Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВИП"-"ВОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВИП"-"ВОР")

ВИППЕР, РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ

ВИППЕР, РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ (1859-1954) - историк, педагог, академик АН СССР (1943). Профессор Новороссийского университета (1894-97), затем Московского университета (до 1922 и в 1943- 1950), Латвийского университета в Риге (1924-41). С 1941 в Институте истории АН СССР. Создатель крупной школы историков. Автор трудов по истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени, историографии и методологии исторической науки, учебников для средней школы по древней истории (13 изд. в 1900-23), истории средних веков (5 изд. в 1903-10), новой истории (5 изд. в 1906-23).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 344-345)

ВИРЕНЕУС, АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВИЧ

ВИРЕНЕУС, АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВИЧ (1832-1910) - врач-гигиенист, один из основоположников школьной гигиены в России, д-р медицины (1884). В 1864- 1894 работал школьным врачом в гимназиях С.-Петербурга. Ок. 300 трудов по вопросам детской и школьной гигиены, гигиены труда, борьбы с детским курением и алкоголизмом, популяризации знаний по гигиене.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Базовыми компонентами типичной системы В.р. являются: перечни или списки с перечислением и описанием объектов, формирующих виртуальный мир; субсистема, распознающая и оценивающая состояние объектов перечней и непрерывно создающая картину "местонахождения" пользователя относительно объектов виртуального мира; головной установочный дисплей (очки-телемониторы), в котором непрерывно представляются изменяющиеся картины "событий" виртуального мира; устройство с ручным управлением, реализованное в виде "информационной перчатки" или "спейс-болл", определяющее направление "перемещения" пользователя относительно объектов виртуального мира; устройство создания и передачи звука.

С распространением персональных компьютеров семейного пользования возникли педагогические проблемы, связанные с В.р. Мн. школьники предпочитают всё свободное время проводить за компьютерными играми, предпочитая В.р. окружающей их действительности. Излишнее пребывание в виртуальном мире не только отвлекает детей от нормальной жизни, но и может вызвать различные нарушения в физическом и психическом здоровье ребёнка, привести к нервным срывам и стрессам. Поэтому при работе ребёнка за компьютером необходим строгий контроль со стороны взрослых.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 34-35)

ВИРТ УЭРТ (WIRT), УИЛЬЯМ АЛБЕРТ

ВИРТ УЭРТ (WIRT), УИЛЬЯМ АЛБЕРТ (1874-1938) - американский педагог. С 1907 инспектор школ в г. Гэри (шт. Индиана, США). Стремился воплотить идеи прагматистской педагогики о школе как культурном центре общины и о воспитательном процессе как прообразе социальной жизни в обществе. Создатель Плэтун-плана (Гэри-плана) организации работы школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВИТА-ПРЕСС

ВИТА-ПРЕСС - издательство ООО, Москва. Методическая, учебная литература, школьные учебники для общеобразовательных учреждений.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВИТВЕР, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВИТВЕР, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891-1966) - экономикогеограф, создатель научной школы в области экономической и политической географии зарубежных стран. Работал в издательстве "Большая советская энциклопедия" (1926-33), в МГУ (с 1933; в 1934-54 зав. кафедрой экономической географии зарубежных стран) и в Московском институте международных отношений (1944-54). Автор монографий по странам Латинской Америки, Германии, Великобритании, Франции и др., учебника "Экономическая география зарубежных стран" (1935, 16 изд., 1955; Гос. премия СССР, 1951).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ (VITTORINO DA FELTRE), ВИТТОРИНО ДЕ РАМБАЛЬДОНИ (DE RAMBALDONI)

ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ (VITTORINO DA FELTRE), ВИТТОРИНО ДЕ РАМБАЛЬДОНИ (DE RAMBALDONI) (1378-1446) - итальянский педагог. В 1423-24 основал среднюю школу "Дом радости" при дворе герцога Гонзага в Мантуе, где осуществил на практике гуманистические идеи Возрождения в области воспитания. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. Много внимания уделял нравственному воспитанию. Педагогических сочинений не оставил. Его деятельность известна по воспоминаниям учеников.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВИШНЯКОВ, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ВИШНЯКОВ, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (р. 1914) - д-р философских наук (1972), профессор (1974), член-корреспондент РАО (1978; Отделение философии образования и теоретической педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВКУС

ВКУС - 1. В физиологическом плане - ощущение (сладкого, горького, кислого, солёного), возникающее при воздействии различных веществ на вкусовые рецепторы, расположенные у человека на языке. С рождения ребёнок умеет отличать сладкое от горького. В. - единственное чувство, совершенствующееся с течением лет, не исключая и глубокой старости. Вкусные вещества улучшают самочувствие человека: экспериментальным путём доказано, что вкусные вещества при действии их на вкусовые органы вызывают резкие изменения в кровообращении, ускоряя сердцебиение, и, рефлекторно сужая сосуды конечностей, обусловливают усиленный прилив крови к головному мозгу, повышающий нервную деятельность.

2. В эстетике - способность человека к различению, пониманию и оценке явлений красоты во всех сферах жизни и искусства. В. - чувство личное; понятия прекрасного, художественного, изящного, красоты и приличия субъективны.

В. - предпосылка наслаждения жизнью, от содержания и характера которого зависит поведение человека и даже его судьба. Формирование и развитие В. - задача эстетического воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 35)

-------------------

См. также Эстетическое воспитание

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА - Владивосток, ул. Гоголя, 41. Психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владимир, просп. Строителей, 11. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Владимир, ул. Горького, 87. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВЛАДИМИРСКИЙ, СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЛАДИМИРСКИЙ, СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1860-1902) - деятель профессионального образования. В 1887 организовал отдел технического образования Политехнического общества при МТУ (до 1902 его председатель). Разрабатывал теорию и методику подготовки квалифицированных рабочих. Дал анализ состояния промышленного образования в России, разработал одну из первых квалификационных характеристик слесаря. В. заложил основы операционно-предметной системы производственного обучения, предложив "метод обучения ручной обработке металлов на типичных деталях машин" (1887). Дал критический анализ "системы МТУ", разработанной Д.К. Советкиным, ввёл повторяющиеся и усложняющиеся "комбинации приёмов", составил программу, альбом чертежей и методические материалы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВЛАДОС

ВЛАДОС - издательский центр, ЗАО, Москва. Учебная и методическая литература для колледжей, лицеев, гимназий, школ и дошкольных учреждений. Образовательная и развивающая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

ВЛАСОВА, ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ВЛАСОВА, ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА (1905-1986) - дефектолог, действительный член АПН СССР (1982). С 1939 директор Государственного педагогического дефектологического института. В 1968-86 директор НИИ дефектологии АПН. Труды по проблемам дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного развития, организации системы дошкольного воспитания таких детей, подготовке дефектологов. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с задержкой психического развития.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВЛАСТНОСТЬ

ВЛАСТНОСТЬ - совокупность соответствующих черт, данных и качеств лица, имеющего склонность и привычку повелевать и постоянно стремящегося к этому. Необходимое условие для успешного выполнения функциональных обязанностей представителями власти, особенно лицами, занимающими государственные должности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 35)

ВЛАСТОЛЮБИЕ

ВЛАСТОЛЮБИЕ - страсть к повелеванию, господству. Властолюбец - человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 35)

-------------------

См. также Власть

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ

ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ - влияние на детей, их взгляды и поведение, свойственное одному из родителей (или обоим) и основанное на сыновнем (дочернем) уважении, внутреннем авторитете или же покорности, беспрекословном подчинении, связанное с системой воспитания ребёнка (или отсутствием воспитания).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 35)

ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАСТЬ УЧИТЕЛЯ

ВЛАСТЬ УЧИТЕЛЯ - влияние, оказываемое на обучаемых и воспитуемых знаниями, убеждениями, навыками, жизненным опытом, нравственным примером учителя, его личностью в целом. Учителю принадлежит право судить, оценивать, характеризовать, отбирать, поощрять, разрешать - не разрешать. Учитель - диктатор в масштабе классной комнаты. В.у. над душой и судьбой детей опасна возможностью злоупотребления ею. Чтобы не нанести вреда детям, учителю необходимо постоянно задаваться аналитическими вопросами к своей собственной деятельности: в какой жизненной ценности утвердился ребёнок, выйдя из очередной педагогической ситуации? В ощущении, что главное - догадаться, чего от тебя ждут властвующие над тобой люди, или в желании доискиваться до истины? С духовной жаждою или с умственным пресыщением? С презрением к науке или в восхищении перед силой разума? и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 36)

ВЛЕЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - см. Внеурочная деятельность

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 311)

-------------------

- часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 156)

-------------------

См. также Внеурочная работа

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает выработать привычку читать книги в свободное время по собственному выбору. Осн. средства организации В.ч.: чтение вслух на уроке; рассказ, беседа учителя, аудиовизуальные средства обучения, рекомендательная библиография. Наряду с уроками В.ч. проводятся различные внеурочные мероприятия - конференции, литературные праздники, читательские конференции, выставки, а также индивидуальная работа педагогов, родителей с учащимися, позволяющая выявить интересы детей и сформировать круг чтения. В.ч. помогает приобщить учащихся к библиотеке и научить их пользоваться рекомендательными библиографическими пособиями.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.36)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживвающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников.

(Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157)

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 36)

-------------------

См. также Внеклассная работа, Кружковая работа, Объединения учащихся

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ - различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть В.у.з. непосредственно связана с уроками: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно, это - кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством и пр.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 36)

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА - см. Внеклассная работа

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - см. Управление школой

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - см. Управление школой

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ - повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Является индивидуальным свойством личности, зависит от ряда характерологических особенностей (например, у истеричных лиц В. выше, чем у психастеников), от возраста (В. выше у детей), некоторых болезненных состояний (повышенная В. типична для больных алкоголизмом). Проявляется при общении, при чтении книг, при восприятии рекламы. Повышенная В. характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением, входящим в структуру критичности. В. зависит от психологического состояния личности в тот или иной момент, её эмоциональности, степени усталости и т.п. В значительной мере взаимосвязана с конформностью, т.е. с тенденцией подчинять своё поведение влиянию других людей (такое "групповое давление" больше обусловлено социальными факторами). Различная степень В. и её характер определяют выбор психотерапевтических методик. При частом воспроизведении состояний В. происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

ВНУШЕНИЕ

ВНУШЕНИЕ - воздействие на психику человека, при котором путём преимущественно неосознаваемой психической активности создаётся установка на функциональное развёртывание её резервов. Предполагается, что в основе В. лежит специальная суггестивная установка, являющаяся важным механизмом уравновешивания отношений личности с окружающей средой. Успешность В. зависит как от внушаемости, так и от ретенции, прочности В., т.к. человек может быть внушаемым, но само В. оказывается непрочным, нестойким. В. может быть прямым и косвенным, в котором определённое значение придаётся тем или иным предметам и явлениям; в гипнозе и в состоянии бодрствования; вербальным и зрительным. В процессе гипноза В. может предусматривать желательную деятельность или чувства человека на период после гипнотического сеанса. Синоним: суггестия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

-------------------

См. также Суггестия

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ (АНГАЖИРОВАННОСТЬ)

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ (АНГАЖИРОВАННОСТЬ) - глубокая внутренняя связь личности с социально-политическими структурами и окружающим их морально-психологическим климатом, одна из характеристик процесса осуществления активной жизнедеятельности, противоположность инертности, равнодушию, аполитичности. В. - неустранимая характеристика деятельности творческой личности. В. в позитивную социальную и политическую жизнь общества представляет собой одну из целей воспитания и обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

ВОДОВОЗОВА, ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА

ВОДОВОЗОВА, ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА (урождённая Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844-1923) - педагог, детская писательница. Ученица К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова. На основе анализа практики фребелевских детских садов в Германии и Швейцарии разработала оригинальную концепцию содержания дошкольного воспитания с использованием фольклора и детских игр ("Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста", 1871; 7 изд., 1913). Автор книг для детей и юношества ("Из русской жизни и природы", ч. 1-2, 1871- 1872; 8 изд., 1905; "Жизнь европейских народов", ч. 1-3, 1875-83; 3 изд., 1881-1903, и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОДОВОЗОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

ВОДОВОЗОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1825-1886) - педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник "реального" метода преподавания гуманитарных дисциплин. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения ("Книга для первоначального чтения в народных школах", 20 изд., 1896). Составил (70-е гг.) программу преподавания русского языка и словесности на основе разбора идейно-художественных особенностей литературного произведения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

-------------------

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 5-6)

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ - учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. В России появились в конце 17 - начале 18 вв. (Артиллерийские школы при бомбардирской роте Преображенского полка и при Московском пушечном дворе, Школа математических и навигацких наук в Москве и др.). В них принимались преимущественно дети дворян. Выпускники производились в офицеры, прослужив определённое время унтер-офицерами. Унтер-офицерские кадры готовились в адмиралтейских школах (с 1703). До 1917 существовали военные академии, военные гимназии, военные училища для подготовки офицеров, кадетские корпуса, офицерские школы в армии и офицерские классы на флоте, школы военных фельдшеров и др., а также во время 1-й мировой войны - школы прапорщиков. В Рос. Федерации в систему В.-у.з. входят военные академии, высшие военные училища, военные институты, военные факультеты при некоторых гражданских вузах (медицинских, финансовых), курсы переподготовки и усовершенствования офицерского состава, средние военные училища, суворовские военные училища и нахимовские училища.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

-------------------

Ц4,8(2)39

ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ

ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ - в дореволюционной России средние общеобразовательные закрытые учебные заведения. Созданы в 1863 по инициативе военного министра Д.А. Милютина и начальника Гл. управления военно-учебных заведений Н.В. Исакова на базе общеобразовательных классов кадетских корпусов. Воспитатели, преимущественно офицеры, заменялись гражданскими лицами с педагогическим образованием. В.г. были учреждениями интернатного типа, воспитанники содержались за счёт государства. Срок обучения 6 (с 1873 - 7) лет. В.г. создавались преимущественно для детей дворян, но в них учились дети и других слоёв населения. Учебный план соответствовал несколько сокращённому курсу реальных гимназий и включал русский и иностранный языки, словесность, естественную историю, географию, физику, космографию, закон Божий. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Проводились внеклассные занятия (чтение, игры, рисование и пр.). Окончившие В.г. имели преимущественное право поступления в военные училища. Были организованы также 4-классные военные прогимназии (учебные программы соответствовали уездным училищам). К 1881 имелось 30 В.г. и военных прогимназий. В 1882 преобразованы в кадетские корпуса.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

-------------------

Ц4,8(2)398

ВОЗБУЖДЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ - психическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности - мышления, речи, моторики. В. может возникнуть как эмоциональная реакция на к.-л. событие, известие, поступки других людей и т.п. Как правило, в этих случаях оно быстро проходит. Но В. может также быть следствием заболевания, нарушения психического здоровья ребёнка. Поэтому ребёнок, часто испытывающий В., нуждается в психологической и медицинской помощи.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 38)

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ (р. 1933) - поэт, действительный член РАО (1993; Отделение образования и культуры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Непрерывное образование

ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Различают хронологический В., выражающий длительность существования человека с момента его рождения, и психологический В. - своеобразная ступень онтогенетического развития. Хронологический (паспортный) В. ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания. Психологический В. представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики В. определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Каждому В. присущи свои сильные и слабые стороны. Знание возрастных особенностей позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его способностей, избирать наиболее действенные средства педагогического воздействия и взаимодействия.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 38-39)

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - см. Педагогика взрослых

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных этапах.

До конца 19 в. специфика этапов возрастного развития ускользала от внимания учёных. В частности, весьма распространённым был подход к ребёнку как к "маленькому взрослому", который отличается от "нормального" взрослого лишь физической недоразвитостью и недостатком опыта. Соответственно выдвигались рекомендации по обучению и воспитанию детей без учёта особенностей их развития. К концу 19 в. с проникновением эволюционных идей в психологию сформировалась В.п. Возникнув как детская психология, В.п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. Разделами В.п. являются детская психология, психология юности, психология зрелости и геронтопсихология (психология старости). В.п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учёта влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 39)

-------------------

См. также Педагогическая психология

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ

ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ - в первобытном обществе группы, объединявшие людей по возрастному признаку (например, дети и взрослые; дети, молодёжь, взрослые и старики), имевшие свои права и обязанности, правила поведения и пр. Переход из одного возрастного класса в другой сопровождался различными обрядами (см. Инициации).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ( В ПСИХОЛОГИИ)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ( В ПСИХОЛОГИИ) - специфические свойства личности человека, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадий развития возраста. Характеристика В.о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на возрастных этапах онтогенеза. В.о. образуют комплекс многообразных свойств, включая познавательные, эмоциональные и другие характеристики личности. Возрастные изменения, в отличие от индивидуальных особенностей, отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40)

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ВОИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1943-2003) - ученый Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины. Труды по актуальным вопросам современной лингвистики, проблемам литературоведения и фольклористики на современном этапе, по методике преподавания литературы на этапе реформирования школьного образования.

(Слово и время. - Гомель, 2003. С. 2-7)

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Волгоград, ул. Гагарина, 8. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ - Волгоград, ул. Институтская, 8. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 27. Психология, социальная работа, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, андрагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Волгоград, ул. 2-я Продольная, 30. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 472)

-------------------

См. также Университеты

ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Нижний Новгород, ул. Луначарского, 23. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469, 472)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения, Университеты

ВОЛКОВ, АЛЕКСАНДР МЕЛЕНТЬЕВИЧ

ВОЛКОВ, АЛЕКСАНДР МЕЛЕНТЬЕВИЧ (1891-1977) - писатель. Автор цикла сказочных повестей для детей: "Волшебник Изумрудного города" (1939, в основе - книга американского детского писателя Ф. Баума "Мудрец из страны Оз"), "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" (1963), "Семь подземных королей" (1964), "Огненный бог Марранов" (1968) и др. Книги научно- популярных рассказов ("Земля и небо", 1957; "В поисках правды", опубликовано в 1980) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОЛКОВ, ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ

ВОЛКОВ, ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ (р. 1927) - д-р педагогических наук и профессор (1968), действительный член РАО (1990; Отделение образования и культуры), зав. лабораторией Государственного НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВОЛКОВ, ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ

ВОЛКОВ, ИГОРЬ ПАВЛОВИЧ (р. 1927) - педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1982). Один из инициаторов педагогики сотрудничества. Разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

-------------------

См. также Педагогика сотрудничества

ВОЛКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ВОЛКОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1889-1968) - педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Вёл научную и преподавательскую работу в научно-исследовательских институтах и вузах Москвы. С 1945 в НИИ теории и истории педагогики АПН. Труды в области школоведения, повышения квалификации учителей, политехнического образования, трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОЛОВИЧ, ЛЕОНИД АРКАДЬЕВИЧ

ВОЛОВИЧ, ЛЕОНИД АРКАДЬЕВИЧ (р. 1931) - д-р философских наук (1979), профессор (1986), член-корреспондент РАО (1989; Отделение базового профессионального образования), зав. лабораторией Института среднего профессионального образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 465)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Вологда, ул. С. Орлова, 6. Педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

ВОЛОСТНЫЕ УЧИЛИЩА

ВОЛОСТНЫЕ УЧИЛИЩА - начальные школы в России. Создавались с 30-х гг. 19 в. по одному на волость для подготовки детей казённых поселян (мальчиков) к писарской деятельности. Гл. внимание обращалось на технику письма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40)

ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЬ

ВОЛЬНОСЛУШАТЕЛЬ - человек, не являющийся студентом, но посещающий лекции в высшем учебном заведении.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40)

ВОЛЬФ (WOLF), ФРИДРИХ АВГУСТ

ВОЛЬФ (WOLF), ФРИДРИХ АВГУСТ (1759- 1824) - немецкий педагог, философ, один из основоположников современной классической филологии. В труде "Изложение науки о древностях" (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классического образования, воплощавшего воспитательные идеалы неогуманизма.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОЛЬФ, МАВРИКИЙ ОСИПОВИЧ

ВОЛЬФ, МАВРИКИЙ ОСИПОВИЧ (1825-1883) - книгоиздатель и книготорговец. Оказал значительное воздействие на развитие просвещения в России. Первым начал издавать серии детских и юношеских книг ("Розовая библиотека", "Золотая библиотека", "Зелёная библиотека", "Русская библиотека", "Нравственные романы для юношества" и др.). При формировании серий учитывал психологические особенности возрастного детского восприятия. Издавал также книги в обработке для детей ("Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта и др.), журнал "Задушевное слово" (название придумано И.А. Гончаровым). В 1882 осн. издательство на паях "Товарищество М.О. Вольфа", которое просуществовало до 1918.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 345)

ВОЛЯ

ВОЛЯ - способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Непроизвольное поведение основывается на привычках и регулируется ситуацией, в то время как волевое поведение может осуществляться и вопреки привычке, вопреки импульсивному побуждению, и поэтому оно связано с усилием. Способность к волевому поведению у ребёнка вначале вырабатывается в процессе выполнения требований и просьб старших, а затем, когда это становится привычным, он начинает выполнять собственные требования к самому себе, подавляя нежелательные импульсы. Навыки волевого поведения могут развиваться только при известной самостоятельности ребёнка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения. Установлено, что в условиях чрезмерной заботы и мелочного контроля за ребёнком он утрачивает самостоятельность и его В. остаётся в зачаточном состоянии. Уважительное отношение к ребёнку, доверие к его возможностям способствуют развитию самостоятельности и волевых черт характера.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 40-41)

ВООБРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ

ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ - форма проявления любознательности ребёнка, способствующая активному освоению окружающего мира. Особенно многочисленны и интересны в дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не овладел достаточным опытом, но активно стремится к приобретению новых знаний. Предметно-практическая деятельность, характерная для предыдущих этапов развития, позволила ребёнку в основном сориентироваться в элементарных свойствах окружающих вещей. Однако на её основе невозможно объяснить явления и свойства более высокого порядка: причинно-следственные взаимозависимости событий; конструкции сложных, не доступных для манипуляции предметов; особенности явлений природы, человеческих отношений, событий общественной жизни и т.д. Овладение активной речью позволяет ребёнку выяснить интересующие его факты посредством вопросов. Обилие и разнообразие вопросов поражает родителей, а некоторые иногда ставят их в тупик. Следует помнить, что детские вопросы есть отражение мышления дошкольника, которое отличается конкретностью, образностью и эмоциональностью. Поэтому некоторые вопросы могут казаться взрослым странными и наивными. Это, однако, не должно раздражать родителей и воспитателей, от которых дети ждут ответов. Любознательность, проявляющуюся в вопросах, следует поощрять, предоставляя детям доступные их пониманию объяснения и стимулируя самостоятельную работу мысли. Настораживать должно отсутствие вопросов в дошкольном возрасте, которое может свидетельствовать о недостатках развития познавательных процессов.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г. с.41)

ВОРОВСТВО ДЕТСКОЕ

ВОРОВСТВО ДЕТСКОЕ - До 5 лет у детей ещё не сформировано представление о собственности, и в этом возрасте присвоение ими чужого не является собственно В. Маленькому ребёнку трудно справиться с желанием взять привлекательный для него предмет. Поведение малыша импульсивно, он не понимает, что наносит кому-то вред.

В 5-6 лет большинство детей уже знает, что взять чужое можно только с разрешения хозяина. Мотивы тайного присвоения чужой вещи различны. Ребёнок выясняет для себя силу той внутренней инстанции (совести), которая отличает приемлемое поведение от неприемлемого.

Осознание того, что В. наносит материальный и эмоциональный ущерб другому человеку, складывается к 8-9 годам. Как правило, дети, ворующие деньги, сладости, вещи, счастливыми себя не чувствуют. Они замкнуты, самооценка их низка. Ворующие дети не понимают нравственного содержания нормы "нельзя брать чужое". Они неверно обосновывают запрет на В.: "Накажут", "Тот, у кого я украду, украдёт у меня" и пр. Родители ворующих детей часто декларируют недопустимость В., могут строго наказать ребёнка, но в глубине души считают (и часто говорят об этом дома), что "честный человек не выживает".

Для того чтобы ребёнок не воровал, необходимо создать в семье условия для эмоционального благополучия, формировать нравственные этические позиции ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 41)

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Воронеж, ул. Ленина, 86. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

Предыдущая страница Следующая страница