Педагогический словарь
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг.

Центральным в М.п. является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в М.п. приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. М.п. основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

В ряде зарубежных стран М.п. рассматривается как система "параллельного обучения". В штаты музеев вводится должность музейного педагога. Ведётся экспериментальная работа с юными посетителями, создаются т.н. осязаемые экспозиции, интерактивные (действующие экспонаты) и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 151)

-------------------

- отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

(Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. С. 211)

-------------------

- область научно-педагогической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

(Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. С. 7)

-------------------

- научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М.Ю. Юхневич)

(Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. С. 204)

В начало словаря