Педагогический словарь
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление С.п. происходило в рамках дефектологии.

Исторически первыми возникли такие направления С.п., как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). За свою почти столетнюю историю С.п. значительно расширила область своего применения. Современная С.п. обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями (см. Нарушения двигательные) и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжёлые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, С.п. накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

До середины 19 в. исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер. Сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических сочинениях гл.о. в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих.

Начало систематических исследований в области С.п. в России, как и в странах Западной Европы и в США, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и началом строительства государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.

Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 Л.С. Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико-педагогической станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на её базе в 1929 Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

История развития теоретических основ С.п. и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем Выготского, который в 20-е гг. 20 в. на основе созданной им культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития.

Утверждая, что нормальный и аномальный ребёнок развиваются по одним и тем же законам, обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций и специфически человеческих способностей, Выготский гл. причину детской дефективности видел в "социальных вывихах". Под "социальными вывихами" он понимал выпадение аномального ребёнка из исторически сложившейся, социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опыта, "настроенной" на нормальный тип развития. Отмечая существенное расхождение между траекториями биологического и культурного развития аномального ребёнка, вызванного такими "социальными вывихами", Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счёт построения "обходных путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Идеи Выготского, развитые и подтверждённые его учениками и последователями Л.В. Занковым, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьёвым, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф и др., послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации аномальных детей, обеспечили научную основу создаваемой в стране системы специального образования.

Развитие С.п. внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвящённых проблемам аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии в период её становления в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создаёт первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.

Развитие С.п. в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х гг. рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями в психофизическом развитии, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (гл.о. когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития. Такой подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., привёл к накоплению знания во всех областях С.п., обеспечил развитие теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но в то же время обусловил относительную изолированность и, по преимуществу, прикладной характер разных направлений С.п. Переосмысление в 90-е гг. государством и обществом ценностей специального образования в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии С.п. В связи с этим актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребёнка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встаёт вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребёнка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.

Вслед за Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ передачи индивиду опыта рода, как универсальный механизм трансляции общественного опыта, всеобщую культурно-историческую форму становления и развития сущностных сил человека, современная С.п. видит свои гл. задачи: в выявлении особых образовательных потребностей детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями), по тем или иным причинам выпадающих из системы образовательных воздействий, и в ориентировании таких детей на нормальный тип развития; в определении психологических условий реализации этих образовательных потребностей в различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в социум.

В центре внимания специалистов находятся теперь уже не особенности развития детей с теми или иными аномалиями, а образовательные потребности конкретного ребёнка с особенностями в развитии, создание оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребёнка в семье и максимально интегрировать его в сообщество обычных сверстников.

С.п., т.о., становится не только теоретической или прикладной, но и практической дисциплиной. Задачи развития специальной психологической практики начинают требовать массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но и для психологической коррекционной работы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 271-272)

-------------------

См. также Дети с особыми образовательными потребностями, Дефектология, Нарушения двигательные

В начало словаря