Наши партнеры

Voip спикерфон Yealink CP900.

Педагогический словарь
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОР"-"ВЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВОР"-"ВЯТ")

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Воронеж, Университетская пл., 1. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВОРОНОВА Л.А.

ВОРОНОВА Л.А. - см. Чарская, Лидия Алексеевна

ВОРОНОВ, АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ

ВОРОНОВ, АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ (1819-1875) - педагог, деятель образования, писатель. Один из основателей и вице-председатель (1859) Петербургского педагогического общества, председатель Фребелевского общества. Автор "Историко-статистического обозрения учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1853" в 2 ч. (1849-54; Демидовская премия, 1855) и трудов по истории русской педагогики. В память В. Петербургским комитетом грамотности учреждена медаль (1889).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1904-1994) - астрофизик, педагог, член-корреспондент АПН СССР (1947), заслуженный деятель науки РСФСР (1974). С 1934 преподавал в МГУ и других вузах. С именем В.-В. связано становление и развитие курса астрономии и методики его преподавания в отечественной средней школе. Автор учебника "Астрономия" (1935; 22 изд., 1968; переработанное издание выходило до 1985), учебных пособий по практической астрономии, научно-популярных книг.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 345-346)

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТАНИЕ АВТОРИТАРНОЕ

ВОСПИТАНИЕ АВТОРИТАРНОЕ - см. Авторитарное воспитание

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

-------------------

См. также Воспитание нравственное

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

-------------------

См. также Воспитание духовное

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ - систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ - см. Свободное воспитание

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25)

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В.т. - включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 23)

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ - формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕССКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕССКОЕ - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЕ - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 24)

ВОСПИТАННОСТЬ

ВОСПИТАННОСТЬ - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле В. означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле В. является неотъемлемым качеством интеллигентности. В. проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. В. формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 43)

ВОСПИТАТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В.р. реализуется воспитательный процесс.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 25-26)

-------------------

- вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97)

-------------------

См. также Методика воспитательной работы

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА - организация воспитательного воздействия на детей и подростков в условиях жилищно-бытовой среды. Место жительства объединяет детей и взрослых в их свободное время и создаёт условия для общения и совместной деятельности. В зависимости от местных условий окружающая микросреда может оказывать на своих жителей как положительное, так и негативное влияние. Большую роль играет инфраструктура микрорайона, например наличие в нём учреждений культуры (библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, дома творчества, клубы и т.д.) либо криминогенных мест (торговые точки с алкогольной продукцией, стихийные рынки и т.п.). По месту жительства дети объединяются в разновозрастные неформальные коллективы различной направленности (в т.ч. асоциальной и антисоциальной), выдвигают своих лидеров и соответственно совершают различные полезные или антиобщественные действия. Поэтому недооценка и ошибки воспитательной работы приводят к криминогенным ситуациям, правонарушениям и преступности несовершеннолетних. Наиболее благоприятная ситуация складывается, когда центром воспитательной работы в микрорайоне становится школа, взаимодействующая с семьёй, органами правопорядка и администрацией района. Осн. направления воспитательной работы: создание благоприятных условий и психологического климата для развития личности; профилактика отклоняющегося поведения, запущенности педагогической, безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступности. Работа по месту жительства по своим методам и формам организации тесно связана с дополнительным образованием.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 43-44)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. В.с. могут сложиться в отдельных учебных заведениях, населённых пунктах (микрорайон, село, город) и также в масштабах страны. По типу организации выделяются В.с. авторитарные и гуманистические. Любая В.с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие В.с. - педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы. Осн. критерием педагогической целесообразности В.с. является самочувствие ребёнка, его личностное развитие и умение педагогического коллектива наилучшим образом организовывать воспитательный процесс.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 44)

-------------------

- целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 98)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - совокупность природых и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 98)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПИТУЕМОСТЬ

ВОСПИТУЕМОСТЬ - подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 26)

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ - обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 415)

ВОСПРИЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40а. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА - Республика Башкортостан, Уфа-центр, ул. Мубарякова, 3. Психология, социальная работа, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социально-культурная деятельность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ - навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребёнка, его физическом и психическом развитии. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребёнок совершает непроизвольно и которые производят неприятное впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты и т.п. Причина их возникновения - недостаточное внимание родителей к поведению ребёнка. Предупреждение таких привычек требует привития ребёнку навыков опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения правил этикета.

Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на названные. Это сосание пальца, губы, грызение ногтей и т.п. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался чрезмерно строго либо, напротив, испытал дефицит родительского внимания. В таких случаях привычка становится ритуалом самоуспокоения и отвлечения от неприятных переживаний.

Для устранения В.п. необходимо терпеливое восполнение недостатка родительского внимания. Увлекая ребёнка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те переживания, которые породили неприятные действия. Такой подход оказывается гораздо эффективнее, чем запреты и наказания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В ШКОЛЕ

ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В ШКОЛЕ - разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизировать деятельность учителей, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализации личности педагога. В.т.к. могут объединять педагогов одного или разных предметов, создаваться внутри одной или разных школьных параллелей, на год или несколько лет в зависимости от поставленных задач.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

ВСЕМИРНАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА

ВСЕМИРНАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СРЕДА - информационное пространство. В.м.с. позволяет средствами Глобальной информационной среды осуществлять поиск и представление информации (звук, аудио- и видеоинформацию, элементы технологии виртуальной реальности и т.д.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает лёгкий доступ до нужного ресурса Всемирной сети (см. Интернет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

-------------------

См. также Интернет

ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ

ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ - см. Интернет

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - международный правовой акт. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Состоит из Преамбулы и 30 статей. В Декларации впервые в истории международных отношений определён круг осн. прав и обязанностей, подлежащих всеобщему соблюдению и уважению. Декларация исходит из того, что в основе всех прав человека лежит принцип равноправия, все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Декларация к правам человека относит элементарные права личности, гражданские, политические и экономико-социальные права. Под элементарными правами личности понимается право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. К политическим и гражданским правам относят право каждого на свободу мысли, совести, религии, на свободу убеждений и свободное их выражение и др.

Согласно Декларации, осуществление прав человека в экономической, социальной и культурной сфере необходимо для поддержания достоинства и свободного развития личности. Человек имеет право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и особую особую защиту материнства и младенчества, на образование и на участие в культурной жизни общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ -

всеобуч, всеобщее образование

- принцип организации народного образования - обучение всех детей и молодёжи определённого возраста в учебных заведениях, дающих учащимся установленный государством объём знаний и учебных навыков.

В.о. обеспечивается системой мероприятий: законодательных (установление обязательности обучения и возрастных норм обязательного обучения, общедоступности учебных заведений, бесплатности обучения и т.п.), материально-хозяйственных (финансирование школьного дела, планирование, формирование и развитие сети учебных заведений, их строительство, оборудование и пр., обеспечение учащихся питанием, а в определённых случаях - жильём, одеждой и др.), организационно-педагогических (определение численности и порядка комплектования контингентов учащихся, подготовка педагогических кадров, обучение учащихся на родном языке, издание и распространение учебной литературы и др.), программно-методических (обеспечение преемственности последовательных ступеней обучения и воспитания и единого уровня общеобразовательной подготовки в учебных заведениях различного типа).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

-------------------

См. также Обязательное обучение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВГБИЛ)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ВГБИЛ) - им. М.И. Рудомино в Москве

- Осн. в 1922, до 1991 Всесоюзная. Основатель и директор (1921-73) М.И. Рудомино. В фондах ок. 4,5 млн. единиц хранения на 142 языках мира (собрания старопечатных изданий 16-17 вв., редких изданий 18- 20 вв., собрание Н. Зёрнова, материалы по антифашистскому Движению Сопротивления, издания по языкознанию, страноведению, истории русского зарубежья). При библиотеке создано издательство "Рудомино".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.libfl.ru

См. также Библиотеки РФ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ - Москва, 4-й Вешняковский проезд, 4. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ (ВУС)

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ (ВУС) - профессионально-политическая организация. Осн. в 1905 как "Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования" с целью организации борьбы за политические свободы, созыва Учредительного собрания, демократизации и децентрализации народного образования. В 1906 насчитывалось 16 тыс. членов. Союз участвовал в Революции 1905-07, провёл 4 съезда (1905-07), осуществлял юридическую и материальную помощь учителям, в повышении их профессионального уровня (библиотеки, кружки, лекции), создавал экспериментальные учебные заведения, издавал литературу. В Центральное бюро съезда входили В.П. Вахтеров, В.В. Водовозов, В.А. Гердт, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др. Работали комиссии: литературная, педагогическая, по оказанию взаимопомощи. В 1908 союз прекратил деятельность и возобновил её в 1917 как ВУС (летом насчитывалось 150 тыс. членов), сохранив организационные и идеологические основы прежнего союза. В Совет вошли С.А. Золотарёв, Гердт, Вахтеров, Н.Н. Иорданский, А.П. Пинкевич, Чехов и др. ВУС играл значительную роль в деятельности созданного по его инициативе Государственного комитета по народному образованию Временного правительства. Руководство ВУСа не приняло Октябрьской революции, бойкотировало решения Наркомпроса, организовало забастовку учителей в 1917-18. В 1918 ВУС распущен как контрреволюционная организация, закрыты его печатные органы ("Известия ВУСа", "Петроградский учитель", "Народный учитель", "Учитель").

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45)

-------------------

См. также Учительские организации

ВСЕСВЯТСКИЙ, БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

ВСЕСВЯТСКИЙ, БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ (1887-1987) - педагог, методист-биолог, профессор (1938). С 1911 - учитель естествознания в школе. Положил начало юннатскому движению в Москве - организовал (1918) и руководил (до 1932) биологической станцией юных любителей природы (преобразованной затем в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева). Один из авторов первых программ по ботанике для средней школы, учебника для 5-6-х классов (1933; 12 изд., 1967) и методики преподавания ботаники (1936; 3 изд., 1941).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Идея В.р.л. возникла в эпоху Возрождения и получила различные интерпретации во мн. философских педагогических системах. Принцип В.р.л. являлся одним из ведущих в теории коммунистического воспитания, но в практике часто носил формализованный и декларативный характер. Наиболее часто всесторонне развитый человек характеризуется как талантливый и разносторонне образованный человек, способный к универсальной деятельности. В.р.л. осмысливается не только как идеальный результат, но и как процесс воспитания и саморазвития личности, её приобщения к культурным ценностям. В.р.л. может полноценно осуществляться только в тех цивилизованных обществах, где созданы условия для получения наилучшего образования и самостоятельного овладения культурой. Концепция В.р.л. приходит в определённое противоречие с научно-техническим прогрессом, который требует высокообразованных специалистов в к.-л. одной сфере науки и практики. Но это противоречие снимается, если понимать В.р.л. как способность сочетать общественно полезную производительную деятельность с исследовательской, культуросообразующей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 45-46)

ВУДВОРД (WOODWARD), КАЛВИН МИЛТОН

ВУДВОРД (WOODWARD), КАЛВИН МИЛТОН (1837-1914) - американский педагог, специалист в области трудового обучения и технического образования. В 1870-1910 декан политехнического факультета университета Вашингтона в г. Сент-Луис (шт. Миссури), профессор математики и прикладной механики. Считал основой школьного образования ручной труд, в практике обучения совмещал традиционные дисциплины с ежедневными обязательными занятиями ручным трудом. Пропагандировал в США в конце 19 - начале 20 вв. русскую систему производственного обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ВУЛЬФСОН, БОРИС ЛЬВОВИЧ

ВУЛЬФСОН, БОРИС ЛЬВОВИЧ (р. 1920) - д-р педагогических наук (1972), профессор (1991), член-корреспондент РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики), гл. научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВУНДЕРКИНДЫ

ВУНДЕРКИНДЫ (от нем. Wunder - чудо и Kind - ребёнок) - см. Одарённые дети

ВУНДТ (WUNDT), ВИЛЬГЕЛЬМ

ВУНДТ (WUNDT), ВИЛЬГЕЛЬМ (1832- 1920) - немецкий психолог, физиолог, философ. Один из основателей экспериментальной психологии. Профессор физиологии в Гейдельберге (1864-74) и философии в Лейпциге (с 1875). Создал (1879) первую в мире психологическую лабораторию (позднее - институт), ставшую международным центром формирования психологов-экспериментаторов. В 10-томной "Психологии народов" (1900-20) предпринял попытку психологического истолкования культурно-исторических явлений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ВХУТЕИН

ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) - в 1922-30 учебные заведения в Ленинграде (осн. на базе Академии художеств) и Москве (осн. в 1926 на базе Вхутемаса).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46)

ВХУТЕМАС

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) - учебное заведение, осн. в 1920. Имел художественный и производственный факультеты; готовил в основном художников - станковистов и архитекторов, создал основы подготовки художников-конструкторов. Среди преподавателей: А.Е. Архипов, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский и др. В 1926 преобразован во Вхутеин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46)

ВЫГОТСКИЙ, ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "В.ч." получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46)

ВЫСТАВКА

ВЫСТАВКА - собрание предметов (экспонатов), расположенных где-либо для обозрения, а также место, где они расположены.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА

ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА - выставка с продажей экспонатов.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 126)

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОС. ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОС. ФЕДЕРАЦИИ (ВАК России) - образована в 1998 (ведёт историю с 1932, в 1974-91 при СМ СССР, в 1992-98 функционировал Высший аттестационный комитет Рос. Федерации), высший орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагогическим работникам учёных степеней и званий и организацию государственной аттестации научных работников и специалистов научных организаций и научных подразделений высших учебных заведений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 46)

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШАЯ ШКОЛА

ВЫСШАЯ ШКОЛА - государственное издательство, Москва. Научная, научно-популярная, образовательная, учебная, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - уровень образования, который

- базируется на среднем общем или профессиональном образовании;

- представляется университетами или другими заведениями, признанными в качестве учебных заведений высшего образования компетентными органами;

- имеет целью удовлетворение потребностей общества и государства в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих необходимыми научными знаниями и практическими навыками в избранной области деятельности, различных уровней квалификации (в соответствии с установленной законодательством структурой высшего образования) для производственной и социальных сфер;

- призван обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей в развитии способностей и творческого потенциала, в фундаментальной подготовке личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества;

- завершается присвоением определенной академической степени и/или квалификации и выдачей документа (диплома) о высшем образовании.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 25)

-------------------

См. также Высшее профессиональное образование

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ - образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

(Законодательство в образовании. - М., 2002. С. 340)

-------------------

См. также Высшее профессиональное образование

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - повышенные начальные школы в России в 1912-17, мужские, женские и совместного обучения для детей всех сословий и вероисповеданий. Введены взамен городских училищ. Состояли из 4 классов; принимались дети 10- 13 лет, окончившие начальную школу (не менее одноклассного училища МНП). Предметы обучения: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика, геометрия, начала алгебры, естествознание, физика, история, пение, рисование, черчение, гимнастика, рукоделие (для девочек). Окончившие В.н.у. обычно поступали в учительские семинарии или технические училища. При В.н.у. иногда имелись дополнительные классы и курсы профессионального обучения (1-2 года обучения). Упразднены после Октябрьской революции.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 48-49)

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗЫ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - здесь: три вида высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям:

Педагогические высшие учебные заведения;

Университеты и институты, осуществляющие (в том числе) подготовку студентов по психолого-педагогическим специальностям;

Негосударственные вузы, имеющие лицензию и аккредитацию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469-476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы, Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП)

ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ВКИП) - научно-исследовательское и учебное заведение, 1931-1938, Москва. Готовил научных работников, преподавателей педагогических дисциплин для вузов, специалистов в сфере управления образованием. Принимались по направлениям партийных органов коммунисты со стажем 7 лет (с 1934 - 8; для лиц из рабочих - 5), обладавшие педагогической подготовкой в объёме вуза, опытом преподавательской, культурно-просветительной или партийной, советской и комсомольской работы. Учебный процесс (сроком 3 года) был организован по типу аспирантуры и состоял в осн. из подготовки слушателями научных работ, а с середины 2-го курса - диссертаций. Слушатели сдавали кандидатский минимум и по окончании института получали диплом с правом защиты диссертаций. В 1932 работали 4 отделения: педагогическое, педологическое, организационно-плановое, политехническое. Научная работа осуществлялась по проблемам педагогики, методики (по школьным предметам), истории педагогики, высшего педагогического образования, зарубежной педагогики и др. В институте преподавали С.Е. Гайсинович, И.Ф. Свадковский, А.П. Пинкевич, И.К. Луппол (первый директор, 1931-34), С.А. Каменев, И.Т. Огородников, А.А. Фортунатов, А.Б. Залкинд, Е.Н. Медынский, Н.К. Гончаров, В.Е. Гмурман и др. В 1933 при ВКИПе создан Центральный научно-исследовательский институт педагогики (с 1934 самостоятельный статус). В 1937 ВКИП ликвидирован. За годы существования состоялось 4 выпуска слушателей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 49)

ВЫШНЕГРАДСКИЙ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЫШНЕГРАДСКИЙ, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ (1831-1895) - учёный и государственный деятель, создатель русской конструкторской школы, один из теоретиков и организаторов профессионально-технического образования в России. Поч. ч. Петербургской АН (1888). С 1875 директор Петербургского технологического института. Автор "Проекта общего нормального плана промышленного образования в России" (1884) - первого концептуального документа по созданию системы профессионального образования, который лёг в основу закона "Основные положения о промышленных училищах" (1888), действовавшего до 1917. По инициативе В. в 1883 при Учёном комитете МНП было создано отделение по техническому и профессиональному образованию - первый официальный орган по руководству низшими и средними профессиональными учебными заведениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ВЫШНЕГРАДСКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЫШНЕГРАДСКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1821-1872) - педагог, организатор женского образования в России. Профессор педагогики в Главном педагогическом институте (1849), преподавал также в Ларинской гимназии, Смольном институте, Павловском женском институте. С 1855 член Учёного комитета МНП. Основал журнал "Русский педагогический вестник" (1857-61). Составил одну из первых отечественных программ по педагогике для подготовки учителей (1854). В 1862 разработал устав, который лёг в основу деятельности всех мариинских женских училищ (с 1862 гимназий).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 346)

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - направление экспериментального исследования мышления в 1900-х гг., центр - психологический институт в г. Вюрцбург (Германия). Основатель - О. Кюльпе. Критикуя ассоциативную психологию, представители В.ш. выдвинули тезис о несводимости мышления к содержанию чувственных представлений, его безобразном характере и т.п. В.ш. оказала влияние на гештальтпсихологию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 49)

ВЯТКИН, БРОНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВЯТКИН, БРОНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933) - д-р психологических наук (1982), профессор (1984), член-корреспондент РАО (1992; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой Пермского государственного педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВЯТКИН, ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВИЧ

ВЯТКИН, ЛЕОНИД ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1933) - д-р педагогических наук (1989), профессор (1990), член-корреспондент РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Саратовского государственного университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Киров, ул. Ленина, 111. Психология, профессиональное обучение, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Предыдущая страница Следующая страница