Педагогический словарь
БОЛЬНОВ (BOLLNOW), ОТТО ФРИДРИХ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛЬНОВ (BOLLNOW), ОТТО ФРИДРИХ

БОЛЬНОВ (BOLLNOW), ОТТО ФРИДРИХ (1903-1991) - немецкий философ и педагог. Получил физико-математическое образование. Защитил (1925) диссертацию по теоретической физике у М. Борна. В 1926-31 изучал философию, психологию и педагогику под руководством Э. Шпрангера, М. Хайдеггера, Г. Ноля. С 1931 преподавал в Гёттингенском университете. Возглавлял кафедры педагогики и психологии университетов Гессена (с 1939), Майнца (с 1945) и Тюбингена (с 1953). Поч. ч. Немецкого педагогического общества (1978), поч. д-р нескольких университетов.

Известен как интерпретатор философско-педагогических взглядов В.Дильтея. Один из родоначальников педагогической антропологии, которую определял как особый способ рассмотрения педагогики, а не как самостоятельную науку. Согласно Б., смысл деятельности воспитания состоит в "проникновении", "истолковании", "разъяснении" возникающих в собственной практике случаев. Такая позиция характеризуется как "герменевтика педагогического опыта".

Б. рассматривал педагогику как прикладную философскую науку, в центре внимания которой - вопрос о сущности человека, его "открытости миру". В кн. "Экзистенциальная философия и педагогика" (1959) Б. впервые поднял проблему неустойчивых форм человеческого бытия, которые он описывал в экзистенциальных терминах ("кризис", "увещевание", "встреча" и т.д.). На этой основе им разработана концепция т.н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона и предпосылки каждого воспитательного акта Б. выделяет т.н. педагогическую атмосферу - совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и ребёнка. Гл. задачу педагогики Б. видел в раскрытии и развитии личностных качеств человека, в противодействии "массовости".

Под влиянием идей Б. в Германии сформировалась т.н. тюбингенская школа (К. Гиль, Ф. Кюммель и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 340)

В начало словаря