Педагогический словарь
СОЦИАЛИЗАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis - общественный) - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге "Теория социализации" (1887) употребил его в значении, близком к современному.

Процесс С. условно можно представить как совокупность четырёх составляющих: стихийной С., содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе; относительно направляемой С., когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и государством условий для развития (воспитания) человека; самоизменения человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор.

Сущность С. состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Объективно содержание процесса С. определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая С.), стали субъектами экономической жизни (профессиональная С.), создали семью (семейная С.), были законопослушными гражданами (политическая С.) и т.д. Т.о., человек рассматривается, в первую очередь, как объект С.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом С., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективный процесс, ибо на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи [естественно-культурные, социально- культурные, социально-психологические (см. Возрастной подход в воспитании)], для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность. Задачи, не решённые на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, а также проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые другими воспринимаются как немотивированные.

Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения своих целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С.

Человек в той или иной мере является жертвой С. При успешной С. человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям. Жертвой С. можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), а также человека, не адаптированного к обществу (девианта). Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нём. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества, социокультурных слоёв, семей и воспитательных организаций. Кроме того, целые группы людей становятся жертвами неблагоприятных условий С. (см. Виктимология).

С. человека происходит во взаимодействии с различными людьми, группами, средами. Все факторы, влияющие на С., можно объединить в четыре группы: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, государство; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, микросоциум, воспитательные, общественные, религиозные организации и т. п.). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С., т.е. лиц из ближайшего социального окружения.

С. осуществляется с помощью универсальных средств и механизмов воспитания. Существуют различные подходы к классификации механизмов С. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и т.д., в т.ч. и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С. функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм С. действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм С. реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья и т.д.). Действие всех механизмов С. в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. Т.е. человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Результат С. - социализированность. А.С. Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия. Социализированность в наиболее общем виде понимается как "сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом", с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития (американский исследователь А. Инкельс назвал это "заглядыванием вперёд"). Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С.: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Cоциализированность имеет "мобильный характер", она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие "ресоциализация" - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями.

Задача педагогики - учитывая тенденции С. на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 266-267)

-------------------

- сложный процесс вхождения индивида в социум, включающий, с одной стороны, усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений), позволяющих индивиду функционировать как члену сообществ, а с другой - процессы обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности (личность в отличие от индивидуальности - это система особым образом сформированных черт и свойств, внешне заданная "оболочка" самости.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 132)

-------------------

- процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)

-------------------

См. также Виктимология, Возрастной подход в воспитании

В начало словаря