Педагогический словарь
НАБЛЮДЕНИЕ( В ДИДАКТИКЕ)

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАБЛЮДЕНИЕ( В ДИДАКТИКЕ)

НАБЛЮДЕНИЕ( В ДИДАКТИКЕ) - целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. - накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходство и различие, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Н. нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Н. широко применяется в обучении, особенно при изучении предметов естественно-научного цикла. Н. могут быть частью учебного эксперимента или используются наряду с экспериментом. Н. могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении домашних заданий. Н. в педагогике и психологии - метод исследования, состоящий в целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. К процедуре получения и трактовки информации в Н. предъявляются следующие требования.

1. Н. доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления.

2. Регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.

3. Для Н. должны быть выделены наиболее важные моменты поведения.

4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительное время.

5. Надёжность Н. повышается при совпадении показаний нескольких наблюдателей.

6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемым должны быть устранены.

7. Оценки не должны быть подвержены субъективным влияниям.

Результаты, полученные в процессе Н., представляют собой эмпирические факты; установление закономерностей возможно лишь при их тщательном анализе. Этот метод более чем, например, эксперимент нуждается в дополнении исследования того же объекта другими методами.

(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.156)

В начало словаря