Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕР"-"ТРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТЕР"-"ТРЕ")

ТЕРМИН

ТЕ́РМИН (лат. terminus - предел, граница), слово или словосочетание, обозначающее определённое понятие в какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Существуют традиционные и устоявшиеся термины, но процесс их образования никогда не прерывается, поэтому целый ряд терминов возникает на наших глазах и не имеет ещё общепринятого характера. Термин обычно стремится быть однозначно понятым, но существуют и многозначные термины. В науке о литературе термины зачастую многозначны, что во многом затрудняет понимание некоторых авторов.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

ТЕРМИНОЛО́ГИЯ совокупность, система терминов и терминологических словосочетаний какой-либо области науки. Терминология фиксирует как основные, фундаментальные, так и частные понятия о предмете исследования. Терминология как развивающаяся система включает в себя не только традиционные, устоявшиеся понятия, но и учитывает актуальные цели и задачи исследования, и потому терминология исторически подвижна и допускает многозначность терминов, взаимодействует с терминологией смежных наук, а также может включать в себя междисциплинарные понятия. В России формирование филологической терминологии началось с М. В. Ломоносова как автора «Российской грамматики» (1754-55). Итог развития русской филологической терминологии в 18 в. подвёл Н. Ф. Остолопов в «Словаре древней и новой поэзии» (3 ч., 1821). С критических сочинений В. Г. Белинского начинается современный этап развития русской филологической терминологии.

ТЕРЦИНЫ

ТЕРЦИ́НЫ твёрдая строфическая форма; единая цепь из трёхстиший со схемой рифмовки aba bcb cdc ded… и заключительного одностишия, рифмующегося со средним стихом последнего трёхстишия. Впервые эта форма применена в «Божественной комедии» Данте и с тех пор часто ассоциируется у писателей с картинами «Ада» Данте, темой Италии и фигурой самого Данте. В итальянском оригинале строка представляет собой силлабический одиннадцатисложник, в русских переводах и подражаниях используется 5-стопный или 6-стопный ямб.

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛО́ГИЯ (греч. tetra - четыре и l?gos - слово), произведение, состоящее из четырёх самостоятельных и законченных текстов, объединённых в одно целое развитием сюжета и авторским замыслом. Напр., тетралогия Ф. А. Абрамова «Пряслины» состоит из романов «Братья и сёстры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) и «Дом» (1979), её общая идея - показать жизнь пинежской деревни во время войны и в послевоенные годы, в центре всех романов - семья Пряслиных, их взаимоотношения с друзьями, родственниками, соседями и т. д. Другие известные тетралогии в русской литературе: автобиографические повести Н. Г. Гарина-Михайловского («Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры») и «Волны Чёрного моря» В. П. Катаева («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов»). Повествовательные тетралогии создали Э. Золя («Четыре Евангелия») и Т. Манн («Иосиф и его братья»), драматургические - Г. Гауптман («Атриды») и Р. Вагнер («Кольцо нибелунгов»).

ТИБУЛЛ

ТИБУ́ЛЛ (Tibullus) Альбий (ок. 50-19 до н. э.), римский поэт. В стихах, написанных в жанре элегии, воспевал любовь, радости идиллической сельской жизни. Из двух книг его элегий первая посвящена Делии (литературное имя возлюбленной поэта Плании), вторая - некоей Немесиде. В элегиях поэт предстаёт в маске бедного влюблённого юноши, страдающего от жестокости и алчности бессердечной возлюбленной, страшащегося войны и неспособного к борьбе; этот условный образ, не соответствующий действительным обстоятельствам жизни Тибулла, - не просто дань литературной традиции (прежде всего поэзии эллинизма), но и своеобразное средство изображения внутреннего мира поэта. Стремление уйти от действительности, противопоставить ей идиллический мир - и осознание невозможности этого окрашивают поэзию Тибулла в скорбные тона. В литературе Нового времени Тибулл был особенно популярен в 18 в., его лирика оказала влияние на поэзию И. В. Гёте; «русским Тибуллом» современники называли К. Н. Батюшкова; в 19 в. Тибулла переводил А. А. Фет.

ТИКАМАЦУ

ТИКАМА́ЦУ Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори; 1653, близ Киото - 1724, Осака), японский драматург. Сын самурая, оставившего вассальную службу у феодала и переехавшего с семьёй в Киото - одну из древних столиц страны, когда мальчику было около 16 (по др. источникам, около 12) лет. Здесь Тикамацу, по собственным воспоминаниям, «носился по волнам городской жизни», меняя занятия (от пажа до неудачливого ученика торговца), пока не увлёкся театром. Начал со стихов (хокку «О белые облака!/Вы от стыда спасаете горы, / Где нет деревьев в цвету…»). Прославился как автор свыше 120 дзёрури (пьес для театра марионеток), а также дзидаймоно (исторических трагедий) «Наследники братьев Сога» (1683), «Победоносный Кагэкиё» (1686), «Битвы Коксинги» (1715) и сэвамоно (бытовых, «мещанских» драм), в т. ч. «Двойное самоубийство в Сонэдзаки» (1703), «Ночная песнь погонщика Ёсаку» (1708), «Гонец в преисподнюю» (1711), «Самоубийство влюблённых на Острове Небесных Сетей» (1720) - шедевр Тикамацу, основанный на реальном происшествии и до сих пор живущий на японской и европейской сцене. Писал также для театра актёров кабуки (ок. 30 драм). Прозванный при жизни «богом драматургов», Тикамацу обогатил национальную драматургию психологизмом, естественностью, разнообразием сценических приёмов, интересом к жизни простого человека, опорой на городской фольклор (каламбуры, пословицы, поговорки и т. п.), сочетающийся с поэтической мощью традиционной культуры, и тем самым заложил основы современного театра Японии.

ТИП

ТИП 1) персонаж, который представляет наиболее характерные черты какой-либо группы людей или - в преувеличенно-концентрированном виде - ряд общечеловеческих свойств, а нередко и одно свойство: трусость, жадность, хвастовство, ревность и т. п. В этом значении термин употребляется по отношению к героям, в которых общее, повторяющееся преобладает над индивидуально-личностным. Чаще всего типы обладают характеристиками, уже закреплёнными в литературной традиции и известными публике. От характеров они отличаются схематизмом, статичностью внутреннего мира, концентрированностью и заострённостью отличительных свойств.

2) Разряд, категория персонажей, объединённых какими-либо узнаваемыми, повторяющимися признаками, а также яркий представитель такой группы. Например, по ряду социально-психологических характеристик и сюжетно-тематических признаков в рус. литературе 19 в. выделяют типы «маленького человека» и «лишнего человека», которые объединяют разнородных персонажей многих авторов. Для немецкой романтической литературы характерен тип героя-художника: Франц Штернбальд из романа Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда» (1798), Генрих фон Офтердинген, герой одноимённого романа Новалиса (1802), Крейслер из романа Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» (1818-22). Во французской литературе 19 в. существует тип молодого честолюбца, чаще всего талантливого и энергичного провинциала-идеалиста, приезжающего в Париж и в погоне за богатством и светской карьерой растрачивающего лучшие душевные качества и превращающегося в циничного карьериста; таковы герои Стендаля Жюльен Сорель из романа «Красное и чёрное» (1830) и Люсьен Левен из незаконченного одноимённого романа (1834-35) и герои «Человеческой комедии» О. Бальзака: Эжен Растиньяк (впервые появляется в романе «Отец Горио», 1834), Люсьен де Рюбампре, главный герой дилогии «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок»).

Типологию персонажей можно строить как на материале мировой и национальных литератур, так и в пределах творчества одного автора. Например, в творчестве Л. Н. Толстого выделяется тип «кающегося дворянина»: Оленин («Казаки»), Пьер Безухов, Левин («Анна Каренина»), князь Нехлюдов (помимо Дмитрия Ивановича, главного героя «Воскресения», 1899, так зовут героев рассказов «Утро помещика», 1856, и «Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)», 1857). Все эти герои - яркие характеры, но их объединяют напряжённые духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины перед простым народом и ответственности за всё происходящее в мире. Некоторых героинь И. С. Тургенева: Асю, героиню одноимённой повести, Наталью Ласунскую («Рудин»), Лизу Калитину («Дворянское гнездо»), Елену Стахову («Накануне») и др. - принято объединять в тип «тургеневские девушки»: их отличает одухотворённая красота, душевное богатство, утончённость, мечтательность, нравственная чистота и в то же время сила характера, готовность совершить смелый, самоотверженный поступок. Если же за основу классификации взять какой-либо один объединяющий признак, например социальный, - типологию персонажей можно выстроить и в рамках отдельно взятого произведения (типы чиновников и помещиков в «Мёртвых душах»).

ТИРЕ

ТИРЕ́ знак препинания. Означает противопоставление, ставится в простом предложении между подлежащим и сказуемым, в бессоюзном сложном предложении между противопоставляемыми частями: «Дохнул осенний хлад - дорога промерзает» (А. С. Пушкин). Двойное тире подобно скобкам. Тире ввёл в практику письма Н. М. Карамзин.

ТИХОНОВ

ТИ́ХОНОВ Николай Семёнович (1896, Санкт-Петербург - 1979, Москва), русский писатель. Участник 1-й мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны. В 1920 г. опубликовал первую поэму «Сами», об индусском мальчике, поверившем в революцию и её идеалы. Лучшие ранние стихи Тихонова вошли в сборники «Орда» и «Брага» (оба - 1922). Ранние стихи Тихонова проникнуты романтикой революционного подвига, сочетают лаконизм и эмоциональность. В 1920-е гг. Тихонов был членом литературного объединения «Серапионовы братья». Во время войны воспел подвиг блокадного Ленинграда: поэма «Киров с нами» (1941), книга очерков «Ленинград принимает бой» (1942). Много писал о жизни республик Советского Союза и зарубежных стран: «Кочевники» (1931), «Стихи о Кахетии» (1935), «Тень друга» (1936), «Грузинская весна» (1948), «Два потока» (1951), повести «Белое чудо» (1956), «Зелёная тьма» (1966), «Шесть колонн» (1968). Секретарь Союза писателей (с 1944). Позднее творчество Тихонова не имело такого значения, как ранние стихи.

ТОКАРЕВА

ТО́КАРЕВА Виктория Самойловна (р. 1937, Ленинград), русская писательница. Окончила ВГИК (1969). Своими учителями в литературе считает А. П. Чехова, Ю. М. Нагибина, Ф. А. Искандера, С. Д. Довлатова. Первая публикация - рассказ «День без вранья» (1964), который в настоящее время вошёл в школьные программы. Токарева - автор книг «Ехал грека» (1977), «Неромантичный человек: повесть-сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987), «Ничего особенного» (1990), «Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина» (1995). В них обыденные житейские ситуации предстают увиденными через призму романтического восприятия мира. Токарева пишет о непростой жизни современных горожанок. Женщина и мегаполис, личная жизнь и работа, чувство и долг, фантазия и реальность - вот основные конфликты, которые затрагивает писательница. Героями ряда рассказов становятся животные, трепетное отношение к которым характеризует авторское мировосприятие в целом. В книги «Этот лучший из миров», «Гладкое личико», «Маша и Феликс», «Розовые розы», «Лиловый костюм», «Перелом» (все - 1999) включены ранние и новые повести и рассказы. Токарева - автор киносценариев, среди которых «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, совместно с Г. Н. Данелия), «Совсем пропащий» (1973, совместно с Г. Н. Данелия), «Сто граммов для храбрости» (1977), «Мимино» (совместно с Р. Л. Габриадзе и Г. Н. Данелия, 1978), «Шла собака по роялю» (1979), «Шляпа» (при участии Л. Квинихидзе, 1982), «О том, чего не было» (1987), «Я люблю» (1995).

ТОЛКИН

ТО́ЛКИН Толкиен (tolkien) Джон Роналд Рейел (1892, Блумфонтейн, Южная Африка - 1973, Оксфорд), английский писатель.

Дж. Р. Р. Толкин

Дж. Р. Р. Толкин

С 1908 г. изучал английский язык и литературу в Оксфордском ун-те. После 1-й мировой войны начал писать «Книгу утраченных сказаний», которую периодически перерабатывал в течение всей жизни и в итоге превратил в свод религиозно-философских мифов «Сильмариллион» (опубл. в 1977), сопутствующие ему материалы - например, «Неоконченные сказания о Нуменоре и Средиземье» (1980). С 1925 г. преподавал англосаксонский язык в Оксфорде, написал монографию «Беовульф: чудовища и критики» об исследованиях этой героической поэмы, осуществил научное издание «Беовульфа» (оба - 1937). Издал рыцарский роман 14 в. «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» (1925), а позднее перевёл его (опубл. в 1975).

Сказочную повесть «Хоббит, или Туда и обратно» (1937) Толкин сочинил для собственных детей. События и персонажи (волшебные существа, эльфы и гномы) связаны с кельтским и скандинавским фольклором. Успех «Хоббита» побудил продолжить книгу, но трилогия «Властелин колец» (1954-55) адресована не только детям. Эта эпическая сага представляет развёрнутую аллегорию религиозного становления личности (на этом неоднократно настаивал сам писатель), её морально-этический смысл в утверждении возможности для обыкновенных людей победить Зло в результате совместных усилий. В середине 1960-х гг. трилогия приобрела мировую славу, заявив о существовании жанра фэнтези и породив в молодежной среде культ Толкина. В дальнейшем писатель создал несколько произведений с самостоятельными сюжетами («Кузнец из Большого Вуттона», 1967) и с сюжетами, развивающими мотивы «Властелина колец»: «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Красной Книги» (1962).

ТОЛСТАЯ

ТОЛСТА́Я Татьяна Никитична (р. 1951, Ленинград), русская писательница. Дебютировала рассказом «На золотом крыльце сидели…» (1983). Последовавшие рассказы принесли ей репутацию крупнейшего мастера русской прозы конца 20 в. В своей лирической прозе Толстая воспроизводит особенности наивного мифологизированного сознания, носители которого - неприспособленные к жизни «маленькие люди» (мечтательные неудачники, дети или безумцы) - настойчиво ищут «заветную лазейку» из скучной повседневности, погружаясь в ностальгические грёзы и инфантильные фантазии. Драматичный конфликт идеальных представлений и грубой действительности, рано или поздно разрушающей воздушные замки героев, определяет сюжетное развитие большинства рассказов Толстой, в которых уродливые реалии позднесоветского быта соседствуют со сказочно-фольклорными и фантастическими образами, а щемящий лиризм уживается с иронией и комическим гротеском. После почти десятилетнего перерыва Толстая вернулась в литературу романом «Кысь» (2000), где в традициях сатирической антиутопии живописует тоталитарный мир мутантов, деградировавших после ядерной катастрофы и сохранивших смутно искажённые представления о прежней культуре.

ТОЛСТОЙ

ТОЛСТО́Й

1.

Алексей Константинович, граф (1817, Санкт-Петербург - 1875, имение Красный Рог, Мглинский у. Черниговской губ.), русский поэт, прозаик, драматург, переводчик.

Толсто́й

А. К. Толстой

Его первые детские стихотворные опыты одобрил близкий друг семьи В. А. Жуковский. Однако писатель вошёл в литературу фантастической повестью «Упырь» (1841), сочувственно оценённой В. Г. Белинским. Настоящим дебютом поэта была публикация в журнале «Современник» ряда стихотворений, в их числе «Колокольчики мои…» (1854). Одновременно Толстой как сатирик создал совместно с двоюродными братьями Жемчужниковыми пародийную литературную маску Козьму Пруткова. Публикуя произведения в журналах разных направлений, Толстой сторонился и славянофилов, и западников. Сатира «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868) - пародия на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, в ней гротескно изображена деятельность русских самодержцев; в «антинигилистических» балладах «Поток-богатырь» и «Порой весёлой мая…» (обе - 1871) даны отрицательные оценки демократического движения. Толстой впервые легализовал в русской литературе неточную рифму. Особо деятельным он был в поэзии эпической, а именно в «исторических песнях», разновидности романтических баллад. Сюжеты и стихотворная форма «исторических песен» «Василий Шибанов» (1840-е), «Змей Тугарин» (1867), «Песня о Гаральде и Ярославне» (1869), «Роман Галицкий» (1870), «Канут» (1872) стилизована под «Песню о вещем Олеге» А. С. Пушкина, язык сознательно архаизован. Толстой написал несколько разнотипных поэм. В сюжете «Иоанна Дамаскина» (1858) аллегорически изображены отношения с императором Александром II, от службы при дворе которого Толстой пытался освободиться для занятий литературой. «Портрет» и «Сон Попова» (обе - 1873) написаны октавами, но первая поэма - лирический рассказ о раннем детстве, а вторая - сатира на мир крупного чиновничества. Поэме «Дракон» (1875) придана форма дантовых терцин, она стилизована под средневековую легенду. Крупнейший опыт в прозе - роман «Князь Серебряный» (конец 1840-х - 1861), романтический и псевдоисторический сюжет которого посвящён эпохе Ивана Грозного. Большей степени историзма Толстой достиг в драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1862-64), «Царь Фёдор Иоаннович» (1864-68) и «Царь Борис» (1868-69), ориентированной на опыт Пушкина-драматурга. Толстой известен как переводчик стихов А. Шенье, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Г. Гейне.

2.

Алексей Николаевич, граф (1882, Николаевск, ныне Пугачёв Саратовской обл. - 1945, Москва), русский писатель, академик АН СССР (1939).

Толсто́й

А. Н. Толстой

Сын графа Н. А. Толстого и детской писательницы А. Л. Бостром (урождённой Тургеневой). Учился в Петербургском технологическом ин-те (1901-07), не окончил. Печатал стихи с 1905 г. Известность приобрёл повестями и рассказами из жизни разоряющегося усадебного дворянства: цикл «Заволжье» (1909-11), романы «Чудаки» (др. название «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912). Во время 1-й мировой войны Толстой в качестве военного корреспондента газеты «Русские ведомости» бывал на фронте (1914-16), опубликовал цикл очерков «Письма с пути» (1915) и рассказ «Прекрасная дама» (1916), давших правдивые зарисовки военного быта и показавших мужество солдат и офицеров. Одновременно в творчестве писателя отчётливо звучит неприятие декаденства (рассказ «Ночные видения», 1915), хищничества капиталистических дельцов (комедия «Нечистая сила», 1916), религиозного суеверия: в комедии «Мракобесы» (1917) образы «святого проходимца» старца Акилы и его окружения воспринимались как намёк на Григория Распутина и царскую семью. В 1918-23 гг. жил в эмиграции (Франция, затем Германия). Во время революционных событий 1917 г. обращается к историческому прошлому: рассказы «День Петра» (1918), пьеса «На дыбе» (1929). Итогом художественного исследования стал роман «Пётр I» (3 кн., 1929-45, не окончен), примыкающие к нему два варианта пьесы «Пётр I» (1934, 1938) и одноимённый сценарий кинофильма. Апология сильной и жёсткой централизованной власти была обусловлена, по словам самого Толстого, вхождением в историю «через современность» и подкреплялась уверенностью в том, что правильный путь русской интеллигенции неизбежно ведёт к признанию необходимости и благотворности большевистской революции, поддерживаемой народными массами; трилогия «Хождение по мукам»: «Сёстры» (1922, 2-я ред. 1925), «Восемнадцатый год» (1927-28), «Хмурое утро» (1940-41), тематически примыкающая к ней повесть «Хлеб» (1937). Противостояние ценностям и образу жизни капиталистического мира, осуждение и осмеяние контрреволюции, мещанства, погони за материальным преуспеянием отразились в сатирическом романе «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), научно-фантастическом романе «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27), романе «Чёрное золото» (1931, позднее название «Эмигранты»), рассказах «Мираж» (1924), «Гадюка» (1928). Другие произведения Толстого: социальный научно-фантастический утопический роман «Аэлита» (1922-23), предсказывающий освоение космоса, автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-22); созданная по мотивам произведения итальянского писателя К. Коллоди книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936); публицистика 1930-40-х гг.; агитационно-патриотические «Рассказы Ивана Сударева» (1942-44), драматическая дилогия «Иван Грозный» (1941-43), пьесы «Орёл и орлица», «Трудные годы».

3.

Лев Николаевич, граф (1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово), русский писатель, философ.

Толсто́й

Л. Н. Толстой за работой в кабинете. Портрет работы Н. Ге. 1884 г.

Родился в родовитой дворянской семье. В 1844 г. поступил в Казанский ун-т на ф-т восточных языков, потом перевёлся на юридический ф-т; в 1847 г. вышел из университета, не окончив курса. После этого некоторое время занимался хозяйством в Ясной Поляне, вёл светскую жизнь в Москве и Петербурге. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. В годы учения начал вести дневник, ставший его литературной школой. В 1851-54 гг. Толстой отправился со старшим братом Николаем на Кавказ, участвовал в военных действиях. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни по контрасту с бытом и рефлексией человека дворянского круга дали материал для повести «Казаки» (1852-63), отразились в рассказах «Набег» (1853) и «Рубка леса» (1855), в повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904). На Кавказе Толстой написал повесть «Детство», ставшую его первым выступлением в печати («Современник», 1852), которая вместе с повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57) составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют принёс Толстому настоящее признание в литературных кругах и среди публики. В 1854 г. Толстой по собственной просьбе переведён в Дунайскую армию, а затем принял участие в Крымской войне и обороне Севастополя, отражённой в очерках «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года», получивших высокие оценки за психологизм в описании человека на войне. В 1855 г. Толстой приехал в Петербург и вошёл в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Н. А. Некрасов). Особенности психологизма Толстого получили название «диалектика души» (Н. Г. Чернышевский).

В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, издал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором утверждал преимущество народного взгляда на искусство над дворянским. В сентябре 1862 г. Толстой женился на С. А. Берс. В 1863-69 гг. работал над романом «Война и мир», который вызвал всеобщий интерес, поразив сочетанием эпических батальных сцен с тонким психологическим анализом картин частной жизни. Писателя упрекали в том, что он «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи, что отчасти соответствовало действительности. Толстой называл свой роман опытом «истории народа», считал, что он «не подойдёт ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории», и называл его (вслед за библейской традицией) книгой, однако в литературоведении сложилась традиция определять его как роман-эпопею. В «Войне и мире» Толстой создал уникальный метод изображения человеческой души, важнейшим принципом описания является авторское всеведение о внутреннем мире его героев, из которого следует господство в романе единственной авторской интерпретации всех событий, поступков и характеров героев. Толстой показал роль эмоций в жизни человека, продемонстрировал, из каких разнообразных, противоречащих друг другу мотивов слагается мысль героя, и изобразил её в становлении и развитии. Диалектика души получила здесь предельное развитие. Зримый образ героя Толстой создаёт с помощью отдельных деталей-лейтмотивов: губка жены князя Андрея, плечи Элен, глаза княжны Марьи. Для изображения отрицательных персонажей и разоблачения душевной лжи и фальши Толстой использует приём остранения (В. Б. Шкловский), который заключается в неожиданном взгляде на действие или поступок «со стороны», что позволяет разоблачать игровую условность происходящего, его надуманность. С помощью остранения Толстой изображает батальные сцены, оперу или военные советы. Определяя важнейшие жизненные ценности, Толстой противопоставляет людей «внешних» и «внутренних». Настоящая жизнь - это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», связь с людьми, основанная на искренних чувствах приязни, дружбы и любви, а искусственная, ненастоящая жизнь - это политические интриги высшего петербургского общества, показная дружба и вражда двух властелинов мира, внутренние преобразования государственного аппарата, ничего по существу не меняющие. Подлинной ценностью жизни оказывается в романе чувство единения со всеми, ощущение осмысленности, разумной упорядоченности мира, «мысль народная», как сказал Толстой позднее. Философский итог романа даётся в исканиях главного героя романа Пьера Безухова. Под влиянием событий войны 1812 г. (присутствие на Бородинском сражении, разорение и пожар Москвы, французский плен и полное ужасающих лишений отступление вместе с вражеской армией) Пьер понимает цельное и гармоничное мироощущение народа, позволяющее видеть в своей судьбе Божью волю и спокойно принимать её, вплоть до смерти: «Они просты. Они не говорят, но делают». Большое влияние на Пьера оказал Платон Каратаев: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Это «роевое» сознание, ощущение себя частью целого Толстой считает естественным, нравственным, спасающим человека от всякого зла и дающим ему истинное счастье, и избавляющим человечество от войн и насилия. Все эти идеи Толстой объединяет в понятии «мира» как любовного единения всего человечества, понимая под «войной» не только боевые действия двух держав, но и всякий конфликт, любое враждебное противостояние между людьми. Воплощением войны и военной стихии в романе является Наполеон, носитель эгоистического начала. Отношение к войне у Толстого определяется его всепобеждающим пацифизмом; только освободительную войну, спасающую нацию от порабощения, он оправдывает, подчёркивая, что победа или поражение в ней зависит не от воли правителей и генералов, а от «духа войска». Роль Кутузова как главнокомандующего заключалась в том, что он понял историческую закономерность войны и не мешал её естественному течению. Поскольку реальной и зримой моделью мира является счастливая семья, большое место в романе занимает «мысль семейная». Семья у Толстого - неповторимый и законченный мир, самое малое, но и самое важное единство, из множества которых складывается общество и нация. Толстой подробно рассматривает семьи Курагиных, Ростовых и Болконских, в которых изображены как старшее (родители), так и младшее поколение (братья и сёстры), что позволяет проследить родовые черты семьи. В семье Болконских характерообразующей чертой является интеллектуальное начало, которое проявляется как в индивидуализме Андрея Болконского, так и в духовной красоте и глубине христианского сознания его сестры княжны Марьи. Незримым стержнем семьи Ростовых является жизнь душевная: это люди сердечные, по-детски естественные во всех своих душевных движениях, умеющие радоваться жизни. Одним из важнейших философских образов романа является образ Наташи Ростовой - само воплощение природной естественности, любви и счастья. В изображении семьи Курагиных Толстой даёт резкую критику фальши, безнравственной жизни двора и высшего света.

Толсто́й

Первый бал Наташи Ростовой. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Художник Л. Пастернак. 1892-93 гг.

После успеха «Войны и мира», Толстой в начале 1870-х гг. начинает новое крупное произведение - роман «Анна Каренина» (1873-77) о жизни современного общества, в котором развивает «мысль семейную». На примере семей Карениных, Облонских и Левиных Толстой показывает смысл и назначение семьи вообще, те высшие, божеские законы, обуславливающие её существование. «Мне отмщение, и аз воздам» - это эпиграф романа и смысловой итог всего произведения, отражающий авторскую позицию. Анна, изменившая мужу с Алексеем Вронским, неподсудна людскому суду, ибо среди людей нет безгрешных, но обречена неумолимому суду Божьему. По мере развития сюжета трагическая атмосфера, окружающая незаконную связь Вронского и Анны, неумолимо сгущается, и её ждёт расплата - отчаяние, утрата любви, а в итоге самоубийство. Трагическая судьба Анны и Вронского противопоставлена в романе счастливой любви и супружеству Кити и Левина, хотя в эпилоге романа внутренний конфликт Левина, вызванный поисками смысла жизни, его мысли о самоубийстве, его желание уподобиться крестьянам свидетельствуют о мучительном духовном кризисе самого Толстого, начавшемся ещё до завершения «Анны Карениной».

После завершения «Анны Карениной» Толстой вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий, которые едва не довели его до самоубийства, а закончились приходом к христианству, к Библии и Евангелию. Об эволюции своего мировоззрения он рассказывает в «Исповеди» (1879-82), смерть и её духовное осмысление получили воплощение в повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), новый, критический взгляд на семейную жизнь с требованием безбрачия выражен в «Крейцеровой сонате» (1887-89). Рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание отражено в публицистически острых сочинениях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальное учение Толстого опирается на христианство как общепризнанное нравственное учение, понимаемое в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Это обусловило пересмотр Евангелия и христианского богословия в религиозно-философских трактатах «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырёх Евангелий» (1880-81), «В чём моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Толстой, однако, не вошёл в лоно церкви: одним из моментов расхождения его с официальной церковью стала проповедь непротивления злу насилием, вплоть до полного отказа от применения оружия.

Толсто́й

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Художник А. Самохвалов

Толстой считал, что нужно прежде всего «опростить» свою жизнь и переделать себя. Он обвиняет себя в роскоши, решает начать жить трудами своих рук, демонстративно рвёт с дворянским сословием, отрекается от своих романов и повестей на том основании, что они непонятны простому народу, производителю всех благ и мерилу нравственности, а поэтому являются пустой игрой ума, «предметом роскоши» для правящих классов. Решив писать по-новому, Толстой создаёт «Азбуку» (1871-72) и «Новую Азбуку» (1874-75), сборники рассказов для детей, отличающихся простотой, ясностью и силой языка, а также ряд «народных рассказов» и народную драму «Власть тьмы» (1886), в которых излагает своё учение. Однако Толстой продолжал, в дидактических целях, обращаться к «дворянской» литературе. Поиски религиозного идеала и мысль о невозможности его обретения в рамках официальной церковности запечатлены в повести «Отец Сергий» (1890-98), критическое описание жизни высших сословий дано в драме «Живой труп» (1900, не завершена), в рассказе «После бала» (1903). Столкновение народной и дворянской жизни показано в комедии «Плоды просвещения» (1886-90).

В последнем романе «Воскресение» (1889-99) по сравнению с предыдущими романами усиливается морализм Толстого и обличительный пафос, часто в ущерб психологизму, ибо всех представителей дворянства Толстой безоговорочно осуждает. Главный герой князь Нехлюдов мучится внезапно открывшейся ему неизбывной виной перед девушкой из народной среды Катюшей Масловой, попавшей из-за него в публичный дом, а затем по ложному обвинению на каторгу. Вина Нехлюдова символизирует в романе общую вину высших классов перед народом, требующую немедленного покаяния и искупления. Путь нравственного очищения приводит Нехлюдова к деятельному добру. В «Воскресении» Толстой отрицает государство в целом как аппарат насилия, особенно выступая против таких институтов, как суд, тюрьма, каторга, армия, чиновничество, церковь. В эпилог романа Толстой помещает длинные выдержки из Евангелия, как моральный и смысловой итог всего повествования.

В 1901 г. писатель был официально отлучён от церкви, что вызвало большой общественный резонанс. Новое учение Толстого привлекло множество последователей, которые в некоторых случаях создавали «поселения толстовцев», чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Для переселения в Канаду духоборов, где они могли быть избавлены от воинской повинности, Толстой перечислил гонорар от романа «Воскресение».

Новые идеи и общественная деятельность 1890-1900-х гг. изменили личную жизнь писателя, обернулись разрывом не только с социальной средой, но и с семьёй: провозглашённый Толстым отказ от владения частной собственностью и отречение от наследства и авторских прав вызывал недовольство членов семьи, прежде всего жены. Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути он заболел и скончался на железнодорожной станции. Похороны Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.

С именем Толстого связано всемирное значение русской литературы, а его идеи создали ему славу не только писателя, но и религиозного мыслителя, проповедника новой веры. Традиции реализма Толстого были продолжены В. Г. Короленко, И. А. Буниным, А. И. Куприным, М. Горьким, Дж. Голсуорси, Р. Мартен дю Гаром, Э. Хемингуэем, Т. Вулфом и др. Талантом Толстого восхищались Г. Флобер и Г. Мопассан, а Р. Роллан и С. Цвейг посвятили его творчеству книги. Жанр романа-эпопеи получил распространение в русской и западной литературах 20 в., например, в романах-эпопеях «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Пётр I» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. С. Шолохова, «Живые и мёртвые» К. М. Симонова.

ТОНИКА

ТО́НИКА (греч. tonos - ударение), система стихосложения, основывающаяся на сочетании равноударных стихов. В зависимости от постоянного числа ударений в каждой строке отдельного текста определяют размеры тоники: 3-ударный стих, 4-ударный стих и др. В зависимости от величины межударного (т. е. состоящего только из безударных слогов) интервала различают три общих вида тонических стихов - дольник (величина интервала колеблется от 1 до 2 слогов), тактовик (две разновидности: редко встречается первая - величина интервала от 0 до 2 слогов, часто встречается вторая - величина интервала от 1 до 3 слогов) и акцентный стих (межударный интервал от 0 до 6 слогов). Близкой к акцентному стиху формой является верлибр.

В Европе тонические стихи впервые появились в период раннего Средневековья в национальных разновидностях древнегерманской (древняя «верхненемецкая», скандинавская, англо-саксонская) и кельтской (ирландская, валлийская) поэзии. Они долго существовали в форме «аллитерационного стиха», наиболее распространённую разновидность которого можно описать так: поделённый цезурой на два полустишия 4-ударный тонический стих, в котором два ударных гласных первого полустишия и любой из двух ударных гласных второго полустишия подчёркнуты аллитерацией предшествующих согласных. Такой аллитерационный стих использован в ранних памятниках европейского героического эпоса: поэмы «Песнь о Хильдебранте» (рукопись IX в.) и «Беовульф» (рукопись Х в.). Он существовал и в отдельных литературах зрелого Средневековья. Например, в английской поэзии XIV в. - в поэме У. Ленгленда «Видение Петра Пахаря», в анонимном рыцарском романе «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» и др.

В России к тонике относился досиллабический народный стих 17 в. Отдельные тонические произведения появлялись в 19 в. (например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина). В начале 20 в. виды тоники стали распространяться в связи с поэтической деятельностью А. А. Блока (дольник и тактовик) и В. В. Маяковского (акцентный стих).

ТОПОНИМИКА

ТОПОНИ́МИКА (греч. topos - место и onoma - имя), раздел ономастики, изучающий географические названия (топонимы). Топонимика изучает историю названий, принцип, по которому даётся имя той или иной местности и т. п. В художественной литературе используются как реальные, так и вымышленные топонимы. Реальные названия мест включаются в текст для приближения читателя к действительности (например, реальные названия мест, где проходили бои, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого). Вымышленные топонимы обычно являются говорящими: город Глупов у М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», деревни Горелово, Неелово, Разутово, Знобишино у Н. А. Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо» и т. д. Также используются обобщённо-символические названия: напр., Город в «Белой гвардии» М. А. Булгакова. Иногда вымышленные названия звучат намеренно экзотически, что усиливает сказочный, фантастический колорит в произведении: округ Йокнапатофа в нескольких произведениях У. Фолкнера; империя Блефуску в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта.

ТОРО

ТО́РО (Thoreau) Генри Дейвид (1817, Конкорд, штат Массачусетс - 1862, Уолден, близ Конкорда), американский писатель, философ. Окончил Гарвардский ун-т, но диплома не получил. Работал учителем, плотником, землемером. Большое влияние на Торо оказал транцендентализм: он был убеждён, что разум человека от рождения содержит знания об истине и заблуждении, о добре и зле и что эти идеи трасцендентальны, т. е. приходят к человеку помимо опыта, поэтому достаточно дать человеку свободу в проявлении заложенных Богом способностей, и общество будет развиваться гармонически. Вместе с другими членами кружка транценденталистов выступал против всех проявлений несвободы, осуждал рабство и считал самоусовершенствование личности путём решения социальных проблем. Но борьба за освобождение негров (восстание Дж. Брауна против Билля о беглых рабах, 1859) и развитие капитализма в Америке приводят Торо к убеждению, что нужно активно выступать против зла. Он смело вступается за Брауна, пишет памфлеты, поддерживающие аболиционистов (людей, боровшихся за освобождение рабов), осуждает правительство за войну с Мексикой, не платит налоги, за что попадает в тюрьму. Главная книга Торо «Уолден, или Жизнь в лесах» (1849) рассказывает о жизни писателя на берегу Уолденского озера в течение двух с половиной лет, о сочетании физического и умственного труда, воплощавшего его идеалы. В книге дана экономическая, моральная и культурная критика буржуазного общества. Торо - автор памфлетов на злободневные политические события, его речи «Рабство в Массачусетсе» (1854), «В защиту Джона Брауна» (1859) читал весь мир. Последнее произведение Торо «Жизнь без принципа» (1863) посвящено вопросам буржуазного предпринимательства и критике мира бизнеса. Торо одним из первых заметил губительное действие капитала на все слои общества, повлияв в 19-20 вв. на многих прогрессивных писателей: У. Уитмена, Т. Драйзера, Л. Н. Толстого.

ТОЧКА

ТО́ЧКА знак препинания. Означает конец повествовательного или побудительного неэкспрессивного высказывания. Для выражения актуального членения предложения на письме используется как знак выделенности темы (Язык. Его тайны ещё не разгаданы) и особой подчёркнутости ремы (Он знает обо всём. Понемногу).

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ТО́ЧКА С ЗАПЯТО́Й знак препинания. Сигнал более значимой границы, чем запятая: смысловой независимости и структурной сложности соединяемых частей в ряду однородных членов или в сложном предложении:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. С. Пушкин, «Зимняя дорога»)

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕ́ДИЯ (греч. tragodia, букв. - козлиная песнь), вид драмы; пьеса, в основу сюжета которой положен неразрешимый конфликт, обусловливающий гибель главного героя в финале сценического действия. Жанр возник в Древней Греции, развившись из дифирамбов, с которыми жрецы Диониса обращались к своему богу. Они во время дионисийских празднеств инсценировали миф о гибели бога плодородия, изображение страданий которого вызывало у зрителей сильные эмоции. Трагедия как жанр античной драматургии оформилась в V в. до н. э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Аристотель в трактате «Поэтика» впервые подробно охарактеризовал свойства трагедии: трагедия является «подражанием действию важному и законченному», её фабула представляет собой одну сюжетную линию с непрерывным лаконичным действием, с перипетиями (от плохого к хорошему и от хорошего к плохому). Перемена обстоятельств в жизни героя трагедии должна была заставить зрителей сострадать (безвинно несчастному), бояться (подобного несчастья). Результатом этих чувств является очищение зрителя (катарсис), поэтому драматургам следует подбирать для сюжетной канвы обстоятельства, которые могут пробудить эти очистительные чувства. Аристотель видел особенность трагедий в том, что их авторы заменяли повествование от своего лица живым диалогом действующих лиц. Трагедия была признана жанром, превосходящим все остальные в подражании жизни, а потому наиболее важным.

Такое значение трагедия сохраняла до конца античности. В Средние века она не была востребована, место высоких драматических форм заняли миракль и мистерия. Но в эпоху Возрождения трагедия получила дальнейшее развитие. В античные времена она была жанром музыкальным: в древних трагедиях чередовались выступления хора под руководством корифея (предводителя) и немногочисленных драматических актёров. В эпоху Возрождения хор в трагедии уже не использовался, а состав действующих лиц был расширен. Расцвет жанра трагедии приходится на рубеж 16-17 вв. в творчестве У. Шекспира («Ромео и Джульетта», 1595; «Гамлет», 1601; «Отелло», 1604; «Король Лир», 1605). В 17 в. трагедия - высокий жанр в поэзии французского классицизма, прежде всего в творчестве П. Корнеля («Сид», 1637) и Ж. Расина («Андромаха», 1667; «Федра», 1677). В 18-19 вв. европейская трагедия приходит в упадок, и значительные произведения появляются редко, хотя жанр продолжает существовать и в эпоху Просвещения (трагедии Вольтера), и в эпоху романтизма («Каин» Дж. Г. Байрона, 1821; «Фауст» И. В. Гёте, 1808-31). В 18 в. трагедия возникает на русской почве («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, 1771). Редкие образцы русской трагедии «шекспировского» типа относятся к 19 в.: «Борис Годунов» (1824-25) и «маленькие трагедии» (1830) А. С. Пушкина, драматическая трилогия А. К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», 1866; «Царь Фёдор Иоаннович», 1868; «Царь Борис», 1870).

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕ́ДИЯ один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии - показать относительность критериев восприятия жизни: трагическое оборачивается смешной стороной, в комическом проступает ощущение трагедии. Для трагикомедии характерно сочетание смешного и серьёзного, большое значение в ней придаётся случаю как пружине действия и длительной неизвестности, завершающейся неожиданными сюрпризами. Первые черты трагикомедии появились ещё в античности, в творчестве Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»). Расцвет трагикомедии приходится на эпоху барокко, в творчестве английских драматургов Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Затем трагикомический элемент усиливается в драматургии кон. 19 - нач. 20 в., в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, Л. Пиранделло и др. Трагикомедия не имеет чёткого жанрового критерия, главная её особенность - двойное освещение (трагическое и комическое) событий.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИ́ЧЕСКОЕ категория, характеризующая художественный конфликт, завершающийся катастрофой для героя или его жизненных ценностей. Основная особенность трагического - величие страдания. В трагическом конфликте возвышенно-патетическое страдание совмещается с героической активностью личности, бросающей вызов судьбе, верной своим идеям и принципам. В античной трагедии под трагическим понимали борьбу человека с неумолимым роком: Эдип, несмотря на предосторожность, не избежал своей судьбы. В эпоху классицизма трагическое стали понимать как конфликт между личным чувством и нравственным долгом. Современное понимание трагического ориентируется на концепцию Возрождения, и прежде всего У. Шекспира. В его трагедиях содержится, по словам Г. В. Ф. Гегеля, «трагическое созерцание» - герой противостоит миру, хотя сознаёт своё бессилие. В рус. литературе трагическое достигает вершины у Ф. М. Достоевского.

ТРЕДИАКОВСКИЙ

ТРЕДИАКО́ВСКИЙ Василий Кириллович (1703, Астрахань - 1769, Санкт-Петербург), русский поэт, теоретик литературы.

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский

Перевёл галантный роман П. Тальмана «Езда в остров Любви» (1730), оказавший огромное влияние на формирование новой русской литературы. В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы силлабо-тонической системы стихосложения. Предлагая мерить стих не слогами, а стопами, он ритмизировал только 11- и 13-сложники, отрицая при этом трёхсложные размеры, а из двусложных отдавал предпочтение хорею; свою позицию он пересмотрел в «Способе к сложению российских стихов» (1752). В трактате 1735 г. Тредиаковский дал описание поэтических жанров, назвал авторов образцовых произведений и привёл собственные примеры произведений разных жанров. Тредиаковскому принадлежит перевод грандиозного аллегорического романа Д. Барклая «Аргенида» (1751), Псалтири (1754), «Древней истории» Ш. Роллена (10 т., 1749-62). «Телемахида» (1766, перевод романа Ф. Фенелона «Приключение Телемака») не только знакомила русского читателя с творчеством знаменитого автора (поэма Тредиаковского «Феоптия» связана с трактатом Фенелона «О существовании и атрибутах Бога», 1750-53), но и вводила в русскую поэзию гекзаметр. Труды Тредиаковского не были оценены современниками (при дворе в качестве наказания от виноватого требовали выучить 6 строк из «Телемахиды»). А между тем Тредиаковский достоин «во многих отношениях уважения и благодарности нашей» (А. С. Пушкин).

ТРЕФОЛЕВ

ТРЕ́ФОЛЕВ Леонид Николаевич (1839, г. Любим Ярославской губ. - 1905, Ярославль), русский писатель. Родился в семье помещика. После окончания гимназии работал в «Ярославских губернских ведомостях» - помощник редактора (1856-66), редактор (1866-71). Опубликовал большое количество материалов по культуре, истории, фольклору Ярославской губернии, сохраняющих своё значение до настоящего времени. Первые стихотворения опубликованы в 1857 г. Стихотворения «Батрак», «Деревенская долюшка-доля», «Грамотка», «Честный должник» продолжали традиции Н. А. Некрасова и поэтов-демократов. После вынужденного ухода из газеты служил в земских учреждениях Ярославля. В 1870-80-е гг. печатался в сатирических изданиях «Искра», «Будильник», «Осколки», в журналах демократической ориентации «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Дело». В стихах этого периода господствуют антиправительственные настроения и революционные мотивы: «Царь наш - юный музыкант», «Александр III и поп Иван», «К свободе», «Кровавый поток». Однако в русской культуре остались те стихотворения Трефолева, которые стали народными песнями и романсами: «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике», «Когда я на почте служил ямщиком» (перевод баллады польского поэта 19 в. Владислава Сырокомли «Почтальон»).

Предыдущая страница Следующая страница