Педагогический словарь
ПИАЖЕ (PIAGET), ЖАН

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИАЖЕ (PIAGET), ЖАН

ПИАЖЕ (PIAGET), ЖАН (1896-1980) - швейцарский психолог, д-р естественных наук (1918). Профессор (с 1921) Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозаннского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо (с 1929), Психологической лаборатории (с 1940). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942). Основатель Женевской школы генетической психологии.

В области детской психологии П. изучал происхождение и развитие интеллекта у ребёнка, формирование фундаментальных понятий, особенности детской логики и мировоззрения. Осн. задача всех исследований П. - изучение механизмов познавательной деятельности ребёнка. П. пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма. Взгляды П. на природу интеллекта ребёнка нашли отражение в решении им проблемы соотношения обучения и умственного развития. Согласно П., обучение подчинено законам развития и лишь даёт "пищу для познания".

Л.С. Выготский, рассматривая работы П. как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что П. подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. Различия взглядов П. и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. П. рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал П. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную П., отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и осн. критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

В начало словаря