Наши партнеры

Luboznaiki.ru - http://luboznaiki.ru/opredelenie/erp-sistema.html
https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Игры и приложения для android.

Педагогический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГИЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАБ"-"ГИЛ")

ГАБЛИЦ, КАРЛ ИВАНОВИЧ (КАРЛ ЛЮДВИГ)

ГАБЛИЦ, КАРЛ ИВАНОВИЧ (КАРЛ ЛЮДВИГ) (1752-1821) - естествоиспытатель, ботаник, путешественник. С 1758 в России. Осн. первые в России лесные школы в Царском Селе (1803) и Козельске (1805).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

-------------------

Р11(2)442.7л768

ГАЗМАН, ОЛЕГ САМОЙЛОВИЧ

ГАЗМАН, ОЛЕГ САМОЙЛОВИЧ (1936-1996) - педагог, член-корреспондент РАО (1992). В 1963-67 директор школы, заместитель начальника управления по воспитательной работе Всероссийского пионерского лагеря "Орлёнок" (близ Туапсе). С 1969 в системе АПН; одновременно в 1973-86 директор пионерского лагеря "Маяк" (под Москвой). Разрабатывал проблемы игры, гражданского воспитания, коммунарской методики, педагогики сотрудничества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГАЙДАР (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ГОЛИКОВ), АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ

ГАЙДАР (НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ГОЛИКОВ), АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941) - писатель, автор популярных произведений для детей и юношества: повести "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Военная тайна" (1935), "Судьба барабанщика" (1939), "Тимур и его команда" (1940) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ГАЙДЕНС

ГАЙДЕНС (англ. guidance, от guide - вести, руководить, направлять) - психолого-педагогическая консультативная служба в учебных заведениях США, помогающая личности в любых сложных жизненных ситуациях, а также в познании окружающего мира и в применении полученных знаний в учении, выборе профессии и развитии способностей. "Г." возникла в 19 в., получила наибольшее развитие с 20-х гг. 20 в. Помощь осуществляется по 3 направлениям: подбор учебных программ; профессиональная ориентация; изучение личности и руководство её развитием. Современные концепции "Г." строятся на принципах прагматистской педагогики, психоанализа и других теорий. В общеобразовательной школе "Г." включает 5 элементов (служб): оценочную (сбор информации о каждом учащемся и оценка его возможностей), информационную (обеспечение учащихся и их родителей всеми необходимыми сведениями учебного, профессионального и личностно-социального характера), "Каунслинг" (англ. counseling - консультирование; проведение различных консультаций и бесед по вопросам воспитания); службу устройств (направление учащихся в другие учебные заведения или на работу); контрольную (оценка эффективности "Г." на основе достижений учащихся в дальнейшей жизни). Для одарённых детей, детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также представителей различных этнических групп разрабатываются специальные программы.

Руководство "Г." осуществляет специальный отдел в масштабах всей страны и его подразделения - в штатах и округах. В средних школах за "Г." отвечает один из администраторов, а воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями ведёт каунслер (специалист-консультант). Специалистов для "Г." готовят в вузах (срок обучения 1-2 года) на базе высшего педагогического образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 49)

ГАЙОЗРЕКТОР( БАРАТАШВИЛИ) ГАЙОЗ

ГАЙОЗРЕКТОР( БАРАТАШВИЛИ) ГАЙОЗ (1746-1821) - педагог, дипломат. Ректор Тбилисской (1778-80) и Телавской (1782) семинарий. В 1784-93 член "Духовной комиссии Осетии", учреждённой для распространения христианства и просвещения. С 1793 архиепископ. Автор многочисленных сочинений, в т.ч. "Грамматики" (1789; издана в 1796- 1800) - одного из первых печатных учебников на грузинском языке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ГАЙСИНОВИЧ, САМУИЛ ЕВСЕЕВИЧ

ГАЙСИНОВИЧ, САМУИЛ ЕВСЕЕВИЧ (1903-1937 или 1939) - педагог, организатор и теоретик профессионально-технического образования, д-р педагогических наук, профессор, член ГУСа. Преподавал в вузах Москвы, заместитель директора (1931-37) НИИ политехнического образования. Разрабатывал вопросы содержания, форм и методов политехнического образования в общеобразовательных школах и школах ФЗУ. В полемике с А.К. Гастевым выступал за увеличение объёма общеобразовательных знаний и умений в подготовке рабочих. Предложил "операционный метод" трудового обучения. Труды по проблемам политехнизма и производственного обучения. Необоснованно репрессирован.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ГАЛАНИН, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ГАЛАНИН, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1886-1978) - педагог, физик, член-корреспондент АПН РСФСР (1944). Работал в научно-педагогических учреждениях Москвы, в т.ч. в Коммунистическом институте им. Я.М. Свердлова (1921-30), НИИ методов обучения АПН (1944-54). Автор работ по истории отечественной физики, по методике преподавания физики, мн. оригинальных физических приборов для школы. Популяризатор знаний по физике, технике, астрономии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346-347)

ГАЛАХОВ, АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

ГАЛАХОВ, АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ (1807-1892) - историк литературы, прозаик, педагог. Преподавал русский язык и словесность в женских и других учебных заведениях. Получил известность гл.о. благодаря своим учебным пособиям ("Полная русская хрестоматия", ч. 1-2, 1842; до 1918 выдержала 40 изданий; "Русская хрестоматия для детей", 1843; "Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка", 1848, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАЛКИН, ИЛЬЯ САВВИЧ

ГАЛКИН, ИЛЬЯ САВВИЧ (1989-1990) - ученый, преподаватель, 39-й ректор МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1943 г.), руководитель кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, автор учебников по истории для вузов и средней школы.

(Галкин И.С. Записки ректора Московского университета. - М., 2004. С. 3-15)

-------------------

Т1(2)71-8

ГАЛЬ (GAL), РОЖЕ

ГАЛЬ (GAL), РОЖЕ (1906-1966) - французский педагог. Участвуя в деятельности комиссии Ланжевена-Валлона по реформе образования во Франции (1945), разработал теоретические основы модернизации содержания школьного образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАЛЬПЕРИН, ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ

ГАЛЬПЕРИН, ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902-1988) - психолог, д-р педагогических наук (1965), профессор (1966), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Ученик Л.С. Выготского. С 1943 преподавал в МГУ. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Труды в области теории и методологии психологии, истории психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

-------------------

См. также Действие, Интериоризация

ГАЛЬТОН ГОЛТОН (GALTON), ФРЭНСИС

ГАЛЬТОН ГОЛТОН (GALTON), ФРЭНСИС (1822-1911) - английский психолог и антрополог. Член Лондонского королевского общества (1856). Разработал на основе экспериментальных и математических методов учение об индивидуально-психологических различиях, которое послужило основой дифференциальной психологии, а также конкретные методики диагностики психических качеств. Одним из первых начал экспериментальное изучение ассоциаций и образной памяти. Создал и усовершенствовал мн. методы психологического исследования. Антропометрические исследования Г. нашли применение в криминалистике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАММ (GAMM), ХАНС ЙОХЕН

ГАММ (GAMM), ХАНС ЙОХЕН (р. 1925) - немецкий педагог. Один из ведущих представителей социально-критической педагогики. Автор работ по общей педагогике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД (МАХАТМА)

ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД (МАХАТМА) (1869-1948) - лидер и идеолог национально-освободительного движения в Индии. В организованных им колони- ях для индийских поселенцев и африканцев осуществлял новые принципы воспитания и обучения детей. Выдвинул программу, предусматривавшую комплекс политических и социально-экономических преобразований. Разработал (1937) проект организации основного (7-летнего) начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАНЕЛИН, ШОЛОМ ИЗРАИЛЕВИЧ

ГАНЕЛИН, ШОЛОМ ИЗРАИЛЕВИЧ (1894-1974) - педагог, историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Преподавал в ЛГПИ им. А.И. Герцена (1924-72), ЛГУ (1931-47) и др., в 1945-60 работал в системе АПН РСФСР. Разрабатывал методологические проблемы теории и истории педагогики, дидактики, методики воспитания и обучения. Участвовал в написании трудов: "Основные вопросы советской дидактики" (1929), "Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в." (2 изд., 1954), "История педагогики и современность" (1970) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАНСБЕРГ (GANSBERG), ФРИЦ

ГАНСБЕРГ (GANSBERG), ФРИЦ (1871- 1950) - немецкий педагог, сторонник идей трудовой школы. Составил многочисленные методически проработанные книги для чтения, среди которых хрестоматия "У нас дома" (1905; переиздана, в т.ч. в 1954), пособия по развитию речи для немецкой народной школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАНЬЕ (GAGNE), РОБЕРТ МИЛС

ГАНЬЕ (GAGNE), РОБЕРТ МИЛС (р. 1916) - американский психолог. Директор Центра по исследованию личности и обучения (1953-58), Американского института исследований (1962-66); профессор мн. университетов США. Под руководством Г. проведены исследования по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков, а также ряд исследований в области инженерной психологии. Работы Г. оказали влияние на развитие когнитивного подхода в педагогической психологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАРАДЖА, ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ГАРАДЖА, ВИКТОР ИВАНОВИЧ (р. 1929) - д-р философских наук (1969), профессор (1971), действительный член РАО (1995; Отделение образования и культуры), профессор МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГАРДНЕР (GARDNER), МАРТИН

ГАРДНЕР (GARDNER), МАРТИН (р. 1914) - американский писатель, популяризатор науки. Основатель (середина 50-х гг.), автор и ведущий (до 1983) рубрики "Математические игры" журнала "В мире науки" (США). Среди произведений Г. философские эссе, очерки по истории математики, математические фокусы и "комиксы", научно-популярные этюды, рассказы, задачи на сообразительность, статьи и книги по занимательной математике.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ

ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ - в России низшие военно-учебные заведения при войсковых гарнизонах для обучения детей солдат грамоте и ремёслам. Учреждены Петром I в 1721. В 1732 в Г.ш. обучалось 4 тыс. учащихся. В 1758 все дети солдат причислялись к военному ведомству и распределялись по Г.ш. В 1798 с учреждением в Петербурге Военно-сиротского дома Г.ш. переименованы в военно-сиротские отделения (16, 4 тыс. чел.), а в 1805 - реорганизованы в кантонистские школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 49)

-------------------

Ц4,8(2)398

ГАРНИШ ХАРНИШ (HARNISCH), ХРИСТИАН ВИЛЬГЕЛЬМ

ГАРНИШ ХАРНИШ (HARNISCH), ХРИСТИАН ВИЛЬГЕЛЬМ (1787-1864) - немецкий педагог, организатор учительского союза в Бреслау. Содействовал распространению методов И.Г. Песталоцци в Германии. Разработал курс мироведения и учебное пособие к нему для немецких школ. Основал и редактировал первый в Германии профессиональный журнал "Школьный совет на Одере" (1814-20), а также журнал "Народный учитель" (1824-28).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАРТЛИ ХАРТЛИ (HARTLEY), ДЕЙВИД

ГАРТЛИ ХАРТЛИ (HARTLEY), ДЕЙВИД (1705-1757) - английский врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии. Распространил принцип ассоциации на объяснение всех психических процессов. Построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАСПРИНСКИЙ, ИСМАИЛ

ГАСПРИНСКИЙ, ИСМАИЛ (1851-1914) - деятель мусульманской культуры в России, педагог, писатель. С начала 70-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872-76 жил во Франции. В Стамбульском университете и Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации профессиональных переводчиков в Париже. По возвращении в Крым преподавал русский язык в начальных школах и медресе. С 1883 издавал газету "Терджиман" ("Переводчик"), первый еженедельник, отвечавший образовательным и культурным запросам мусульман в России. Как приложения к газете выходили журналы "Детский мир", "Женский мир". Выступал за реформу традиционного мусульманского образования. Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Педагогические и методические идеи реализовал в учебниках для начальной школы, составленных с учётом национальной специфики ("Учитель ребёнка", 1888; "Турецкая хрестоматия", 1894), а также в пособии "Книга для учителей" (1896). Автор ряда научно-популярных книг ("Страноведение", 1889; альманах "Знание - народу", 1901), энциклопедического сборника ("Издательство Исмаила") и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 347)

ГАСТЕВ, АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАУДИГ (GAUDIG), ГУГО

ГАУДИГ (GAUDIG), ГУГО (1860-1923) - немецкий педагог, один из создателей педагогики личности. С 1887 преподавал в различных гимназиях Германии, с 1900 руководил городской женской гимназией и женской учительской семинарией в Лейпциге. Разработал систему "свободного получения знаний": обучение гл.о. приёмам учебного труда, его планирования, методам образования и самообразования. Считал, что целью воспитания и самовоспитания может быть только свободная личность, а школа должна ориентироваться на интересы этой личности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

-------------------

См. также Педагогика личности

ГАФУРИ, МАЖИТ

ГАФУРИ, МАЖИТ (1880-1934) - башкирский и татарский поэт, основоположник башкирской советской литературы, педагог. Народный поэт Башкирской АССР (1923). Приобщение к русской и западноевропейской культуре считал наиболее перспективным путём национального развития. Автор первой светской детской хрестоматии на родном языке ("Национальные стихи", 1907, неоднократно переиздавалась), букваря для мектебов (1914), учебников и учебных пособий для начальной школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГАЮИ АЮИ (HAUY), ВАЛЕНТИН

ГАЮИ АЮИ (HAUY), ВАЛЕНТИН (1745-1822) - французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрёл рельефный шрифт упрощённых букв, технику книгопечатания и письма, географические карты и рисунки для слепых. Разработал методику обучения слепых детей. В 1784 в Париже открыл первую школу для слепых. В 1806-17 жил в России, в 1807 осн. в С.-Петербурге первый институт (учебное заведение интернатного типа) для слепых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГВОЗДЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ГВОЗДЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1892-1959) - филолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). С 1920 на научно-педагогической работе в средних и высших учебных заведениях, в 1944-59 профессор Куйбышевского педагогического института. Работы Г. по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистике стали основой разработанных им фундаментальных вузовских курсов: "Современный русский литературный язык" (ч. 1-2, 1958; 4 изд., 1973), "Очерки по стилистике русского литературного языка" (1952; 3 изд., 1965). Г. выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений, установил закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

-------------------

- областью интересов А.Н. Гвоздева-ученого были грамматика русского языка, фонетика и морфология, проблемы стилистики, исследования по детской речи.

(Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. - М., 2005. С. 4-5)

ГЕГЕЛЬ (HEGEL), ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ (HEGEL), ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831) - представитель немецкой классической философии. С 1801 профессор Йенского университета. В 1808-16 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 профессор философии в Гейдельбергском (до 1818) и Берлинском университетах. Создал систематическую теорию диалектики, в основе которой утверждение о том, что мир познаваем целиком, ибо адекватен мышлению как принципиально главному средству познания, обучения, воспитания. Осн. идеи психологической теории Г. представлены в крупных философских произведениях: "Феноменологии духа" и "Энциклопедии философских наук" и связаны с разработкой процессов становления сознания человека, формирования его личности. В педагогических воззрениях Г. отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕДОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕЗЕЛЛ (GESELL), АРНОЛЬД ЛУЦИЙ

ГЕЗЕЛЛ (GESELL), АРНОЛЬД ЛУЦИЙ (1880-1961) - американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства (1911-48; с 1930 её директор). В 1950 на основе клиники создан Гезелловский институт детского развития (Нью-Хейвен), в котором изучается онтогенез психики в тесной связи с клиническими педагогическими исследованиями. Разработал практическую систему диагностики психического развития ребёнка от рождения до юношеского возраста.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕЙНИКЕ (ХЕЙНИКЕ) (HEINICKE), САМУЭЛЬ

ГЕЙНИКЕ (ХЕЙНИКЕ) (HEINICKE), САМУЭЛЬ (1727-1790) - немецкий педагог. Предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению. Открыл (1778) в Лейпциге первый в Германии (платный) институт для глухих (ныне школа его имени).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕКСЛИ ХАКСЛИ (HUXLEY), ТОМАС ГЕНРИ

ГЕКСЛИ ХАКСЛИ (HUXLEY), ТОМАС ГЕНРИ (1825-1895) - английский естествоиспытатель, соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. член Петербургской АН (1864). В 1854-95 профессор Королевской горной школы. Секретарь (1871-80) и президент (1883-85) Лондонского королевского общества. Деятель школьной реформы 1870, сторонник научного направления в преподавании естествознания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕЛЬВЕЦИЙ (HELVETIUS), КЛОД АДРИАН

ГЕЛЬВЕЦИЙ (HELVETIUS), КЛОД АДРИАН (1715-1771) - французский философ, деятель Просвещения, идеолог революционной буржуазии. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Осн. сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке..." (издано в 1773; рус. пер. 1938). 4 осн. идеи Г.: врождённое равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕЛЬСИНГФОРССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМПЕРАТОРСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

ГЕЛЬСИНГФОРССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМПЕРАТОРСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ - высшее учебное заведение Великого княжества Финляндского. Осн. в 1640 шведской королевой Кристиной Августой как академия в г. Або. Первый статут утверждён в 1655; 4 факультета: богословский, медицинский, философский, юридический; в первый год обучалось 250 студентов. После присоединения Финляндии к Рос. империи (1809) академия пользовалась покровительством Александра I. После пожара 1827 переведена в Гельсингфорс и переименована в Имп. Александровский университет. В 1828 возобновились занятия, утверждён новый статут. Университет по форме организации представлял собой независимую корпорацию. Во главе стоял канцлер, назначавшийся императором. Канцлер утверждал ректора и назначал профессоров. Внутренними делами ведала ординарная консистория во главе с ректором. Обучение велось на шведском и финском языках, принимались выпускники средних учебных заведений после вступительных экзаменов. Допускался перевод из других университетов Рос. империи, но только для владевших шведским и финским языками. Продолжительность пребывания в университете не ограничивалась, слушание лекций было бесплатным, небольшая плата взималась за практические занятия. В 1915 в Г.у. было 3 тыс. студентов. При университете имелись общая (ок. 250 тыс. тт. и 2 тыс. рукописей) и русская (145 тыс. тт.) библиотеки, лаборатории, обсерватория, 3 музея, студенческий дом (осн. в 1870) и др. С 1917 после провозглашения независимости Финляндии - Хельсинкский университет.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от англ. gender в отличии от пол (sex) - половое воспитание с позиций гендерного подхода предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 136)

ГЕНДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ

ГЕНДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (р. 1930) - д-р философских наук (1973), профессор (1976), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГЕНЖЕР

ГЕНЖЕР - издательский дом, ООО, Москва. Педагогическая, учебно-методическая литература, школьные учебники, рабочие тетради.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius - дух) - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу Г. определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на Г. как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г. и творчества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

-------------------

См. также Одарённые дети

ГЕНОТИП

ГЕНОТИП - наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

ГЕОГРАФИЯ

ГЕОГРАФИЯ - учебный предмет, содержание которого составляют основы физической, социальной и экономической географии. Физическая Г. включает осн. понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботанической Г., зоогеографии, а также картографии и некоторых смежных с физической Г. естественных наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная Г. и экономическая Г. включают осн. понятия общей и региональной экономической и социальной Г., Г. населения, политической Г., а также важные понятия ряда экономических наук (экономики промышленности, сельского хозяйства и транспорта), демографии, истории народного хозяйства, этнографии и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

ГЕОРГИЕВСКАЯ, СУСАННА МИХАЙЛОВНА

ГЕОРГИЕВСКАЯ, СУСАННА МИХАЙЛОВНА (1916-1974) - писательница. В прозе для детей, сочетающей психологизм и лиризм, реальное и сказочное, Г. воссоздавала внутренний мир, богатство переживаний ребёнка. Повести "Отрочество" (1953), "Серебряное слово" (1955), "Тарасик" (1959), "Жемчужный остров" (опубликована в 1975) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АПОЛЛИНАРИЕВИЧ

ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АПОЛЛИНАРИЕВИЧ (1906-1985) - кинорежиссёр и сценарист, народный артист СССР (1948), действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Выступал за союз педагогики и культуры, считал эстетическое воспитание основой всестороннего развития личности; построил обобщённую модель отношений учителя и ученика в процессе нравственного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 348)

ГЕРБАРТ ХЕРБАРТ (HERBART), ИОГАНН ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРД, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

ГЕРД, АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (1841-1888) - педагог. С 1870 изучал работу исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швейцарии. В 1871-74 вместе с Ф.Ф. Резенером директор первой в России исправительной колонии для несовершеннолетних преступников (близ С.-Петербурга). В 70-80-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 преподавал в гимназии Оболенской; в 1882-88 председатель комитета Общества для доставления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам. В 1880-83 фактически руководил городскими школами, работая экспертом по учебной части при Петербургской городской училищной комиссии. Разработал систему преподавания естествознания в школе. Автор многократно переизданных школьных учебников по минералогии, зоологии, географии и по начальному курсу естествознания, а также определителей растений и минералов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЕРДЕР ХЕРДЕР (HERDER), ИОГАНН ГОТФРИД

ГЕРДЕР ХЕРДЕР (HERDER), ИОГАНН ГОТФРИД (1744-1803) - немецкий философ-просветитель, литератор, педагог. Ведущий теоретик движения "Буря и натиск", друг И.В. Гёте. В 1764-69 учитель в Домской (кафедральной) школе. В 1776 при поддержке Гёте занял в Веймаре должность суперинтенданта (главы протестантской церкви), в обязанности которого входило общее руководство и инспектирование школ. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры. Проблему воспитания гуманности осветил в гл. труде "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-91; полный рус. пер. 1977) и "Письмах о поощрении гуманности" (т. 1-10, 1793-97). Составил (1787) букварь и книгу для начального чтения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ

ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ (от греч. hermёneutikos - разъясняющий, растолковывающий) - философский подход и принцип научного исследования, требующий всестороннего, конкретно-исторического осмысленного и глубокого понимания сущности воспитания и обучения.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 123)

-------------------

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

-------------------

См. также Гуманизация образования

ГЕРОГОГИКА

ГЕРОГОГИКА - наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 28)

-------------------

См. также Геронтогогика

ГЕРОНТОГОГИКА

ГЕРОНТОГОГИКА - раздел андрагогики, научная область, занимающаяся изучением методов и закономерностей воспитания и образования, переквалификации и социализации в новых условиях пожилых людей. Впервые этот термин применен немецким историком просвещения К. Каппом. В качестве синонима употребляется термин - педагогика "третьего возраста" - раздел педагогики, разрабатывающий систему воспитания, образования и развития людей пенсионного возраста.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 145)

-------------------

См. также Андрагогика, Герогогика, Педагогика взрослых

ГЕРХАРДС

ГЕРХАРДС - см. Эразм Роттердамский

ГЕРЦЕН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГЕРЦЕН, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812-1870) - писатель, философ, публицист. В наследии Г. нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Г. интересовался педагогическими проблемами; его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции ("Записки одного молодого человека", 1840-41; "Опыт бесед с молодыми людьми", 1858; "Разговоры с детьми", 1859 и др.). Педагогические взгляды Г. определялись философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЕРШЕНЗОН, МИХАИЛ ОСИПОВИЧ

ГЕРШЕНЗОН, МИХАИЛ ОСИПОВИЧ (1869-1925) - известный пушкинист, методист, ученый, педагог. В преподавании литературы исходил из принципа интуитивизма и "медленного чтения".

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 35-41)

ГЕРШУНСКИЙ, БОРИС СЕМЁНОВИЧ

ГЕРШУНСКИЙ, БОРИС СЕМЁНОВИЧ (р. 1935) - д-р педагогических наук (1982), профессор (1988), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 461)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ГЕРЬЕ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ГЕРЬЕ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1837-1919) - историк, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1902). Член Государственного совета (1907). С 1865 преподавал в Московском университете; впервые в России ввёл систематические семинарские занятия по всеобщей истории. Организатор и руководитель (1872-1905) Высших женских курсов в Москве. Член "Союза 17 октября" (1906). Автор сочинений о Великой французской революции, средневековых деятелях католической церкви; лекций по всеобщей истории; статей по вопросам образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1887-1950) - русский философ, педагог. Преподавал в Петроградском, Томском, Берлинском и мн. зарубежных университетах. В конце 1921 эмигрировал в Германию, где завершил и издал на русском языке "Основы педагогики" (в 20-30-е гг. переведена на мн. европейские языки). Один из организаторов общественно-педагогического движения русской эмиграции, издания журнала "Русская школа за рубежом" (1923-31) и "Русская школа" (1934-1940). В 1947 завершил одну из наиболее значительных работ "Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики". В трудах Г. центральное место занимают этико-философские аспекты образования. Связывал образование с понятием культуры. Педагогику рассматривал как прикладную философию. Развивал идеи социальной педагогики. Г. - один из основоположников сравнительной педагогики 20 в. Автор труда "Русская педагогика в XX столетии" (1939; издана на сербском и итальянском языках), в котором подверг критике переход школьного дела в ведение государства, авторитаризм и принцип партийности в образовании. В 50-90-е гг. в странах Европы возрос интерес к наследию Г.; в г. Вадо Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Г.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

-------------------

- выдающийся представитель гуманистической педагогики российского зарубежья, философ, культуролог, правовед, филолог.

(Гессен. Сост. Осовский Е.Г. - М., 2004. С. 5)

ГЁТЕ (GOETHE), ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ

ГЁТЕ (GOETHE), ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ (1749-1832) - немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. поч. член Петербургской АН (с 1826). Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, традиции "воспитательного романа". В воспитании человека гл. место отводил самообразованию и самовоспитанию. Индивидуальное совершенствование считал неотрывным от формирования в человеке осознанного стрем- ления к улучшению всего общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГЕТЕРОХРОНИЯ

ГЕТЕРОХРОНИЯ (от греч. heteros - разнородный, chronos - время) - неодновременность. В применении к индивидуальному развитию термин предложен А.Н. Северцовым и означает неодновременность структурно-функционального созревания органов и их отдельных частей. Принцип Г. является основой теории системогенеза П.К. Анохина, согласно которой адаптивная жизнедеятельность организма на разных этапах онтогенеза обеспечивается объединением в единую систему созревших элементов различных органов. Принцип Г. обусловливает возрастную специфику функционирования отдельных физиологических систем и организма как целого.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50)

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt - образ, структура, форма) - направление в европейской (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшее принцип целостности (введённое Х. фон Эренфельсом понятие "гештальтов") в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Гл. представители - М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка провели исследования в области восприятия, объясняя целостный характер восприятия не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. Принципы Г. были перенесены затем на изучение мышления, а также личности (К. Левин). Представители Г. применили свои принципы к объяснению развития психики, в т.ч. и в детском возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления. Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения детского интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Исследования представителей Г. обогатили психологию новыми фактами, способствовали утверждению системного подхода к психическим процессам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 50-51)

ГЖЕГОЖЕВСКАЯ (GRZEGORZEWSKA), МАРИЯ

ГЖЕГОЖЕВСКАЯ (GRZEGORZEWSKA), МАРИЯ (1888-1967) - польский педагог и психолог, профессор Варшавского университета (1957-59). Основатель и директор (1921-60) Института специальной педагогики (с 1976 Высшая школа специальной педагогики им. Гжегожевской) и Государственного учительского института (1930-35) в Варшаве, редактор журнала "Специальная школа" (с 1924). Разработала теоретические основы специальной педагогики в Польше, автор трудов по тифло- и сурдопедагогике и другим разделам дефектологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГИЛФОРД (GUILFORD), ДЖОЙ ПОЛ

ГИЛФОРД (GUILFORD), ДЖОЙ ПОЛ (1897-1976) - американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели "структуры интеллекта" ("куб Г."), согласно которой интеллект может быть представлен тремя сторонами: операции, продукты и содержание мышления. Г. выступил инициатором разработки систем психологических тестов для изучения продуктивного мышления и творческих способностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 349)

ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ

ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ (от нем. Gilde - союз) - начальные школы в городах Западной Европы в 13-14 вв., создавались купеческими гильдиями. Гл. внимание уделялось обучению чтению, письму, счёту; религия занимала меньшее место, чем в церковных школах. В некоторых Г.ш. повышенного типа преподавались также грамматика, элементы риторики, геометрия. Преподавание велось на латинском или родном языках; обучение было платным. С упадком гильдий в 15-16 вв. Г.ш. сливались с цеховыми школами в городские школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 51)

Предыдущая страница Следующая страница