Словарь книжников и книжности Древней Руси
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГЕЛ"-"ГЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГЕЛ"-"ГЕР")

ГЕЛАСИЙ, ИГУМЕН САВВИНА ВИШЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Геласий (1460-е гг.), - игумен Саввина Вишерского монастыря, причастный к составлению жития Саввы Вишерского. П. М. Строев и архимандрит Филарет считали, что Г. - автор Жития Саввы Вишерского и что Пахомий Логофет это житие «исправил» после 1464 г. В. О. Ключевский полагал, что сначала Г. составил записки о Савве Вишерском, а на их основании Пахомий Логофет написал житие. Столь разноречивые суждения возникли в результате обращения к разным редакциям и спискам Жития Саввы Вишерского. Большинство списков называет в самом начале жития его автором Пахомия Логофета. В Великих Минеях Четиих, например, сообщается, что житие Саввы Вишерского «сътворено священноиноком Пахомием» (ВМЧ, Октябрь. Дни 1-3. СПб., 1870, стб. 25). В то же время в конце ряда списков читается: «Списано же бысть и изъобретено житие блаженнаго отца Савы священноиноком Геласием бывшу тогда игуменом тоя обители в лето 6972 (1464) индикта 12» (ГБЛ, Костром. собр., № 17, л. 409 об.; ГБЛ, собр. Румянцева, № 371, л. 441 и др.). Наиболее подробно освещает историю создания жития концовка списка ГБЛ, собр. МДА, № 15 (л. 379): «...от того жития списася повелением и благословением преосвященнаго архиепископа великаго Новаграда и Пскова владыкы Ионы, снискано же бысть и изобретено блаженнаго житие игуменом Геласием бывшаго настоятелем тогда тоя обители. Написано же бысть и сотворено рукою смиреннаго священноинока Пахомия Сербина, иже от Святыя горы». Одно из посмертных чудес Саввы Вишерского сообщает о приходе в Саввин Вишерский монастырь архиепископа новгородского Ионы и о его повелении настоятелю «святого Савы образ написати на иконе, такожде и стихеры и канон и прочая» (ГБЛ, Костром. собр., № 17, л. 406-406 об.). В житии Ионы, архиепископа новгородского, сообщается о его повелении Пахомию Сербину составить («списати») каноны и жития, в том числе Савве Вишерскому (ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 31). В. О. Ключевский убедительно показывает, насколько богаче биографическими фактами допахомиевская редакция жития Саввы Вишерского, и связывает ее с Г.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 156-157; Строев П. М. 1) Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 95; 2) Словарь, с. 51, 229-230; Барсуков. Источники агиографии, стб. 472-474; Филарет. Обзор, с. 112.

О. А. Белоброва

ГЕННАДИЙ, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ

Геннадий (ум. 1505 г.) - новгородский архиепископ, создатель первого полного библейского кодекса, автор посланий. В одном летописном известии приводится прозвище (фамилия) Г. - Гонозов. В 70-х - начале 80-х гг. Г. был архимандритом московского Чудова монастыря; в спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 г. новгородским архиепископом, Г. должен был стать проводником великокняжеской политики в недавно присоединенном Новгороде, однако вскоре между Г. и великим князем обнаружились серьезные противоречия из-за крупных земельных владений архиепископской кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким Г. вел борьбу против новгородско-московской ереси («жидовствующих»), пользовавшейся до нач. XVI в. покровительством великокняжеской власти. Публицистическая деятельность литературного кружка, организованного Г., была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Творчество самого Г. представлено в основном его посланиями, написанными в 80-х - начале 90-х гг. XV в.; большинство этих посланий имеет целью убедить церковных иерархов и митрополита решительно и беспощадно расправиться с еретиками. С этой же целью Г. приказал записать и отослать в Москву «Речи посла цесарева» об учрежденной в Испании инквизиции. В послании митрополиту Симону Г., смущенный «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, выступал за создание училищ для духовенства. Конкретное практическое назначение этих посланий (не имевших, в отличие от большинства посланий Иосифа Волоцкого, церковно-полемического и догматического характера) предопределило их стилистические особенности - они написаны разговорным языком, с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в посланиях лиц. В те же годы Г. распространял церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой пользовались еретики. В состав литературного кружка, собравшегося вокруг Г. в Новгороде, входили дьякон Герасим Поповка, его брат, переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов, сподвижники великой княгини Софии Палеолог - братья Юрий Мануилович и Дмитрий Траханиоты и монах-доминиканец Вениамин. При дворе Г. было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ (первоначальное название - «Събрание на лихоимцев»), наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников», введение к Пасхалии (издано в РИБ), рассуждение «О летах седмыя тысячи», сделан ряд переводов и составлен первый в России полный библейский кодекс (см. Библия) - Геннадиевская Библия 1499 г. (включая книги Товит, Юдифи, «Маккавеев» и др., переведенные с католической Вульгаты). С именем Г. связывается также Повесть о белом клобуке, созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. В 1504 г. Г. и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. по воле великого князя был смещен с архиепископской кафедры и умер в опале.

Изд.: АИ, СПб., 1841, т. 1, № 104; РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., т. 6, № 113, 119, стб. 753-760, 811-820; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955, № 12, 13, 16, 18, 19, 22.

Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // ПО, 1878, ч. 3; 1880, ч. 3; Седельников А. Д. 1) К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС, Л., 1926, т. 30, с. 205-225; 2) Очерки католического влияния в Новгороде в кон. XV - нач. XVI в. // Докл. АН СССР. Сер. В, 1929, № 1, с. 16-19; Лурье Я. С. 1) Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960, глава IV; 2) К вопросу о «латинстве» Геннадиевского литературного кружка // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961, с. 68-77; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV - нач. XVI в. // Федоровские чтения. 1979. М., 1982, с. 140-152.

Я. С. Лурье

ГЕННАДИЙ, ОСНОВАТЕЛЬ СПАСО-ГЕННАДИЕВА МОНАСТЫРЯ

Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23 I 1565 г.) - основатель и первый игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор «Наказания и поучения к братии и к людем». Биографические данные о нем извлекаются преимущественно из его жития, написанного учеником святого Алексеем. Г. был родом из Литвы (позднейшая повесть об обретении мощей святого называет местом его рождения Могилев), сыном «великого пана». Вопреки воле родителей, старавшихся удержать отрока от чрезмерных подвигов, Г. оставил дом и пошел бродить по пустыням. В поисках обители, где ему можно было бы постричься в иноки, Г. добрался до Москвы и нашел там себе друга и единомышленника Феодора, а затем побывал с ним в новгородских краях. Наконец, юноши явились к Александру Свирскому (см. Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря), но тот отказался постричь «лепотных отрочат» и отослал их к Корнилию Комельскому (см. Нафанаил, инок Корнилиева монастыря). Корнилий согласился принять в свой монастырь лишь Г., а Феодору предсказал, что тот свяжет себя брачными узами и будет жить в миру. Через некоторое время ропот братии, недовольной исключительным прилежанием Г., вынудил Корнилия вместе с учеником покинуть монастырь и удалиться в костромские пределы на Сурское озеро, где они основали новую обитель. Однако их совместное житье здесь продолжалось недолго: великий князь Василий III Иванович, путешествуя на богомолье, посетил Комельский монастырь и был разгневан, когда не нашел там Корнилия. Он добился того, что старец вернулся в свой монастырь, оставив во главе новосозданной пустыни своего ученика, причем выбор пал на Г. Великий князь просил Корнилия молиться о даровании ему наследника. Это последнее сообщение (поездка Василия III на богомолье упоминается и в летописи: ПСРЛ. СПб., 1859, т. 8, с. 272; СПб., 1904, т. 13, 1-я пол., с. 46) позволяет датировать основание Спасо-Геннадиева монастыря приблизительно 1529 г. (Иван Грозный родился в 1530 г.) и отвергнуть встречающиеся в литературе другие даты - 1505 г. (Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892, т. 2, с. 321; Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, с. 921) и 1540 г. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 351). Г. был близок к великокняжеской семье. Однажды, находясь в Москве в доме боярыни Юлиании Федоровны, он предрек ее дочери Анастасии, что она в будущем станет царицей. Позднее Г. был восприемником детей Анастасии Романовны и Ивана Грозного, в частности их дочери Анны (ПСРЛ. СПб., 1906, т. 13, 1-я пол., с. 158; СПб., 1906, т. 13, 2-я пол., с. 460). Два независимых друг от друга источника свидетельствуют о том, что Г. был неграмотным. Это, во-первых, Житие Корнилия Комельского, содержащее несколько отличающийся от Жития Г. рассказ об основании Геннадиева монастыря. Когда Г. пожелал уйти в пустынь «наедине безмолствовати», рассказывает Житие Корнилия, старец не хотел отпускать своего ученика: «Не можешы места того строити, безкнижну ти сущу» (БАН, Арханг. собр., Д. 235, л. 298-298 об.). Во-вторых, в наставлениях о том, как изображать костромских чудотворцев - Пахомия Нерехтского (см. Житие Пахомия Нерехтского) и Г. (эти наставления следуют в рукописях за службой Пахомию), сказано: «Бе бо Генадей не умеяше грамоте» (БАН, 17.5.30, л. 16). Из этих сообщений В. О. Ключевский заключает, что духовное завещание святого («Наказание и поучение к братии и к людем»), полностью включенное в Житие Г., было им продиктовано (Ключевский. Древнерусские жития, с. 303). «Наказание» Г. содержит традиционные для памятников этого жанра призывы к братии стяжать иноческие добродетели. Будучи сам неграмотен, игумен рекомендует инокам приумножать монастырскую библиотеку. Филарет без достаточных оснований приписал Г. «Поучение святых отец к новопостриженным инокам» (Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковию или местно. 3-е изд. Январь - апрель, с. 100; опубл. в кн.: [Невоструев К. И.] Древнерусские поучения и послания об иноческой жизни. Харьков, 1862, с. 57-75 (отд. отт. из журн. «Духовный вестник» за 1862 г.)). Столь же произвольна догадка Н. Петрова о том, что Валаамская беседа написана Адрианом, игуменом Андросовской пустыни на Ладожском озере, и Г.

Изд.: Жития святых Российской церкви. Также иверских и славянских: Месяц январь. СПб., 1857, с. 400-402 (пер. на рус. яз.); Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1873, ч. неофиц., № 24, с. 193-194 (с подновлением языка); Святые угодники божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879, с. 16-17 (пер. на рус. яз.); Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковию или местно: январь - апрель. 3-е изд. СПб., 1882, с. 105-107 (пер. на рус. яз.); Служба и акафист преподобному отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1888, с. 47-56 2-го сч. (с подновлением языка); Житие преподобного отца нашего Геннадия Костромского. М., 1904, с. 12-14 (пер. на рус. яз.).

Лит.: Книга глаголемая описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякаго чина святых / Изд. М. В. Толстой. М., 1887, с. 196-197; Петров Н. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев // Филол. зап., 1905, вып. 3-4, с. 1-36; вып. 5-6, с. 37-54; РБС. М., 1914, с. 395-396 (Гааг - Гербель). См. также лит. к ст. Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря.

Т. В. Буланина

ГЕОРГИЙ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

Георгий (XI в.) - митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению. По предположению Макария, Г. занимал митрополичий престол в 1062-1077 гг., по мнению Филарета, - с 1065-1073 гг. Имя Г. упоминается в Повести временных лет под 1072 г. в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 г. («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех»), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «митрополита Георгья». «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже» (см.: РИБ. СПб., 1880, т. 6, стб.51). Г. приписывается произведение, известное пока в единственном списке кон. XV в. (ГПБ, Соф. собр., № 1285, л. 102-106) и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (нач.: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство...»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке - ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания» Г. ставится под сомнение А. С. Павловым, считающим его позднейшей компиляцией из послания митрополита Никифора Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Е. Е. Голубинский приписывал Г. также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем» (изданную им в кн. «Истории русской церкви», с. 507-526), но эта атрибуция не признается основательной.

Изд.: Макарий. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1868, т. 2, с. 177-182, 347-352; Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 48-58, 191-198.

Лит.: Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 249, 371, 507-526, 695-696: т. 1, 2-я пол., с. 711-716; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV в.). М., 1875, с. 81-91; Павлов А. С. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию. - Православное обозрение, 1881, т. 1, с. 344-351; Филарет. Обзор, с. 14-15; Никольский. Повременный список, с. 197-202.

О. В. Творогов

ГЕОРГИЙ, МОНАХ МОНАСТЫРЯ В ЗАРУБЕ

Георгий (XII в.) - монах монастыря в г. Зарубе (на Днепре, напротив устья р. Трубежа), автор поучения («От грешнаго Георгия черъноризца Зарубьскыя пещеры поучение к духовному чаду»), содержащего наставления в христианском благочестии, и в частности сурово осуждающего мирские развлечения. Известно в списке XIII в. в составе сборника поучений Ефрема Сирина (ГПБ, собр. Погодина, № 71а), а также в трех списках XVI-XVII в. Лучшее издание принадлежит И. Бычкову.

Изд.: Срезневский И. Поучение Зарубского черноризца Георгия в списке XIII в. - Сведения и заметки, № 7, с. 51-57; Владимиров П. Обзор южно-русских и западно-русских памятников письменности от XI до XVII столетия. - ЧИОНЛ, 1890, кн. 4, отд. 2, с. 135 и 140-142; Бычков И. Новый список поучения Зарубского черноризца Георгия. - Библиографическая летопись, 1917, т. 3, с. 101-105.

О. В. Творогов

ГЕОРГИЙ СКРИПИЦА

Георгий Скрипица (нач. XVI в.) - ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что вдовые священники «делают безчиние - после своих жен держат у себя наложницы, а вся священническая действуют» (второй брак священникам-вдовцам запрещался, и поэтому вторые жены в таких случаях приравнивались к наложницам). Вдовые священники и дьяконы, имеющие наложниц, полностью лишались сана, а тем, на которых «улики нет о падении блудном», разрешалось исполнять обязанности дьячков и получать от новых священников и дьяконов четверть их дохода. Слагать сан вдовым священникам предписывал еще в XIV в. митрополит Петр, а в XV в. - митрополиты Фотий и Феодосий; такое же правило существовало и в Пскове. Г. С., протестовавший против этого решения, не известен какими-либо иными выступлениями в публицистике конца XV - начала XVI в.; о нем известно только, что он сам был вдовым священником - «нищим вдовцом». Г. С. указывал, что постановление собора 1503 г. противоречит всем канонам православной церкви: «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Он указывал на сугубо формальный характер этого постановления: «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену - чист, а не имеет жены - нечист, а чернец, не имея жены, чист... А вы неблагословною виною раздор в церкви священником учинили есте: чернцем попом - достойно служити во градех и в селах, а вдовцом, чистым попом недостойно служити...». В таком предпочтении «чернецов» над белым духовенством автор усматривал сходство с «латинством»: «и в латинской вере ино ереом их быти всем без жен, они бо, кроме божия писания, изобрели себе ересь своей погибели». В ответ на утверждение, что решение это принято ради благочестия - «что попы в жен место наложницы держат», автор указывал, что это зло сотворилось от «нерадения и небрежения» самих высших иерархов, которые не «дозирали» священников, препоручая это дело светским властям - боярам, дворецким, «тиунам» и «доводчикам»; несправедливым иерархам он противопоставлял в качестве окончательной инстанции «царский суд». Инициатором решения собора 1503 г. о вдовых попах считался Иосиф Волоцкий, которому принадлежит сочинение в защиту его, включенное в Стоглав. Однако выступивший против этого решения Г. С. не обнаруживал никаких черт принадлежности к направлению, которое обычно противопоставляется в научной литературе «иосифлянству» - к «нестяжательству» (главный публицист этого направления Вассиан Патрикеев упомянул о решении о «попех вдовыех» лишь между прочим - в более поздней полемике с Иосифом). Выступление Г. С. свидетельствует о существовании в конце XV - начале XVI в. публицистов независимого направления, противостоявших церковной верхушке. О соборном решении 1503 г. см.: ААЭ, т. 1, № 383; ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 49; Стоглав. СПб., 1863, гл. 77-81.

Изд.: Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах // ЧОИДР, 1848. год 3-й. № 6, отд. 4, с. 45-54.

Лит.: Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, ч. 1, с. 619-623; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947, с. 107-109; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 279; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 425; Zorn J. М. The Disciplinary Rulings of the Council of 1503 // The Council of 1503: Source Studies and Questions of Ecclesiastical Landowning in XVIth-Century Muscovy / Ed. by E. L. Keenan and D. G. Ostrowski. Cambridge Mass., 1977, p. 45-56 (ротапринт).

Я. С. Лурье

ГЕРАСИМ ПОПОВКА

Герасим Поповка (ум. 1503) - дьякон, впоследствии архидьякон и игумен Богоявленского монастыря, сподвижник новгородского архиепископа Геннадия в подготовке библейского кодекса и других мероприятиях. Младшим братом Г. был известный переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов. С именем Г. связан ряд рукописных книг, разосланных им по поручению Геннадия в Волоколамский и иные монастыри и сопровождаемых приписками и краткими посланиями; первая из них (Патерик Скитский) была послана Иосифу Волоцкому еще в 1487 г. Весьма вероятно, что эта рассылка была связана с начавшейся в те годы борьбой Геннадия против новгородских еретиков и стремлением новгородского владыки обеспечить монастыри книгами, которые «у еретиков все есть». В 1489 г. Г. послал в Волоколамский монастырь «Житие и деяния Сильвестра папы Римского», а в Кириллов Белозерский монастырь - поучение Афанасия Александрийского против ариан. В 1491 г. Г. записал со слов другого сподвижника Геннадия - доминиканца Вениамина рассказ о взятии Константинополя турками (опубликован А. X. Востоковым). В 1499 г. Г. руководил изготовлением Геинадиевской Библии, на первом листе которой указано, что она писана «во дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиякона инока Герасима»; в том же году был назначен игуменом московского Богоявленского монастыря. К 1503 г. относится последняя вкладная запись Г. - на книге Дионисия Ареопагита, данной им в Пафнутиев Боровский монастырь.

Изд.: Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, препод. игумена Волоцкого. СПб., 1868, с. 262-263; Востоков. Описание, с. 164.

Лит.: Майков Л. Н. Последние труды // ИОРЯС, 1900, т. 5, кн. 2, с. 371-392; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. XV - нач. XVI в. М,; Л., 1860, с. 266-268, 271; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников конца XV - начала XVI в. // Федоровские чтения. 1979. М., 1982, с. 144.

Я. С. Лурье

ГЕРМАН ВОЯТА

Герман Воята (ум. 1188 г.) - священник новгородской церкви Якова, летописец. В НIЛ Старшего извода под 1144 г. есть упоминание: «В то же лето постави мя попом архиепископ святой Нифонт», - Г. В., как можно судить, говорит о себе; в статье 1188 г. сообщается: «преставися раб божий Герман, иерей святого Якова, зовемый Воята, служивъшю ему у святого Иякова полъпятадьсят лет в кротости и съмерении и богобоязньстве». Г. В. заболел во время поездки с архиепископом во Псков; был погребен «у святого Спаса в монастыри» (видимо, в псковском Спасо-Мирожском монастыре). Сопоставление двух этих записей и дало основание А. А. Шахматову выдвинуть гипотезу о том, что Г. В. являлся переписчиком и редактором летописного свода, составлявшегося в церкви Якова и явившегося дополненной копией владычного свода Нифонта (Софийского временника). Вставки, принадлежавшие Г. В., отличает, по наблюдениям Д. С. Лихачева, особый характер: они часто делаются от первого лица, «во многих из них он проявляет интересы городского обывателя, сообщающего городские слухи, сведения об уличных происшествиях, о погоде, о сене, о дровах, об урожае, о состоянии воды в Волхове, о поломках и починках места через Волхов, о раннем громе и поздно стоящей дождливой погоде» (Лихачев. Русские летописи, с. 213).

Лит.: Прозоровский Д. Кто был первым писателем первой новгородской летописи? - ЖМНП, 1852, август, отд. П, с. 1-28; Шахматов. Разыскания, с. 182-196; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 212-214.

О. В. Творогов

ГЕРМАН, ИЕРОМОНАХ СТОЛБЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

См. Филофей Пирогов

ГЕРМАН, МОНАХ СПАСО-КАМЕННОГО МОНАСТЫРЯ

См. Житие Филиппа Ирапского

ГЕРМАН ПОДОЛЬНЫЙ

Герман Подольный (или Пустынник) (ум. 1533 г.) - инок Кирилло-Белозерского монастыря, предполагаемый автор описания монастырских рукописей конца XV в. Адресат посланий Нила Сорского, Нила Полева и неизвестного лица, писец и владелец рукописного сборника ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 101/1178, так называемого Германова сборничка (запись XVI в.). В этой книге содержатся реестр и два варианта, черновой и беловой, составленного в конце XV в. описания книг Кирилло-Белозерского монастыря, раскрывающего их содержание и являющегося ценнейшим источником по истории монастырской библиотеки, библиотечного дела и книжной культуры Северо-Восточной Руси XV в. Рукопись содержит также хроникальные заметки за 1501-1510 гг. Г. П. был монахом Кирилло-Белозерского монастыря, затем, как показывает тематика заметок за 1501-1509 гг., уйдя оттуда, жил неподалеку от монастыря в Белозерском же крае, а после этого основал неподалеку от вологодского Прилуцкого монастыря собственный монастырь, Подольный (тематика заметок за 1509-1510 гг.). Среди заметок есть записи о смерти Паисия Ярославова, Андрея, старшего брата Нила Сорского, самого Нила Сорского. Имеющиеся тут же упоминания о Буруновых позволяют судить о близости Г. П. к роду Сорокоумовых-Глебовых. Собственные послания Г. П. до нас не дошли. Одно из них было адресовано Нилу Сорскому, тот в ответ на него написал (не раньше 70-80-х гг. XV в.) свое послание, содержание которого позволяет думать, что Г. уже оставил в это время Кирилло-Белозерский монастырь (мягко, стараясь не обидеть адресата, Нил Сорский пишет здесь о распространении среди монахов своеволия и невнимания к «божественным писаниям»). Из этого послания ясно также, что Г. П. навещал Нила Сорского в его лесном скиту и что у них при этой встрече возник спор. Вспоминая этот разговор, Нил в послании просит Г. П. не скорбеть из-за того, что было между ними тогда сказано, и продолжает настаивать, что «не просто или яко же прилучится подобает нам творити делания кая, но по божественных писаниих и по преданию святых отец». В списке этого послания, содержащемся в «Германовом сборничке» (л. 218-221) - и больше ни в каком другом списке, - над строкою, где у Нила идет речь о месте, в каком он поселился, уйдя из Кирилло-Белозерского монастыря, к словам «якоже сам видел еси» приписано: «и похвалил мя еси», отчего получается, что Нила Сорского за выбор им места для своего скита похвалил Г. П. В сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791, XVI в. (л. 76-93 об.), содержится послание неизвестного лица к «От благородного корене родившемуся и от благочестивых родителей воспитанному и изрядному и духовному господину моему старцу Герману» с убеждением вернуться в только что покинутый им неназываемый монастырь. Автор укоряет Г. П. в потакании своей слабости, своеволии, говорит о печали, причиненной им отцу, матери и «сродникам своим еже по плоти, иже зде во обители оставил еси смущены», передает ему повеление его старца ни о чем не держать совета с неким Пенкою, а также просит никому не показывать эту «грамотку». Из двух посланий к Г. П. Нила Полева следует, что после отлучения Иосифа Волоцкого от церкви новгородским архиепископом Серапионом за самовольный переход из его власти в непосредственное подчинение митрополиту Г. П. считал отлученными и всех постриженников Иосифа, к которым относились Нил Полев и Дионисий Звенигородский. Нил Полев узнал об этом от Дионисия и написал Г. П. пространное и резкое послание, в котором предлагает ему пойти и обличить в неправильном решении (имеется в виду смещение архиепископа Серапиона) царя и митрополичий собор, укоряет Г. П., говоря, что тот был мягок и добр, когда речь шла о «вразех Христовых и отступницех православныя веры христианския, о идолопоклонницех», относительно которых он, по словам Нила Полева, говорил: «Нам судити не подобает никого - ни верна, ни неверна, но подобает молитися за них, в заточение не посылати», - а теперь, будучи простым чернецом, берется судить митрополита, епископов и игуменов. Слова Нила Полева показывают также, что Г. П. в то время уже ушел из Кирилло-Белозерского монастыря, но еще не основал Подольный, жил уединенно и не имел священнического сана: «Ты же живеши в пустыни и сшел еси своих ради грех в уединение, и ныне священнический сан судиши, не на тебе лежащий». Из второго послания Нила Полева ясно, что Г. П. в ответ на первое его послание прислал к нему «дьякона своего Илью и с ним грамотку свою», в которой отмечал резкий тон первого послания и, по-видимому, извинялся за причиненное огорчение. Отвечая Г. П., Нил Полев объясняет, что он потому пишет «жестоко», что помнит «своего духовного отца и своему спасению непрелестнаго наставника и житие, и подвизи, и к богу правую и истинную его веру...» (речь идет об Иосифе Волоцком). Послания эти были написаны в период пребывания Нила Полева и Дионисия Звенигородского в Белозерских пределах, т. е. до 1511-1512 гг.

Изд.: Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, сост. в конце XV в. СПб., 1897.

Лит.: Горский А. Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавл. к изданию творений святых отцов в рус. пер. М., 1851, ч. 10, с. 502-527; Жмакин В. Нил Полев // ЖМНП, 1881, т. 216, с. 185-199; Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в Древней Руси / Изд. ОЛДП. СПб., 1882 (ПДП, К 16), с. 48-52; Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29, с. 125-143.

Г. М. Прохоров

ГЕРМАН ПОЛЕВ

Герман Полев (в миру Григорий; по прозвищу Садырев) (1530-е гг. - 1568 г.) - архиепископ Казанский, автор поучения царю, книгописец. Он происходил из семьи Полевых, многие из которых были постриженниками Волоколамского монастыря, был сыном Филофея (в миру Федора) Полева. Сведения о Г. П. сохранились в ряде источников: 1) в кратком волоколамском летописце Игнатия Зайцева по рук. ГБЛ, Волок. собр., № 362; 2) в Летописи Никоновской - ПСРЛ, СПб., 1905-1906, т. 13; 3) в «Истории о великом князе московском» А. Курбского - РИБ, СПб., 1914, т. 31, стб. 317-319; 4) в Житии Филиппа митрополита - рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 380 и рук. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 694 (две редакции); 5) в Житии Гурия Казанского, написанном Гермогеном, 6) в Житии Германа Садырева, составленном между 1657-1672 гг. на основании житий Филиппа и Гурия - рук. ГИМ, собр. Уварова, № 792. Расцвет политической карьеры Г. П., завершившейся его гибелью, падает на 50-60-е гг. В 1551 г. он занял должность архимандрита Старицкого Успенского монастыря. После следствия над Матвеем Башкиным, проведенного его отцом Филофеем Полевым, Г. П. было поручено привести его в заточение в Волоколамский монастырь, что и случилось в декабре 1553 г. Оставшись в монастыре, Г. П. в течение 1554 г. выполнял обязанности казначея. В 1555 г. он получил должность архимандрита Свияжского монастыря. После смерти казанского архиепископа Гурия Руготина, с которым Г. П. был тесно связан, 12 марта 1564 г. его перевели в архиепископы Казани. 19 мая 1566 г. Афанасий оставил митрополичий престол. В это время Г. П. находился в Москве, и Иван Грозный предоставил ему митрополичью кафедру. Однако, как сообщается в «Истории о великом князе Московском» А. Курбского, Г. П., не успев освоиться с полученным высоким саном, сразу же выступил с поучением царю, в котором резко осудил его за проведение опричной политики. О содержании этого поучения можно судить только по пересказу его А. Курбским (РИБ, т. 31, стб. 317-318). Царь немедленно лишил его митрополичьего сана. 24 июля 1566 г. митрополитом был утвержден Филипп II. В Никоновской летописи среди участников обряда поставления назван и Г. П. как архиепископ Казанский. Новый митрополит, активно выступивший против опричного террора, нашел поддержку только со стороны Г. П. Филипп Колычев был сведен с митрополии 4 ноября 1568 г., а через два дня после этого Г. П. был найден мертвым у себя на московском подворье. В разных источниках несколько по-разному сообщается об обстоятельствах и времени гибели Г. П. Не считая критического выступления Г. П. по адресу царя, у нас нет никаких свидетельств о его писательской деятельности. Есть основания полагать, что до начала выдвижения Г. П. на церковно-политические посты он трудился в Волоколамском монастыре как профессиональный писец. В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. имеются следующие записи: «Евангелие в десть Германова письма Садырева», «Богородичник в десть Германова письма Садырева» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 8, 11). В рук. ГИМ, Епарх. собр., № 74 сообщается о том, что она написана Г. П. в 1544 г. (Щепкина М. В. и Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958, с. 51).

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсанофия казанских и свияжских чудотворцев. Казань, 1847; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950, с. 26, 58; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 240-247, 255, 256.

Р. П. Дмитриева

ГЕРМАН СОЛОВЕЦКИЙ

См. Досифей, игумен Соловецкого монастыря

Предыдущая страница Следующая страница