Педагогический словарь
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система подготовки специалистов общего (дошкольного, начального, базового и среднего) образования. К работникам этой категории относятся также преподаватели общеобразовательных дисциплин профессиональных учебных заведений, педагогический персонал учреждений дополнительного образования детей, социальные работники и др. Иногда термином "П.о." обозначается профессиональная подготовка всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, П.о. родителей).

Специфика П.о. определяется повышенными социальными требованиями к профессиональной деятельности и к личности учителя, воспитателя как субъекта педагогического общения и учебно-воспитательного процесса. П.о. направлено на решение двух комплексов взаимосвязанных задач: во-первых, содействовать социально ценному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и гражданской зрелости) и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности. Развитие личности педагога - цель, основа и условие эффективного профессионального образования.

В России система регулярной подготовки учителей для начальной школы сложилась в 19 в. и предусматривала три направления: специализированное профессиональное обучение гл.о. в учительских семинариях, церковно-учительских и второклассных учительских школах; курс неполного среднего образования в женских гимназиях и епархиальных училищах, а также дополнительная к общему образованию профессиональная подготовка на специально создаваемых педагогических курсах.

Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специализированные педагогические институты (3 года обучения) в составе университетов. С 1835 срок подготовки был увеличен до 4 лет. Каждый учитель готовился к преподаванию 2-3 предметов. С 1859 реализовывалась и другая модель подготовки учителей с университетским образованием, были открыты педагогические курсы, на которые принимались выпускники историко-филологических и физико-математических факультетов. Во 2-й половине 19 в. осн. часть профессионально подготовленных учителей для классических гимназий выпускали историко-филологические институты в С.-Петербурге (осн. в 1867) и Нежине (1875), государственные учебные заведения, приравненные к вузам.

Предпосылки возникновения высшего П.о. сложились в конце 19 - начале 20 вв. Большое влияние на формирование его методической системы оказали исследования К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова и др.

В начале 20 в. обозначились 2 концепции университетского П.о. Первая предполагала организацию профессиональной подготовки на кафедрах педагогики или на педагогических факультетах. В её основе была идея Ушинского о всестороннем развитии ребёнка. Другая - предполагала послеуниверситетское образование и имела выраженную научно-исследовательскую ориентацию. Проект был реализован в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина (Москва).

В начале 20 в. сложилась интегральная модель П.о., в которой профессиональная педагогическая подготовка совмещалась с получением высшего образования, по уровню близкого к университетскому (см. Высшие женские курсы). Почти до 20-х гг. в РСФСР доминировали 2 варианта П.о. Первый - в стационарных учебных заведениях (педтехникумы и пединституты), второй - на массовых краткосрочных курсах. После постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 1936 о педологии осн. задачей П.о. стала массовая подготовка кадров учителей как идеологических работников, проникнутых идеями коммунистического воспитания.

Учреждения П.о. были разделены на 2 крупные подсистемы: педагогические училища (готовили учителей для 1-4-х классов и воспитателей дошкольных учреждений) и учительские и педагогические институты, а также университеты (готовили учителей для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы). С 1965 учительские институты, дававшие неполное высшее образование, преобразованы в педагогические вузы или училища. Педагогические институты переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5-10-х классов. С 1957 стали открываться факультеты по подготовке учителей для начальной школы; расширялось вечернее и заочное обучение по педагогическим специальностям.

Радикальные изменения в целях, структуре, содержании и технологии П.о. стали возможны с конца 80-х гг. Реформа П.о. развернулась на фоне деполитизации образования, децентрализации и регионализации управления им, демократизации жизни школы, закреплённых Законом РФ об образовании (1992).

Современная личностно-ориентированная концепция, положенная в основу обновления П.о., опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы к процессам онто- и филогенеза человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов и др.). Эта концепция связана с ориентацией на идею саморазвития и самореализации личности. Изучение предметов становится не самоцелью, а лишь средством развития будущих учителей. В учреждениях П.о. выявляется противоречие между овладением студентом учебной деятельностью и формированием его собственной педагогической позиции, разрешение которого возможно за счёт индивидуального обучения и развития таких учебных форм, которые связываются в единый образовательный процесс.

В структуре высшего П.о. реализуются 3 системы подготовки педагогов.

Многоуровневая система - традиционная для рос. высшего профессионального образования, ориентированная на подготовку специалиста одного определённого вида профессиональной деятельности (срок обучения 4-5 лет).

Многоступенчатая система - обучение начинается в однопрофильных с вузами училищах и продолжается в вузе, начиная со 2-го или 3-го курса (срок обучения при последовательном прохождении всех ступеней - от 7 до 11 лет). Многоуровневая система, соответствующая условиям непрерывного образования, в педагогических вузах России начала распространяться с 1990. При её реализации в содержании П.о. выделяются 2 блока: общекультурный и общенаучный; профессионально-образовательный. Студент имеет возможность выбора: вначале - направления, затем, после завершения начального П.о. - профиля и широты профессиональной подготовки, а на заключительном этапе обучения - специализации. Предусмотрены 3 обязательных блока (общекультурный, психолого-педагогический, предметный), каждый из которых нацелен на развитие личности студента.

Определены (1992) 6 направлений образовательных курсов: "Естествознание", "Гуманитарные знания", "Социально-экономические знания", "Профессиональное обучение", "Педагогика", "Искусство". Интеграция образова- тельных курсов в одном направлении позволяет преодолеть утилитарный подход к П.о., стимулировать формирование целостного творческого мировоззрения педагога.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 193)

-------------------

См. также Агропединституты, Высшие женские курсы, Семинарии

В начало словаря