Педагогический словарь
ПСИХОАНАЛИЗ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ - 1. метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов;

2. психологическое учение, базирующееся на концепции Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики.

Концепция П. основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путём вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций и пр.). Человек, т.о., не знает истинных мотивов своего поведения.

Распространение П. в Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос в Венское психоаналитическое общество. В том же году состоялся 1-й Международный психоаналитический конгресс. С 1913 издаётся "Международный психоаналитический журнал". В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший подготовку врачей-аналитиков.

Начиная с 20-х гг. П. стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли в западных странах; появились работы, авторы которых стремились показать значение П. в воспитании (концепция "образования как психотерапии"). В 20-х гг. начал издаваться "Журнал психоаналитической педагогики" (ныне "Психоаналитическая педагогика"). Психоаналитики выдвинули принцип "воспитания воспитателей" до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, австрийские психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве "позитивной воспитательной системы". Немецкий психоаналитик Г. Грин, поставивший вопрос о необходимости использования П. в школе, считал гл. целью воспитания выявление природы глубинных бессознательных мотивов поведения ребёнка.

Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребёнку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчёркивается необходимость уделять ребёнку достаточное (но не чрезмерное) внимание, исходить в воспитательной работе из особенностей психики и конституции ребёнка, устанавливать доверительные отношения между воспитателем и ребёнком.

В современном П. акцентируется роль межличностных отношений и социокультурных факторов в процессе становления личности. П. признаёт врождённость влечений; в его рамках конкретные мотивации человека являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребёнка. П. привлёк внимание западных педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребёнка со всеми его эмоциональными переживаниями и психическими коллизиями. П. свойственно заострение внимания на важнейших проблемах воспитания. П. дал основание для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психического развития ребёнка и абсолютизацию отдельных моментов воспитания.

В России П. стал распространяться преимущественно в медицинских кругах. Были переведены на русский язык труды Фрейда и его последователей. В 1909 ученик Фрейда М.В. Вульф осн. в Одессе психоаналитическое общество. Подобные общества создавались в Москве, Петербурге, Казани и других городах. В их работе в разное время принимали участие П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.Р. Лурия, С.Т. Шацкий и др. В 1910-14 выходил журнал "Психотерапия", публиковавший статьи психоаналитической ориентации. На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, использовавший психоаналитические методы коррекции нервно-психических расстройств. В 1921 осн. Русское психоаналитическое общество и Психоаналитический институт, при котором был открыт экспериментальный детский сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты П. Издавалась "Психологическая и психоаналитическая библиотека", в которой публиковались переводы книг Фрейда и труды русских психоаналитиков.

В начале 30-х гг. отношение к П. изменилось. Выход психоаналитических изданий был прекращён, все учреждения закрыты. Книги психоаналитической ориентации были изъяты из библиотек. Лишь в конце 80-х гг. осуществлены новые издания работ Фрейда. В С.-Петербурге создан Психоаналитический институт. Воссоздано Рос. психоаналитическое общество, которое с 1992 издаёт журнал "Российский психоаналитический вестник".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 227-228)

В начало словаря