Педагогический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕР"-"БОГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕР"-"БОГ")

БЕРЕЗАНСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА САВЕЛЬЕВНА

БЕРЕЗАНСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА САВЕЛЬЕВНА (1890-1969) - педагог, математик-методист. Одна из первых женщин - учителей математики. Работала в Школе-коммуне им. П.Н. Лепешинского (1920- 1941), АКВ им. Н.К. Крупской (1922- 1936), МГПИ им. В.И. Ленина (1943- 1965) и других вузах. Один из создателей отечественной методики преподавания арифметики и программ по методике преподавания математики в вузе. Автор сборников задач по всем разделам математики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЕРЕМЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВАЯ

БЕРЕМЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВАЯ - беременность, возникающая у несовершеннолетних девочек вследствие раннего начала половой жизни. Б.п. является сложнейшей социальной, медицинской, педагогической и психологической проблемой. Б.п. чревата медицинскими осложнениями, поскольку детский организм физиологически не готов к воспроизведению потомства. В силу своей инфантильности и медицинской неграмотности подростки не задумываются о последствиях половой связи и оказываются перед выбором: оставить ребёнка или сделать аборт. Б.п. наиболее часто встречается у девочек из неблагополучных семей, у подростков, лишённых родительского попечения, не имеющих постоянного места жительства, а также имеющих отклонения в психическом здоровье. Подростки, попавшие в ситуацию Б.п., нуждаются в помощи взрослых и специалистов. В масштабах страны необходима организация разумного полового воспитания, медицинского просвещения, психологической службы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 23)

БЁРК (BURK), ФРЕДЕРИК ЛИСТЕР

БЁРК (BURK), ФРЕДЕРИК ЛИСТЕР (1862-1924) - американский педагог, журналист. Президент нормальных школ г. Сан-Франциско (1899-1924). Разработал оригинальную систему индивидуального обучения на основе учебных пособий для самостоятельной работы, позволяющих усваивать учебный материал в собственном темпе, контролировать достижения каждого ученика и делающих возможным индивидуальный перевод учащихся из класса в класс. Система Б. получила известность и оказала влияние на разработку Дальтон- плана и Виннетка-плана.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЁРНЕТТ (BURNETT), ФРЕНСИС ЭЛИЗА

БЁРНЕТТ (BURNETT), ФРЕНСИС ЭЛИЗА (1849-1924) - американская писательница. Нравоучительная проза о детях: роман "Маленький лорд Фаунтлерой" (1886), повесть "Маленькая принцесса" (1905).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЕРОН, ПЁТР

БЕРОН, ПЁТР (ок. 1795, по другим сведениям, 1800-1871) - болгарский просветитель, писатель, педагог. Автор первого болгарского светского букваря (1824) и сочинений по естественным наукам.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЁРТ (BURT), СИРИЛ ЛОДОВИК

БЁРТ (BURT), СИРИЛ ЛОДОВИК (1883-1971) - английский психолог. Преподавал в Ливерпульском и Кембриджском университетах. Проводил исследования по широкому кругу проблем: способностей и одарённости, темперамента, умственной отсталости, детской преступности и др. Большую роль отводил тестам. Способствовал введению 3 типов школ в английской системе образования (1944).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЕРУЛАВА, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

БЕРУЛАВА, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1950) - д-р педагогических наук и профессор (1990), действительный член РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), директор Научно-образовательного центра РАО (Сочи).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БЕСЕДА

БЕСЕДА - в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Сократическая Б. - с помощью системы специально подобранных вопросов доведение до абсурда неправильных ответов учащихся с целью наведения их на правильный путь рассуждения. Катехизическая Б. - заучивание вопросов и ответов на них (в католических школах в видоизменённой форме применяется до сих пор). По характеру организуемой познавательной деятельности различают репродуктивную Б. (знакомые способы оперирования знакомым учебным материалом), эвристическую (организация поисковой деятельности учащихся, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач).

В психологии, метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности - мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и пр. Результаты, полученные методом Б., не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 23)

-------------------

- диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 414)

БЕСПАЛЬКО, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

БЕСПАЛЬКО, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1970), профессор (1973), действительный член РАО (1992; Отделение общего среднего образования).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА - музыкально-просветительская организация (1862-1917). Осн. в С.-Петербурге Г.Я. Ломакиным (директор до 1868) и М.А. Балакиревым (директор в 1868-73 и 1881-1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 23)

БЕСПРИЗОРНОСТЬ( ДЕТСКАЯ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ - характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, нелицеприятно, независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются. Нормативными инструментами Б. являются золотое правило нравственности, благодаря которому обеспечивается потенциальная обратимость, или взаимность решений и действий, и принцип универсализуемости моральных суждений, в частности, как он сформулирован в первой формуле категорического императива: "...поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" (Кант И., Соч., т. 4, т. 1, М., 1965, с. 260). Б. проявляется в последовательности при принятии решений и совершении действий, что выражается в одинаковых решениях и действиях по отношению к разным лицам в одинаковых обстоятельствах. Хотя в моральном плане Б. рассматривается как положительное качество, она сама по себе ещё не является добродетелью, поскольку не гарантирует правильных решений и действий. Поэтому ошибочно приравнивать Б. к справедливости и честности, которые представляют собой добродетели. Тем не менее, Б. как действительная характеристика решений и действий является одним из необходимых условий соблюдения моральных требований.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 24)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. рассматривается как особая сфера психического, качественно отличная от сознания. Б. - одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга наряду с личным Б. выделяется коллективное Б. Бессознательным оказывается всё то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия "Б." была начата Фрейдом, показавшим, что мн. человеческие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько осн. классов проявлений Б.:

1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознаётся в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознаётся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 24)

БЕСТУЖЕВ, АЛЕКСАНДР ФЕДОСЕЕВИЧ

БЕСТУЖЕВ, АЛЕКСАНДР ФЕДОСЕЕВИЧ (1761-1810) - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате "О воспитании военном относительно благородного юношества", который опубликовал в "Санкт-Петербургском журнале" (издавал журнал в 1798 совместно с И.П. Пниным). Разработал основы 2-годичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1927) - д-р исторических наук (1963), профессор (1979), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры; с 1993 академик-секретарь).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ

БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ - Петербургские высшие женские курсы, первый женский университет в России. Основаны по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А.Н. Бекетовым. Открыты в 1878 как независимое учебное заведение. Состояли из 3 отделений: историко-филологического, физико-математического и специального математического (естественного). Официальный учредитель и первый директор (1878-82) - профессор истории К.Н. Бестужев-Рюмин (по имени которого курсы и получили неофициальное название). Педагогический совет возглавлял Бекетов. Срок обучения 3 г., с 1881 - 4 г. Принимались женщины со средним образованием, не моложе 21 года. Обучение платное. В 1886-89 по распоряжению министра народного просвещения И.Д. Делянова приём на курсы был временно прекращён. При новом наборе (1889) было закрыто естественное отделение, курсы лишены автономии, повышена плата за обучение, введены другие ограничения. В 1906 права Б.к. были восстановлены, введена предметная система обучения, основанная на свободном выборе научной дисциплины и порядка их изучения; открыт юридический факультет. Выпускницы получали право (законы 1901 и 1906) преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и в четырёх младших классах мужской средней школы. С 1911 "бестужевки" могли сдавать государственные экзамены в университете, получая соответствующие права. В 1918 Б.к. реорганизованы в Третий петроградский университет, который в 1919 вошёл в состав Петроградского университета.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 23)

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857-1927) - невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Осн. первые в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885) и Психоневрологический институт в С.-Петербурге (1908), ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека. Разработал теорию поведения. Свою систему психологических воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910), рефлексологией (с 1917). По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии. Педагогические взгляды Б. основывались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЕЦКОЙ, ИВАН ИВАНОВИЧ

БЕЦКОЙ, ИВАН ИВАНОВИЧ (1704-1795) - государственный и общественный деятель. Учился в Копенгагене в кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в С.-Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл.о. за границей. В 1764-94 президент АХ в С.-Петербурге. В 1763 представил имп. Екатерине II план школьной реформы - "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (утверждён в 1764). Б. надеялся воспитать "новую породу людей", гуманных, справедливых и невосприимчивых к "вредному" влиянию общества. Создал (60-е - начало 70-х гг.) систему закрытых сословных учебно- воспитательных учреждений для детей от 5-6 до 18-20 лет, в т.ч. воспитательные дома в Москве и С.-Петербурге, Смольный институт.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894-1959) - русский писатель. Книги для детей о жизни природы: "Лесная газета на каждый год" (1928), "Страна зверей" (1935), "Лесные были и небылицы" (1957), "Клуб колумбов" (1959), сборники рассказов, повестей, сказок и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ

БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ - негосударственная образовательная организация, Москва. Религиозная, историческая, образовательная, учебная, учебно- методическая и другая литература, альманах "Мир Библии".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОГРАФИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН)

БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) - в С.-Петербурге

- старейшая научная библиотека России. Осн. в 1714, в 1725 передана в ведение Петербургской АН. В её основу легли книги из царской библиотеки Кремля, в 1712 вывезенные из Москвы, а также книжные собрания Петра I. В фондах св. 13 млн. единиц хранения (вместе с фондами библиотек сети академических учреждений св. 19 млн. единиц хранения). БАН располагает литературой по всем областям знаний, собранием отечественной и зарубежной периодической печати (ок. 20 тыс. названий), самым полным в стране собранием книг и журналов 18 в., летописями, хронографами, историческими сборниками и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/ban.htm

См. также Библиотеки РФ

БИБЛИОТЕКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИБЛИОТЕКИ РФ

БИБЛИОТЕКИ РФ - здесь: крупнейшие библиотеки Российской Федерации, содержащие литературу гуманитарного профиля (11 библиотек):

- Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве,

- Российская национальная библиотека (РНБ) в С.-Петербурге,

- Библиотека Российской Академии наук (БАН) в С.-Петербурге,

- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ) им. М.И. Рудомино в Москве,

- Государственная научная педагогическая библиотека (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве,

- Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ) в Москве,

- Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ) в Москве,

- Научная библиотека Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в Москве,

- Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ) в Москве,

- Российская государственная детская библиотека (РГДБ),

- Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ) в Москве.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 477)

-------------------

См. также Библиотеки

См. также в алфавитном порядке по названию указ. учрежд.

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИЗНЕС-ПЛАН

БИЗНЕС-ПЛАН - документ, призванный высветить курс, которого намерена придерживаться фирма в определенный промежуток времени (чаще всего - год). Б.-П. выполняет три основных функции:

1. является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

2. он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

3. является инструментом добывания средств.

(Менеджмент в управлении школой. - Уфа, 2004. С. 9)

БИЗНЕС-ШКОЛЫ

БИЗНЕС-ШКОЛЫ - учебные заведения в сфере бизнес-образования, осуществляющие подготовку профессионалов в сфере рыночной экономики. В Рос. Федерации возникли в начале 90-х гг. в связи с потребностью экономики в специалистах нового профиля. Создаются Б.-ш. различных уровней профессионального образования. Наиболее распространены Б.-ш., обеспечивающие средний уровень профессионального образования, - средние специальные учебные заведения или образовательные учреждения в сфере дополнительного образования взрослых. Б.-ш. являются и некоторые вузы, например: Государственный университет - Высшая школа экономики, Высшая школа международного бизнеса и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 27)

БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Бийск Алтайского края, ул. Короленко, 53. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и психология, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БИКЧУРИН, БЕКЧУРИН МИРСАЛИХ

БИКЧУРИН, БЕКЧУРИН МИРСАЛИХ (1819-1887) - башкирский педагог, этнограф. В 1841-78 преподавал в оренбургском Неплюевском военном училище и других учебных заведениях. Составил "Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков" (2 изд., 1869), в котором впервые сопоставил башкирский язык с другими, в т.ч. неродственными языками. Выступал как зачинатель башкирской национальной письменности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИЛИБИН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

БИЛИБИН, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1876-1942) - педагог, график и театральный художник. Иллюстрировал русские народные сказки и былины, примкнув к группе художников-сказочников, стремившихся возродить русское народное искусство. Наиболее популярные издания: "Сказка о царе Салтане" (1907), "Сказка о золотом петушке" (1910), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1938) и др. Б. преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907- 1917), с 1936 проф. в АХ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

БИЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей (см. Дактилология, Слух, Глухота, Тугоухость). Б.о. применяется как один из альтернативных подходов наряду с орализмом (использование словесного языка, преимущественно в устной форме, в качестве естественного речевого средства) и тотальной коммуникацией (устная словесная речь сопровождается дактилированием и жестовой речью). Б.о. включает обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку глухих как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Концепция Б.о. исходит из признания права глухих людей, как членов особого культурно-лингвистического микросоциума, получать образование на жестовом языке, который рассматривается как самостоятельный естественный язык, играющий важную роль в коммуникативной и когнитивной деятельности глухих. Педагогическая среда словесно-жестового двуязычия считается наиболее благоприятной для социального и эмоционального развития глухого ребёнка, получения полноценного образования.

Система Б.о. разработана в 80-е гг. 20 в. Как государственная политика для детей с нарушениями слуха принята в Дании, Литве, Норвегии, Швеции, применяется в Великобритании, Германии, Франции, США, Эстонии и др. В России Б.о. осуществляется с 1992 в Московской билингвистической гимназии для глухих детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 27)

-------------------

См. также Дактилология, Лингводидактика

БИМ-БАД, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

БИМ-БАД, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1994), действительный член РАО (1992; Отделение философии образования и теоретической педагогики), ректор Университета РАО (осн. в 1989 как Рос. открытый университет).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БИМ, ИНЕССА ЛЬВОВНА

БИМ, ИНЕССА ЛЬВОВНА (р. 1926) - д-р педагогических наук (1977), профессор (1978), член-корреспондент РАО (1993; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БИНАРНЫЙ УРОК

БИНАРНЫЙ УРОК - особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.).

(Основные понятия и термины системы образования. - Тюмень, 2001. С. 6)

БИНЕ (BINET), АЛЬФРЕД

БИНЕ (BINET), АЛЬФРЕД (1857-1911) - французский психолог. Один из основателей экспериментальной психологии во Франции. В 1894 совместно с Т. Рибо осн. "Ежегодник по психологии". В 1899 совместно с Ф. Бюиссоном открыл лабораторию экспериментальной психологии. Исследовал особенности мышления, проблемы умственного утомления, интеллектуального развития детей. Создал систему простых испытаний для диагностики умственного развития (тест Б.-Симона, 1905; в модифицированном виде используется в современной психологии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - уровень многофункциональной зрелости организма ребёнка, зависящий от темпа индивидуального развития. Важнейшими критериями Б.в. являются пропорции тела (соотношение длины конечностей и туловища, окружности головы); окостенение скелета (костный возраст); прорезывание молочных и постоянных зубов (зубной возраст); развитие половых признаков (оволосение лобка и подмышечных впадин, форма и размер пениса и яичек у мальчиков, млечных желёз у девочек, наступление менструаций и пр.). Темп индивидуального развития в норме может отличаться у разных детей на 1-1,5 года, в результате чего возникает значительная разница между Б.в. и паспортным (календарным) возрастом. Уровень психического и социального развития здорового ребёнка находится в прямой связи с его Б.в. Поэтому при проведении социальных, педагогических, лечебных и других мероприятий с ребёнком необходимо учитывать его Б.в.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 28)

БИОЛОГИЯ

БИОЛОГИЯ - учебный предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает современные достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биологических объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Школьный курс Б. включает разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая Б.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 28)

БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Еврейская АО, Биробиджан, ул. Широкая, 70а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Республика Башкортостан, Бирск, ул. Интернациональная, 10. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БИРУНИ, БЕРУНИ, АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ

БИРУНИ, БЕРУНИ, АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ (973-1048) - среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель. Автор многих, гл.о. естественно-научных, сочинений (сохранилось ок. 30), написанных на арабском языке. "Книга вразумления зачаткам науки о звёздах" (ок. 1029) - изложение основ математики, астрономии, географии и других наук - несколько веков служила учебным пособием в медресе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БИХЕВИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИЧЕР-СТОУ (BEECHER-STOWE), ГАРРИЕТ

БИЧЕР-СТОУ (BEECHER-STOWE), ГАРРИЕТ (1811-1896) - американская писательница. Наиболее популярный среди юных читателей роман "Хижина дяди Тома" (1852) - о бесчеловечности рабовладения в Америке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЛАГО

БЛАГО - общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 28)

БЛАГОВЕСТНИК

БЛАГОВЕСТНИК - христианское издательство, ООО, Москва. Детская, религиозная (христианская), учебная (для воскресных школ) литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Благовещенск Амурской обл., ул. Ленина, 104. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

БЛАГОДАРНОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ - чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Как моральное чувство и обязанность Б. восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами, а также к отношениям взаимности услуг. В истории мысли немало моралистов усматривали в Б. основополагающее проявление добродетельности человека.

Изначально Б. понималась как ответ услугой за услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения (Аристотель, Сенека, И. Кант). Б. как особого рода дарение, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно. В античности Б. трактовалась как добродетель. Христианство понимает Б. скорее как обязанность.

Психологической особенностью восприятия Б. вообще как обязанности оказывается то, что любая конкретная обязанность в отношении некоего лица, будучи глубоко интернализированной, может переживаться как чувство Б. к нему, по существу необоснованное. Некоторые современные психологи рассматривают укоренённую в младенческом возрасте способность к Б. как один из первичных показателей нравственной отзывчивости личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств - доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к Б. удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 28)

БЛАГОЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

БЛАГОЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1893-1984) - литературовед, действительный член АПН СССР (1947), член-корреспондент АН СССР (1953). Осн. труды посвящены творчеству А.С. Пушкина ("Творческий путь Пушкина", т. 1-2, 1950-67; Гос. премия, 1951). Статьи и разработки по методике преподавания литературы в школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ ИНСТИТУТЫ

БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ ИНСТИТУТЫ - закрытые средние учебные заведения для девочек из привилегированных сословий, находившиеся в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Первыми созданы Б.д.и. в С.-Петербурге: Смольный институт (1764; осн. И.И. Бецким), Екатерининский (1789), Павловский (1807), Патриотический (1813) и в Москве: Екатерининский (1802), затем в Одессе, Казани, Оренбурге, Киеве, Тифлисе, Иркутске, Астрахани, Керчи, Н. Новгороде, Новочеркасске, Тамбове, Саратове. Воспитанницы Б.д.и. получали светское воспитание (начала наук, французский язык, этикет, музыка, танцы). Курс обучения включал 7 основных, подготовительные и педагогические классы. К концу 19 в. в России насчитывалось 30 Б.д.и., в которых обучалось 7,5 тыс. учениц. Упразднены после октября 1917.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 28)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛАНТРОПИЯ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ФИЛАНТРОПИЯ (от греч. philantropia - человеколюбие) - деятельность, посредством которой частные ресурсы (финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей) добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях оказания помощи нуждающимся людям. В отличие от милостыни Б. носит организованный, по преимуществу безличный характер, всегда имеет в виду общественно значимые цели и осуществляется по специально разработанным программам. Б. представляет собой деятельность, цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей благотворителя, которая не предпринимается с целью получения прибыли или по административному распоряжению. В Б. нередко реализуются и частные мотивы филантропов (благоразумие, тщеславие, корысть и др.), что требует строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. С помощью Б. решаются важные социальные функции развития общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

БЛАЙДЕН (BLYDEN), ЭДУАРД УИЛМОТ

БЛАЙДЕН (BLYDEN), ЭДУАРД УИЛМОТ (1832-1912) - западноафриканский просветитель, педагог, историк, лингвист. Сформулировал осн. положения концепции африканизации школьного обучения; пытался воплотить её в жизнь в колледже "Либерия" (осн. в 1862, ныне Университет Либерии).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЛАНКИ (BLANQUI), ЛУИ ОГЮСТ

БЛАНКИ (BLANQUI), ЛУИ ОГЮСТ (1805-1881) - французский революционер, коммунист-утопист. Б. и его сторонники (бланкисты) занимали решительные антиклерикальные позиции, выступали против католического влияния на школу, за светское демократическое образование. Б. разработал оригинальную программу, включающую всеобщее образование (с 5 до 15 лет), новые предметы в учебном курсе народной школы (география, космография, физика, химия и др.). План Б. также включал организацию на новых принципах системы учреждений, дававших среднее и высшее образование.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 339)

БЛАШЕ (BLASCHE), БЕРНХАРД ГЕНРИХ

БЛАШЕ (BLASCHE), БЕРНХАРД ГЕНРИХ (1766-1832) - немецкий педагог-филантропист. Один из первых педагогов, разрабатывавших вопросы трудового обучения в общеобразовательной школе. Автор первых в Германии методических руководств по ручному труду.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД - метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств. Предложен Ф. Гальтоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Различные модификации Б.м. были предложены А.Л. Гезеллом, А.Р. Лурией и др. В частности, Лурия продемонстрировал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических функций (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б.м. остаётся гл. средством анализа актуальных психогенетических проблем человека. Кроме того, применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия "среда" и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 29)

БЛИЗНЕЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

БЛИНОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1839 -после 1875) - педагог и священник. С 1861 священник в с. Карсавай Глазовского уезда Вятской губернии. Составил азбуку по звуковому методу для вотяков ("Лыдзон"). В 1864 переведён в с. Бахта, близ Вятки, где создал образцовую школу. Автор руководств для школы (в т.ч. "О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ", 3 изд., 1875), книг для чтения, обзора "Народное образование в Вятской губернии в 1864-74 годах" (1875) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БЛОНСКИЙ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

БЛОНСКИЙ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1884-1941) - педагог и психолог, д-р педагогических наук (1935). Один из ведущих теоретиков педологии. Участвовал в создании и руководил Академией социального воспитания (с 1924 - АКВ; первый ректор в 1919-23). Ранние работы Б. имели гл.о. историко-философский и историко-педагогический характер. Сформулировал осн. педагогические принципы массового неполного среднего образования на основе политехнизма и связи обучения и труда как факторов социального развития личности. Они стали теоретико- педагогической основой строительства школьной системы в СССР. В учебнике "Педология" (1934; 2 изд., 1936) дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. В кн. "Психологические очерки" (1927) выдвинул оригинальное положение о происхождении и развитии психической жизни, трактуя её как ряд разных уровней психической деятельности. "Очерк научной психологии" (1921)

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

-------------------

(Психология и педагогика: учебно-терминологический словарь. Сост. Е.Е. Пости. - Ковров, 2005. С. 11)

БЛУМ (BLOOM), БЕНДЖАМИН СЭМЮЭЛ

БЛУМ (BLOOM), БЕНДЖАМИН СЭМЮЭЛ (р. 1913) - американский психолог и педагог, профессор педагогики Чикагского университета (с 1938). Создал таксономию (иерархическую последовательность) педагогических целей в познавательной и эмоциональной областях, заложил основы концепции "полноценного усвоения".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОБКО, ИГОРЬ МОИСЕЕВИЧ

БОБКО, ИГОРЬ МОИСЕЕВИЧ (р. 1930) - д-р технических наук (1976), профессор (1979), член-корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), директор Сибирского института образовательных технологий РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОБРОВНИКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОБРОВНИКОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1854 - после 1916) - педагог. Помощник Н.И. Ильминского в деле просвещения нерусских народов; директор казанской инородческой семинарии, попечитель Оренбургского учебного округа (1906-08). Член совета МНП. Автор книги "Что такое хороший урок" (4 изд., 1910) и докладов ("Труды особого совещания об образовании восточных инородцев", 1905).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОГДАНОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОГДАНОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928) - экономист, философ, естествоиспытатель. С 1918 идеолог Пролеткульта. Осн. сочинение - "Тектология. Всеобщая организационная наука" (ч. 1-3, 1913-27; новое изд. - 1990). Рассматривая общество как вид системной организации, выдвинул идею создания всеобъемлющей науки об общих принципах организации - тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. В свете идей тектологии Б. рассматривал воспитание как "организационную работу, превращающую человеческую личинку в действительного члена общества...". Считал педагогический процесс одной из высших форм духовного творчества. Значительную роль отводил личности педагога, оказывающей влияние не только на образование, но и общество в целом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОГДАНОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ

БОГДАНОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1834-1896) - зоолог и антрополог, один из основателей антропологии в России, член-корреспондент Петербургской АН (1890). Популяризатор естествознания. По его инициативе осн. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864; президент с 1886), организованы этнографическая (1867), политехническая (1872) и антропологическая (1879) выставки, положившие начало политехническому и антропологическому музеям в Москве. Автор университетского курса лекций по зоологии, изданного в качестве учебника для средней школы ("Зоология и зоологическая хрестоматия...", в. 1-3, 1862-65).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОГОЛЕПОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

БОГОЛЕПОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1847-1901) - юрист, государственный деятель. В 1883-87 и в 1891-93 ректор Московского университета. С 1895 попечитель Московского учебного округа. С 1898 министр народного просвещения. Сторонник системы образования, сложившейся в ходе контрреформ. В 1899 образовал Особую комиссию для обсуждения вопросов и устранения недостатков в среднем образовании. Под его руководством разработан проект новых правил для начальных училищ (1901). В области высшего образования устанавливался строгий контроль за жизнью студентов в целях предупреждения студенческих выступлений. Б. стремился превратить университеты в закрытые учебные заведения. На университетскую инспекцию возлагалось попечительство о нуждах студентов. В 1899 утверждены "Временные правила", согласно которым студенты, участвующие в беспорядках, в виде наказания должны были отбывать воинскую повинность (впервые применены к 183 студентам в 1900).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОГОЛЮБОВ, ЛЕОНИД НАУМОВИЧ

БОГОЛЮБОВ, ЛЕОНИД НАУМОВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1984), профессор (1996), действительный член РАО (2001; член-корреспондент с 1995; Отделение общего среднего образования), зав. лабораторией обществоведения Института общего среднего образования РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

БОГОРОДИЦКИЙ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

БОГОРОДИЦКИЙ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1857-1941) - языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент Петербургской АН (с 1915) и АН СССР. Создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию. Разработал методическую систему преподавания русского языка в татарской школе, модель обучения правописанию.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

БОГУСЛАВСКИЙ, МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ

БОГУСЛАВСКИЙ, МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ (р. 1955) - д-р педагогических наук (1994), член-корреспондент РАО (2001; Отделение философии образования и теоретической педагогики), ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница