Педагогический словарь
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. Разрабатывается со 2-й половины 20 в., гл.о. в США, Великобритании, Германии, где действуют соответствующие научные общества, выпускаются периодические издания; во мн. университетах Ф.о. преподаётся как учебная дисциплина. Исследования по Ф.о. носят междисциплинарный характер. Оформлению Ф.о. как научной дисциплины предшествовали влиятельные в 1-й половине 20 в. социально-педагогические концепции, развивающиеся на основе бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, философской антропологии и др. Появление Ф.о. связано с кризисными явлениями в образовании в 20 в., недостаточной практической эффективностью подходов при решении проблем социализации, воспитания и обучения детей и молодёжи. Важными импульсами для разработки Ф.о. стали массовые общественные движения за гуманизацию образования, за альтернативные школы и т.п. В Ф.о. выделилось несколько направлений. Аналитическая философия образования осн. в начале 60-х гг. И. Шефлером и представлена гл.о. трудами Э. Макмиллана, К. Маклеллана, Д.С. Солитса (США), Р. Питерса, Х. Херста (Великобритания) и др. Цель образования теоретики аналитической Ф.о. вначале рассматривали как овладение знаниями, отвечающими критериям научной проверяемости. В середине 70-х гг. Херст включил в сферу интересов житейские представления и ценности. Питерс указывал на необходимость отражения в Ф.о. эмоциональных и социально-ценностных основ поведения человека и его нравственного воспитания. Критико-рационалистическая философия образования развивалась в трудах немецких теоретиков В. Брецинки, Р. Лохнера и др. Она стремилась создать целостное обоснование "воспитательной науки" при широком использовании социологии. Цель образования формулируется как культивирование критического мышления личности в качестве основы её учебной и социальной активности. Несколько направлений объединяет гуманитарное течение Ф.о. Оно восходит к философским и педагогическим идеям В. Дильтея и его последователей Г. Ноля, Э. Шпрангера, Т. Литта и др. В центре внимания теоретиков - экзистенциальное самовыражение, автономия личности, межличностное общение. Сторонники гуманитарного течения Ф.о. отстаивают также автономию сферы образования по отношению к государственно-политической жизни. К гуманитарному течению часто относят педагогические концепции, созданные в развитие диалогической философии М. Бубера, психологической теории К. Роджерса. Наиболее значительное место среди гуманитарных направлений Ф.о. занимала в 60-80-е гг. педагогическая антропология. Основой критико-эмансипаторской философии образования, представленной трудами К. Молленхауэра, В. Клафки и др., послужили идеи Франкфуртской школы. В русле этой концепции противоречия образования рассматриваются как проявления социальных конфликтов индустриального общества и его идеологий. Выступая против абстрактных толкований автономии образования, сторонники критико-эмансипаторской Ф.о. утверждают, что политика "конституирует" педагогику, обязывая школу "воспитывать так, чтобы не повторился Освенцим" (Т. Адорно). В отечественной педагогической литературе это направление рассматривается как социально- критическая педагогика. В конце 70-х гг. оформилось движение "поворота к повседневности". Его теоретики - Д. Ленцен, В. Фишер и др. (ФРГ) - считают, что традиционная педагогика несовместима с к.-л. систематической теорией, поскольку стандартизованные в научных терминах представления о человеке исключают "схватывание" многообразия жизни людей. Создание школьных систем как безликих образовательных институтов лишает их своих естественных целей. Если такие школы "освободить от политики", то образовательные функции могут распределиться между семьёй, системами массовой коммуникации и профессиональной подготовки и другими институтами социализации. В этом пункте теоретики "поворота" смыкаются с идеологами антипедагогики. В СССР интерпретация мн. течений Ф.о. оказывалась возможной лишь при обязательной критике с позиций официального марксизма; в центр внимания выдвигались гл.о. практико-педагогические положения, вытекающие из отдельных концепций. В связи с тенденциями к обновлению теоретического содержания педагогики и реформами образования начала 90-х гг. появился интерес к проблематике и методологическим под- ходам Ф.о. Некоторые специалисты считают возможным и перспективным развитие Ф.о. на основе переосмысления наследия П.П. Блонского, Л.С. Выготского и его школы, изучения и продолжения философско-методологических идей Э.В. Ильенкова, Г.П. Щед- ровицкого, разработки теории диалога культур В.С. Библера и др. В РАО создан проблемный совет по Ф.о.; исследования по Ф.о. ведутся в ряде НИИ РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 417)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

В начало словаря