вели акдемики и студенты Академического университета. Основные дисциплины филол. цикла: латинский, греческий, немецкий, французский языки, риторика, логика, чтение античных авторов, арифмметика, история, география, рисование. Своего расцвета Г.а. достигла в то время, когда ее возглавил М.В. Ломоносов (1758-1765 гг.). Благодаря коренной перестройке системы образования и воспитания под его руководством Г.а. достигла значительных успехов.

(Глоссарий современного образования. Под редакцией В.И. Астаховой и А.Л.Сидоренко. - Харьков, 1998. С. 41-42)

-------------------

См. также Академическая гимназия, Гимназия

ГИНКУЛОВ, ЯКОВ ДАНИЛОВИЧ

ГИНКУЛОВ, ЯКОВ ДАНИЛОВИЧ (1800-1870) - молдавский педагог, филолог, деятель просветительского движения Бессарабии. Директор первой ланкастерской школы в Кишинёве (1824), участвовал в создании начальных школ. С 1830 в С.-Петербурге; в 1839-65 возглавлял кафедру валахо-молдавского языка в университете (профессор с 1855). Сторонник теории взаимного обучения. По учебникам Г. ("Начертание правил валахо-молдавской грамматики", 1840) св. 50 лет велось преподавание родного языка в учебных заведениях Бессарабии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Г. негативно сказывается на взаимоотношениях с окружающими, приводит к снижению самооценки и школьной успеваемости, несмотря на то, что общий уровень интеллектуального развития детей, страдающих Г., обычно соответствует норме. Первые проявления Г. наблюдаются в дошкольном возрасте. Распространённость Г. среди школьников составляет 3-5%, среди мальчиков она встречается значительно чаще, чем среди девочек. Причины Г. изучены недостаточно. Установлено, что в большинстве случаев имеет место органическое поражение ЦНС, которое может быть обусловлено как наследственными (генетическими) факторами, так и неблагоприятными условиями развития (патология беременности, инфекции, травмы и т.п.). Диагностика Г. находится в компетенции специалистов, умеющих отличить данный синдром от иных болезненных состояний (неврозов, психопатий, задержки психического развития и др.), а также от индивидуальных особенностей темперамента ребёнка. Дети, страдающие Г., требуют особого педагогического подхода - дозирования учебных нагрузок, рациональной смены видов деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 52)

ГИПЕРОПЕКА

ГИПЕРОПЕКА - чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам. При Г. ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности и в результате теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, всегда ждёт помощи от взрослых, прежде всего от родителей. У ребёнка развивается т.н. выученная беспомощность - реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

В целом Г. свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определённым кругом контактов, решившим посвятить свою жизнь ребёнку.

Г. чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. Она также свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. Особая разновидность Г. встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. В этом случае вокруг ребёнка создаётся ореол исключительности и нередко - обстановка вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный более на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учёт эмоциональных нужд и возрастных потребностей ребёнка.

Распространённый мотив Г. - существование у родителей постоянного чувства страха за ребёнка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие. Основное неблагоприятное влияние Г. заключается в передаче избыточного беспокойства детям, психологическое "заражение" их не свойственной возрасту тревогой. Это порождает у них зависимость, инфантилизм, неуверенность в себе, задержку развития навыков общения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 52-53)

ГИПНОПЕДИЯ

ГИПНОПЕДИЯ (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение) - обучение во время естественного сна. Первая попытка Г. предпринята в США Д.А. Финнеем (1823). Отечественный опыт поставлен в 1936 А.С. Свядощем. Экспериментальные данные указывают на то, что проблемы Г., в т.ч. её воздействие на детский организм недостаточно ясны. Очевидно, что Г. не может заменить естественный педагогический процесс и должна применяться для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные языки, формулы и т.п.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГИПОТЕЗА

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Г. проверяется практикой. Обоснованная и подтверждённая опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Использование Г. в школьном обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

-------------------

См. также Рассуждение

ГЛАВНАУКА

ГЛАВНАУКА - Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями Наркомпроса РСФСР, государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды культуры в 1921-30. В задачу Г. входили развитие и материальное обеспечение сети научных и художественных учреждений, подготовка научных кадров, организация съездов и конференций, распространение научных знаний и художественной культуры, развитие краеведческого движения, учёт, охрана, реставрация историко-художественных памятников. Под руководством Г. объединялись (1925) академии и учебные заведения, научно-исследовательские учреждения теоретического профиля, фундаментальные и научные библиотеки, музеи, заповедники, ботанические сады, краеведческие организации, государственные академические театры, музыкальные учреждения. В 1930 Г. преобразована в сектор науки Наркомпроса РСФСР (действовал до 1933).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛАВНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА

ГЛАВНЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА - в России начальные школы повышенного типа для детей из всех свободных сословий. По Уставу 1786 организованы в 25 губернских городах. Содержались на средства приказов общественного призрения. Обучение было бесплатным. В Г.н.у. имелось 4 разряда - класса с 5-летним обучением (старший класс - двухгодичный) и 2 ступени обучения (по 2 года). На 2-й ступени учащиеся получали педагогическую подготовку для преподавания в малых народных училищах. В 1804 преобразованы в гимназии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учреждён 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учреждён в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ

ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ - Главное управление политического просвещения Наркомпроса РСФСР, координационный центр политико-воспитательной работы, 1920-30, Москва. Учреждён декретом СНК от 12 ноября 1920 на базе Внешкольного отдела Наркомпроса. В структуре Г. работал Гл. комитет политико-просветительской работы, в который входили представители ЦК коммунистической партии, комсомола, профсоюзов и пр. В ведении Г. находились библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома, внешкольные учреждения. Г. проводил ликвидацию неграмотности, занимался лекционной работой, художественной самодеятельностью, распространением печати и др. К системе Г. относились совпартшколы, комвузы, коммунистические университеты и др. Печатный орган Г.: журнал "Коммунистическое просвещение" (1920-90). В 1930 Г. реорганизован в сектор массовой работы Наркомпроса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

-------------------

См. также Образование взрослых

ГЛАВПРОФОБР

ГЛАВПРОФОБР - Главное управление профессионального образованием РСФСР (1920-30). Учреждён в составе Наркомпроса РСФСР как комитет (название менялось) с целью координации деятельности ведомств по подготовке кадров специалистов и рабочих, организации сети учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования и рабфаков, разработки для них учебных планов и программ. Одновременно с его созданием принята "Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". При Г. действовал Совет профессионального образования из учёных и представителей НКП, ВСНХ, ВЦСПС, ВЛКСМ и других организаций. Г. издавал ряд журналов, в т.ч. "Жизнь рабочей школы" (1923-30), "Массовое профессиональное образование" (1927-29), "Профтехническое образование" (1930). Г. возглавляли А.В. Луначарский, О.Ю. Шмидт, Е.А. Преображенский, В.Н. Яковлева, И.И. Ходоровский, А.Я. Вышинский. В конце 1929 подготовка квалифицированных рабочих, среднее и высшее профессиональное образование переданы ВСНХ и отраслевым ведомствам. В 1930 Г. упразднён.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛАВСОЦВОС

ГЛАВСОЦВОС - Главное управление социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР (1921-30). Учреждён с целью защиты детства, в его ведении находились детские дома, дошкольные учреждения и другие учреждения. Г. руководил деятельностью массовых школ 1-й и 2-й ступеней, опытных станций и опытно-показательных школ, а также методическим обеспечением, разработкой учебных программ и планов, составлением учебников и учебных пособий для общеобразовательных учебных заведений всех типов. Г. занимался обобщением передового педагогического опыта и повышением квалификации работников социального воспитания, проводил съезды и конференции, издавал научно-методические журналы, в т.ч. "Политехнический труд в школе". Г. возглавляли В.А. Невский, О.Л. Бем, Н.Н. Иорданский, М.С. Эпштейн. В 1930 Г. был упразднён, а его функции перешли к сектору массовой политико-просветительской и школьной работы Наркомпроса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛАДКИЙ, ЮРИЙ НИКИФОРОВИЧ

ГЛАДКИЙ, ЮРИЙ НИКИФОРОВИЧ (р. 1943) - д-р географических наук (1982), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Удмуртская Республика, Глазов, ул. Первомайская, 5. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ГЛЕБОВ, ИГОРЬ

ГЛЕБОВ, ИГОРЬ - см. Асафьев, Борис Владимирович

ГЛЕЙЗЕР, ГРИГОРИЙ ДАВЫДОВИЧ

ГЛЕЙЗЕР, ГРИГОРИЙ ДАВЫДОВИЧ (р. 1934) - д-р педагогических наук (1985), профессор (1986), действительный член РАО (1993; Отделение общего среднего образования).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГЛЁККЕЛЬ (GLOCKEL), ОТТО

ГЛЁККЕЛЬ (GLOCKEL), ОТТО (1874- 1935) - австрийский педагог. В 1919- 1920 второй статс-секретарь по просвещению. С 1920 руководил городским школьным советом Вены. Разработал (совместно с группой педагогов) проект школьной реформы в Австрии, был инициатором создания Педагогического института Вены (1922). По инициативе Г. принят Закон о главной и средней школе (1927), распространивший принципы единой школы на посленачальное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (globalization of education) - процесс создания всемирной единой унифицированной системы образования, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами. Термин "глобализация образования" не соотносим с термином "глобальное образование", не означает его результат.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 282-283)

-------------------

См. также Болонский процесс, Международное сотрудничество в области образования

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-е гг. как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном многокультурном мире. В российской педагогике термин употребляют при раскрыти проблематики поликультурного воспитания и образования. Это образовательно-воспитательная концепция, ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 202-203)

-------------------

См. также Глобализация образования, Поликультурное воспитание

ГЛОРИОЗОВ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГЛОРИОЗОВ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1901-78) - химик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), заслуженный учитель школы РСФСР (1955). С 1919 преподавал в сельской школе и школах Москвы. С 1943 в системе АПН. Один из авторов учебников и методических пособий по неорганической химии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ - словарь к к.-л. тексту, преимущнственно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - совокупность направлений в психологии 20 в., предметом исследования которых являются т.н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, противопоставляемые процессам на "поверхности" сознания (психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, "индивидуальная психология" А. Адлера, неофрейдизм, эгопсихология и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

ГЛУХОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЛЮК (GLUCK), ЭРНСТ

ГЛЮК (GLUCK), ЭРНСТ (1652-1705) - немецкий педагог-пиетист. С 1673 в Риге; с 1683 пастор в Мариенбурге (ныне г. Алуксне в Латвии). Основал народные школы для латышей (1683), впервые в Лифляндии осуществил подготовку учителей для крестьянских школ. Перевёл на латышский язык катехизис (1680), Библию (1685-94), составил азбуку (1681). Подготовил к изданию на немецком, русском и других языках педагогические труды Я.А. Коменского. С 1703 по поручению Петра I возглавил в Москве школу, именовавшуюся гимназией Г.; после смерти Г. она преобразована в школу иностранных языков (прекратила существование в 1715).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349-350)

ГНЕВ

ГНЕВ - эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к миру, согласию и взаимной братской любви. В отличие от негодования, Г. предполагает применение насильственных мер для восстановления справедливости и осуществления мести по отношению к обидчикам. Например, для Аристотеля пороком является не сама эмоция Г., а такое свойство характера, как "гневливость". Того, кто не способен испытывать Г., Аристотель приравнивает к глупцу, а того, в ком Г. избыточен, относит к людям, не умеющим прощать. Злокачественные формы Г.: "желчность" и "злобность".

Умение сдерживать Г. признаётся в Евангелии одним из осн. достоинств праведника, поскольку "Гнев человека не творит правды Божией". В традиции восточного христианского аскетизма Г. является третьим из восьми греховных страстей или помыслов. Эмоция Г. всецело, хотя и кратковременно, вытесняет любовь к ближнему и к Богу, её заповедавшему (см. Заповедь любви). В новоевропейской философии 17 в. преобладала трактовка Г. не как порока или греха, а как аффекта, свойственного природе человека. В современной психологии эмоция Г. рассматривается как нормальная психическая реакция. Этические аспекты принимаются во внимание лишь в ситуациях, когда Г. оказывается связан со злокачественными формами агрессивности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 54)

ГНЕДИН, ДМИТРИЙ ТИТОВИЧ

ГНЕДИН, ДМИТРИЙ ТИТОВИЧ (1818-1885) - земский деятель и просветитель. В 40-х гг. основал в своём доме (Екатеринославская губерния) школу для крестьянских детей, в которой преподавал вместе с женой. Помогал барону Н.А. Корфу в организации земской начальной школы. После отъезда Корфа за границу возглавил школьное дело (с 1872 председатель уездного училищного совета). В 1883 открыл Гнединское ремесленное училище.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГНЕСИНА, ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА

ГНЕСИНА, ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА (1874-1967) - пианист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сестра композитора М.Ф. Гнесина. Одна из основателей (1895; вместе с сёстрами Евгенией и Марией) музыкальной школы, директор музыкального училища (с 1936; с 1944 Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГНОМ И Д.

ГНОМ И Д. - издательство, Москва. Развивающая (для дошкольников, в т.ч. по логопедии), учебная, психологическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ГОББС (HOBBES), ТОМАС

ГОББС (HOBBES), ТОМАС (1588-1679) - английский философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, создал законченную систему механистического материализма. В учении о познании пытался соединить эмпирико-сенсуалистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический) методы. Считал основой познавательной деятельности ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Осн. орудием познания признавал язык, который выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения. Идеи Г. об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на педагогическую мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в других людях те же представления, которые имеет учитель.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОВАРД-ПЛАН

ГОВАРД-ПЛАН - система индивидуализированного обучения. Возник в 1920 по инициативе руководительницы Говардской женской средней школы (Лондон) М.О. Брайен-Харрис на основе идей М. Монтессори. Г.-п. предполагал повышение гибкости и подвижности распределения учащихся по учебным группам - одна и та же ученица могла заниматься разными учебными предметами в составе различных групп. Особенностью Г.-п. было также сочетание "горизонтальной" группировки учащихся в начальных классах и "вертикального" деления на несколько больших групп (домов) на средней ступени обучения. Преобладала самостоятельная индивидуальная работа, дополнявшаяся групповыми занятиями с учителем и индивидуальными консультациями по ходу выполнения заданий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 54)

-------------------

См. также Монтессори, Мария

ГОГЕБАШВИЛИ, ЯКОВ

ГОГЕБАШВИЛИ, ЯКОВ (1840-1912) - грузинский педагог, основоположник научной педагогики в Грузии, публицист, детский писатель. Соратник И. Чавчавадзе и А. Церетели. По инициативе Г. в 1879 осн. Общество по распространению грамотности среди грузин. Автор мн. учебников для народных школ и детских книг на родном языке: "Грузинская азбука и первая книга для чтения" (1865), "Ключ к природе" (1868; переиздавалась до 1913) и др. Разработал методику преподавания русского языка в грузинской школе. В 1960 в Грузии учреждена медаль им. Г., которой награждаются работники образования. С 1969 проводится республиканский праздник знания "Якобоба".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛАНТ, ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ГОЛАНТ, ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1888-1971) - педагог. С 1912 преподавал в частной гимназии. В 1918-28 вёл работу по ликвидации неграмотности. Автор учебных пособий и книг для чтения взрослых, в т.ч. букваря "Будем учиться" (12 изд., 1930).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛИКОВ

ГОЛИКОВ - см. Гайдар, Аркадий Петрович

ГОЛИЦЫН, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ГОЛИЦЫН, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1773-1844) - князь, почетный член Петербургской АН (1826). С 1803 обер-прокурор Синода. С 1813 председатель рос. Библейского общества. Министр образования (1817-24). При нём усилился клерикальный характер организации народного образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛОВИН, МИХАИЛ ЕВСЕВЬЕВИЧ

ГОЛОВИН, МИХАИЛ ЕВСЕВЬЕВИЧ (1756-1790) - математик, адъюнкт (1776), поч. член (1786) Петербургской АН. Племянник М.В. Ломоносова. С 1783 преподавал в Петербургском главном народном училище, Смольном институте, Пажеском корпусе, Учительской семинарии, где создал первый в России учебный физический кабинет. Разработал методику обучения и составил оригинальные и переводные учебные руководства для народных училищ по арифметике (ч. 1-2, 1783-84), геометрии (1786), физике (1785), механике (1785), астрономии (1789), архитектуре (1789).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛОВИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

ГОЛОВИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1889-1954) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1944), заслуженный учитель школы РСФСР (1943). Продолжал и развивал просветительские традиции русских земских педагогов. В Чебаковской школе (Ярославская область), ставшей под руководством Г. (1917-51) образцовой (признана в 1933 лучшей в РСФСР), разработал (совместно с женой Ю.Ф. Головиной) эффективную систему обучения и воспитания сельских школьников, осн. на методике развития познавательной активности каждого ученика. Автор букваря (8 изд., 1937-44), составленного на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛОВНИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОЛОВНИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1821-1886) - государственный деятель, поч. ч. Петербургской АН (1861). С 1861 управляющий, в 1862-66 министр народного просвещения. Под его руководством проводилась реформа высшего и среднего образования. В 1863 преобразовано центральное управление министерства, причём цензурное управление было передано в министерство внутренних дел. Усилена власть попечителей в управлении учебными округами и ликвидирована административная зависимость низших училищ от средних. Учреждены: университетский Устав 1863, Устав средних учебных заведений 1864, Положение о начальных народных училищах 1864. Созданы Новороссийский университет (Одесса), учительские семинарии и др. Г. также занимался вопросами учебной политики в Царстве Польском, в Западном крае, в прибалтийских губерниях (учреждён новый устав Дерптского университета 1865). Выступал за широкое обсуждение деятельности МНП, публиковал выдержки из отчётов попечителей и ревизоров о состоянии училищ, проекты и др. В 1864 начато издание Сборников постановлений и распоряжений министерства. Автор многочисленных записок и предложений по совершенствованию народного просвещения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОЛУБКОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОЛУБКОВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1880-1968) - педагог, филолог, действительный член АПН РСФСР (1950). Основатель и руководитель кафедры методики преподавания литературы и русского языка в МГПИ им. В.И. Ленина (1933). В "Методике преподавания литературы" (1938; 7 изд., 1962) обобщил опыт дореволюционной и советской школы, характер взаимоотношений литературы с другими дисциплинами, обосновал последовательно-концентрическое построение курса, изменение на каждом этапе обучения не только содержания и задач, но и методических приёмов обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 63)

ГОЛЬДЕНБЕРГ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГОЛЬДЕНБЕРГ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1837-1902) - математик-методист, один из основоположников методики начальной арифметики. Преподавал в частных учебных заведениях; на Лубянских женских курсах, на курсах П.Ф. Лесгафта и других педагогических курсах. В 1879-82 издатель и редактор журнала "Математический листок". Разработал и обосновал метод изучения арифметических действий, положенный в основу "Методики начальной арифметики" (1885; 25 изд., 1925). Считая задачи не целью, а средством обучения, реформировал арифметические задачники, исключив из них задачи схоластического, искусственного характера; предпринял попытку классификации арифметических задач ("Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике", ч. 1-2, 1885; 39 изд., 1902).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОМЕОСТАЗ

ГОМЕОСТАЗ (гомео - от греч. hоmoios - подобный и греч. stаsis - неподвижность, состояние) - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость осн. функций организма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 54)

ГОНЧАРОВ, ВАСИЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

ГОНЧАРОВ, ВАСИЛИЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1896-1955) - математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Преподавал в учебных заведениях Харькова и Москвы, вёл научно-исследовательскую работу в Парижском университете (1926- 1928). В 1944-55 заведовал сектором математики Института методов обучения АПН РСФСР. Разработал новое содержание вычислительной работы в школе, создал оригинальную систему упражнений, обосновал необходимость изучения в курсе математики алгебраической символики, сформулировал важнейшие методические рекомендации по курсу алгебры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350)

ГОНЧАРОВ, НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ

ГОНЧАРОВ, НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ (1902-1978) - педагог, действительный член АПН РСФСР (1955), АПН СССР (1968). Вёл научно- педагогическую работу в Калужском педагогическом институте, ВКИПе, Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. М. Тореза. В 1955-63 вице-президент АПН РСФСР. Автор работ по методологии педагогики, теории воспитания и обучения, истории отечественной и зарубежной педагогики и школы, ряда учебников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 350-351)

-------------------

- выдающийся методолог и историк педагогики.

(Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. С. 32-33)

-------------------

См. также Шамова, Татьяна Ивановна

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА, МИННА КАРЛОВНА

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВА, МИННА КАРЛОВНА (1840-1931) - деятель профессионального образования, первая русская женщина-статистик, писательница. Организатор женского профессионального образования. С середины 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению женским ремёслам Московского общества распространения технических знаний при Политехническом музее в Москве.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ГОРБУНОВ), ИВАН ИВАНОВИЧ

ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ГОРБУНОВ), ИВАН ИВАНОВИЧ (1864-1940) - издатель и педагог, сторонник идей свободного воспитания и последователь Л.Н. Толстого. В 1885- 1925 редактор и руководитель (с 1897) издательства "Посредник". Издавал народную и детскую литературу (серия "Для детей и юношества", с 1898; "Азбука-картинка...", в соавторстве, 1894, 19 изд., 1917; географическая хрестоматия "Кругом света", ч. 1-2, 1901-08, ч. 1, 8 изд., 1914; книги для чтения в школе и дома и др.). Редактор журналов "Свободное воспитание" (1907-18) и "Маяк" (1909-18).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГОРДОН, ГАВРИИЛ ОСИПОВИЧ

ГОРДОН, ГАВРИИЛ ОСИПОВИЧ (1885 - середина 1930-х гг.) - педагог, профессор (1926). В 1921-25 преподавал в МГУ; в 1926-29 во 2-м МГУ (профессор, учёный секретарь Института научной педагогики). Член Научно-педагогической секции ГУСа (1921-30). Ученик и последователь П. Наторпа. Развивал идеи социальной педагогики. Разрабатывал методологические основы общеобразовательной политехнической трудовой школы. Предложил примерный план изучения истории в 7-летней школе как самостоятельного предмета (1928). В начале 30-х гг. необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГОРДОСТЬ

ГОРДОСТЬ - черта характера, выражающаяся в чрезвычайно высокой оценке человеком собственных достоинств. Г. может трактоваться и как добродетель, и как порок. Этические аспекты порочной Г. получили раскрытие в древнегреческой трагедии. Аристотель в своей теории пороков и добродетелей затрагивает сугубо нравственные проявления порочной Г., связанные с завышенной самооценкой. В восточно-христианской аскетической литературе Г. и предшествующее ей тщеславие венчают список восьми порочных помыслов и понимаются как две последовательные стадии стремления к собственному возвеличению. В отличие от противостоящей им добродетели "смирения", эти пороки характеризует непреодолимая потребность в показе, во-первых, своего превосходства над ближними и, во-вторых, независимости от Божеств. Гордый человек не признаёт слабости своей греховной природы и воспринимает себя как безусловное бытие, он стремится к полному "уничижению" ближнего или к ничем не ограничиваемому господству над ним. Поворот к антропоцентризму, секуляризации представлений о месте человека в мире, определявших с эпохи Возрождения облик европейской философии, привели к складыванию новоевропейской позитивной трактовки Г. Согласно этой трактовке, Г. стала пониматься как один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 54-55)

ГОРЕСЛАВСКИЙ, СТЕПАН ИВАНОВИЧ

ГОРЕСЛАВСКИЙ, СТЕПАН ИВАНОВИЧ (р. 1918) - кандидат педагогических наук (1961), член-корреспондент РАО (1968; Отделение общего среднего образования).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГОРЕЦКИЙ, ВСЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ

ГОРЕЦКИЙ, ВСЕСЛАВ ГАВРИЛОВИЧ (р. 1924) - д-р педагогических наук и профессор (1988), член-корреспондент РАО (1999; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, гл. редактор журнала "Начальная школа".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГОРИНЕВСКИЙ, ВАЛЕНТИН ВЛАДИСЛАВОВИЧ

ГОРИНЕВСКИЙ, ВАЛЕНТИН ВЛАДИСЛАВОВИЧ (1857-1937) - гигиенист, педиатр, один из первых отечественных учёных в области врачебного контроля за физическим развитием и воспитанием детей. Последователь П.Ф. Лесгафта. По инициативе Г. организованы: одна из первых отечественных биометрических лабораторий при Тенишевском училище в С.-Петербурге, кафедра по методике исследования физического развития на Высших курсах физического образования; первая кафедра физической культуры в Самарском университете, кафедра врачебного контроля в Московском институте физической культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Алтай, Горно-Алтайск, ул. Ленина, 1. Педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С.)

-------------------

http://www.gasu.ru/

См. также Университеты

ГОРНОЗАВОДСКИЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ

ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ - учебные заведения системы трудовых резервов (см. Трудовые резервы), образованы в 1949 для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения в школах - 10 мес. В 1956 имелось 53 горнопромышленных училища и 190 школ. По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) они преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 55)

-------------------

464(2)7

ГОРНФЕЛЬД, АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ГОРНФЕЛЬД, АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (1867-1941) - литературный критик (юрист по образованию). Все работы по поводу анализа, "толкования" литературного произведения - не методические работы, но по сути являются таковыми и могут быть полезны в методике преподавания литературы.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 42-44)

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА - повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены (1872) по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей. Принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста (с 1907 разрешено принимать девочек и вводить совместное обучение; первое женское Г.у. открыто в 1886 в Таганроге). Младшие отделения Г.у., дублировавшие начальные училища, не пользовались популярностью и к началу 20 в. были закрыты. Преподавались Закон Божий, чтение, письмо, русский язык и церковно-славянское чтение, арифметика, практическая геометрия, география и отечественная история с элементами всеобщей истории и географии, естественная история и физика, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязательных предметов - новые европейские и местные языки, музыка, гигиена, бухгалтерия и др. При мн. Г.у. учреждались различные профессиональные классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Постепенно вводилась предметная система преподавания. Обучение платное. Выпускники могли поступать в низшие профессиональные школы или на одно- и двухгодичные педагогические курсы. В 1909 было 992 Г.у. (132,5 тыс. учащихся). С 1912 Г.у. преобразовывались в высшие начальные училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 55)

-------------------

См. также Гимназии, Классическое образование, Пансионы, Толстой, Дмитрий Андреевич

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ

ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ - начальные школы в городах Западной Европы в 15-18 вв., возникли из слияния гильдейских школ и цеховых школ. Находились в ведении городских магистратов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 55)

ГОРСКИЕ ШКОЛЫ

ГОРСКИЕ ШКОЛЫ - созданы на Северном Кавказе по уставу МНП в 1859. Преподавание велось на русском языке. Преимущественным правом поступления пользовались дети зажиточной горской знати, для которых при школе открывались пансионы. Г.ш. были двух типов: начальные и окружные. Курс обучения в них строился на основе программ уездных училищ. В начальной Г.ш. изучались русский язык, арифметика, основы географии, Коран - для мусульман и Закон Божий - для православных. В программу окружных Г.ш. входили также русская грамматика, начальная алгебра и геометрия, всеобщая и русская история, география, рисование. Окончившие начальную Г.ш. могли поступать во 2-й класс гимназии, окружную - в 4-й класс без экзаменов. Первые начальные Г.ш. были открыты в Грозном, Усть-Лабе, Сухумкале, окружные - во Владикавказе, Нальчике и др. При Г.ш. в Нальчике существовало (1875-78) педагогическое отделение для лучших выпускников окружных школ; кроме общеобразовательных предметов преподавались педагогика, дидактика, методика преподавания русского языка, арифметики и письма. Владикавказская Г.ш. в 1868 была реорганизована в реальную прогимназию с пансионом. На базе Нальчикской Г.ш. в 1909 открылось Кабардинское реальное училище. После 1917 Г.ш. преобразованы в обычные школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 55)

ГОРЯЧКИН, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГОРЯЧКИН, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1895-1961) - физик, методист. Вёл научно-педагогическую работу в Московских педагогических вузах и научно-исследовательских институтах; в 1945-57 в Институте методов обучения АПН РСФСР. Автор учебников, учебных пособий и работ по методике преподавания физики в средней и высшей школе, методике и технике физического эксперимента, конструктор оригинальных физических приборов для школы. Премия АПН РСФСР (1948, 1949).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 351)

ГОСПИТАЛИЗМ

ГОСПИТАЛИЗМ - синдром психической и физической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребёнка вследствие дефицита общения с близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское учреждение (дом ребёнка, больницу и т.п.). Проявления Г. - запоздалое развитие движений, особенно ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера, а также низкие антропометрические показатели, рахит и др.

Впервые явления Г. описаны в 40-х гг. 20 в. Р. Спитцем, который был склонен интерпретировать Г. как результат разлучения ребёнка с матерью. Однако Г. может возникать и в условиях семьи, если матери равнодушны к своим детям и не уделяют им достаточного внимания.

Преодоление Г. возможно за счёт обогащения контактов ребёнка с родителями, а в случаях разлучения с родителями - за счёт создания многообразных контактов с персоналом детских учреждений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 55-56)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Москва, ул. Героев-Панфиловцев, 39. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

http://www.gask.countries.ru/

См. также Университеты

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ - центральный орган Наркомпроса РСФСР в 1917- 1918 (до середины марта 1918 в Петрограде, затем в Москве). Председатель - А.В. Луначарский. В её состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский и др. После создания Коллегии Наркомпроса (июнь 1918) реформировалась в выборно-представительный орган и сконцентрировалась на вопросах развития народного образования. Подготовила основополагающие документы по реформе образования: "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы". В 1919 на основе комиссии был создан Государственный учёный совет (ГУС).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 56)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве

- крупнейшая в Рос. Федерации библиотека по педагогике, психологии, образованию; международный депозитарий ЮНЕСКО по литературе в области педагогики и образования (с 1983). Осн. в 1925 как справочная библиотека при Наркомпросе РСФСР, в 1932 объединена с Центральной педагогической библиотекой при Наркомпросе РСФСР, в 1939 пополнилась литературой из библиотеки НИИ школ и переименована в Государственную библиотеку по народному образованию, с 1944 в системе АПН РСФСР (с 1991 - РАО), в 1945 ей присвоено имя К.Д. Ушинского, с 1970 современное название. В фондах 1,5 млн. единиц хранения (ок. 1,2 млн. отечественных и 14 тыс. иностранных книг, 265 тыс. отечественных и 180 тыс. иностранных журналов). Представлены собрания учебников и учебных пособий для общеобразовательных школ, программы и методические материалы, св. 750 педагогических журналов, коллекции букварей (в т.ч. факсимильное издание Азбуки Ивана Фёдорова, Львов, 1574; Букварь Кариона Истомина, М., 1694), и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.gnpbu.ru

См. также Библиотеки РФ

Предыдущая страница Следующая страница