Педагогический словарь
ЭТИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭТИКА

ЭТИКА - практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие "этический", от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова "этос". По аналогии с термином "этический" и для его точного перевода Цицероном было образовано слово "моральный" (moralis). В последующем от прилагательного "моральный" возникает существительное "мораль", которое и является латинским эквивалентом термина "Э.". В некоторых европейских языках появились термины, являющиеся аналогами древнегреческого слова "Э." и латинского слова "мораль", - например, "нравственность" в русском. Эти три термина приобретают в истории культуры смысловые различия. В частности, сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под Э. по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) - её предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение до настоящего времени не закрепилось. Так, например, в русском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова "этика", "мораль", "нравственность" не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например, "мораль сей басни такова", "этика учителя" и пр.). Размышления о предмете Э. в истории европейской этики концентрировались вокруг ряда проблем: соотношения счастья и добродетели, индивидуальной Э. и социальной Э.; роль разума и чувств в моральной мотивации; соотношение свободы и необходимости человеческого поведения и др. Для понимания своеобразия Э. первостепенную значимость имеет вопрос о соотношении её нормативного и теоретического содержания. Является общепризнанным, что Э. есть нормативная наука. Отделяя Э. как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она определяет, на что в конечном счёте направлена человеческая деятельность и в чём состоит её совершенство (добродетельность, добротность). Э. изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. По этому критерию можно выделить следующие разновидности Э.: гедонизм, эвдемонизм, внутренняя стойкость, сентиментализм, созерцание, утилитаризм, любовь, скептицизм и др. Э. можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращённость сознания на самого себя. Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, впечатанное в язык самой жизни, то Э. есть сознание сознания жизни. Решающая причина потребности морального сознания во вторичной рефлексии состоит в конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит тогда, когда сталкиваются различные культуры и культурные эпохи, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. По родовой принадлежности Э. относится к философии, а в рамках философии её особенность состоит в том, что она составляет её нормативно-практическую часть.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 328)

В начало словаря