Педагогический словарь
ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ - способность ребёнка причинять страдания людям или животным. Причины Ж.д., как правило, иные, нежели те, что порождают жестокость взрослых. Наиболее распространена Ж.д. по неведению. Дошкольник может искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоцентризма ребёнок ещё не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания, а мн. действия совершает спонтанно и необдуманно. Но было бы неверно считать, что Ж.д. по неведению как естественная возрастная особенность устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления Ж.д., а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил Ж.д. по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий.

Дети нередко бывают жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребёнку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Установлено, что среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть в семье испытывала физические наказания. Крайне негативно на формировании поведения ребёнка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения массовой культуры, особенно кино- и видеофильмы. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая из него насилие и жестокость.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 84)

В начало словаря