Педагогический словарь
НЕОГУМАНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОГУМАНИЗМ

НЕОГУМАНИЗМ - педагогическое течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания современного человека античный идеал личности (см. Античность). Идеи Н. зародились в Германии в середине 18 в. Термин "Н." введён в научный оборот немецким историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители Н. - И.М. Геснер, И.А. Эрнести, К.Г. Хейне. Центральное место в образовании неогуманисты отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. В неогуманистических гимназиях наряду с математикой и родным языком значительное внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Неогуманисты считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало основным видом среднего образования. В начале 19 в. В. Гумбольдт и Ф.А. Вольф возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназического образования за счёт расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений современной науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования (Гумбольдт был инициатором реформирования Берлинского университета). Осуществлённая на принципах Н. реформа образования в Пруссии способствовала внедрению в народную школу системы обучения И.Г. Песталоцци и повышению качества начального образования. Неогуманисты считали необходимым готовить учителей для средней школы в университетах.

В России в конце 18 в. интерес к идеям немецких неогуманистов проявили члены кружка Н.И. Новикова (в кружок входил также Н.М. Карамзин). В 19 в. к античному наследию обратился кружок А.Н. Оленина (директор С.-Петербургской публичной библиотеки). Участниками кружка являлись также Н.И. Гнедич (автор первого полного перевода на русский язык "Илиады Гомера"), попечитель С.-Петербургского учебного округа С.С. Уваров (инициатор реформирования гимназии на принципах классического образования) и др. В 70-х гг. в русском обществе преобладало негативное отношение к классическому образованию. Но в 1890-1900-х гг. идеи Н. вновь были востребованы в связи с концепцией грядущего славянского Возрождения. Один из сторонников этой концепции профессор Московского университета Ф.Ф. Зелинский отводил важнейшую роль в развитии общества средней и высшей школе. Согласно его точке зрения, школа должна быть ориентирована на творческое восприятие античной традиции не как "нормы", но как "семени". В Рос. Федерации с конца 80-х гг. в ряде гимназий учебный процесс организуется на идеях Н.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 167)

-------------------

См. также Античность

В начало словаря