Педагогический словарь
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах - признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, сохранность в ряду поколений специфических для каждого вида особенностей - морфологических, физиологических и т.д. Материальные носители Н. - гены - участки дезоксирибо- нуклеиновой кислоты (ДНК), молекулы которой заключены в хромосомах всех клеток организма, т.е. в ту сумму наследственных факторов, которые получены им от родительского поколения. Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого человека оказывается уникальным; за исключением монозиготных (однояйцевых) близнецов на Земле практически нет людей с полностью идентичными генотипами. Т.е. уникальность каждого человека заложена уже в его Н. Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без неё активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снижаться (на этом основано даже предупреждение некоторых наследственных заболеваний). Именно взаимодействие генотипа и среды даёт фенотип - конкретное выражение внешне наблюдаемого признака - анатомического, физиологического и т.д. Средовые воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека специфичны. Находясь формально в "одинаковой" среде (например, в одном школьном классе), каждый ребёнок выбирает в качестве актуальных для себя разные её компоненты. Этот выбор происходит непроизвольно, на основании и генетически обусловленных особенностей (например, свойств темперамента), и всего предшествующего опыта. Поскольку конкретное - фенотипическое - значение признака у конкретного человека обязательно есть результат взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его (например, объём памяти), нельзя считать, что это и есть "наследственно данная" величина; она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний. По Н. передаётся не конкретное выражение признака, а некоторая "норма реакции" - вид реакции данного генотипа на данную среду; поэтому реализация её существенным образом зависит от негенетических факторов. Различия между людьми по мн. психологическим особенностям в большей или меньшей мере зависят от факторов Н. Однако есть все основания считать, что всё, относящееся к собственно личностным особенностям, - мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.п. - наследственностью прямо не определяется. Эти качества есть прежде всего результат воспитания в самом широком смысле слова, однако само воспитание должно учитывать такие особенности организма, которые могут быть и наследственно обусловлены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 161-162)

В начало словаря