Педагогический словарь
СУБКУЛЬТУРА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub - под и культура) - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума).

Социальная база С. - отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями её носителей.

Нормы в просоциальных С. в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных С. нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы.

Характер С. определяет сферы жизни, в которых поведение её носителей регулируются нормами С., а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных С. нормативная регуляция имеет жёсткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во мн. асоциальных и в ряде просоциальных С. регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С., а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп её носителей.

Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями С., определяет во многом содержание их общения. В каждой С. увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни, а также модой. Наиболее явно мода проявляется в одежде, причёске, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях и т.п. Мода - одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует. Существует мода молодёжная, девиантная и пр.

Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей С. Лексический состав жаргона обычно достаточно подвижен и постоянно обновляется. Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).

В каждой С. бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории С., стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской С. - считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие отношение к окружающему миру, чувства и стремления и т.п. Игры подразделяются на созданные в рамках С. (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деликвентных, подвижные - в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости С.

С. выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные С. способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры (например, уголовно-лагерная), другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества. С., будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет её влияние на самосознание личности, её самоуважение и самовосприятие.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 280)

-------------------

См. также Мода

В начало словаря