Наши партнеры

https://pc-service.kz/shop/klaviatura-dly-noutbukov/klaviatura-dlja-noutbuka-apple
altrix-edge.io

Педагогический словарь
ТЕМПЕРАМЕНТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum - соразмерность) - закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Тип Т. зависит от врождённых анатомо-физиологических особенностей, в первую очередь нервной системы. Выделяются три ведущих компонента Т., относящиеся к сферам общей активности личности, её моторики и эмоциональности. Наибольшее значение в структуре Т. имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность личности. Сущность этого компонента - в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются интеллектуальными и характерологическими особенностями личности, комплексом её отношений и мотивов. Осн. компоненты Т. образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений Т.

Основу для разработки научной теории Т. создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три осн. свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре типичные комбинации:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий Т. сангвиника (от лат. sanguis - кровь);

2. сильный, уравновешенный, инертный - Т. флегматика (от греч. flegma - слизь);

3. сильный, неуравновешенный - Т. холерика (от греч. chol - желчь);

4. слабый - Т. меланхолика (от греч. melas - черный, chol - желчь).

Для сангвинического Т. характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием сосредоточенности, а иногда и поверхностностью. Для холерического Т. характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю. Т. флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. В случае недостаточных воспитательных воздействий у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций и пр. Т.о., в зависимости от условий формирования личности, каждый тип Т. может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Задача воспитателя заключается в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребёнком добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т. положительных качеств, а с другой - ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребёнка. Вместе с тем воспитателю следует отличать Т. от характера. Т. имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности, но не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды и т.п.), не определяет её ценность.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 288)

В начало словаря