Педагогический словарь
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - направлены на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний. Включают: медицинское обезвреживание источников инфекции (больных, бактерионосителей), пресечение путей передачи инфекции; повышение иммунитета, невосприимчивости окружающих людей к инфекции. С целью наиболее раннего и полного выявления больных и бактерионосителей проводятся: бактериологическое обследование всех лиц, поступающих на работу в образовательные учреждения, а также детей, не находившихся под медицинским наблюдением, перед их поступлением в детские образовательные учреждения; ежедневный утренний медицинский осмотр детей в детских учреждениях; наблюдение за лицами, общавшимися с инфекционным больным в течение срока инкубационного периода (от момента заражения до заболевания). При появлении первых признаков заболевания (см. Детские инфекции) воспитатель должен показать ребёнка врачу, сообщить родителям, в поликлинику и при необходимости госпитализировать. В ряде случаев больные подлежат обязательной госпитализации (дифтерия, полиомиелит, тифы, вирусный гепатит и др., тяжёлое и осложнённое течение болезни). При нормальных условиях в семье лечение некоторых инфекционных заболеваний проводится на дому.

Больного изолируют на период, когда он представляет опасность для окружающих. Например, при кори срок изоляции составляет 5 дней, а при наличии осложнений - 10 дней от начала высыпания, при ветряной оспе - 5 дней с момента последнего высыпания; при паротите - 9 дней от начала болезни, при коклюше - 25 дней; при скарлатине - 10 дней. Для ряда заболеваний существует дополнительный срок изоляции переболевших детей.

В образовательных учреждениях для детей и взрослых, контактировавших с больным, в зависимости от типа заболевания установлены различные сроки карантинно-ограничительных мероприятий: отстранение от посещения образовательных учреждений лиц, общавшихся с больным, введение карантина в группе детей, в которой выявлено инфекционное заболевание; ведётся активное наблюдение за здоровыми детьми (осмотр носоглотки, термометрия 2 раза в день) после изоляции последнего больного. При некоторых заболеваниях (например, дизентерии) работники детских учреждений и учреждений общественного питания проходят бактериологическое обследование без отстранения от работы и посещения детского коллектива; в случае повторных заболеваний в детском учреждении проводятся бактериологические обследования: в течение 7 дней перевод детей в другие детские учреждения, а также из группы в группу, приём новых детей - только с разрешения эпидемиолога.

Меры воздействия на пути передачи инфекции включают соблюдение санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях, а также дезинфекцию (физические и химические методы), которая обеспечивает уничтожение во внешней среде возбудителей инфекционных болезней (бактерии, вирусы и др.) и их переносчиков. В большинстве случаев заключительную дезинфекцию проводит персонал санэпидстанции.

В период после вакцинации необходимо обеспечить ребёнку щадящий гигиенический режим: не допускать переутомления, переохлаждения, перекармливания, чрезмерных физических и умственных нагрузок, обеспечить полноценное питание и сон.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 222)

-------------------

См. также Детские инфекции

В начало словаря