Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
https://volga.news/article/645327.html

Педагогический словарь
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНТ"-"АЮИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АНТ"-"АЮИ")

АНТИПЕДАГОГИКА

АНТИПЕДАГОГИКА - течение в педагогике стран Западной Европы и США 2-й половины 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шёнебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария). А. опирается на психоаналитическую концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость максимального расширения рамок свободного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности. Сторонники А. считают, что только спонтанное формирование человека ведёт к гуманизации общества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 17)

-------------------

- теория строится на позиции полной ликвидации школы, отвергает понятие воспитуемости, приветствуя свободу детства. В российской педагогике мыслится как стихийное влияние антиобщественного сознания, антиобщественных отношений на формирование личности ребенка, базируется на пренебрежении к образованию и культуре.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 152)

-------------------

См. также Дескулизация

АНТИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНОВА, ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

АНТОНОВА, ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (р. 1922) - действительный член РАО (1989; Отделение образования и культуры), директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АНТРОПОВА, МЕТА ВАСИЛЬЕВНА

АНТРОПОВА, МЕТА ВАСИЛЬЕВНА (р. 1915) - д-р медицинских наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент РАО (1968; Отделение психологии и возрастной физиологии), гл. научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АНТРОПОГЕНЕЗ

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение, возникновение) - историко-эволюционное формирование физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества. Учение об А. является разделом антропологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АНТРОПОГЕННЫЙ

АНТРОПОГЕННЫЙ (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение, возникновение) - связанный с происхождением человека.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

АНТРОПОКОСМИЗМ

АНТРОПОКОСМИЗМ - философское и общенаучное воззрение, согласно которому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 11)

-------------------

- система взглядов, мировоззрение, признающее равноценность человека и Космоса (окружающего мира).

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 175)

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ (антропологический принцип) - (от греч. anthropos - человек и logos - учение)

- философская концепция, усматривающая в понятии "человек" осн. категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввёл и обосновал Л. Фейербах. В России его сторонником был Н.Г. Чернышевский. В широком смысле А. - составная часть философских учений о человеке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КУЛЬТУРОЛОГИИ - сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России - А. Веселовский). А.ш. объясняла сходство мифологии и фольклора разных народов тождественностью человеческой природы и единством первобытного мышления; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками ("пережитками") культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos - человек и logos - понятие, учение) - 1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в.

2. В широком смысле - совокупность учений о человеке, его сущности, характере и свойствах.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

-------------------

- интеграция знаний о человеке в гуманитарных и естественнонаучных дисциплинах, ориентирующая на рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

(Бережнова Л.Н. Полиэтническая образовательная среда. - СПб., 2003. С. 199)

-------------------

- наука о становлении человека в контексте исторических условий его жизнедеятельности.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть педагогики (наряду с философией педагогики и теорией воспитания), посвященная познанию человека как воспитателя и воспитуемого. Как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания педагогическая антропология стала разрабатываться с1860-х гг. на Западе (Карл Шмидт и его школа). Одновременно педагогическая антропология зародилась и в России (К.Д. Ушинский и его школа).

(Б.М. Бим-Бад "Педагогическая антропология". М., 2002 г., с.13-14)

-------------------

- комплекс наук, изучающих становление человека в образовании; включает в себя совокупность знаний (медико-биологических, психологических, педагогических, философско-социологических и др.), обеспечивающих педагогическую деятельность.

(Педагогические теории, системы, технологии. Спр. материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. С. 5)

-------------------

См. также Педагогическая антропология

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) - течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером "науки о духе" - сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 осн. Антропософское общество, в 1923 - "Свободный университет науки о духе" (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи А. получили реализацию в педагогике (Вальдорфская педагогика), искусстве (эвритмия) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

-------------------

- своеобразное (часто фантастическое) толкование различных областей знания, а также методика развития предполагаемых "тайных способностей" человека, приводящих к духовному господству над природой.

(Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. С. 174)

АНТРОПОЭКОЛОГИЯ

АНТРОПОЭКОЛОГИЯ ("антропос" (греч.) - "человек"; "экология" (греч.) - "учение о жилище") - a) учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром.

Следует различать термины "экология человека" и "антропология". Экология человека - это учение о сохранении и развитии здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природной и социальной среды.

Антропология - это учение о взаимоотношениях и взаимозависимости человека с окружающим его миром: от природы, общества и культуры до биосферы и мироздания в целом.

Экология человека обращена преимущественно вовнутрь, антропология - вовне, экология человека близка к валеологии, антропология акцентирует внимание на духовном компоненте взаимоотношения человека со всем сущим.

(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб., 2003. С. 23-24)

-------------------

- б) интегральная дисциплина, изучающая то, как на всех этапах жизни человек строит свою жизнедеятельность во взаимодействии с природой, социумом и культурой, какие факторы определяют качество жизни, какие необходимы условия для реализации ценностных установок личности, какие трудности при этом предстоит преодолеть.

Антропологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества ("преуспевающее общество").

(Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб., 2003. С. 41-42, 197)

-------------------

См. также Экология, Валеология

АНЦЫФЕРОВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

АНЦЫФЕРОВА, ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (р. 1924) - почетный член РАО (1996; Отделение психологии и возрастной физиологии), ведущий научный сотрудник Института психологии РАН.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 468)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АОС

АОС - см. Автоматизированная обучающая система

АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч. apatheia - бесчувственность) - безразличное, безучастное отношение к окружающему миру. При А. снижены или полностью утрачены интересы, отсутствуют эмоциональные реакции. А. часто употребляется как синоним лености и флегматичности. А. может быть врождённым качеством, но может свидетельствовать о нарушении в психическом здоровье ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АПАЦАИ-ЧЕРЕ, АПАЦАИ-ЧЕРИ (APACZAI CSERE, APACZAI CSERI) ЯНОШ

АПАЦАИ-ЧЕРЕ, АПАЦАИ-ЧЕРИ (APACZAI CSERE, APACZAI CSERI) ЯНОШ (1625-1659) - венгерский педагог-просветитель, философ. Сторонник идей Я.А. Коменского. Составил первую на родном языке "Венгерскую энциклопедию" (1653), первым в Венгрии обосновал и пытался реализовать 3-ступенчатую систему образования (начальная, средняя и высшая школа).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335)

АПЕЛЛЯЦИЯ

АПЕЛЛЯЦИЯ - аргументированное письменное заявление абитуриента либо о нарушении процедуры вступительныъх испытаний, приведшем к снижению оценки, либо об ошибочности, по его мнению, выставленной оценки на вступительных испытаниях. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность выставления оценки за ответ абитуриента.

(Законодательство в образовании: Сб. основных нормативно-правовых документов в области образовании. - М., 2002. С. 340)

АПОСТОЛЫ

АПОСТОЛЫ (от греч. apostolos - посол) - в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства (см. Христианская культура). В Новом завете двенадцать А. - ближайшие последователи ("ученики") Христа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

-------------------

См. также Христианская культура

АППЕРЦЕПЦИЯ

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от предшествующего опыта данного субъекта, общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Термин "А." введён Г.В. Лейбницем, впервые разделившим перцепцию (смутное и бессознательное восприятие) и А. - ясное, отчётливое, осознанное видение содержания познаваемого. И.Ф. Гербарт ввёл понятие А. в педагогику, истолковывая её как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АПРАКСИНА, ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

АПРАКСИНА, ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА (1910-1990) - педагог, д-р педагогических наук (1971). Преподавала в консерваториях Москвы и Свердловска. С 1944 в системе АПН. Один из первых в России исследователей истории русской музыкальной педагогики ("Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе", 1948). Автор пособий для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 335-336)

АПРИЛОВ, ВАСИЛ ЕВСТАТИЕВ

АПРИЛОВ, ВАСИЛ ЕВСТАТИЕВ (1789-1847) - деятель болгарского национально-просветительского движения, педагог, писатель. В 30-е гг. возглавлял общество содействия просвещению болгар; на собранные обществом средства открыл (1835) в Габрове первую в Болгарии национальную светскую школу. В книге "Мысли о современном болгарском образовании" (1847) сформулировал принципы начальной болгарской школы, дал анализ болгарских учебников. Автор трудов по истории болгарской культуры и языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АПРОБАЦИЯ

АПРОБАЦИЯ - испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 12)

АРГУМЕНТАЦИЯ

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentation - приведение аргументов) - рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное оббоснование и оценку ддоввводов в защиту определенного тезиса.

(Григорьев В.И. , Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб, 2002. С. 187)

АРГУС

АРГУС - издательско-полиграфический комплекс. Детская, учебная и другая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АРЕНДТ (ARENDT), РУДОЛЬФ ФРИДРИХ

АРЕНДТ (ARENDT), РУДОЛЬФ ФРИДРИХ (1828-1902) - немецкий химик и педагог. Первым разработал методику преподавания химии как самостоятельного учебного предмета в средней школе. Ввёл "методическую" систематику химии, основанную на формальной классификации по сложности состава вещества.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА

АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА (1802-1862) - первая в России провинциальная частная художественная школа. Основана живописцем А.В. Ступиным в Арзамасе (руководил А.ш. до 1861). С 1809 в ведении Академии художеств, где лучшие ученики А.ш. продолжали обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АРЗАМАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Арзамас Нижегородской обл., ул. Карла Маркса, 36. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384 до н.э.- ок. 322 до н.э.) - древнегреческий философ и учёный-энциклопедист. Философия А. делится на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знаний, практическую, цель которой - знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой - знание ради творчества. Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания (пайдейи) у А. выходит за рамки школьной педагогики, перерастая в понятие "культура" как трансляция знаний, этических ценностей и норм поведения, регулируемая государством. Т.о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность - своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика - педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократической формы правления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРИФМЕТИКА

АРИФМЕТИКА (от греч. arithmos - число) - раздел математики; изучает простейшие свойства чисел и действия над ними. Как учебный предмет изучается в начальной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АРКИН, ЕФИМ АРОНОВИЧ

АРКИН, ЕФИМ АРОНОВИЧ (1873-1948) - педагог, врач, действительный член АПН РСФСР (1947). Одним из первых учёных в СССР разрабатывал теорию и методику общественного дошкольного воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРКТИ

АРКТИ - рос. издательско-книготорговый альянс, центральный орган Содружества детских педагогических издательств в России, ООО, Москва. Педагогическая, методическая, учебно-методическая литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

http://arkty.ru/

См. также Издательства РФ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Армавир Краснодарского края, ул. Розы Люксембург, 159. Дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика и психология, валеология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - Армавир Краснодарского края, ул. Луначарского, 185. Психология.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 475)

-------------------

http://www.apsi.ru

См. также Негосударственные ВУЗы

АРМАДА-ПРЕСС

АРМАДА-ПРЕСС - издательство, ЗАО, Москва. Детская, юношеская, художественная литература.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АРМСТРОНГ (ARMSTRONG), ГЕНРИ ЭДУАРД

АРМСТРОНГ (ARMSTRONG), ГЕНРИ ЭДУАРД (1848-1937) - английский химик; в педагогике - основатель и пропагандист эвристического метода обучения естественно-научным дисциплинам. Секретарь (1875-93) и президент (1893-95) Королевского химического общества, иностр. поч. член АН СССР (1932). С 1880 разрабатывал проблемы улучшения преподавания естественнонаучных дисциплин в школе; осн. источником знаний в этой области считал эксперимент: ученик, поставленный в положение первого исследователя определённой проблемы, должен самостоятельно найти решение и сделать выводы. В соответствии со своими взглядами разработал программу школьного курса химии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРМСТРОНГ (ARMSTRONG), СЭМЮЭЛ ЧАПМЕН

АРМСТРОНГ (ARMSTRONG), СЭМЮЭЛ ЧАПМЕН (1839-1893) - американский педагог. Разработал проект организации обучения для негров и индейцев. В 1868 осн. в Хэмптоне (штат Виргиния) платный Нормальный и сельскохозяйственный институт для подготовки педагогов из детей негров, а впоследствии также и индейцев. Руководил им до конца жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРНОЛД (ARNOLD), ТОМАС

АРНОЛД (ARNOLD), ТОМАС (1795-1842) - английский педагог, реформатор средней привилегированной школы (паблик скулз) в Англии. С 1828 директор паблик скул в Регби. Гл. задачу педагогики А., следуя Дж. Локку, видел в нравственном воспитании. Ему принадлежит оригинальная педагогическая система, названная "воспитанием характера". В Регби А. применил идею параллельного педагогического воздействия: младшие ученики подчинялись старшим (т.н. система фагов). Интернаты ("дома") представляли собой разновозрастный ученический коллектив, управляемый главой "дома" - учителем и воспитателем. В систему А. входило самоуправление учащихся. Его программа включала изучение латинских и греческих авторов, которое непременно связывалось с вопросами современной жизни. Предложенные А. принципы воспитания нашли широкое применение в грамматических школах и стали английской традицией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРНОЛЬД, ИВАН КАРЛОВИЧ

АРНОЛЬД, ИВАН КАРЛОВИЧ (1805-1891) - сурдопедагог. Потерял слух в детстве. Получил художественное образование в Германии. Служил (до 1854) в Эрмитаже. В 1860 осн. первое в Москве училище для глухонемых, где применялись дактилологический и устный методы общения, общеобразовательные школьные и ремесленные программы. С 1863 училище содержалось Попечительским советом (председатель в 1869-98 П.М. Третьяков); с 1900 - в ведении Городской думы; названо Арнольдо-Третьяковским. Играло роль сурдопедагогического методического центра.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРНОЛЬД, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

АРНОЛЬД, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1900-1948) - математик, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). Обосновал цели преподавания арифметики в средней школе, предложил доступную учащимся методику преподавания отрицательных чисел, сформулировал принципы отбора и составления арифметических задач. Автор учебников и учебных пособий по арифметике и алгебре.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРСЕНЬЕВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

АРСЕНЬЕВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1906-1988) - педагог, организатор педагогической науки, действительный член АПН СССР (1959). Вёл научную и преподавательскую работу, возглавлял ряд НИИ АПН. В 1949-58 заместитель министра просвещения РСФСР. Автор обобщающих работ по методологии педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АРТЕФАКТ

АРТЕФАКТ (лат. arte - искусственно и factus - сделанный) - экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

АРТТЕРАПИЯ

АРТТЕРАПИЯ - терапия средствами искусства. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

(Коджаспирова Г.М Педагогический словарь. - М. 2005. С. 126)

-------------------

См. также Психотерапия

Р357.19

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Архангельск, набережная Северной Двины, 17. Профессиональное обучение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 471)

-------------------

См. также Университеты

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. arch:e - начало и tipos - образ) - 1. в позднеантичной философии прообраз, идея.

2. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной.

3. Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 19)

-------------------

См. также Самость

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ( ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ

АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ - епархиальные школы, в России первые регулярные духовные учебные заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-административных учреждениях). Создавались с 1721 в соответствии с "Духовным регламентом". Первоначально в них могли обучаться дети из различных сословий; по мере развития светских профессиональных учебных заведений в А.ш. стали приниматься лишь дети из духовного сословия. По окончании учения они могли определяться как на церковные должности, так и в гражданскую службу. В большинстве школ осуществлялось религиозно-нравственное воспитание, преподавались основы грамоты, арифметика и пение. В дальнейшем "Регламент" предусматривал введение 8-летнего курса. Образцом такого учебного заведения была частная школа Прокоповича Феофана в Петербурге (осн. в 1721). В 30-50-е гг. 18 в. А.ш. постепенно преобразовывались (с 1737 в соответствии с правительственным указом) в духовные семинарии (см. Духовные учебные заведения).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20)

-------------------

См. также Духовные учебные заведения

АСАКИ (ASACHI), ГЕОРГЕ

АСАКИ (ASACHI), ГЕОРГЕ (1788-1869) - молдавский и румынский писатель, просветитель, учёный, педагог. Содействовал открытию в Молдавском княжестве государственных учебных заведений. Организатор научно-просветительских и художественных обществ, публичной библиотеки в Яссах; издатель первых газет и журналов. Предложил проект системы преемственных учебных заведений. Автор школьных учебников по истории, латинскому языку и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ

АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (псевдоним - Игорь Глебов) - (1884-1949)

- музыковед, композитор, педагог, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Один из организаторов общедоступных концертов. Автор трудов по эстетике, теории и истории музыки, музыкально-просветительских книг, статей по проблемам организации и методики музыкального воспитания школьников, музыкально-профессионального обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АСКЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСМОЛОВ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

АСМОЛОВ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1949) - д-р психологических наук (1996), профессор (1997), член-корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - см. Девиантное поведение

АСПИРАНТ

АСПИРАНТ (от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться) - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

(Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

-------------------

- лицо, имеющее высшее образование с уровнем квалификации дипломированного специалиста или магистра, обучающееся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 20)

-------------------

См. также Аспирантура, Магистр

АСПИРАНТУРА

АСПИРАНТУРА (от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться) - форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатской диссертации - с 1934 г.). Различают А. с отрывом от производства (очная) и без отрыва от производства (заочная). В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная А., осуществляется главным образом при университетах и специальных центрах т.н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20)

-------------------

- наличие аспирантуры - одно из необходимых условий для реализации в вузе программ по подготовке магистров.

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 102)

-------------------

- первая ступень послевузовского профессионального образования, ведущая к получению ученой степени кандидата наук, и основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных учреждениях.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 20)

-------------------

См. также Послевузовское профессиональное образование

АССИМИЛЯЦИЯ

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. аssimilatio) - усвоение, слияние, уподобление. А. - понятие концепции интеллекта Ж. Пиаже, выражающее собой усвоение материала за счёт его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В процессе адаптации А. тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребёнка встреча нового предмета с существующей схемой ведёт к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между А. и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20)

АССИСТЕНТУРА (АССИСТЕНТАТУРА) - СТАЖИРОВКА

АССИСТЕНТУРА (АССИСТЕНТАТУРА) - СТАЖИРОВКА - ступень послевузовского профессионального образования и форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях искусств.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 21)

-------------------

См. также Послевузовское профессиональное образование

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в психологии, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. А.п. в своём развитии прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания; классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами (в качестве которых рассматривались ощущения и представления); экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в осн. концепцию фактор активности субъекта.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20)

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio - соединение) - связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, представлениями, чувствами и пр.); основное понятие ассоциативной психологии. Различают А. по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введён Дж. Локком (1698), хотя явление "А." описано ещё Платоном и Аристотелем. Естественно-научное объяснение А. дал И.П. Павлов, который показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи, и считал, что понятие "А." открывает путь для соотнесения психических явлений с физиологическими процессами. Л.С. Выготский рассматривал А. как этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий. Важность развития ассоциативного мышления в процессе обучения отмечали П.А. Шеварёв, Н.Ф. Добрынин, Ю.А. Самарин.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20)

АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК IТ

АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК IТ - ТОО, Смоленск. Учебная, учебно-методическая литература, учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО

АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО - учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие в рамках соответствующих национальных программ с ЮНЕСКО в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей. Возникли в начале 50-х гг. как одна из форм развития международных контактов в сфере образования. СССР включился в движение А.ш. в 1966. А.ш. самостоятельны в выборе форм и содержания учебной и внешкольной работы. Информация о деятельности А.ш. в мире обобщается секретариатом ЮНЕСКО. В 90-х гг. в мире в почти 100 государствах насчитывалось св. 2 тыс. А.ш., в т.ч. в России св. 60 (среди них школы, ПТУ, техникумы, педагогические институты и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 20-21)

АСТ

АСТ - издательство, творческое кооперативное объединение, Москва. Образовательная, детская и другая литература, школьные учебники.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АСТЕНИЯ

АСТЕНИЯ (от греч. astheneia - бессилие) - слабость, повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному или физическому напряжению. Может быть обусловлена перенесёнными заболеваниями, физическими или психическими перегрузками, а также функциональными или органическими нарушениями головного мозга (церебрастения). Эмоциональные нарушения выражаются в раздражительности, повышенной чувствительности, плаксивости (чаще у девочек), вспыльчивости. Интеллектуальная истощаемость проявляется в неспособности к длительной концентрации внимания, в снижении памяти. Длительная А. может сопровождаться задержкой психического развития; в этих случаях дети нуждаются в специальных формах обучения. Проявление А. у человека называется астеническим синдромом.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

АСТ-ПРЕСС

АСТ-ПРЕСС - издательство, ЗАО, Москва. Детская, образовательная, развивающая литература, контурные карты, школьные учебники и атласы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - Астрахань, ул. Татищева, 20а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 469)

-------------------

См. также Педагогические высшие учебные заведения

АСТРЕЯ

АСТРЕЯ - издательский дом, ООО, Москва. Детская, образовательная, учебная литература, школьные учебники и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 478)

-------------------

См. также Издательства РФ

АСТРОНОМИЯ

АСТРОНОМИЯ (от греч. astron - звезда и nomos - закон) - учебный предмет в школе, содержание которого составляют знания о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел и их систем. Преподаётся в старших классах общеобразовательной школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 21)

АТТЕСТАТ

АТТЕСТАТ (от лат. attestor - свидетельствую) - документ об окончании среднего учебного заведения, присвоении учёного звания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 21)

АТТЕСТАЦИЯ

АТТЕСТАЦИЯ (от лат. attestatio - свидетельство) - основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

(Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М., 2002. С. 340)

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (от лат. attestatio - свидетельство) - установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.

(Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 152)

АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЕМОГО

АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЕМОГО - аттестационные испытания для определения уровня знаний обучаемого по отдельным дисциплинам, циклам дисциплин (ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ), а также практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению образовательных задач, установленных ГОС (ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ).

(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. С. 103)

-------------------

См. также Итоговая государственная аттестация бакалавра, Итоговая государственная аттестация магистра, Методы контроля

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) (от лат. attestatio - свидетельство) - комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Проведение А. призвано стимулировать (в т.ч. - материально) профессиональное и личностное развитие работников, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы учреждения. Итогом А. является присвоение педагогу или руководителю образовательного учреждения квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Требования к работникам приводятся в квалификационных характеристиках, утверждаемых правительством РФ. Типовое положение об А., разработанное Министерством образования РФ, предусматривает 12 квалификационных групп, охватывающих осн. специализации педагогов. Для дифференциации оплаты труда всех этих групп педагогических работников предусмотрено не менее 4 квалификационных категорий. Число таких категорий в территориальных положениях об А. может быть увеличено. Для проведения А. создаются аттестационные комиссии в образовательных учреждениях, а также при органах управления образованием.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

-------------------

- оценка педагогических кадров по заранее разработанным критериям в соответствии с их должностными обязанностями.

(Кутузова И.А. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. - М., 2002. С. 152)

-------------------

См. также Методы контроля

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ - см. Аттестация педагогических и руководящих кадров

АТТИТЮД

АТТИТЮД - соц. фиксированная установка, предрасположение к определенному поведению личности в ситуациях внутриколлективного общения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 13)

АТТРАКЦИЯ

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - возникновение симпатии, установка на др. человека, как на привлекательного. Является выжным показателем профессиональной пед. пригодности.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 13)

АТУТОВ, ПЕТР РОДИОНОВИЧ

АТУТОВ, ПЕТР РОДИОНОВИЧ (1921-2001) - действительный член РАО (1982; Отделение базового профессионального образования).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 460)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АУДИРОВАНИЕ

АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire - слышать) - прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (гл.о. в учебном процессе).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002 . С. 21)

АУДИТОР, АВДИТОР

АУДИТОР, АВДИТОР (лат. auditor - слушатель) - в дореволюционных рос. духовных училищах и некоторых гражданских учебных заведениях ученик, назначавшийся учителем для выслушивания уроков своих товарищей.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21)

АУТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autogenes - сам, genos - происхождение, производящий) - психотерапевтический метод, разработанный Й.Г. Шультцем в 1932 и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приёмы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счёт которого происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации осн. психофизиологических процессов. А.т. используется прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, а также здоровыми людьми для отдыха и восстановления сил.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.22)

-------------------

См. также Самовнушение

АФАНАСЬЕВ, ПЕТР ОНИСИМОВИЧ

АФАНАСЬЕВ, ПЕТР ОНИСИМОВИЧ (1874-1944) - педагог, методист русского языка. Преподавал в учительских семинариях и педагогических вузах. Обосновал идею о поэтапном построении курса русского языка для нерусских учащихся с учётом особенностей их родного языка. Автор учебных книг, построенных на описании языка как вида социального и индивидуального творчества и принципах звуковой системы обучения грамоте. Исследовал оптимальные приёмы обучения чтению взрослых. Создатель целостной методической системы преподавания русского языка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АФФЕКТАЦИЯ

АФФЕКТАЦИЯ - необычное, искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОCТИ

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОCТИ - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на неуспех. Характеризуется или отрицанием самого факта неуспеха, или переложением ответственности за него на других. А.н. является защитной реакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознания своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими. Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 22)

АФФЕКТЫ

АФФЕКТЫ (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - эмоциональные состояния, для которых характерно бурное и относительно кратковременное протекание: ярость, гнев, ужас и т.п. В состоянии А. человек часто совершает импульсивные поступки, идущие вразрез с обычным для него поведением; производит резкие выразительные движения. А. развиваются в критических ситуациях при неспособности человека найти адекватный выход из неожиданной ситуации. В результате неправильного воспитания склонность к А. может неблагоприятно влиять на развитие характера ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 22)

АФФИЛИАЦИЯ

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate - присоединять, присоединяться, англ. affiliation - соединение, связь) - потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 22)

-------------------

- Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 14)

АХИЯРОВ, КАМИЛЬ ШАЕМУРЗИНОВИЧ

АХИЯРОВ, КАМИЛЬ ШАЕМУРЗИНОВИЧ (р. 1930) - д-р педагогических наук (1976), профессор (1977), член-корреспондент РАО (1996; Отделение общего среднего образования), зав. кафедрой Башкирского педагогического института.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 464)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

АХУНДОВ, МИРЗА ФАТАЛИ

АХУНДОВ, МИРЗА ФАТАЛИ (1812-1878) - азербайджанский писатель, просветитель. Основоположник азербайджанской реалистической прозы и драматургии. Предложил (1857) проект азербайджанского алфавита на основе латинской графики; в предисловии к проекту изложил свои педагогические взгляды.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 336)

АЮИ, ВАЛЕНТИН

АЮИ, ВАЛЕНТИН - см. Гаюи, Валентин

Предыдущая страница Следующая страница