Педагогический словарь
УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЁНОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЁНОВИЧ

УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЁНОВИЧ (1786-1855) - государственный деятель, граф (1846), почетный член (с 1811) и президент Петербургской АН (1818-55). В 1811-22 попечитель Петербургского учебного округа. Член литературного общества "Арзамас". С 1832 товарищ министра народного просвещения, с 1833 управляющий министерством. В 1834-49 министр народного просвещения.

В политике У. придерживался умеренно-либеральных взглядов. Показателем зрелости народа, по У., служит степень его просвещённости, т.е. развития образования, национального самосознания и культуры. У. стал основателем системы классического образования в России. Он считал, что прочным фундаментом для формирования высокой, истинно европейской и при этом подлинно национальной культуры России должно стать наследие Античности. По его инициативе учебные планы гимназий приводились в соответствие с назначением средней школы - служить переходной ступенью от начального к высшему образованию и одновременно обеспечивать своим выпускникам подготовку, достаточную для вступления на государственную службу. У. способствовал открытию в С.-Петербурге университета (1819). Однако с нарастанием реакционных тенденций во внутренней политике имп. Александра I У. был вынужден уйти в отставку с поста попечителя. Новый подъём его карьеры в царствование имп. Николая I связан с МНП. Стремился превратить МНП в своеобразный идеологический институт, обеспечивающий внедрение доктрины официальной народности в умы россиян. Впервые в России поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Ему удалось подчинить надзору МНП даже домашнее образование и частные школы. В 1835 изданы Положение об учебных округах и университетский Устав, в соответствии с которыми все учреждения МНП образовывали строго централизованную структуру, учебные планы и программы унифицировались, ограничивалась автономия университетов. У. разделял точку зрения, согласно которой за каждым сословием закреплялась раз и навсегда определённая роль в составе государственного механизма и соответственно этому устанавливался уровень образования, необходимый для каждой категории населения. В то же время МНП поощряло изучение технических и естественных наук, полезных для деятельности в сфере промышленности и торговли. Постепенно У. отошёл от практики преимущественного развития классического образования, в учреждениях МНП открывались различные классы и курсы и, наконец, произошло разделение гимназий на классические и реальные.

Результатом деятельности У. стало значительное расширение сети учебных заведений (в особенности средних), развитие и качественное улучшение системы подготовки преподавателей (реорганизован Главный педагогический институт в С.-Петербурге, впервые в нём открыта кафедра "педагогии" и др.). В качестве президента АН У. внёс крупный вклад в дело организации рос. науки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 413)

В начало словаря