Наши партнеры

Клавиатура для ноутбука Fujitsu Siemens
altrix-edge.io

Педагогический словарь
ДОБРОДЕТЕЛЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ - буквально - деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки. Д.:

1. всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;

2. сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями и практикуется ради самой себя;

3. возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, нравственной определённостью) характера (нрава, этоса, темперамента, "души") человека; "Д. - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это её противоположность" (Аристотель);

4. представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесённости с принятыми в обществе образцами поведения;

5. выступает как свободный (преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;

6. деятельно противостоит пороку.

Т.к. Д. связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определённости этой деятельности она распадается на множество отдельных Д. От Сократа и Платона идёт традиция выделения четырёх кардинальных добродетелей: мудрости, справедливости, мужества, умеренности. Аристотель добавил к ним кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба), любезность и правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был пополнен теологическими понятиями веры, надежды и любви-милосердия (см. Милосердие), заимствованными у апостола Павла.

В Новое время сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль Д. как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика Д., каковой она была в античности и средние века, исходит из того, что:

а) человек изначально нацелен на добро и

б) мораль, фиксированная в форме Д., становится непосредственным мотивом поведения, и в случае морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Философская этика Нового времени задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно - через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 74-75)

В начало словаря