Педагогический словарь
СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в педагогической теории в западноевропейских странах и США. Возникло в 60-х гг. 20 в. в русле молодёжного движения на базе антитехнократических умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиционных педагогических систем. Теоретики С.-к.п. - К. Молленхауэр, П. идер, И. Дамер, Х.Й. Гамм (ФРГ), И. Иллич (США), Э. Раймер (Великобритания) и другие выступили против устаревшей авторитарной структуры государственной школы, её консервативной педагогической практики. Как целостная концепция С.-к.п. сложилась гл.о. в немецкоязычных странах, где была предложена модель демократической ("критической", "свободной", "гуманной") общеобразовательной школы, гл. целью которой провозглашалась самореализация личности. Значительное влияние на ориентиры С.-к.п. оказали идеи свободного воспитания. В основе С.-к.п. - познание как "истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности". Функцию педагогики представители С.-к.п. усматривали в "перманентной критике" общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретический анализ возможностей различных моделей воспитания как "воспроизведения потенциала общественных изменений в молодом поколении" (Молленхауэр). Значительное влияние получили и идеи "новых левых".

Наиболее радикальные представители С.-к.п. призывали к замене традиционной школы сетью общественных институтов, построенных на принципах неформального общения детей в различных видах деятельности (см. Дескулизация) и др. Попытка реализации этих идей с конца 60-х гг. была предпринята некоторой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье.

К середине 80-х гг. популярность и влияние С.-к.п. снизилось, отдельные её идеи стали использоваться в практике альтернативных школ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 270)

-------------------

См. также Дескулизация

В начало словаря