Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАВ"-"ТЕР")

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛО́ГИЯ см. плеоназм.

ТАГОР

ТАГО́Р (Тхакур) Рабиндранат (1861, Калькутта - 1941, там же), индийский писатель, композитор, художник.

Р. Тагор

Р. Тагор

Писал на бенгальском и английском языке. Первое стихотворение «Дар индусской ярмарки» (1875). В музыкальной драме «Гений Вальмики» (1881), сборниках стихов «Вечерние песни» (1882), «Утренние песни» (1883), «Картины и песни» (1884), «Диезы и бемоли» (1886), драме «Возмездие природы» (1884) сочетал английские и индийские начала, полные жизнерадостного духа приятия земного бытия. Исторические романы «Берег Бибхи» (1883) и «Раджа-мудрец» (1885) осуждают тиранию, проповедуют ненасильственную борьбу. В циклах стихов «Маноши» (1890), «Золотая ладья» (1893), «Мгновение» (1900), «Дары» (1901) Тагор выступает певцом любви и человечности, обличителем угнетения, страсти к наживе, слепой приверженности традициям. Личные утраты (смерть жены, дочери, отца, сына) отразились в книгах стихов «Памяти», «Дитя» (обе - 1903), «Паром» (1906). В 1912-13 гг. Тагор ездил по Англии и США с лекциями об индийской культуре и философии. За книгу стихов «Жертвенные песни» (1910 на бенгальском языке; 1912 на английском языке, перевод автора) получил Нобелевскую премию по литературе (1913). Жизнь Индии представлена в социально-бытовых романах: «Песчинка» (1902), «Гура» (1907-10), где изображён борец за прогресс и свободу, «Дом и мир» (1915-16), «Поэма о конце» (др. название «Последняя поэма», 1929), «В тенётах жизни» (1930), «Четыре части» (1934). Остро реагируя на злободневные события, Тагор издавал ряд общественно-политических журналов, преподавал в открытой им школе. Тагор был создателем индийской политической лирики. Его стихотворения стали национальными гимнами: «Моя золотая Бенгалия» (1905) - Республики Бангладеш, «Душа народа» (1911) - Индии. В стихотворениях «Мировая симфония» и «Люди трудятся» (оба - 1941) Тагор прославляет тех, «кто сеет и жнёт», и призывает поэта стать «плотью от плоти народа». Среди других произведений: сборники стихов «Журавли» (1916), «Последняя октава» (1935), «Новорождённый» (1940), аллегорические и сатирические пьесы «Жертвоприношение» (1890), «Крепость консерватизма» (1911), «Красные олеандры» (1924), «Колесница времени» (1932). Посетив в 1930 г. СССР, оставил доброжелательные «Письма о России» (1931). Творчество Тагора оказало влияние на индийскую культуру в целом.

ТАКТОВИК

ТАКТОВИ́К форма русской тоники, при которой величина межударных интервалов в стихе колеблется от 1 до 3 слогов (в исключительно редких образцах - от 0 до 2). Тактовик регулярно использовался в русской поэзии первой трети ХХ в. М. И. Цветаевой, Н. С. Гумилёвым, В. В. Маяковским и его эпигонами. Пример - «Из газет» А. А. Блока.

ТАНКА

ТА́НКА (япон. - короткая песня), жанр любовной и пейзажной лирики средневековой Японии с VIII в.; стихотворение в виде монострофы без рифм, в которой чередуются стихи с разным числом слогов, метрическая схема строфы: 5-7-5-7-7.

ТАРКОВСКИЙ

ТАРКО́ВСКИЙ Арсений Александрович (1907, Елизаветград, ныне Кировоград, Украина - 1989, Москва), русский поэт.

А. А. Тарковский

А. А. Тарковский

Отец кинорежиссера А. А. Тарковского. Литературную деятельность начал как поэт-фельетонист московской газеты «Гудок» (1924), где вёл стихотворный фельетон до 1929 г. Учился на Высших государственных литературных курсах (1925-29). Во второй половине 1920-х гг. сочинял пьесы для радиопостановок, а с 1932 г., не имея возможности публиковать свои стихи, занимался переводами кавказской и среднеазиатской поэзии. В 1941-43 гг. работал в армейской газете «Боевая тревога». До и после Великой Отечественной войны общался с А. А. Ахматовой, которая выделяла его из числа современников. Первая книга стихов «Перед снегом» (1962) и следующие: «Земле - земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987) были образцами натурфилософской и метафизической поэзии. В них автор декларировал сопричастность человека Природе (каждой частице мироздания) и национальной литературной традиции. Часто поэт подчёркивал изначальную связь вещей с их именами, поэтому определял задачу писателя как необходимость учиться поэтическому языку у Природы, учиться слышать имена предметов.

ТАССО

ТА́ССО (Tasso) Торквато (1544, Сорренто - 1595, Рим), итальянский поэт.

Т. Тассо

Т. Тассо

Домашнее образование получил под руководством отца, автора куртуазных стихотворных романов. В возрасте 15 лет начал сочинять поэму «Иерусалим» о событиях первого Крестового похода, но прервал работу. Рыцарскую поэму «Ринальдо» (1562) посвятил кардиналу Луиджи д’Эсте, который впоследствии принял его на службу. Живя в Ферраре, написал множество стихотворений (всего поэтом было создано около 2000 произведений малых лирических жанров). В 1572 г. стал придворным поэтом брата кардинала, герцога Альфонсо II, и начал работу над произведениями больших жанровых форм. Сочинил драму-пастораль в стихах «Аминта» о любви молодого пастуха к нимфе (1573), задумал трагедию «Галеальто» (завершена в 1587, название «Король Торрисмондо»). Эпическая поэма в октавах «Освобождённый Иерусалим» (1580; первоначальное название «Гоффредо», 1574-75) посвящена событиям первого Крестового похода Готфрида Бульонского и освобождению священного города от сарацин. В поэме использовал повествовательный опыт Гомера, Вергилия и Ариосто. Сюжет часто прерывают вставные эпизоды, вымышленные персонажи сменяют реальных исторических лиц, фактография мешается с фантазией - так в «Освобождённом Иерусалиме» совершается жанровый синтез античного эпоса и средневекового рыцарского романа. Вскоре у Тассо стала развиваться душевная болезнь, мания преследования, в 1579-86 гг. содержался в госпитале Св. Анны для сумасшедших. Болезнь усугублялась творческими неудачами: вновь переработанная с учётом полемики поэма (под заглавием «Завоёванный Иерусалим», 1593), религиозная поэма «Семь дней сотворения мира» (1594), а также другие произведения не получили признания. Между тем к 1590-м гг. поэма «Освобождённый Иерусалим» стала популярной. В 1594 г. папа Климент VIII пригласил поэта в Рим, чтобы короновать его лавровым венком, как в 14 в. короновали Ф. Петрарку, но Тассо умер за несколько дней до церемонии.

ТАЦИТ

ТА́ЦИТ (Tacitus) Публий Корнелий (ок. 55, в Галлии - после 117, место смерти неизвестно), римский писатель. Автор небольших сочинений «Диалог об ораторах» (ок. 102, принадлежность произведения Тациту иногда оспаривается; о причинах упадка красноречия), «Жизнеописание Юлия Агриколы» (97, панегирик тестю Тацита Агриколе, включающий описание завоевания Британии), «О происхождении и местонахождении германцев» (97-98, др. название «Германия», об общественном устройстве, происхождении, быте германских племён). Всемирно известен двумя большими историческими сочинениями: «История» (ок. 109) и «Анналы» (не закончено), оба дошли до нас не полностью. По-видимому, в античности они воспринимались как одна книга: «История» описывала события римской жизни 69-96 гг., она завершается повествованием об убийстве императора Домициана, чьё правление было особенно жестоко; «Анналы» давали панораму событий с 14 г., со смерти императора Августа. Осмысливая историю как противоречивый процесс, пессимистически оценивая общественные перспективы, Тацит создаёт образы, обладающие большой психологической убедительностью. Вопреки обещанию писать «без гнева и пристрастия», он создаёт не бесстрастную хронику и трактует исторические события как захватывающую драму, герои которой - императоры и их приближённые. Причину трагедии всего Рима, находящегося под властью императоров, Тацит видит в попрании свободы и утрате древней доблести. Интерес к историческим сочинениям Тацита возник в эпоху Возрождения, они во многом определили образ императорского Рима в сознании последующих поколений.

ТВАРДОВСКИЙ

ТВАРДО́ВСКИЙ Александр Трифонович (1910, д. Загорье Смоленской губ. - 1971, дачный пос. под Москвой, близ Красной Пахры), русский поэт.

А. Т. Твардовский

А. Т. Твардовский

Родился в семье крестьянина-кузнеца. Учился в Смоленском педагогическом ин-те, окончил Московский ин-т философии, литературы и истории (1939). С 1924 г. начал публиковать заметки и стихотворения о повседневных нуждах сельчан в районных газетах. Первые поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1932) были на самом деле рифмованными очерками. Известность получил после публикации поэмы «Страна Муравия» (1936), где герой Никита Моргунок, покинув свой дом, странствует в поисках вольной страны крестьянского счастья. В сборниках стихов «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) внимание сосредоточено только на светлых сторонах деревенской жизни, что утвердило репутацию Твардовского как «певца колхозной нови». Во время Великой Отечественной войны создаёт поэму «Василий Тёркин. Книга про бойца» (1942-45). Вася Тёркин возник во время участия в присоединении Западной Белоруссии к СССР (1939) и советско-финляндской войны (1940). У Твардовского он воплотил в себе лучшие черты простого русского солдата-победителя. Устами Тёркина Твардовский напоминал о том, кто был истинным спасителем Отечества. В полушутливой фразе «Города сдают солдаты, генералы их берут», отражавшей официальные фронтовые сводки, звучал призыв не забывать о роли народа в истории. Поэма основана на фольклоре, насыщена юмором, задорными присказками и поговорками. В поэме «Дом у дороги» (1946) оплакивается судьба жителей деревни, по которой прошлась война; трагическое стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1946) обращено от имени убитого бойца (от имени всех погибших) к живым: даже мать не найдёт в безымянном болоте могилы сына; всё, что могут сделать живые, - это спасти родину от врагов, тогда смерть героев не будет напрасной.

Иллюстрация к поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Художник О. Верейский

Иллюстрация к поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Художник О. Верейский

В поэмах «За далью - даль» (1953-60) и «Тёркин на том свете» (1963) содержится критика социальной действительности. В поэме «По праву памяти» (1966-69, опубл. в 1987) Твардовский стремится правдиво рассказать о сталинизме и трагических противоречиях человека этого времени. Поздняя лирика поэта философична: сборники «Из записной книжки» (1961), «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967). В 1950-54 гг., 1958-70 гг. Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», где печатал политически острые произведения, в т. ч. повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962). Занимая высокие посты (депутат Верховного Совета РСФСР, кандидат в члены ЦК КПСС), Твардовский не мог противостоять нападкам враждебной критики и власти. Покинув журнал, он через год умер.

ТВЕН

ТВЕН (Twain) Марк (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835, Флорида, штат Миссури - 1910, Реддинг, штат Коннектикут), американский писатель.

Марк Твен

Марк Твен

По словам Э. Хемингуэя, «вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн"». Будущий писатель с 12 лет работал: сначала в типографии, затем лоцманом на Миссисипи, его псевдоним на языке лоцманов значит «метка два» (судоходный уровень воды в реке). В первых рассказах, опубликованных в газете «Энтерпрайз» - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867), «Журналистика в Теннеси» (1869), «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» (1870), - и цикле очерков «Простаки за границей» (1869) о путешествии американских туристов в Европу и Малую Азию Твен, опираясь на народный юмор, используя гиперболу и фантастику, создаёт почти анекдотические ситуации. Повести «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884), ставшие классикой детской литературы, первоначально предназначались взрослым. В «Приключениях Гекльберри Финна» дана широкая картина жизни Америки 1850-х гг.: путешествие Гека и беглого негра Джима позволило нарисовать темнокожих рабов и безжалостных белых обывателей, аристократов, погрязших в родовой мести, и разного рода проходимцев. Сделав рассказчиком неграмотного, но умного и наблюдательного подростка, Твен ввёл в литературу простой и бесхитростный, очень выразительный народный язык. «Приключений Тома Сойера» критики не заметили вообще, но «Приключения Гекльберри Финна» были восприняты как вульгарное произведение, «вредно влияющее на молодежь», оно было изъято из библиотек. Признание к Твену пришло после высокой оценки книги в Англии. В очерках «Жизнь на Миссисипи» (1883), романах «Американский президент» (1892), «Простофиля Вильсон» (1894) и исторических романах «Принц и нищий» (1882), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) всё чаще появляются скептические нотки, которые в последнем романе превращаются в гневную сатиру на современность. В 1890-1900-е гг. на смену оптимизму приходит разочарование в цивилизации, публицистика строится уже не на юморе, а на иронии и сарказме. В романе «Человек, который совратил Гедлиберг» (1899) Твен критикует буржуазное общество с его страстью к наживе, выступает против притеснения негров, обличает империалистическую политику США.

ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ТВЁРДЫЕ СОГЛА́СНЫЕ согласные звуки, при артикуляции которых спинка языка отодвигается назад (сочетаются с гласными заднего ряда). Все, кроме Ш, Ж, Ц, имеют парные мягкие, с которыми часто чередуются в составе одной морфемы, ср.: село/в селе, любовь/любить, киоск/киоскёр.

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ

ТВЁРДЫЕ ФО́РМЫ родовое обозначение исторически устойчивых строфических схем стихотворных текстов. Твёрдая форма - среднее звено между обычной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. Так, о сонете говорят и как о сложной строфе, состоящей из простых строф, и как о жанре. К числу подобных твёрдых форм относятся: канцона, секстина, терцины, октава, средневековая баллада, различные виды рондо (в Европе), а также рубаи, танка и хайку (в Азии). В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕВФИК ФИКРЕТ

ТЕВФИ́К ФИКРЕ́Т (Tevfik Fikret) Мехмет (1867, Стамбул - 1915, там же), турецкий поэт и журналист. Окончил Галатасарийский лицей в Стамбуле (1888). Служил в Министерстве иностранных дел Турции, затем работал преподавателем турецкого языка и литературы в школе (1899-1915). В 1894-96 гг. издавал журналы «Наблюдатель» и «Знание», где печатал свои первые стихи. Выступал в журнале «Сокровищница знаний» (1896-1901) в защиту общественного назначения литературы, писал о тяготах жизни турецкого народа (стихотворения «Больной ребёнок», «Рыбаки», «Сестра»). Критически относился к направлению «искусство для искусства», осуждал деспотизм, угнетение, фанатизм (цикл «Разбитая лютня»). Стихотворение «Песнь нации» (1908) стало революционным гимном; цикл «Шермин» обращён к будущим поколениям. Тевфик Фикрет - один из крупнейших реформаторов турецкой поэзии: используя традиционную метрику, он вместе с тем способствовал обновлению турецкого стиха; сыграл значительную роль в развитии турецкой литературы и поэтического языка. Известность получило не только поэтическое, но и публицистическое творчество Тевфика Фикрета, в котором также отразилась гражданская позиция прогрессивного деятеля турецкой литературы и общественно-политического движения Турции кон. 19 - нач. 20 в.

ТЕККЕРЕЙ

ТЕ́ККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям Мейкпис (1811, Калькутта, Индия - 1863, Лондон), английский писатель.

У. Теккерей

У. Теккерей

Родился в Индии в семье английского чиновника Ост-Индской компании. После смерти отца жил в Лондоне, где окончил школу и стал студентом Кембриджа, но курса не завершил, увлёкшись рисованием и сочинением сатирических стихов. Имея дар рисовальщика-карикатуриста, стал зарабатывать на жизнь журналистикой. Теккерея в равной степени привлекали живопись и словесность, но когда Ч. Диккенс, искавший иллюстратора к «Запискам Пиквикского клуба», отказал ему, окончательно избрал литературу, хотя рисовать не бросил и часто иллюстрировал собственные романы. Способность подмечать типичные черты внешности человека, выражать через них человеческую сущность, создавать немногими штрихами или словами цельный образ - характерная особенность живописного и литературного творчества Теккерея. В ранний период творчества (1829-45) Теккерей много занимается политическими вопросами, с 1842 г. регулярно пишет для юмористических еженедельников «Панч» и «Фрейзерс». Из очерков, опубликованных в «Панче», выросла «Книга снобов» (1847), повествующая в традиционном для английской литературы жанре очерка (эссе) о разных видах снобов, заискивающих перед вышестоящими и свысока относящихся к тем, кто находится ниже его на общественной лестнице. Слово «сноб» стало широко употребляться в английском языке с появлением этой книги, которой начался период творческой зрелости Теккерея. В романе-хронике Теккерея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (1848) в центре повествования - судьба двух молодых девушек: Ребекки Шарп и Эмили Сэддли. Окончив пансион, они вступают в жизнь, но складывается она у героинь по-разному. Богатую Эмили ждёт устроенное родителями выгодное замужество, а Бекки должна сама отвоёвывать себе место под солнцем, что она и делает эгоистично и жестоко, но при этом оказывается далеко не самой бессердечной и эгоистичной на ярмарке жизни, где каждый ради денег готов на всё. Недаром автор назвал «Ярмарку тщеславия» романом без героя и оставил произведение без счастливого, как было принято в те годы, финала. Это социальный роман, в котором сатирически изображены высшие буржуазные круги и аристократия, нарисована широкая панорама английской и европейской жизни 1810-20-х гг. Своеобразна в романе и форма повествования: автор принимает непосредственное участие в развитии действия: некий Кукольник, руководящий представлением героев-марионеток, высказывает его мнение по поводу происходящих событий и даёт оценки героям. Теккерей - автор сатирических романов «Пенденнис» (1850), «Ньюкомы» (1855), исторических романов «История Генри Эсмонда» (1852) и «Виргинцы» (1857). Ему принадлежат пародии (например, «Романы прославленных авторов», 1839-47), сатирические сказки («Кольцо и роза», 1854).

ТЕКСТ

ТЕКСТ речевое произведение, в котором используются языковые единицы всех уровней языка. В тексте раскрывается замысел автора достичь определённой цели. Текст направлен адресату и учитывает его возможности понимания. Наконец, текст связан и со сферой общения: повседневной, деловой, научной, политической. Устройство текста не сводимо к характеристикам составляющих его предложений и слов. Для текста важно актуальное членение предложения: последовательность тем составляет каркас текста; последовательность рем обеспечивает введение новой информации (сюжет). Для построения текста важна роль автора, который может проявляться минимально и максимально. Текст делится на абзацы, размер которых зависит от характера ориентации автора на адресата.

Совокупность всех текстов, которыми располагает культура, называется словесностью, это предмет изучения филологии (теории словесности). Лингвистическое исследование текста началось в 1970-х гг., когда сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины лингвистика текста.

ТЕКСТОЛОГИЯ

ТЕКСТОЛО́ГИЯ отрасль филологии, изучающая памятники письменности или литературы с целью восстановления их истории, устранения погрешностей и реконструкции авторского текста, установления подлинности произведения, одна из «базовых дисциплин филологии» (Д. С. Лихачёв). В процессе исследования текста воспроизводится весь ход работы автора (в случае со средневековыми текстами - редакторов и переписчиков). Без текстологической работы невозможно правильно понять и интерпретировать памятник. С этой целью привлекаются сведения из других научных областей (истории, психологии, книговедения). Кроме научного исследования текста в его развитии, текстология имеет сугубо практическую, эдиционную (издательскую) задачу. Научное издание текста фиксирует определённый этап его изучения, позволяет продолжить исследование и при этом делает неизвестное (или малодоступное) произведение достоянием широкого круга читателей. В настоящее время текстология выделилась в самостоятельную науку.

ТЕЛЕШОВ

ТЕЛЕШО́В Николай Дмитриевич (1867, Москва - 1957, там же), русский писатель.

Н. Д. Телешов

Н. Д. Телешов

Печатал стихи с 1884 г. Литературное лицо определилось в конце 1880-х гг. под влиянием А. П. Чехова. В 1899 г. организовал литературно-художественный кружок «Среда», куда привлёк многих писателей. Печатался в сборниках товарищества «Знание». Образы и художественные традиции писателя восходят к русскому реализму конца 19 в. Темы рассказов и повестей 1890-1900 гг. - быт и нравы буржуазно-дворянского общества («Мещанская драма», «Дуэль», «Именины»), тяжёлое положение крестьянства («Сухая беда», «Домой», «Хлеб-соль»). После революции 1917 г. Телешов становится директором музея Московского художественного (академического) театра, пишет повести и рассказы, в которых воссоздаёт ушедшую эпоху; наиболее значительная повесть «Начало конца» (1933). В 1920-е гг. он обращается к жанру литературной сказки и легенды, многие из которых («Покровитель мышей», «Белая цапля», «Крупеничка») прочно вошли в золотой фонд детской литературы. В книге воспоминаний «Записки писателя» (1925-43) воспроизвёл атмосферу литературной и театральной жизни России кон. 19 - нач. 20 в.

ТЕМА

ТЕ́МА (греч. thema - то, что положено <в основу>), в литературоведении - содержание произведения в наиболее общем виде или содержание какого-либо фрагмента произведения. В литературе античности, Средних веков, Возрождения и классицизма тема сочинения была жёстко связана с его жанром. Так, о подвигах царей и полководцев повествовалось в эпических поэмах; их деяния восхвалялись в торжественных одах; конфликт человека и судьбы или борьба долга и страсти изображались в трагедиях, а человеческие пороки изобличались в комедиях. В эпоху романтизма чёткая соотнесённость жанра и темы была разрушена, она сохранилась лишь в некоторых жанрах. Например, идиллия - небольшое стихотворное произведение о простых радостях сельской жизни, а элегия - лирическое стихотворение грустного содержания об ушедшей молодости и обманувших надеждах. Различные литературные направления и течения (см. Направление и течение литературное) оказывают предпочтение разным темам. В классицизме это героические темы, темы служения государству, в романтизме - любовная тема, темы одиночества, смерти и др., в символизме - религиозно-мистические темы.

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕ́НЦИЯ (от лат. tendo - направляюсь, стремлюсь), в литературном произведении - отношение автора к изображаемому, оценка им действительности, выраженная через систему образов. Тенденция - часть художественной идеи произведения. Например, в романе «Мёртвые души» Н. В. Гоголя очевидна тенденция к отрицательной оценке русской действительности и желание изменить её средствами художественной литературы. В узком смысле тенденция - какое-либо пристрастие (политическое, нравственно-идеологическое и т. д.) писателя, проявляющееся в произведении. Например, в романе Н. С. Лескова «Некуда» ярко выражена тенденция к осуждению нигилистов; такую тенденцию называют тенденциозностью. Тенденция в разные эпохи развития литературы и в разных жанрах выражается по-разному. Открыто она присутствует в сатире, аллегории, антиутопии, памфлете; в других жанрах выражается «между строк».

ТЕНДРЯКОВ

ТЕНДРЯКО́В Владимир Фёдорович (1923, д. Макаровская Вологодской обл. - 1984, Москва), русский писатель.

В. Ф. Тендряков

В. Ф. Тендряков

После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, получил тяжёлое ранение, работал учителем, секретарём райкома комсомола. В 1945 г. поступил во ВГИК, откуда перевёлся в Литературный ин-т им. М. Горького. Воспоминания о деревне, в которой прошли детские и юношеские годы, отразились в повести «Ухабы» (1956), в рассказах «Пара гнедых» (1971), «Хлеб для собаки» (1970). Фронтовые впечатления выразились в романах «За бегущим днём» (1959), «Свидание с Нефертити» (1964), судьба героя которого во многом повторяет биографию самого писателя. Герой романа помнит завет своего преподавателя из художественного института: не страшиться задавать себе «простой и страшный вопрос - что есть истина». В романе-антиутопии «Покушение на миражи» (1982) Тендрякова интересуют пути развития человечества и человека, роль личности в истории и её возможности в разных общественных условиях. Герои романа пытаются при помощи научных достижений и собственных представлений о разуме и чести пройти путь исканий человечества от Христа до наших дней, они моделируют на компьютере историю, «изъяв из неё Иисуса Христа». В рассказах и повестях «Не ко двору» (1954), «Суд» (1960), «Тройка, семёрка, туз», «Чудотворная» (оба - 1961), «Кончина» (1968), «Весенние перевёртыши» (1973), «Ночь после выпуска» (1974), «Расплата» (1979) Тендрякова интересует нравственный стержень в человеке, его «самостояние».

ТЕННИСОН

ТЕ́ННИСОН (Tennyson) Альфред (1809, Сомерсби, Линкольншир - 1892, Олдуорт, Сюррей), английский поэт.

А. Теннисон

А. Теннисон

Начал печататься вместе с братом Чарльзом - сборник «Стихотворения двух братьев» (1827). Представитель «озёрной школы», Теннисон воспевал простую сельскую жизнь, любовь бедняков, духовную силу народных героев. Примером идеализации деревенской жизни служит стихотворение «Королева мая» (1842), юная героиня которого простодушно делится с матерью мечтой стать королевой на сельском празднике. Интерес Теннисона к классической мифологии проявился в поэме «Улисс» (1842), заключительные строки которой («Бороться и искать, найти и не сдаваться») хорошо известны русскому читателю. Королева Виктория пожаловала Теннисону звание поэта-лауреата (1850), титул барона (1884). В «Оде на смерть герцога Веллингтона» (1852), «Атаке лёгкой кавалерийской бригады» (1855) Теннисон декларировал приверженность викторианской системе ценностей - добропорядочность, смирение и стойкость, что придавало его произведениям морализаторский характер, но не ослабляло их лиризма, тонкости в передаче чувств, в описаниях природы, музыкальности и живописности стиха. Широкую популярность ему принесли поэмы «Принцесса» (1847) и «In Memoriam» («В память», 1850), сборники «Стихотворения» (1842), «Английские идиллии» (1851) и особенно «Королевские идиллии» (1859), представляющие стилизованное переложение средневековых легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, идеализирующее Средневековье. Поэзию Теннисона переводили на русский язык А. Н. Плещеев, М. Л. Михайлов, И. А. Бунин, С. Я. Маршак.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕО́РИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу художественного творчества и определяющий методологию его анализа. Существуют различные определения теории литературы и её границ, в основном выделяются три системы представлений: 1) социологическая теория литературы - учение об особенностях образного отражения действительности; 2) формалистская - учение о структуре (способах построения) литературных произведений; 3) историческая - учение о литературном процессе. Первый подход выносит на первый план отвлечённые категории: образность, художественность, партийность, народность, классовость, мировоззрение, метод. Второй актуализирует понятия идеи, темы, сюжета, композиции, стиля и стихосложения. Третий подход тяготеет к истории литературы, рассматривает проблемы литературных родов и жанров, литературных течений и общих принципов литературного процесса. Все эти вопросы в трудах теоретиков литературы получают самое разнообразное освещение, нередко смыкаясь, но общие методологические предпочтения практически всегда очевидны.

Теория литературы как дисциплина аналитическая неразрывно связана с эстетикой и с философскими системами, лежащими в основе эстетических учений. Теории литературы, основанные на различных философских доктринах, принципиально различаются. Это могут быть идеологические различия: марксистская (позитивистская) теория литературы основана на категориях идеологической борьбы, которая не имеет никакого значения для тех теоретиков, которые тяготеют к идеалистическим философским системам. Отвергая условные категории, вслед за создателями философии языка теоретики (прежде всего формалисты) рассматривают литературу как явление специфически языковое, игнорируя все остальные составляющие формально-содержательного единства литературного процесса. Отсюда не следует, что в трактовке существенных особенностей литературного творчества и закономерностей его развития исключена возможность взаимодействия различных в своей основе теорий литературы. Советская марксистская теория литературы активно пользовалась идеями Г. В. Ф. Гегеля, материалами А. Н. Веселовского и др. В области частных наблюдений различные теории литературы будут находить различное истолкование и понимание, прежде всего в системе науки о литературе - в зависимости от решения принципиальных философских вопросов.

Тяготение к единству (монизму) теории литературы было присуще всем этапам существования науки о литературе и не является порождением марксистской философии. Дело не в исследовании идеологической сущности искусства и даже не в единстве формы и содержания. Теория литературы последовательно монистична, её термины должны представлять строго организованную систему, должны быть теснейшим образом связаны, поскольку создают схему, дополняющую (и связывающую) большой конкретный материал и историко-литературные концепции. Однако единство терминологии и строгая системность в теории литературы достигнуты не полностью, многие термины истолковываются по-разному (но это единство, как показывает опыт, не может быть достигнуто в принципе).

Поскольку теория литературы имеет дело с разнообразным историческим материалом, её терминология приобретает общий характер, отвлекается от конкретных черт и свойств определяемых явлений литературного творчества, которые в своём историческом разнообразии богаче любого общего определения. Например, литературный герой в эпоху классицизма, в литературе 19 в. и в современной литературе - понятия, существенно отличающиеся друг от друга. Это всякий раз требует конкретно-исторических уточнений и дополнений в толковании термина - применительно к данному кругу историко-культурных условий. Термины теории литературы функциональны, т. е. они не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько раскрывают функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями. Например, характеризуя сюжет, теория литературы не раскрывает его конкретные свойства (фантастический, психологический, авантюрный, условный и др.), а указывает на его функцию, а установив эту функцию, соотносит сюжет с другими составляющими произведения. Теоретическое понятие о сюжете можно сравнить с существительным, которое для своего понимания требует прилагательного. И такое прилагательное может дать только историк литературы, исследующий конкретные особенности, которые выразились в сюжете.

Разобщённость теоретического и исторического начал в теории литературы и стремление сблизить их привели к созданию исторической поэтики (или исторической теории литературы) в трудах А. Н. Веселовского (вторая пол. 19 в.). Близкие его идеям работы появились в конце 19 в. и за рубежом (Ш. Летурно, Г. М. Познетт). Веселовский ставил перед исторической поэтикой задачу определить законы поэтического творчества и сформулировать критерий для его оценки, опираясь на анализ исторической эволюции поэзии, а не на господствовавшие до тех пор определения, взятые из умозрительных построений (впрочем, как уже говорилось, эти умозрительные построения руководят значительной частью филологов и до сих пор). При таких основаниях перед исторической теорией литературы встаёт задача изучать формирование и развитие основных черт и свойств литературно-художественного творчества с учётом его исторического многообразия и разносторонности. Вместе с тем в этой ситуации возникает опасность отождествления теории с историей литературы. Дело в том, что различные пути литературного творчества в конкретных странах в определённые периоды развития должны были привести к появлению параллельных национальных исторических поэтик, каждая из которых была бы связана со своеобразным художественно-историческим опытом, накладывающим печать на законы поэтического творчества и критерии его оценки. Всё сказанное придавало задаче построения исторической поэтики необычайную сложность.

В 20 в. были предприняты попытки построить теорию литературы на основе историко-логического пути исследования, сочетающего круг основных теоретических определений с характеристикой их исторического многообразия. Стремление проследить в историческом плане развитие реальных категорий, которые являются предметом исторической теории литературы (в первую очередь, литературные роды и жанры), оказалось достаточно продуктивным. Но дать исчерпывающую характеристику исторического развития условных категорий социологической теории литературы (образность, художественность, метод) не удалось - видимо, это невозможно. Всё ограничилось сбором материала, дающего представление о реальном многообразии истории литературы. Этот опыт продемонстрировал вторичность теории литературы, её зависимость от реального осуществления теоретических понятий в историко-литературном процессе.

Разработка теории литературы началась ещё в античности. Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и других странах: всякий раз осмысливался свой национальный литературный материал, создавалась особая национальная терминология. В Европе теория литературы начинается с трактата Аристотеля «Об искусстве поэзии» («Поэтика»), относящегося к 4 в. до н. э. Уже в нём был поставлен ряд основных теоретических вопросов, важных и для современной науки: природа литературного творчества, отношения литературы и действительности, типы литературного творчества, роды и жанры, особенности поэтического языка и стихосложения. В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и осмысления своеобразия их художественного опыта формировалось и содержание теории литературы, отражавшей различные исторические системы взглядов - в работах Н. Буало, Г. Э. Лессинга, Г. В. Ф. Гегеля, В. Гюго, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и многих других. В различные эпохи теория литературы подвергалась воздействию (иногда подавляющему) господствующих философских и эстетических течений.

В конце 19 - начале 20 в. усиливается тенденция отграничить теорию литературы от поэтики. Эта идея восходит к стремлению рассматривать поэзию как «язык в его эстетической функции» (Р. О. Якобсон), что ведёт к превращению поэтики в чисто лингвистическую дисциплину и усиливает в ней формалистические тенденции. В менее последовательной форме поэтику рассматривают в отрыве от теории литературы, ограничивая её изучением словесного воплощения замысла и включая в её предмет литературные роды и жанры. Однако подобное ограничение не может быть признано обоснованным: теория литературы обедняется, от неё отрываются жанры, стилистика и стихосложение, неотъемлемой частью входящие в цельный состав науки о литературе, а поэтика, в свою очередь, не может осмыслить своё ограниченное содержание вне связи с определяющими его более общими сторонами литературного произведения (язык в литературном произведении мотивирован прежде всего характером и тем его состоянием, которое обусловлено сюжетными ситуациями; характеры и сюжет определяются сторонами жизни, изображаемыми писателями в зависимости от его мировоззрения и эстетической позиции и т. д.). Без понимания этих связей рассмотрение выразительных и композиционных средств, которые служат их раскрытию, оказывается неполным и неточным.

Отечественные и зарубежные теории литературы не поддерживают разделения теории литературы и поэтики. Классическая «Теория литературы» Р. Уэллека и О. Уоррена (1956) рассматривает эти понятия как синонимы. Так же синонимичны они и в названии книги Б. В. Томашевского «Теория литературы (Поэтика)» (1924). Томашевский в круг ведения поэтики включает понятия темы, героя и др. В. В. Виноградов специально указывал, что необходимо «вместить в сферу поэтики вопросы тематики, сюжетосложения, композиции и характерологии». В своих исследованиях он объединял поэтику и теорию литературы, включая в поэтику проблему героя, личности и характера, образ автора, образный строй. Вместе с тем общность теории литературы и поэтики не ограничивает возможность и даже необходимость самостоятельного рассмотрения частных вопросов теории литературы и присущих им исторических особенностей, своеобразия развития (сюжетосложение, стилистика, стихосложение и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать их место в целостном процессе литературного творчества.

Современное развитие гуманитарных наук как междисциплинарных исследований в области изучения культуры (cultures studies) ставит перед теорией литературы новые задачи, связанные с наметившейся возможностью комплексного изучения литературы на основе взаимодействия теории литературы с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. Для современной теории литературы приобретают особое значение психология (особенно психология творчества), изучение закономерностей, управляющих процессами создания и восприятия литературного творчества, исследования читательской аудитории (социология литературного процесса и восприятия). Перемещение исследовательского внимания с высших достижений художественного творчества на массовые словесные явления, изучение словесности как таковой актуализирует привлечение лингвистических и этнографических приёмов к изучению литературного текста. Осознание того, что предметом художественного творчества является человек во всём многообразии его природных и социальных ролей, приводит к тому, что в постмодернистской теории литературы интенсифицируется использование естественно-научных и социологических знаний о человеке (физиология, экология; теория малых социальных групп, локальные теории). Всё это позволяет преодолеть односторонность квантитативных (математических) приёмов изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака, которая преобладала в период увлечения структурно-семиотическим анализом. В связи с этим современная теория литературы характеризуется поисками новых подходов к изучению литературы и вытекающей отсюда пестротой терминологии, возникновением новых, не вполне определившихся школ. В современной России это обусловлено падением «марксистской» теории литературы и обретением естественной свободы мысли.

ТЕРЕНЦИЙ

ТЕРЕ́НЦИЙ (Terentius) Публий (ок. 195 до н. э., Карфаген - 159 до н. э., Греция), римский комедиограф. Будучи рабом Теренций получил образование в доме римского сенатора, а впоследствии был отпущен на свободу. Между 166-160 гг. до н. э. написал и поставил в театре 6 пьес (все они сохранились): «Девушка с Андроса», «Самоистязатель», «Евнух», «Братья» - переработка пьес Менандра, «Формион», «Свекровь» - переработка пьес Аполлодора Афинского. Комедии Теренция созданы в манере паллиаты (т. н. «пьесы в греческом плаще»), они написаны на основе греческих образцов и используют сюжеты и маски новой аттической комедии. Показывая повседневную жизнь, Теренций раскрывает характеры своих персонажей, его комедиям свойствен интерес к проблемам воспитания, семьи, положения женщины, дух гуманизма. Язык его комедий в античности считали образцом для подражания. Теренций оказал влияние на драматургию последующих веков, в частности на творчество Мольера и К. Гольдони.

Предыдущая страница Следующая страница