Педагогический словарь
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда для установления истины недостаточно простого усмотрения, а требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др. Ценность У. для процесса познания состоит в том, что с его помощью новое знание добывается без обращения к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих общественно-исторический опыт людей.

Суждения, из которых строится У., называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. В процессе У. суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность У.

Различают несколько форм У., основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения У., а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие У. у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления.

Предпосылки этой формы мышления в виде простейших У. начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако У. дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет.

Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, У. получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена т.о., что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми У., так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения У. более развёрнуты. Замена развёрнутого У. свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым У. может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 295)

В начало словаря