Педагогический словарь
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

В античном мире девочки воспитывались в семье. В средние века, начиная с 8 в., при женских монастырях открывались школы, дававшие минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. С 11 в. женские школы создавали мирские женские братства. Идею Ж.о. развивали Эразм Роттердамский, Я.А. Коменский, Ф. Фенелон и другие просветители. В 18 в. вопрос о Ж.о. поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж.Ж. Руссо, в трудах М.Ж.А.Н. Кондорсе и др.

Начальное и среднее женское образование. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. С начала 17 в. большое внимание уделяется Ж.о. в семьях знати. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и С.-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного Ж.о. принято считать 1764, когда в С.-Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благо- родных девиц и при нём отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть начальных школ совместного обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.

В 1-й половине 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось "светское" образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников - гл.о. профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений (см. Женские институты).

На рубеже 50-60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы. С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в С.-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища МНП с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения. К 1911 система среднего Ж.о. в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП, мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

В конце 19 в. получило развитие среднее специальное Ж.о. - сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами.

Высшее женское образование. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А.И. Шерера в С.-Петербурге в 1823. В 1859-61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 - Медико-хирургическую академию. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешён, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу. В 1870 основаны Владимирские курсы в С.-Петербурге, где читались лекции для лиц обоего пола; в 1872 - общеобразовательные курсы В.И. Герье в Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 - высшие женские курсы в С.-Петербурге (Бестужевские курсы) и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 - возобновлён лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее Ж.о. приобрело форму "коллективных уроков" при Обществе воспитательниц и учительниц. В конце 19 - начале 20 вв. было возобновлено и усовершенствовано женское медицинское образование, восстановлены и открыты новые высшие женские курсы. Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (1908), Вольный университет в С.-Петербурге (1910). Дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 83-84)

-------------------

См. также Женские институты, История образования в России

В начало словаря