Наши партнеры

pc-service.kz
https://altrix-edge.io/

Педагогический словарь
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - тип школы, обеспечивающий становление личности и - на базе начального обучения - базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях.

Формирование типа средней школы связано с дифференциацией общего и профессионального образования. С появлением в Европе (11-14 вв.) университетов их подготовительные отделения играли роль средних школ. Здесь преподавались семь свободных искусств. С 16 в. дети состоятельных родителей могли получать образование в городских школах (коллегиях, учёных или латинских школах) с 8-10-летним сроком обучения.

Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологическим уклоном - гимназия - получил распространение с 17 в. Перспектива образования в университете долгое время определяла представление о задачах С.о.ш. Однако не все учащиеся могли получить высшее образование. Это привело к выделению типа неполной средней школы.

На дальнейшее развитие С.о.ш. в конце 19 в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. Неполное среднее стало играть роль базового образования, в большинстве стран признанного как обязательное. Курс С.о.ш. рассматривается как этап непрерывного образования. Ведущими тенденциями развития средней школы стали расширение доступности общего среднего образования для различных слоёв населения и дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся.

В России первые гимназии с обучением на русском языке появились в начале 18 в. Отечественные образовательные традиции С.о.ш. формировались в деятельности Академической гимназии (1726), а также гимназий при Московском (1755) и Казанском (1758) университетах. Как С.о.ш. действовали кадетские корпуса, военные гимназии и др.

В 19 в. делались попытки создать стройную систему преемственно связанных между собой общедоступных школ, в т.ч. начальных и средних. Реформы 60-х гг. привели к созданию классических и реальных гимназий. По Уставу 1871 единственным типом полной средней школы объявлялась классическая гимназия.

После 1917 в РСФСР С.о.ш. строилась как единая, трудовая, политехническая. Первыми документами, определившими структуру и содержание работы средней школы, были "Положение об единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы" (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся. Единая для всех слоёв населения трудовая школа (9 лет обучения) имела две ступени: начальную с 5-летним (позднее с 4-летним) сроком обучения и среднюю с 4-летним (позднее с 5-летним) сроком обучения. С 1932/33 учебного года в средней школе был введён 10-летний срок обучения.

По Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) средняя школа стала учебно-воспитательным учреждением с производственным обучением, дававшим учащимся не только законченное среднее образование, но и начальную профессиональную подготовку в одной из отраслей народного хозяйства. Однако решение этой задачи было затруднено отсутствием необходимых условий для обязательной профессиональной подготовки учащихся. В середине 60-х гг. средняя школа была освобождена от несвойственных ей функций профессиональной подготовки. Получили развитие школы с углублённым изучением отдельных учебных предметов.

В середине 80-х гг. были сделаны первые шаги по дальнейшему реформированию С.о.ш. На один год увеличился срок обучения в начальной школе. Общее среднее образование учащиеся получали в общеобразовательных школах, в средних профессионально-технических училищах (СПТУ) или средних специальных учебных заведениях (см. Средние профессиональные учебные заведения). В начале 90-х гг. получили распространение и другие типы средних общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи). Были созданы негосударственные С.о.ш., в т.ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским образовательным программам обучения. Закон РФ об образовании (1992) закрепил государственно-общественный статус С.о.ш. В структуре школьного образования выделяются и отражаются в учебном плане федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

С 2001 в Рос. Федерации в условиях реформирования системы образования ведётся подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 268)

-------------------

См. также Средние профессиональные учебные заведения

В начало словаря