Педагогический словарь
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА (ЦИТ) - научно-исследовательское учреждение по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочих. Осн. в 1920 (организатор и директор ЦИТа А.К. Гастев), с 1931 в ведении ВСНХ СССР. В институте сотрудничали инженеры, специалисты по биомеханике, психотехнике, психофизиологии труда, рефлексологии, экономисты. ЦИТ стал первым учреждением, разрабатывавшим проблемы подготовки квалифицированных рабочих на экспериментальной основе. Его базами были лаборатории и "трудовая клиника" ЦИТа, опытные станции ("оргастанции"), учебно-установочные цехи на предприятиях; АО (трест) "Установка", имевший экспериментальные заводы для подготовки учебного, опытного оборудования. ЦИТ разработал на основе доктрины "трудовых установок" Гастева оригинальную технологию профессионального обучения - "систему (метод) ЦИТа", ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. В 1923-32 ЦИТом создано 1700 учебных пунктов (баз, цехов), обучено св. 20 тыс. инструкторов, организаторов производства, св. 500 тыс. рабочих по 200 специальностям. ЦИТ вёл практическую работу на 400 предприятиях и стройках, проводил "трудовые чемпионаты" - прообраз профессиональных конкурсов. Однако концепция ЦИТа не вписывалась в официальную педагогическую систему 20-х гг. и подвергалась критике (С.Е. Гайсинович, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, В.Н. Шульгин и др.). К недостаткам технологии профессионального обучения ЦИТа можно отнести технократические идеи "машинизации воспитания", недооценку школьных форм обучения. Система ЦИТа признана за рубежом. С 1931 на ЦИТ была возложена задача проектирования рабочего состава и организации труда на вновь построенных и реконструируемых предприятиях. Была разработана технология "фабрикации" рабочих типов в соответствии с их "профилями" (квалификационными характеристиками), а также методика производственного инструктажа рабочих непосредственно на рабочем месте. Впервые методология подготовки квалифицированных рабочих основывалась на единстве инженерного и психолого-педагогического подходов. В то же время система ЦИТа была продуктом технократической культурологии начала 20-х гг. ЦИТ издавал труды, методические материалы, журналы "Установка рабочей силы (методом ЦИТ)" (1926-31) и "Организация труда" (1921-33). В конце 1940 ЦИТ передан авиационной промышленности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 315-316)

В начало словаря