Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФОЛ"-"ФЭН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФОЛ"-"ФЭН")

ФОЛКНЕР

ФО́ЛКНЕР (Faulkner) Уильям (1897, Нью-Олбани, штат Миссисипи - 1962, Оксфорд, штат Миссисипи), американский писатель.

У. Фолкнер

У. Фолкнер

Родился в семье аристократов-южан. Литературный дебют - книга стихов «Мраморный фавн» (1924). В романе «Солдатская награда» (1926) он обращается к теме бесчеловечности войны, протестует против бесцельной гибели людей и искалеченных войной человеческих судеб. Герой романа Дональд Мэхон в 17 лет получил страшное увечье на войне - это и есть его «награда» за участие в сражениях. В романе проявляется интерес к теме, которую Фолкнер будет затрагивать и в позднейших произведениях, - болезненным проявлениям человеческой психики. В романе «Москиты» (1927) ещё ярче становится протест против послевоенной действительности. К главной теме своего творчества, теме плантаторского Юга, Фолкнер подошёл в романе «Сарторис» (1929). Действие всех следующих романов происходит в вымышленном округе Йокнапатофе: «Шум и ярость» (1929), «На смертном одре» (1930), «Святилище» (1931), «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), трилогия о семье Сноупсов: «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959). Внимание Фолкнера привлекает человек, не сломленный обстоятельствами и сохранивший мужество. Повествование Фолкнера очень сложно, «поток сознания», вставные новеллы, авторский комментарий, смещённое время действия. В трилогии о семье Сноупсов он использует американский фольклор: фантастические рассказы, народный юмор, описания необыкновенных происшествий. В произведениях Фолкнера переплетаются героическое и романтическое, низменное и высокое, сатира и юмор - но всегда в центре внимания оказывается человек. При вручении Нобелевской премии (1949) Фолкнер сказал: «Я верю, что человек выстоит, преодолеет все препятствия и победит. Человек бессмертен. Он бессмертен не потому, что только он один из всего живого наделён неистощимым голосом, а потому, что у него есть душа, обладающая свойствами страдания, приношения себя в жертву и преодоления препятствий».

ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛО́Р (англ. folk-lore - народная мудрость), термин, введённый в 1846 г. английским учёным У. Дж. Томсом для обозначения народной культуры. В современной фольклористике это слово понимается двояко - более широко и более узко. В узком смысле фольклором называют устное словесное и музыкальное народное творчество, в более широком - всю совокупность явлений культуры, порождённых творчеством коллектива или индивидов в рамках коллективного сознания. В последнем понимании фольклор включает не только словесные жанры, но и язык, верования, обряды, ремёсла. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и вообще современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации и, как следствие, - вариативность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Фольклор - явление коллективного сознания, его существование невозможно вне общества, исполнителю необходим слушатель, который одновременно выступает и в роли сотворца, помогая исполнителю, и в роли «цензора». Фольклор ориентирован не на создание нового, как современная книжная культура, а на многократное воспроизведение уже существующего, поэтому внешние по отношению к фольклору факты культуры (авторские стихи, становящиеся народными песнями) проникают в фольклор редко.

Фольклору свойственна формульность - использование большого количества устойчивых оборотов, клише, «общих мест», повторяющихся и внутри одного, и в разных жанрах. В основе фольклорного творчества лежит импровизация в рамках традиции. Исполнитель фольклорного текста не держит его в памяти и не произносит наизусть, а каждый раз в момент исполнения создаёт его заново, конструируя, как мозаику, из отдельных фрагментов. Поэтому от одного исполнителя почти невозможно записать несколько раз один и тот же текст слово в слово даже с небольшим временным промежутком.

Фольклор основан на древнейших представлениях человека об окружающем мире и даже в современном обществе содержит следы архаических верований, обрядов, мифологических сюжетов. Бо́льшая часть из них не ощущается носителями фольклора как таковые, а только реконструируются, однако уже с конца 18 в. фольклор привлекал внимание исследователей как «живая старина». Роль фольклора в жизни его носителей значительно шире, чем роль литературы, музыки и др. видов искусства в жизни современного городского человека. Фольклор - универсальная система, обеспечивавшая все культурные и бытовые нужды человека. Лишь небольшое число жанров фольклора имеет развлекательный характер, остальные же соотносимы с историей, медициной, агрономией, метеорологией и многими другими сферами современного знания. В современной жизни часть явлений фольклора вытеснена и исчезла, но другие продолжают существовать и развиваться и по сей день.

Наряду с фольклором народа в целом существует фольклор отдельных замкнутых групп, объединённых по общности интересов, возрастному, профессиональному, половому и другим признакам: школьный, армейский, туристический и т. п. Такой фольклор обеспечивает культурные потребности и выполняет объединяющую и изолирующую функцию. Знание текстов, относящихся к фольклору той или иной группы, служит также способом идентификации, отделения своего от чужого.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА

ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18-19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвящённой анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм. В зависимости от того, что доминировало в определении самого фольклора, формировались различные традиции его изучения. Так, во Франции появились термины tradiciones populaires (народные традиции) и d?mopsychologie (народная психология). Растворяли фольклор и в общем народоведении: Volksforschung (нем.), d?mologie (фр.), scienza demica (итал.), demosofia (исп.) и др. Смежными с фольклористикой науками являются история, этнография, история религий, лингвистика, литературоведение, музыковедение, хореография, однако прерогативой фольклористики остаётся народное традиционное искусство слова во всех его состояниях - от отдалённой древности до новейшего времени. В настоящее время в связи с размыванием «научных жанров» и изменением социального облика фольклористики как науки происходит трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. Главным дискуссионным моментом является вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем фольклор отличается от этнографии, от литературы? Тем не менее в области теоретического и прикладного исследования фольклора и традиционной культуры выделяют национальный фольклор и этнографию; историю и теорию духовной и материальной народной культуры; поэтику и речевое строение традиционного текста; историю и теорию взаимодействия языка, фольклора и литературы; основы историко-типологических исследований в области мирового фольклора и литературы. Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, К. В. Чистова, Б. Н. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текст - музыкальная форма - обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений.

ФОНВИЗИН

ФОНВИ́ЗИН Денис Иванович (1744 или 1745, Москва - 1791, Санкт-Петербург), русский писатель.

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин

В начале 1760-х гг. переводит сочинения французских авторов. В 1763-64 гг. входит в кружок вольтерьянца Ф. А. Козловского, где, по собственному признанию, проводит время «в богохулении и кощунстве». В «Послании к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1769) от лица своих дворовых людей Фонвизин даёт ответ на вопрос «зачем сей создан свет?» и излагает их жизненные наблюдения (подчас в духе Вольтера). Монологи слуг сопровождаются язвительными замечаниями автора и венчаются его признанием: «И сам не знаю я, на что сей создан свет». Первая оригинальная пьеса Фонвизина «Бригадир» (1769) посвящена охватившей русское дворянство галломании - преклонением перед французскими нравами и культурой. Однако осуждением галломании замысел Фонвизина не исчерпывается: в «Бригадире» высмеяны дикость и грубость, принимаемые за патриотизм, а в конечном счете - глупость. Вершиной творчества Фонвизина-драматурга стал «Недоросль» (1782), в котором сохранены основные черты классицистической комедии: персонажи чётко делятся на добродетельных и порочных, совпадает их общее количество (4:4), наличествует герой-резонёр, персонажи носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин, Софья (по греч. - мудрость), Митрофан (по греч. - подобный матери), соблюдены три единства. «Недоросль» имеет политическое значение, противопоставляя героическую эпоху Петра I низкой современности - царствованию Екатерины II. Фонвизин, таким образом, выступал против усилившегося закрепощения крестьян и отсутствия подлинного просвещения. В историю русской литературы Фонвизин вошёл как «русский Молиер». С 1789 г. работал над автобиографией «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не успел закончить её.

ФОНЕТИКА

ФОНЕ́ТИКА 1) звуковой уровень языковой системы: состав звуков, слогообразование, ударение и интонация; поэтому говорят о фонетике звуков, слова, фразы. Русская фонетика звуков характеризуется преобладанием согласных звуков (37 согласных на 5 гласных); слогообразующие - только гласные, ударение силовое, разноместное, подвижное; интонация представлена серией конструкций. Нормативный аспект фонетики определяет орфоэпия.

2) Лингвистическая дисциплина, изучающая фонетический уровень языковой системы. Русская фонетика сложилась в начале 20 в. в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, развивалась в работах Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, М. В. Панова. Разделы науки фонетики: акустика, артикуляция (способы произнесения звуков) и фонология, изучающая системные отношения звуков (фонем). Историческая фонетика описывает современное состояние звукового строя языка и его историю (утрата и появление звуков, изменения отношений между ними), диалектная фонетика исследует фонетические системы говоров.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

ФОНЕТИ́ЧЕСКАЯ ТРАНСКРИ́ПЦИЯ запись звучания слова, необходимая тогда, когда орфография не точно передает его. Помимо русских букв, содержит специальные значки. Используется в диалектологии для фиксации особенностей произношения в говорах и в орфоэпии для демонстрации произносительных вариантов.

ФОНИКА

ФО́НИКА (греч. phone - звук), раздел литературоведения, учение об эстетическом применении звуков в художественной речи. Такое понимание предмета фоники основано на принятом современной наукой разделении языка стихотворного (языка художественной литературы) и языка практического (языка бытового общения): «Звуки речи при языковом мышлении практическом не являются ценными сами по себе, не сосредотачивают на себе внимания, не всплывают в светлое поле сознания. При стихотворном языковом мышлении звуки являются предметом внимания, обнаруживают свою самоценность, всплывают в светлое поле сознания» (Л. П. Якубинский). При фонетическом исследовании текста выявляются особенности его звукового состава в соотнесении с общенациональными особенностями речи, с её просодическими нормами, и с особенностями речи в художественной литературе (в произведениях определённой эпохи, в творчестве писателей конкретного литературного направления, в других сочинениях того же автора). Следующей ступенью фонетического анализа является выяснение того, служат ли обнаруженные фонетические отклонения от каких-либо языковых норм свидетельством преднамеренных действий автора, результатом применения специальных литературных приёмов. Основная эстетическая функция звуков в художественном тексте - гармонизующая. Нарочито выделенные звуки служат в литературном произведении для интонационной разметки. Разнообразные звуковые повторы, как и паузы, упорядочивают ритм произведения, а любое проявление порядка в художественной речи традиционно опознаётся как проявление её гармонии. Многовековая история европейской литературы показывает, насколько внимательны были авторы и читатели предшествующих эпох к благозвучию художественной речи. Это свойство речи с античных времён именуют эвфонией (греч. euphonia, от eu - благо и phone - звук). Известный литературовед Б. В. Томашевский дал расширительную трактовку эвфонии, выделив её количественную и качественную разновидности. «Количественная» эвфония изучает деление фраз на соразмерные «колоны», т. е. отрезки, которые мы получаем в результате разбивки отдельного предложения на своеобразные интонационные группы, напоминающие словосочетания. Подобная разбивка в живой речи происходит всегда, ибо она облегчает произнесение и оживляет его. Однако традиционно эвфонию связывают только с «качеством» звуков, среди которых важное место занимают запрет на стечение гласных и запрет на стечение согласных, а также с явлением звукописи. При фонетическом анализе литературного сочинения исследуются не только свойства и функции отдельных звуков: предметом изучения является весь звуковой ряд произведения.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

ФО́РМА И СОДЕРЖА́НИЕ базовые литературоведческие понятия, позволяющие разграничить внешнюю и внутреннюю стороны литературного произведения. Необходимо иметь в виду, что, говоря о форме и содержании, мы имеем дело с научными абстракциями; в реальном произведении форма и содержание существуют в единстве. Расчленить их можно только умозрительно, в ходе анализа, но при этом следует помнить об условности подобной операции. Никакой «чистой» формы без содержания не существует, так же как не может быть содержания, взятого вне формы.

Содержание стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» вне его поэтической формы предстает как тривиальная история сердечных взаимоотношений. Форму вне содержания можно сравнить с упорядоченной сменой сильных и слабых слогов с чередованием ритмических окончаний и созвучий на концах строк, объединённых в стиховые группы (строфы). При таком понимании разрыв между формой и содержанием неустраним.

В современном литературоведении отношения формы и содержания не являются предметом актуальных научных дискуссий, но до сих пор сохраняют своё значение прежние споры об отношениях этих категорий. Для одних погружение в содержание позволяет обнаружить форму: «кажущееся содержание есть лишь порядок в расчленении формы» (А. Белый), поэтому «постигать содержание значит разлагать смутно заданную материю в идеальную формальность» (Г. Шпет). Другие предлагают, «говоря о созданиях поэзии, переставить значение этих слов. То, что обычно называется формой в поэзии, есть, в сущности, ее "содержание", а то, что называется содержанием (сюжет, мысли, образы), - только "форма"» (В. Я. Брюсов). Для третьих при переносе акцента с проблемы познания на ценностный мир художественная форма противопоставляется внешнему упорядочению словесного материала: с помощью формы личность в искусстве «занимает ценностную позицию вне содержания», что «делает возможным завершение и вообще осуществление всех эстетических функций формы по отношению к содержанию» (М. М. Бахтин). Четвёртые утверждают, что «любая художественная форма есть… не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание» (Г. Гачев, В. Кожинов). Отсутствие единодушия в подходах говорит о том, что в решении этого вопроса поставить точку практически невозможно. Единственное, в чём солидарны большинство авторов, - это в том, что «мы не можем подойти к содержанию… произведения иначе, как через его форму» (М. Гаспаров).

"ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД"

"ФОРМА́ЛЬНЫЙ МЕ́ТОД" в литературоведении, общность идейных установок, принципов и приёмов анализа, ориентированных на изучение «имманентных» законов литературы, присущих ей как художественному творчеству: «Предметом науки о литературе является не литература, а литературность, т. е. то, что делает данное произведение литературным произведением» (Р. О. Якобсон). Формальный метод позволил выделить в качестве объекта исследования литературный текст, который приобрёл самостоятельную научную ценность. Вопреки традиционному представлению о том, что литературное произведение важно не само по себе, а благодаря его «отражающей» способности, сторонники формального метода совершили кардинальный поворот к литературе как словесному искусству, желая получить ответ на вопрос, как оно устроено. Отсюда характерное убеждение в том, что литературоведение должно стать строгой и точной наукой. Ему следует обращаться непосредственно к произведениям литературы, а не к условиям и обстоятельствам их создания. Этот исследовательский аскетизм ограничивал предметную область литературы изучением формы и приёма, исключая из сферы рассмотрения мировоззренческие, социальные и нравственные проблемы. Писание стихов, считал В. Б. Шкловский, - это «танец артикуляционных органов». Поэтическая речь, утверждал Б. В. Томашевский, отличается от практической тем, что в ней коммуникативная функция отходит на второй план, а языковые структуры приобретают самостоятельное значение. Сосредоточив усилия на изучении художественной формы, последователи формального метода в то же время настойчиво опровергали представление о форме как о готовой «оболочке», в которую облекаются те или иные идеи. В пылу полемики с традиционным литературоведением русские формалисты эпатировали академические и обывательские круги, утверждая, что формальный метод «не отрицает идеологического содержания искусства, однако рассматривает так называемое содержание как один из аспектов формы» (В. Б. Шкловский). Возражая на упреки в том, что формальный метод сводит сущность литературы к сумме приёмов, Томашевский писал: «Можно не знать, что такое электричество, и изучать его. Да и что значит этот вопрос: "что такое электричество?" Я бы ответил: "это такое, что если ввернуть электрическую лампочку, то она загорится". Таким образом, по мнению адептов формального метода, для успешного изучения явлений „вовсе не нужно априорного определения сущностей. Важно различать их проявления и осознавать их связи" (В. П. Руднев).

В России формальный метод получил самое яркое воплощение. Он приобрёл организационные формы и дал целое созвездие блистательных имён. Душой нового направления стал В. Б. Шкловский - оригинальный мыслитель, яркий полемист, талантливый стилист, автор программных работ по поэтике «Воскрешение слова», «Искусство как приём» и др. В Петрограде формальная школа была представлена ОПОЯЗом (Общество изучения поэтического языка), куда входили Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов и Государственным институтом истории искусств, где работали В. М. Жирмунский, В. В. Виноградов, С. И. Бернштейн, Б. В. Томашевский. В Москве возник Московский лингвистический кружок: Г. О. Винокур, Р. О. Якобсон, Б. И. Ярхо и др. Участники формальной школы успешно занимались проблемой поэтического языка, изучали сюжет и эпические жанры, стиль и композицию, интересовались пародией, литературным бытом и литературной эволюцией. Один из постоянных объектов внимания - стихотворная речь, структура стиха, отличающая его от прозы. Конструктивным принципом поэзии Тынянов считал «деформацию значения ролью звучания», а конструктивным принципом прозы - «деформацию звука ролью значения». Ему же принадлежит понятие «единства и тесноты стихового ряда», объясняющее поведение слова в стихе, значение которого преобразовано ритмом и контекстом. Отношения с властью у русских формалистов всегда складывались напряжённо. Изучение литературной формы в советской России не поощрялось, а работы представителей формальной школы подвергались суровой и незаслуженной критике, которая велась со всех сторон. Помимо конструктивной научной критики в книге П. Н. Медведева «Формальный метод в литературоведении», где утверждалось, что «формализм… сыграл плодотворную роль. Он сумел поставить на очередь существеннейшие проблемы литературной науки», - была и крайне враждебная позиция, призывающая, по сути, к расправе над талантливыми учеными. Любые формы признания формализма истолковывались как измена марксизму. Формалистов называли «раскаявшимися врагами» и считали, что их следует послать «на принудительные работы под бдительным присмотром» (В. Эрлих). Русский формализм как научная школа к концу 1920-х гг. был фактически разгромлен. Многие литературоведческие идеи формального метода были впоследствии восприняты и продолжены структурализмом.

ФОРТУНАТОВ

ФОРТУНА́ТОВ Филипп Фёдорович (1848, Вологда - 1914, д. Косалма, близ Петрозаводска), русский лингвист, профессор Московского ун-та, академик. Ещё в университете Фортунатов, ученик Ф. И. Буслаева, увлёкся сравнительно-историческим языкознанием, которое интенсивно развивалось в Европе, открывая перед учёными новые горизонты. Он изучил языки, с помощью которых можно было реконструировать индоевропейский язык и выявить общие черты всех его «потомков»: древнегреческого, латыни, санскрита, старославянского, готского, литовского. Эти языки он 25 лет преподавал студентам. Главным в исследованиях и преподавании Фортунатова стало сравнительное изучение грамматики индоевропейских языков: этому посвящена магистерская диссертация (1875) и последняя теоретическая работа «Сравнительное языковедение. Общий курс» (опубл. посмертно). Идеи Фортунатова усвоены и русистикой: утвердился термин морфология для обозначения учения о формах и типах слов (вместо этимологии, как у Ф. И. Буслаева); стало более чётким представление о форме слова, с членением его на основу и аффиксы, отвечающие за словоизменение, а само словоизменение научились отличать от словообразования, в форме слова обнаружили не только зримые, но и нулевые элементы (напр., окончание в словоформе рыб). В синтаксисе главным для Фортунатова было словосочетание (формальных примет предложения ещё не увидели). Зато типы слов (полные, частичные, междометные) Фортунатов определял по их роли в предложении, выделяя в нём то, что позднее назвали актуальным членением. Внимание к языковой форме означало для лингвистики поиск собственных, а не взятых из логики или психологии оснований. В этом состоял научный переворот, совершённый Фортунатовым, и именно с этим связано огромное влияние его на ряд лингвистов: А. М. Пешковского, Д. Н. Ушакова, А. А. Шахматова.

ФОФАНОВ

ФО́ФАНОВ Константин Михайлович (1862, Санкт-Петербург - 1911, там же), русский поэт. Родился в купеческой семье. Два первых сборника с одинаковым названием «Стихотворения» (1887, 1889) были замечены читателями и критикой. Образность и поэтическая техника Фофанова во многом родственны эстетике складывавшегося в те годы в России символизма. Особенно близки Фофанову были К. Д. Бальмонт и В. Я. Брюсов. В кон. 19 - нач. 20 в. Фофанов публикует сборники стихотворений «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения» (5 ч., 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный роман» и «После Голгофы» (обе - 1910). Герой Фофанова хочет уйти от суровой реальности в мир поэтических грёз и иллюзий:

Не сами ль мы своим воображеньем

Жизнь создаём, к бессмертию идя,

И мир зовём волшебным сновиденьем

Под музыку осеннего дождя!

(«Под музыку осеннего дождя!»)

Музыкальность лирики Фофанова привлекала к ней многих композиторов: на его стихи создано большое количество песен и романсов. Социальные потрясения начала 20 в. (Русско-японская война, революция 1905) обращают Фофанова к злободневной проблематике. В последние годы жизни он пишет антиправительственные стихи, эпиграммы на царя, драму «Железное время». Однако обращение к несвойственной для него тематике не помогло Фофанову вернуть былую популярность. Постоянная нужда, склонность к алкоголизму стали причиной преждевременной смерти поэта. Сын Фофанова Константин Олимпов стал одним из основателей эгофутуризма, представители которого (в т. ч. Игорь Северянин) объявили Фофанова одним из своих литературных предшественников.

ФРАЕРМАН

ФРАЕРМА́Н Рувим Исаевич (1891, Могилёв - 1972, Москва), русский прозаик. В журнале Могилёвского реального училища «Труд ученика» опубликованы первые стихи Фраермана (1916). В 1918 г., после 3-го курса Харьковского технологического ин-та отправился на производственную практику на Дальний Восток, где участвовал в революционном движении и советском строительстве. Всё это стало предметом художественного исследования в повестях и рассказах 1920-30-х гг.: «Буран», «Огнёвка», «На Амуре», «Васька-гиляк», «Никичен», «Золотой Василёк», «Сквозь белый ветер», «На мысу», «Соболя». В должности комиссара партизанского отряда вместе со своими боевыми товарищами Фраерман совершил 4-месячный поход сквозь тайгу и Саянские хребты к Охотскому морю, устанавливая советскую власть на территории края. Осмысление пережитого отразилось в книге «Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на-Амуре до Якутска» (1971). Пронзительно лиричная и глубоко психологичная повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939, экранизирована в 1962, режиссёр Ю. Ю. Карасик) изображает терзания первой любви, проблемы, которые приходится решать эвенкийскому мальчику Фильке, его однокласснику Коле, девочке Тане Сабанеевой, которую за её странное поведение прозвали Дикой собакой Динго. В 1930-е гг. Фраерман в составе бригады писателей ездил в Хабаровск. Впечатления от поездки легли в основу рассказов «На реке», «Несчастье Ан-Сенена», повести «Шпион». Творческие, личные контакты связывали Фраермана с В. С. Гроссманом, К. Г. Паустовским, А. П. Платоновым, в соавторстве с последним написана пьеса «Волшебное существо» (1967). С началом Великой Отечественной войны Фраерман вступил в московское ополчение, работал в газете «Защитник Отечества», написал очерки «Миномётчик Мальцев», «Военный хирург», «Подвиг в майскую ночь». Фраерман - автор повестей «Дальнее плавание» (1946), «Золотой василёк» (1963), романа «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца» (2 ч., 1946-48, в соавторстве с П. Зайкиным), книги «Любимый писатель детей» о жизни и творчестве А. П. Гайдара» (1964), сборника очерков и рассказов «Испытание души» (1966).

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ФРАЗЕОЛО́ГИЯ 1) часть словарного запаса языка, совокупность фразеологизмов (идиом) - устойчивых сочетаний слов, общее значение которых не является суммой значений компонентов, например: обвести вокруг пальца, зарубить на носу, крокодиловы слёзы, ахиллесова пята. Свой круг фразеологизмов есть в литературном языке, диалектах, просторечии и сленге (напр., опустить ниже плинтуса).

2) Лингвистическая наука, часть лексикологии, изучающая фразеологию как фрагмент словаря. Теория русской фразеологии берёт начало с работ В. В. Виноградова, которые получили развитие в трудах А. И. Молоткова, В. П. Жукова, В. Н. Телии и др. Современную фразеологию интересует семантика и национальная специфика фразеологизмов. Результаты изучения фразеологии представлены в общих толковых и специальных словарях.

ФРАНКО

ФРАНКО́ Иван Яковлевич (1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано-Франково Львовской обл., Украина - 1916, Львов), украинский писатель, филолог.

И. Я. Франко

И. Я. Франко

Сын сельского кузнеца. В 1875-77 гг. учился на философском ф-те Львовского ун-та (отчислен за принадлежность к организации социалистов). Участник национально-освободительного и рабочего движения в Галиции, с 1878 г. - издатель радикально-оппозиционных журналов, в т. ч. «Жизнь и слово» (1894-97). Неоднократно подвергался арестам. В 1891 г. экстерном окончил Черновицкий ун-т; в 1893 г. защитил докторскую диссертацию о «старохристианской» повести «Варлаам и Иоасаф»; с 1906 г. - почётный доктор русской словесности Харьковского ун-та. Автор исследований древнеиндийской, древнееврейской и древнегреческой литературы, новейшей литературы России, Западной Европы и Америки. Премия Петербургской АН за труд «Изучение украинских народных песен» (3 т., 1916). Франко - автор сборников стихотворений «С вершин до низин» (1887, с циклами «Думы пролетария», «Тюремные сонеты», гимном «Вечный революционер»), «Увядшие листья» (1896), «Из дней печали» (1900), «Semper tiro» (1906), поэм «Смерть Каина» (1889), «Иван Вышенский» (1900), «Моисей» (1905). Многие произведения имеют народную основу, имитация народных плачей и песен сочетается с библейскими интонациями и образами, в поэтическую ткань вводятся загадки, притчи, пословицы, анекдоты. В рассказах, повестях и романах «Boa Constrictor» («Удав», 1878), «Борислав смеётся» (1881-82), «Захар Беркут» (1883), «Столпы общества» (1894-95), «Перепутья» (1900) Франко дал масштабную панораму украинской жизни, в них сочетается реалистическая острота с романтическими порывами, беспощадная критика «столпов общества» и гуманистическое сочувствие трудовому народу. Имя Франко носит украинский город Ивано-Франковск (до 1962 - г. Станислав).

ФРАНС

ФРАНС (France) Анатоль (настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо; 1844, Париж - 1924, Сен-Сир-сюр-Луар), французский писатель.

А. Франс

А. Франс

Сын букиниста, детство в книжной лавке повлияло на приобщение будущего писателя к чтению, сделало его разносторонне образованным. Работал в издательстве - рецензировал рукописи и писал предисловия к выпускаемым книгам, а затем в газете - в качестве критика. Первые художественные произведения - небольшие повести «Иокаста» и «Тощий кот» (1879). Известность пришла к Франсу после первого романа «Преступление Сильвестра Боннара» (1881), герой которого библиофил, человек высокой культуры, живущий духовными интересами и мирящийся с жизненными невзгодами. Но он не может наблюдать за тем, как бездарным образованием пытаются искалечить внучку его любимой, Жанну, и похищает её из пансиона. На формирование взглядов Франса оказали влияние идеи просветителей 18 в., особенно Вольтера, хотя опыт 19 в. не позволял ему разделить их оптимизм. Франс остаётся сторонним и ироничным наблюдателем суетности человеческой жизни. Роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908) явился злой карикатурой на человеческое общество: в образе пингвинов представлены выродившиеся люди. Философский роман Франса существенно отличается от романа 18 в.: для него характерны богатство живописных средств, пластическая выразительность. Франс выступает как последователь Ф. Рабле и Д. Свифта, что проявляется в его неприязни к высшему классу. Для него характерны философские аллегории, элементы фантастики. Наследуя сатирическую традицию, он остаётся оригинальным писателем со свойственными ему манерой, стилем, а его герои являются носителями высоких ценностей, представляя собой различные человеческие варианты учёного-гуманиста. Франс - автор тетралогии «Современная история», состоящей из романов «Под придорожным вязом», «Ивовый манекен» (оба - 1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901). Ему принадлежат романы «Боги жаждут» (1912), «Восстание ангелов» (1914). Франс приветствовал первую русскую революцию 1905-07 гг. и Октябрьскую революцию 1917 г. Печатался в коммунистической газете «Юманите» и создал Общество друзей России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).

ФРИШ

ФРИШ (Frisch) Макс (1911, Цюрих - 1991, там же), швейцарский писатель (писал на немецком языке). Сын архитектора. Изучал германистику в Цюрихском ун-те (1931-32), архитектуру в Цюрихской высшей технической школе (1936-41). Встречи с Б. Брехтом в 1948-49 гг. оказали большое влияние на Фриша, и с 1955 г. он занимается только литературой. Пьесы Фриша, драматичные по коллизии, решены, как правило, средствами трагикомедии, с помощью гротеска, парадокса, сатиры, создания экспериментальных ситуаций. В их основе - проблема поиска человеком своей сущности в лицемерном обществе, критика показного благополучия, анализ трагического опыта фашизма в Европе. В пьесе-реквиеме «Опять они поют» (1946) мёртвые предостерегают живых от повторения ошибок, но те не слушают их. Соглашательство, конформизм, мещанская ограниченность, открывающие дорогу расизму и другим опасным предрассудкам и преступлениям, обличаются в пьесах «Граф Эдерланд» (1951), «Бидерман и поджигатели» (1958), «Андорра» (1961). В пьесе «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1953) Фриш трактует вечный образ как современного интеллектуала, ищущего конечной истины в точных науках, где нет «лжи», но в итоге побеждаемого человеческими страстями. Развитие этой темы - в самом известном романе Фриша «Homo Faber» («Хомо Фабер», 1957), где технократ и прагматик, равнодушный к нравственным и духовным ценностям, в результате жизненных испытаний убеждается в губительности своего бездушного рационализма. Сложности самоопределения человека в современном мире, неприятию агрессии, критическому осмыслению культурных традиций посвящены романы «Юрг Райнхардт» (1934 - первая книга Фриша), «Штиллер» (1954), «Назову себя Гантенбайн» (1964), «Человек появляется в эпоху голоцена» (1979), повести «Вильгельм Телль для школы» (1971), «Монток» (1975), «Синяя борода» (1982), «Швейцария без армии?» (1989), литературные дневники, письма Ф. Дюрренматту.

ФРОСТ

ФРОСТ (Frost) Роберт Ли (1875, Сан-Франциско - 1963, Бостон), американский поэт. Выходец из фермерской среды, он долго сочетал крестьянский труд с деятельностью сельского учителя. В первой книге «Воля мальчика» (1913) Фрост ориентировался на поэтов-романтиков: Г. У. Лонгфелло, Дж. Китса. В книге «К северу от Бостона» (1914) в форме драматических диалогов и повествований рассказывается о повседневной жизни новоанглийских фермеров. Сборник был восторженно принят читателями, и вскоре Фрост был признан живым классиком Америки, чьё творчество изучалось в школе. В книгах «Нью-Хэмпшир» (1923), «Западная река» (1928), «Неоглядная даль» (1936), «Дерево-свидетель» (1942), «На вырубке» (1962) речь идёт о хрупкости бытия, об эфемерности высоких нравственных идеалов, об исчезнувшей гармонии отношений человека и природы. Поэзию Фрост считал откровением, «мгновением истины на фоне хаоса». С каждой новой книгой упрочивалась его репутация поэта-философа, нашедшего пантеистический ключ к преодолению ужаса бытия. Фрост - единственный поэт, 4 раза получавший Пулитцеровскую премию (1924, 1931, 1937, 1943), самую престижную в США. Во все поэтические антологии США входит его стихотворение «Зимним вечером у леса». Стихотворение «Дар навсегда» Фрост прочитал на церемонии инаугурации президента Дж. Ф. Кеннеди (1961). В 1962 г. по поручению президента Кеннеди Фрост с миссией доброй воли посетил Советский Союз. Основные жанры Фроста - баллада (нередко фольклорного происхождения), драматический монолог, элегия, медитативная поэма. Рифмованные стихи Фроста, как правило, невелики по размерам и традиционны по форме; белые стихи состоят порой из многих сотен строк и написаны в форме драматического монолога (или диалога), восходящей к Р. Браунингу. Образ рассказчика, обстоятельства места, времени и образа действия, рассказываемая в стихотворении история выясняются не сразу, и даже к концу текста читатель остаётся в сомнении, не решаясь до конца поверить в собственные догадки. Эту технику освоил в ряде стихотворений И. А. Бродский, считавший Фроста своим любимым поэтом; например, «Посвящается Ялте».

ФУКИДИД

ФУКИДИ́Д (Thukydides) (ок. 460, Афины - ок. 400 до н. э., там же), древнегреческий писатель, историк. Был полководцем, после военной неудачи жил в изгнании (424-04). Написал «Историю» - незаконченный труд о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой (431-404, изложение событий доведено до 411). Фукидид не только стремился к точности в изложении исторических событий, но и пытался выяснить их побудительные причины, для чего включил в «Историю» множество фиктивных (сочинённых им самим) речей - речи Перикла и др. В античности стиль «Истории» Фукидида считался образцовым. Описание событий Пелопоннесской войны с того места, на котором остановился Фукидид, впоследствии продолжил историк Ксенофонт.

ФУРМАНОВ

ФУ́РМАНОВ Дмитрий Андреевич (1891, с. Середа Костромской губ., ныне г. Фурманов Ивановской обл. - 1926, Москва), русский писатель.

Д. А. Фурманов. Портрет работы С. Малютина. 1922 г.

Д. А. Фурманов. Портрет работы С. Малютина. 1922 г.

Родился в семье крестьянина. Учился на филологическом ф-те Московского ун-та (1912-14). С началом 1-й мировой войны в качестве брата милосердия ушёл на фронт. В Февральскую революцию 1917 г. посвятил себя революционной деятельности. Влияние левых эсеров, анархистов-максималистов преодолел с помощью большевика М. В. Фрунзе. В октябре 1917 г. возглавлял революционный штаб в Иванове-Вознесенске. В Гражданскую войну был комиссаром 25-й дивизии Восточного фронта, которой командовал В. И. Чапаев, что отражено в романе «Чапаев» (1923, экранизирован 1934, режиссёры Г. и С. Васильевы); занимался военно-политической работой в Туркестане и на Кавказе. В 1921 г. Фурманов приехал в Москву и посвятил себя литературе. В 1923 г. с группой писателей основал Московскую ассоциацию пролетарских писателей, был её секретарем (1924-25). В 1925 г. вошёл в Российскую ассоциацию пролетарских писателей, которая призывала к усилению классовой борьбы в литературе. Фурманов сначала разделял их лозунги, но затем стал их критиковать. Юношей Фурманов участвовал в школьном журнале, писал стихи. На фронтах 1-й мировой и гражданской войны писал очерки «На подступах Октября», «Незабываемые дни» (оба - 1922). Первые художественные произведения - повести «Красный десант» (1921) и «В восемнадцатом году» (1923) посвящены нравственному росту человека под влиянием идей большевизма. Широкую известность Фурманову принесли романы «Чапаев» и «Мятеж» (1925), имеющие документальную основу, хотя писатель прибегал и к художественному вымыслу. В романе «Чапаев» изображены реальные люди, некоторые под собственными именами, другие - под псевдонимами. В романе прослеживается история отношений начальника дивизии Чапаева и комиссара Фёдора Клычкова, прототипом которого является сам писатель. Фурманов не идеализирует своего героя, Чапаев изображён психологически точно, как живой человек, с достоинствами и недостатками. Фурманов - автор пьесы «За коммунизм» (1921), повести «Записки обывателя» (1921).

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИ́ЗМ (лат. futurum - будущее; букв. «будетлянство» - термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20 в. Идеолог и основатель футуристского движения, возникшего в 1909 г., - итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. Футуризм - разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников. С 1911 г. литературные объединения футуристов появляются в России. В Москве - школа кубофутуристов, или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Кручёных, Е. Гуро. В Петербурге - школа эгофутуристов, провозгласивших интуитивное творчество и стремившихся к пропаганде художественного и бытового индивидуализма, что не всегда осуществлялось на практике: И. Северянин, В. И. Гнедов, К. К. Олимпов. Кубофутуристы были революционерами в искусстве, некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. Не случайно издание, которым руководил Маяковский в первой половине 1920-х гг., получило название ЛЕФ - Левый фронт искусств. Новаторство вторых было умеренным, эгофутуристы опирались на различные литературные традиции, порой эклектически сочетая их; так, Северянин соединял приёмы звукописи, характерные для лирики символизма, с футуристскими приёмами словообразования. В 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др.), члены которых проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма; например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта. После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х; А. Е. Кручёных, Ильязд, И. Терентьев и др.) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х; А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Хармс). Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова и Кручёных. Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью, или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. обновлением поэтической лексики и синтаксиса, поиском новых интонационных средств и графических форм.

ФУЧИК

ФУ́ЧИК (Fucik) Юлиус (1903, Прага, - 1943, Берлин), чешский писатель. Член Коммунистической партии Чехословакии с 1921 г. В 1920-30-е гг. редактировал периодические издания социалистической и коммунистической направленности, в т. ч. газету «Руде право» и журнал «Творба». Автор репортажей и очерков о жизни рабочих, один из создателей концепции социалистического искусства. В 1930-х гг. неоднократно бывал в СССР, впечатления от поездок описал в книге «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932). Активный участник антифашистской борьбы, после захвата страны Гитлером член нелегального ЦК Коммунистической партии Чехословакии (1941). Руководил подпольными изданиями партии, выступал с обращениями к чешскому народу, опубликовал под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе о лучших представителях чешской литературы (Б. Немцовой, К. Гавличеке-Боровском, Я. Неруде и др.). В апреле 1942 г. арестован гестапо, после содержания в пражской тюрьме летом 1943 г. вывезен в Германию и казнён. Находясь в заключении, создал цикл очерков «Репортаж с петлёй на шее». Документально-художественное повествование раскрывало судьбы людей в условиях фашистской оккупации: героизм подпольщиков, низость предателей, смирение малодушных. Книга переведена на 70 языков; первый русский перевод под названием «Слово перед казнью» вышел в 1950 г. После войны Фучик посмертно удостоен Международной премии Мира (1950) и звания Национального героя Чехословацкой Республики.

ФЭНТЕЗИ

ФЭ́НТЕЗИ (англ. fantasy - вымысел), разновидность фантастической литературы, основывающаяся на смешении признаков ряда исторических жанров европейского фольклора и средневековой письменности. Сюжеты связаны мотивами с волшебными сказками, с мифами, отражёнными в кельтских и скандинавских сагах (в частности, с валлийским «Мабиногионом» и исландской «Старшей Эддой»), с героическим эпосом раннего Средневековья (например, с «Беовульфом») и очень тесно - с рыцарскими романами «артуровского» цикла. Основные типы персонажей - люди с волшебными способностями (маги, друиды, провидцы и т. д.) или с волшебными предметами (рыцари с заколдованным оружием), необычные создания, ранее представленные в средневековых бестиариях (драконы, единороги, оборотни). Сюжетная схема, как правило, стандартна; она отражает знакомый по древним мифам обряд инициации и реализуется в виде путешествий молодого героя, его сражений с чудовищами и финального спасения знакомого герою мира. Лучшие образцы жанра - «Властелин колец» (1954-55) Дж. Р. Р. Толкина, «Волшебник Земноморья» (1968-90) У. Ле Гуин, «Тридцать первое июня» Дж. Б. Пристли.

Предыдущая страница Следующая страница