Педагогический словарь
ПРОФЕССИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОФЕССИЯ

ПРОФЕССИЯ (лат. professio - официально указанное занятие, от рrofiteor - объявляю своим делом) - вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. П. отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из осн. качественных характеристик его как работника. Содержание работ, свойственных определённой П., является основой для установления её официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профессионального профиля работника (специфические знания и навыки, необходимые для эффективной трудовой деятельности и требования к его квалификации). Наряду с понятием "П." используется понятие специальности, которое конкретизирует более узкий круг работ в рамках данной П. Профессия может подразделяться на две и более специальностей. В Рос. Федерации состав официально признанных П. рабочих зафиксирован в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и П. рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой П.

Для служащих, связанных преимущественно с умственным трудом, используется понятие "должность", которое и означает выполнение определённых профессиональных обязанностей. Понятие "П." для служащих связано прежде всего с объёмом специфических теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате обучения, которые необходимы для выполнения работ, свойственных широкому кругу должностей.

Группировка П. рабочих и должностей служащих по степени общности и содержания теоретического и практического обучения является основой при организации системы профессионального образования и отражена в номенклатуре П. и специальностей по образованию.

Различия в характере и содержании работ по П. предопределяют специфический набор психофизиологических качеств, необходимых для эффективного освоения П. и дальнейшего развития способностей работников. Для обоснованного выбора П. с учётом склонностей и задатков каждого человека государство обычно организует системы профессиональной ориентации, информации и профессионального отбора. Индивидуальный прогноз профессиональной предпочтительности для каждого человека может осуществляться с использованием профессиограмм, разработанных на основе тщательного анализа трудовых процессов. П., присваиваемая по завершению обучения, указывается в документе об образовании, официальное наименование П. или должности указывается в трудовой книжке.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 226)

-------------------

См. также Специальность

В начало словаря