Педагогический словарь
ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, ГРАФ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, ГРАФ

ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, ГРАФ (1828-1910) - писатель, мыслитель, педагог. В первый период педагогической деятельности (1859-62), названный Т. временем "трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом", жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (вышло 12 номеров), в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей. Пытался научно осмыслить уникальную ситуацию психологического развития и становления человека ("закон движения вперёд образования"), выявить этапы и условия, личностно-деятельностную и аксиологическую природу становления субъективности, предвосхитив идею о зоне ближайшего развития. При этом Т. отмежевался от психофизического параллелизма, заявляя о единственном вечном законе, написанном в сердцах людей, законе прогресса или совершенствования, способности человека к самоизменению, саморазвитию.

Второй период педагогической деятельности Т. (1870-76) связан с созданием "Азбуки" - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1- 4, 1872) и "Новой Азбуки" (1875), направленных на развитие "нравственных чувств, воображения, поэтического чутья" учащихся. При переработке "Азбуки" были изданы как самостоятельные пособия "Арифметика" (1874), "Новая Азбука" и "Русские книги для чтения" (1875).

Третий период педагогических исканий Т. (конец 1880-х гг. - 1910) связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Т. считал гл. делом своей жизни. Оно изложено в работах философского, психологического и публицистического характера ("Исповедь", "О жизни", "Что же нам делать" и др.), в педагогических сочинениях ("О воспитании", "О науке"), в изданиях для широких слоёв населения ("Путь жизни", "Мысли мудрых людей"), в книгах для детей. Для пропаганды своих идей Т. использовал организованное им издательство "Посредник", где издал пособия "Круг чтения", "Мысли мудрых людей на каждый день", начал работать над книгой для родителей и воспитателей "Детский круг чтения".

Т. в своих педагогических сочинениях предстаёт, с одной стороны, как учитель-новатор, практик и организатор, с другой - мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других. Стержнем всего педагогического творчества Т. стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Т. понимал как формирование её нравственной сферы в различных видах деятельности. Т. привлёк внимание рос. общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Т. связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Т. стремился выявить "закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперёд образования". Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Т., столь же объективный процесс, как и явления природы.

Т. обратил внимание на то, что обычно "развитие ошибочно принимается за цель", что педагоги содействуют развитию, а не гармонии развития, и в этом заключается "вечная ошибка всех педагогических теорий". В качестве гл. задачи обучения и воспитания Т. выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

Отстаиваемая Т. идея свободного развития ребёнка предполагала формирование нового типа общения учителя с учениками, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Т. центральное место заняла идея духовного роста человека. Попытку конкретизировать содержание воспитания Т. предпринял в статье "Беседы с детьми по нравственным вопросам" (1908).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 412)

-------------------

Ч426.21,6(2)315.8-Толстой Л.

В начало словаря