Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 5, "СТИ"-"СЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СТИ"-"СЮР")

СТИЛИСТИКА

СТИЛИ́СТИКА лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы. Русская стилистика складывается в первой пол. 20 в. благодаря трудам В. В. Виноградова. Современная стилистика изучает и описывает научный стиль, деловой стиль во множестве его жанров; разговорный стиль (его иногда понимают как особый язык). Для стилистики важны стилистические возможности использования всех языковых единиц, поэтому разрабатываются стилистические фонетика, лексика, синтаксис, стилистика грамматических форм, стилистика текста. Кроме того, стилистика подробно систематизирует языковые средства выразительности (тропы, фигуры, приёмы): сравнения, метафоры, метонимии, перифразы, эпитеты, гиперболы и т. п. В этом она наследница риторики 19 в. Стилистика художественной речи располагает описанием стиля А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, В. Хлебникова, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака и других авторов. Историческая стилистика изучает эволюцию стилей языка, тесно связана с историей литературного языка.

СТИЛЬ

СТИЛЬ

1.

в литературе (лат. stylus - заострённая палочка для письма на покрытых воском дощечках), система взаимно обусловленных художественных приёмов, образующих неповторимую и запоминающуюся творческую манеру, которая присуща отдельному автору, литературному направлению или целой художественной эпохе. В связи с этим выделяют следующие типы стилей: исторические, коллективные и индивидуальные.

К числу исторических стилей (также их часто называют большими стилями) принадлежат художественные системы, которые образуют целые эпохи в развитии литературы и искусства. К таким стилям можно отнести барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм и ряд других. Для большинства подобных систем характерна всеобщность и универсальность стилевого мышления, поэтому они нередко охватывают не только литературу, но и другие виды искусства. Яркий пример этому - Франция 18 в., где классицизм нашёл отражение практически во всех областях художественной жизни. Такие черты классического стиля, как логичность, ясность, симметрия, можно обнаружить в поэзии, драматургии, архитектуре, живописи, садово-парковом искусстве и в других сферах. С последовательной сменой и борьбой стилей связана литературная эволюция - историческое развитие литературы.

Стилевое единство определённого художественного периода обычно более заметно для читателей и исследователей последующих эпох. Современники в первую очередь замечают борьбу литературных школ и направлений внутри данной эпохи. Стили литературных направлений принято относить к категории коллективных, поскольку они являются общими для целой группы авторов, которых объединяет близость художественных приёмов и эстетических воззрений. Коллективные стили являются составной частью единого стиля эпохи. Например, немецкий романтизм начала 19 в., несмотря на общие для всех романтиков стилистические особенности, был внутренне далеко не однороден. В рамках этого исторического стиля существовал ряд школ, каждая из которых двигалась в литературе своим путём, формировала собственную систему выразительных средств и образов. Так, стиль романтиков «иенской школы» отличался в первую очередь философской насыщенностью и многозначностью символов, некоторой отвлечённостью и абстрактностью образов. «Гейдельбергская школа» романтиков разрабатывала во многом иной стиль, основанный на приёмах и традициях народной поэзии и фольклора. Вместе с тем стили этих литературных школ, несмотря на их различие, являются характерным проявлением романтического стиля в целом.

Особое место в литературе занимают индивидуальные авторские стили. Авторская оригинальность высоко ценилась уже в античную эпоху. Однако на протяжении многих столетий считалось, что проявляться она должна лишь в рамках общих и незыблемых правил, которые описывались в трактатах по риторике и поэтике. Отсюда то огромное влияние, которое имела вплоть до 19 в. так называемая теория трёх стилей. В её основе лежало убеждение в необходимости жёсткого соответствия темы, сюжета произведения и тех выразительных средств, с помощью которых раскрывается эта тема. Например, возвышенный героический сюжет обязательно требовал высокого стиля, торжественной приподнятой речи. Конкретный автор должен был показать своё мастерство, находясь в рамках заранее заданных стилей, смешение которых запрещалось. Однако уже в конце 18 в. авторская индивидуальность в литературе выходит на первое место. Именно к этому времени относится знаменитый афоризм французского естествоиспытателя Ж. Л. Л. Бюффона: «Стиль - это человек». 19 и 20 вв. - период, когда огромную роль в литературном процессе играют именно индивидуальные стили, хотя стили направлений и школ не утрачивают своего значения полностью. Многие крупные поэты 20 в. продолжают выступать в рамках определённой стилевой школы: символизм (А. Белый, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов); акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам); футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский).

Самые различные элементы являются слагаемыми любого литературного стиля. Один из самых характерных и заметных среди них - язык писателя, направления или целой эпохи. Например, точный и логически ясный язык классицизма резко отличается от пышного, эмоционального, изобилующего метафорами и сравнениями языка романтизма. Фраза А. С. Пушкина лаконична и сжата, а синтаксис его современника Н. В. Гоголя отличается пристрастием к сложным и развёрнутым конструкциям. Однако к составным элементам любого стиля относится не только язык, но и иные элементы художественной выразительности: определённые темы и сюжеты, композиционное построение произведения, те или иные жанры. Так, авторы эпохи классицизма, стремившиеся к единству действия, предпочитают простые и ясные сюжетные схемы, логичность и стройность композиции. Для романтического стиля, напротив, характерны сюжетная насыщенность, запутанность и сложность композиционного построения. Таким образом, проследить особенности использования тех или иных приёмов, элементов художественной структуры можно практически на любом уровне литературного произведения, начиная от лингвистических и кончая образными и идеологическими.

Литературе второй половины 20 в. присуще особое богатство и многообразие авторских стилей - от традиционных до экспериментальных. Наиболее типичны для современной литературы различные стилевые течения, объединяемые понятием постмодернизм, для которого характерен отказ от стиля как некоторой внутренне цельной системы взаимосвязанных художественных приёмов. Отличительные черты постмодернизма - нарочитая эклектичность и полистилистика (использование разнообразных стилевых средств прошлых эпох и связанные с этим приёмы стилизации, цитатности и литературной игры). В то же время значительное место в литературе, особенно массовой, продолжают занимать реалистические стили, обогащённые опытом модернизма и постмодернизма.

2.

в языкознании, разновидность языка, обслуживающая одну из сфер общения: повседневную, деловую, научную, политическую. В художественной речи говорят скорее об индивидуальных, авторских стилях, напр. стиль А. А. Ахматовой. Стиль проявляется в отборе языковых средств всех уровней - от фонетики до строения текста.

СТИХ

СТИХ (греч. stichos - ряд, строка), 1) форма художественной речи, отличная от прозы дополнительной интонационной упорядоченностью. На письме это отличие может быть выражено специальными приёмами графики. В раннесредневековой европейской поэзии для отделения стихотворных строк использовали особые пунктуационные знаки, в поэзии следующих эпох располагали строки в виде относительно ровных столбцов.

2) Изохронный (т. е. соизмеримый по времени произнесения с другими) отрезок речи из числа тех, на которые распадается её поток в результате интонационного упорядочивания. Слово стих, применяемое в этом значении, является синонимом строки.

СТИХ И ПРОЗА

СТИХ И ПРО́ЗА (стих и лат. prosa oratio - речь, идущая прямо), две общие формы интонационной организации речи устной и сопутствующей ей графической организации речи письменной.

Для некоторых читателей являются признаками речи стихотворной и не являются признаками речи прозаической такие явления, как упорядоченный ритм (метр), рифма, строфика, экспрессивная интонация, яркая образность и, наконец, графическое членение записанного речевого потока на равномерные отрезки, образующее привычную для глаз форму столбцов. Однако только последний признак можно считать действительно устойчивым, т. к. стихи всегда оформлены в столбцы, а проза никогда; все же остальные признаки только характерны для большинства стихотворных текстов, но и без регулярных ритма, рифмы, строфики тексты, оформленные в столбцы, являются стихотворными; наконец, все перечисленные признаки, кроме последнего, могут появляться в прозаических произведениях, следовательно, не они отделяют стих от прозы.

Прозаический текст может быть графически поделён на абзацы, которые выглядят приблизительно равными, а потому аналогичны строфам. Предложения в нём могут завершаться концевыми рифмами и содержать рифмы внутренние (такую прозу называют рифмованной). Ритм прозы, обычно свободный, может быть упорядочен и подчинён, например, тому или иному силлабо-тоническому метру (такую прозу называют метризованной). Если автор прозаического сочинения активно использует в тексте риторические фигуры, его речи свойственна дополнительная экспрессия. Если он постоянно прибегает к ресурсам лексики поэтической, в частности к тропам, его язык отличается образностью. Но даже при наличии всех стиховых признаков, кроме особой графической формы стиха, проза не перестаёт быть прозой. Например, живописен язык и экспрессивна авторская интонация в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя, но эта «поэма» остаётся прозой, а её автор не становится стихотворцем.

Стих и прозу следует различать не только как формы графические. Несовпадение этих форм на письме - всего лишь визуальное выражение различительных интонационных свойств двух типов речи. В речи прозаической интонация подчинена синтаксису: паузы и голосовые модуляции зависят, например, от знаков препинания, выражающих синтаксические отношения между её частями. А в речи стихотворной интонация, сохраняющая зависимость от синтаксиса, в первую очередь подчинена устойчивому ритму: об этом убедительно свидетельствуют стихотворные тексты с анжанбеманами, при которых паузы ритмические (между стихами или полустишиями) более отчётливы, чем паузы синтаксические (между предложениями или их частями).

Ритм стихотворной речи, уравнивающий строки, регулируется той мерой, которую диктует выбранная поэтом система стихосложения: в силлабике - количество слогов, в силлабо-тонике - количество стоп, в тонике - количество ударений. Концы звучащих строк часто подчёркнуты фонетически - рифмами и всегда интонационно - паузами. Если строка (как ритмическая единица текста) короче предложения (как синтаксической единицы текста), то обозначающая её конец пауза отделяет несколько слов этого предложения от других, и между ритмически обособленными словами устанавливается дополнительная смысловая связь. Слова такой строки теснее связаны между собой, чем со словами следующей строки, даже в том случае, когда та и другая группы слов составляют единое предложение. Такая особенность «поведения» слов в стихе, «единство и теснота стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов) сообщает некоторым словам строк (прежде всего словам, находящимся на их концах, т. е. в «сильной», ритмически выделенной позиции) новое семантическое значение. Они либо теряют прежнее значение, либо становятся многозначными. Эта особая смысловая нагрузка концевых слов опознаётся читателями как примета речи образной, а ритмическая выделенность данных слов - как примета речи экспрессивной.

СТИХОВЕДЕНИЕ

СТИХОВЕ́ДЕНИЕ раздел поэтики, посвящённый изучению интонационной и фонетической организации стихотворной речи. Составными частями учения о стихотворной речи являются: 1) метрика - учение о строении стихотворной строки, с помощью которого устанавливают метр и размер стихотворного произведения, выясняют его отношение к одной из известных систем стихосложения; 2) строфика - учение о сочетании стихов, о композиции более крупных, чем стихотворные строки, единиц литературного текста (кроме собственно строф, объектом изучения также являются и твёрдые формы, а на фоне строфически организованных произведений изучаются и произведения астрофические); 3) фоника - учение о звуковой организации текста, с помощью которого определяются как соответствие текста нормам благозвучия в целом (напр., текст проверяется на наличие фактов стечения гласных или стечения согласных), так и применение автором приёмов звукописи (аллитерация, консонанс и ассонанс), а также факты семантизации звуковых повторов. Объектами стиховедческого анализа могут стать и прозаические сочинения, в которых проявляются те или иные признаки, исторически связанные со стихотворной речью, - метризованная проза, рифмованная проза и т. д.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (версификация), способ интонационного упорядочивания речи, при котором она делится на отрезки, уравниваемые по времени произнесения. На письме это деление проявляется с помощью графической формы текста: речь представлена в виде столбцов относительно равных строк, или стихов (отсюда и название). Интонационное деление может не совпадать с синтаксическим (и тогда возникает анжанбеман), но оно всегда проявляется в периодичности появления в речевом потоке пауз, каждая из которых сигнализирует о конце стиха.

Это деление - главный и достаточный признак стихотворной формы текста, как это видно на примере верлибра. Однако оно может быть подчёркнуто композиционно-языковыми средствами: на равенство стихов может указывать их лексико-синтаксический параллелизм, их начала или концы могут быть маркированы постоянными звуковыми повторами - рифмами. Кроме того, интонационное равенство стихов определяется количественно - специальными единицами конкретной системы измерения, именуемой системой стихосложения и соотносящейся с особенностями национального языка. Национальные системы стихосложения определяются рядом признаков гласных звуков в языках: фиксированность/нефиксированность позиции ударного гласного в слове, ударность/безударность или долгота/краткость гласного. В языках с фиксированной позицией ударных гласных в словах стихотворная форма чаще всего подчиняется правилам силлабики (итальянская, французская, польская поэзия), а в языках, гласные которых различаются по признаку ударности/безударности, - тоники (немецкая поэзия). Между тем бывают и исключения: в древней кельтской поэзии долгое время господствовала тоника, хотя в валлийском языке ударение зафиксировано на втором от конца слоге, а в русской поэзии до первой пол. 18 в. господствовала силлабика, хотя ударные гласные в русском языке не имеют фиксированной позиции.

В поэзии на отдельных языках могут учитываться сразу несколько признаков гласных, и тогда образуются иные системы стихосложения. Так, в античной латинской поэзии учитывались долгота/краткость гласных (а это признак количественный) и общее количество слогов в стихе, поэтому она подчинилась правилам квантитативного (т. е. количественного), или силлабо-метрического, стихосложения. Русская народная поэзия была тонической (стихи выравнивались по количеству ударных слогов), но когда на неё оказал влияние принцип силлабический (выравнивание стихов по количеству всех слогов), она подчинилась правилам силлабо-тоники.

СТИХОТВОРЕНИЕ

СТИХОТВОРЕ́НИЕ написанное стихами произведение, обычно небольшого объёма. К стихотворениям относят поэтические произведения разных типов и жанров (сонет, элегия, ода, баллада, песня), однако в 19-20 вв. термин «стихотворение» всё чаще применяется прежде всего к лирическим (см. Лирика) поэтическим произведениям, становится универсальным обозначением всей лирики. Стих, первоначально связанный с эпосом и драмой, начинает пониматься как средство лирического освоения мира, поэтому содержанием стихотворения становится прежде всего изображение внутреннего мира человека. Пользуясь словами Г. В. Ф. Гегеля, можно сказать, что стихотворение изображает «внутренний мир души, её чувства, её понятия, её радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом как его собственное настроение».

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

СТИХОТВОРЕ́НИЕ В ПРО́ЗЕ редкий жанр лирической миниатюры в европейской прозе 19-20 вв. Термин впервые появился в подзаголовке цикла прозаических миниатюр Ш. Бодлера «Парижский сплин». В России получил распространение в связи с возобновившимся к кон. 19 в. ростом популярности творчества И. С. Тургенева: его цикл прозаических миниатюр 1877-82 гг. «Senilia» («Старческое») в результате издательского произвола был ошибочно назван «Стихотворениями в прозе». Русские подражания этим тургеневским миниатюрам появлялись в нач. 20 в. и в 1970-90-х гг. Стихотворения в прозе собственно стиховыми признаками (ритм, рифма, особая графическая форма и пр.) не обладают. Однако для них характерно всё то, что отличает поэтическую лирику: субъективное описание действительности, повышенная экспрессивность, изобилующий риторическими приёмами (в частности - лексико-синтаксическими повторами) язык, афористичность и лаконизм выражений.

СТОПА

СТОПА́ постоянная единица деления стиха, определяющая его метр в античной силлабо-метрике и в современной силлабо-тонике. Представляет собой совокупность нескольких соответствующих общей метрической схеме стиха «сильных» и «слабых» мест. В силлабо-тонике это повторяющееся в пределах стихотворной строки сочетание одного ударного слога и определённого числа безударных слогов.

СТОУН

СТО́УН (Stone) (настоящая фамилия Тенненбаум) Ирвинг (1903, Сан-Франциско - 1989, Лос-Анджелес), американский писатель. Окончил Калифорнийский ун-т. Был учителем, стюардом на пароходе, театральным администратором. В ранней юности начал писать рассказы, пьесы, детективы. Первый роман «Жажда жизни» (1934, первоначальное название «Упругая земля»), посвящённый французскому художнику В. Ван Гогу, стал бестселлером. Герой следующей художественной биографии Стоуна «Моряк в седле» (1938) - американский писатель Дж. Лондон. Наиболее известны романы «Муки и радости» (1961) о титане итальянского Возрождения Микеланджело, «Греческое сокровище» (1975) о знаменитом немецком археологе, первооткрывателе Трои и Микен Г. Шлимане. Среди других биографий: романы «Соперник в доме» (1947) о социалисте Ю. Дебсе, «Любовь вечна» (1956) о Мэри Тодд, жене президента А. Линкольна, «Страсти ума» (1971) о З. Фрейде, роман о Ч. Дарвине «Происхождение» (1980). Стоун соединил историю и биографию в одно целое, помогая читателям учиться на ошибках прошлого. Своё понимание задач художественной биографии он выразил в книге «Биографическая повесть» (1965).

СТРАХОВ

СТРА́ХОВ Николай Николаевич (1828, Белгород - 1896, Санкт-Петербург), русский публицист, критик, чл.-к. Петербургской АН (1889).

Н. Н. Страхов

Н. Н. Страхов

Родился в семье священника, окончил духовную семинарию в Костроме, естественно-математическое отделение Главного педагогического ин-та в Петербурге. Защитил диссертацию по зоологии (1857), но вскоре оставил академическую карьеру, занявшись журнальной работой. Уже в начале литературной деятельности Страхов примкнул к почвенничеству - одной из разновидностей славянофильства, идеологами которой были Ф. М. Достоевский и А. А. Григорьев. Основные идеи почвенничества Страхов развивал в своих критических и публицистических статьях, публиковавшихся в журналах братьев Достоевских «Эпоха» и «Время», а затем в «Русском вестнике» и «Заре». Одним из главных пунктов философской и эстетической доктрины Страхова было утверждение особых нравственных качеств русского народа: смирения, религиозности, духовности. Глубокое художественное постижение этих качеств Страхов видел в творчестве Достоевского и Л. Н. Толстого. В статьях Страхова содержится проницательный анализ творчества этих писателей, в особенности романа Толстого «Война и мир». Большой интерес представляют его статьи, посвящённые творчеству А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. А. Фета и др. писателей. В 1870-е гг. Страхов становится одним из ближайших друзей Толстого. Их переписка (1870-94) является важным памятником русской религиозно-философской мысли кон. 19 в. На протяжении всей своей журнальной деятельности Страхов неизменно выступал против западничества и революционной демократии, считая, что они грозят разрушить традиционные ценности русской духовной культуры: «Значение гегелевской философии в настоящее время» (1860), «Мир как целое» (1872). Страхову принадлежат воспоминания о Толстом. Он создал первую биографию Достоевского, подготовил первое собрание сочинений Ап. Григорьева (1876). Проблемам развития национального искусства и культуры Страхов посвятил сборник статей «Борьба с Западом в нашей литературе» (3 т. 1882-96).

СТРИНДБЕРГ

СТРИ́НДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849, Стокгольм - 1912, там же), шведский писатель. Литературную деятельность начал с драматургии и философских работ (1870). Популярность Стриндбергу принёс роман «Красная комната» (1879), отличавшийся сильным критическим пафосом. Цикл новелл «Браки» (2 т., 1884-86) создал писателю репутацию непримиримого противника женской эмансипации. Окончательно репутация женоненавистника, богохульника и иконоборца сформировалась после выхода драм «Отец» (1887) и «Фрёкен Жюли» (1888), а также эссе «Неполноценность женщины» (1895), отличавшихся, однако, глубиной социально-психологического анализа. Роман «Исповедь безумца» (1888) отражал, по признанию Стриндберга, его внутреннюю борьбу со своим «эго» и был признан современной писателю критикой чрезмерно откровенным и поэтому недостаточно художественным. Стриндберг - автор цикла исторических новелл «Судьбы и приключения шведов» (1882-94) и исторических драм «Сага о Фолькунгах», «Густав Ваза», «Эрик XIV» (все - 1899), «Густав Адольф» (1900). Экспрессионистские драмы «Путь в Дамаск» (трилогия, 1898-1904), «Пляска смерти», «Пасха» (обе - 1901), «Игра грёз» (1902), «Соната призраков» (1907) способствовали созданию в Стокгольме нового - «Интимного театра» (режиссёр А. Фальк), где ставились эти пьесы. Представления об эстетике новой драмы Стриндберг изложил в «Открытых письмах Интимному театру» (1909). Благодаря Стриндбергу шведская литература перестала восприниматься как «провинциальная», а его творчество оказало влияние на всю европейскую литературу. Ф. Кафка писал: «…все мы современники и последователи Стриндберга».

СТРОКА

СТРОКА́ см. в ст. стих.

СТРОФА

СТРОФА́ (греч. strophe - поворот), в европейской поэзии со времён Средневековья группа стихов, являющаяся единицей деления стихотворного текста, при графическом выражении приобретающая в этом тексте функцию абзаца и аналогичная по формальным признакам всем прочим группам стихов, из которых данный текст состоит. Её основные признаки: постоянное количество стихов (в противном случае называется строфоидом), графическая обособленность, смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершённость (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман). Второстепенные признаки строфы: постоянный порядок стихов определённой длины, постоянный порядок рифм или клаузул (стиховых окончаний). При историческом срастании нескольких формальных признаков с определённой темой она превращается в одну из твёрдых форм.

СТРУГАЦКИЕ

СТРУГА́ЦКИЕ Аркадий Натанович (1925, Батуми - 1991, Москва) и Борис Натанович (р. 1933, Ленинград), русские писатели, соавторы.

А. Н. и Б. Н. Стругацкие

А. Н. и Б. Н. Стругацкие

Дети видного партийного работника, в 1937 г. за неортодоксальность взглядов исключённого из партии. Аркадий в 1943 г. призван в армию, оттуда откомандирован в Военный ин-т иностранных языков в Москве (окончил в 1949). Работал редактором, занимался переводами. Борис окончил механико-математический ф-т Ленинградского ун-та (1955), работал в Пулковской обсерватории. Печатаются вместе как авторы научно-фантастических произведений с 1957 г. Первые повести «Страна багровых туч» (1959), «Путь на Амальтею», сборник рассказов «Шесть спичек» (оба - 1960), посвящённые освоению космоса и научно-техническому прогрессу, были недостаточно оригинальны, но отличались юмором и вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев. Эти качества отличают и зрелое творчество Стругацких, относящееся к жанру не только научной, но и социально-философской фантастики. Пути развития цивилизации, цена прогресса, смысл человеческого существования, роль личности в обществе исследуются в повестях «Стажёры», «Попытка к бегству» (обе - 1962), «Трудно быть богом» (1964), «Хищные вещи века», «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста» (обе - 1965), «Улитка на склоне» (1966-68), «Сказка о Тройке» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972; экранизирован А. А. Тарковским под названием «Сталкер», 1980), «Парень из преисподней» (1974). Проблема ответственного выбора человека, его готовности к испытанию экстремальными ситуациями встаёт в повестях «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967), «Отель "У погибшего альпиниста"» (1969), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), в детской «Повести о дружбе и недружбе» (1980). Нередко эта проблема принимает характер противостояния критически мыслящего одиночки ошибочному «массовому» сознанию: отмеченные чертами автобиографизма повесть «Хромая судьба» (1986), роман «Град обречённый» (1975, опубл. в 1988). Мысли о трудностях осуществления гармонического устройства мира нашли отражение в утопиях: цикл лирических новелл «Возвращение» (1962), повесть «Далёкая радуга» (1964), романы «Волны гасят ветер» (1985), «Жук в муравейнике» (1979), «Отягощённые злом» (1988).

СУЛЕЙМАНОВ

СУЛЕЙМА́НОВ Олжас Омарович (р. 1936, Алма-Ата), казахский поэт. Пишет на русском языке. Окончил геологический ф-т Казахского ун-та (1959) и Литературный ин-т им. М. Горького (1961). Печатается с 1959 г. Поэма «Земля, поклонись человеку!» (1961) посвящена полёту в космос Ю. А. Гагарина. Автор сборников стихов «Аргамаки» (1961), «Солнечные ночи» (1962), «Ночь-парижанка» (1963), «Доброе время восхода» (1964), «Год обезьяны» (1967), «Глиняная книга» (1969), книги стихов и прозы «Над белыми реками» (1970). Творчество Сулейменова тесно связано с традициями устной и письменной казахской поэзии, отличается широтой и сложностью поэтических ассоциаций, эмоциональной напряжённостью. Автор сценариев к фильмам «Земля отцов» (1966, режиссёр Ш. Айманов), «Синий маршрут» (1968, режиссёр Ж. Байтенов). Важная сфера интересов Сулейменова как поэта и публициста - тюркология: происхождение тюркских народов и их языков, их связи с др. языками. Книга историко-филологических эссе «АзиЯ» (1975), в которой он преувеличенно трактовал роль тюркского элемента в «Слове о полку Игореве», стала предметом ожесточённых дискуссий. Тюркологические изыскания Сулейменов продолжил в работах «Язык письма» (1998), «Пересекающиеся параллели», «Тюрки в доистории. О происхождении древнетюркских языков и письменностей» (обе - 2002). Образ родного языка занимает важное место и в поэзии Сулейменова.

СУМАРОКОВ

СУМАРО́КОВ Александр Петрович (1717, Вильманстранд, ныне Лаппенранта, Финляндия - 1777, Москва), русский поэт, драматург.

А. П. Сумароков. Портрет работы Ф. Рокотова

А. П. Сумароков. Портрет работы Ф. Рокотова

Создал произведения практически всех жанров классицизма. Начал как автор любовных песен, идиллий, эклог, элегий, сонетов, рондо, мадригалов. Ему принадлежат торжественные и духовные оды, а также пародийные «Оды вздорные». Разрабатывая теорию русского классицизма, Сумароков написал стихотворные трактаты «О стихотворстве» и «О русском языке» (1748), которые являлись образцами «правильной» эпистолы и содержали характеристики основных жанров. На программный характер этих сочинений указывает способ их распространения: не в рукописи, а в виде печатного издания (в сер. 18 в. отдельно издавались лишь торжественные оды и трагедии). В «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков следует за «Поэтическим искусством» теоретика классицизма Н. Буало. В России Сумароков воспринимался не только как «русский Буало», но и как «северный Расин», так как, создавая свои трагедии, он следовал за Ж. Расином, П. Корнелем и Вольтером. Ему принадлежат девять трагедий: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор», «Аристона» (обе - 1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Димитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В пятиактных классицистических трагедиях Сумарокова изображён конфликт между долгом и страстью, соблюдаются три единства, используется александрийский стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой), количество героев сокращено до минимума. В отличие от европейских классицистов, разрабатывавших античные сюжеты, Сумароков, как правило, опирается на отечественную историю. Кроме того, ему принадлежит 12 комедий, в том числе: «Рогоносец по воображению», «Мать - совместница дочери», «Вздорщица» (все - 1772). В кон. 1750-х гг. Сумароков находился в оппозиции к окружению императрицы Елизаветы Петровны, а издававшийся им журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) был посвящён будущей Екатерине II. Для современников Сумароков был великим поэтом и драматургом, поэт М. Н. Муравьёв поставил его в один ряд с Буало и Горацием.

СУРИКОВ

СУ́РИКОВ Иван Захарович (1841, д. Новосёлово Угличского у. Ярославской губ. - 1880, Москва), русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Стихи стал писать ещё в детстве, несмотря на непонимание родных и близких. В 1862 г. Суриков познакомился с А. Н. Плещеевым, оказавшим поддержку начинающему поэту из народа. Стихи Сурикова сначала публиковались с 1864 г. в малоизвестных провинциальных изданиях, но вскоре ими заинтересовались и известные столичные журналы «Вестник Европы», «Дело» и др. При жизни Сурикова вышли три отдельных сборника стихов (1871, 1875 и 1877). Главная тема его поэзии - русское крестьянство. Близость к народу, к фольклорным традициям позволили поэту достичь необыкновенной выразительности и искренности образов, не используя при этом сложную поэтическую технику: стихотворения «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Косари», «Детство» («Вот моя деревня…») и др. Многие стихотворения стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь…»), «В степи» («Степь да степь кругом…») и др. Особое место в творчестве Сурикова занимают поэмы и баллады на историческую тематику: «Василько», «Богатырская жена», «Казнь Стеньки Разина». По мотивам поэмы Сурикова «Садко» Н. А. Римский-Корсаков написал одноимённую оперу (1895). В 1872 г. Суриков стал инициатором создания литературного объединения для писателей и поэтов из народа, получившего название Суриковского литературного кружка, которое продолжало свою деятельность и после его смерти. Участниками кружка в разные годы были С. Д. Дрожжин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин, С. А. Клычков, А. П. Чапыгин и другие.

СУРКОВ

СУРКО́В Алексей Александрович (1899, д. Середнево Ярославской губ. - 1983, Москва), русский поэт.

А. А. Сурков

А. А. Сурков

Печататься начал с 1918 г. Первые сборники «Запев» (1930), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934) и др. посвящены Гражданской войне, участником которой Сурков был. В 1928 г. Суркова избрали одним из руководителей РАППа, он активно участвовал в полемике на литературном фронте. Произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны (сборники «Это было на Севере», 1941; «Декабрь под Москвой», 1942; «Наступление», 1943; «Россия карающая», 1944; и др.), выразили общенародное чувство гнева, стремление к победе, солдатскую тоску по дому, передали ощущение трагических сторон войны. Написанное в первые месяцы войны стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь» стало популярнейшей песней (под названием «Землянка»). Послевоенные стихи собраны в книгах «Миру - мир!» (1950), «Восток - Запад» (1957). «Песни о человечестве» (1961), «Что такое счастье?» (1969). Сурков был главным редактором «Литературной газеты» (1944-46) и журнала «Огонёк» (1945-53).

СУФФИКС

СУ́ФФИКС один из аффиксов, морфема, следующая после корня и выражающая грамматические (суффикс инфинитива - ть) или словообразовательные значения (суффиксы лица - ист, - тель, - чик, - щик). В русском языке более 500 суффиксов.

СУХОВО-КОБЫЛИН

СУХОВО́-КОБЫ́ЛИН Александр Васильевич (1817, Москва - 1903, Больё, Франция), русский драматург.

А. В. Сухово-Кобылин

А. В. Сухово-Кобылин

Принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1838 г. окончил физико-математическое отделение Московского ун-та, затем в течение нескольких лет изучал философию в университетах Германии. В 1850 г. был обвинён в убийстве своей любовницы Луизы Симон-Деманш. Хотя обвинение не было доказано, Сухово-Кобылин в течение семи лет находился под следствием, и всё это время ему пришлось заниматься бесплодной тяжбой, в ходе которой он близко столкнулся с худшими проявлениями российской судебной системы: взяточничеством, вымогательством, бюрократией. В историю литературы Сухово-Кобылин вошёл как автор драматической трилогии, получившей после её завершения название «Картины прошедшего» и состоящей из сатирических комедий «Свадьба Кречинского» (1854), «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869). Все три пьесы объединяет тема бесчеловечного судебного и чиновничьего произвола, которая в последней части трилогии приобретает гротескно-фантастические черты.

Эскиз декораций к спектаклю по комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Художник Н. П. Акимов

Эскиз декораций к спектаклю по комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Художник Н. П. Акимов

Острая критическая и социальная направленность драматических сочинений Сухово-Кобылина послужила поводом для их долгого цензурного преследования, запрета на публикацию и постановку, который был полностью снят только после революции 1917 г. В последние десятилетия жизни Сухово-Кобылин занимался переводами на русский язык сочинений Г. В. Ф. Гегеля, разрабатывал собственную философскую концепцию. В 1902 г. был избран почётным членом Петербургской АН по разряду изящной словесности.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ имя, самостоятельная часть речи. Общее значение имён существительных - предметность: булка и прогулка, кость и вечность для языка «предметы», поскольку их можно считать (см. Число) и давать им разные роли (см. Падеж). Семантика делит существительные на конкретные (булка, брат, грач), отвлечённые (вечность, прогулка, чтение), вещественные (молоко, сливки) и собирательные (казачество, листва, комарьё). Морфологические категории существительного - постоянные и переменные (словоизменительные). К постоянным относят род, одушевлённость, к переменным - число и падеж. Словоизменение определяет типы склонения существительных. При анализе говорят о существительном такого-то склонения, рода, одушевлённом или нет; стоящем в форме такого-то числа и падежа. Деление существительных на нарицательные и собственные важно не для грамматики, а для орфографии (строчная или прописная буквы). Существительное вступает в синтаксические связи согласование, примыкание как главный компонент и в управление как зависимый; в предложении бывает подлежащим, дополнением, сказуемым.

СЦЕНАРИЙ

СЦЕНА́РИЙ (итал. scenario, от лат. scaena - сцена), 1) в театре: краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов), сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в различных видах импровизационного народного театра (фарс, комедия дель арте, ярмарочный театр); определяет главные моменты действия, время появления персонажей, вставные номера и т. п.; с развитием драмы уступает место фиксированному тексту всех реплик.

2) В кинематографе: литературное произведение, предназначенное для воплощения на экране с помощью выразительных средств киноискусства; кинематографический сценарий использует принципы художественной литературы - прозы, поэзии и драматургии.

"СЫН ОТЕЧЕСТВА"

"СЫН ОТЕ́ЧЕСТВА" 1) исторический и литературный журнал с внешнеполитическими приложениями. Издавался в Санкт-Петербурге (1812-44, 1847-52). Редактор Н. И. Греч (прозаик, кодификатор русского правописания, автор первого очерка истории русской литературы). Название и тематика соответствовали патриотическим настроениям Отечественной войны 1812 г. Имел репутацию либерального журнала (публицистика и др. выступления декабристов), защищавшего новые романтические тенденции в литературе (стихи В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова; критика журнала оценила его «Горе от ума»). Впервые в русской журналистике в журнале появляются известия о новых книгах, жанр годового обозрения (с 1815). С 1825 г. соиздатель Ф. В. Булгарин; в 1838 г. продан, до 1852 г. редактировался различными литераторами и менял свою ориентацию (вплоть до официозно-консервативной).

Титульный лист журнала «Сын Отечества»

Титульный лист журнала «Сын Отечества»

2) Политический, научный и литературный еженедельник (1856-61). В 1862-1901 гг. - ежедневная газета либерального направления (вначале народническая, затем эсерская).

СЭЙ СЁНАГОН

СЭЙ СЁНАГО́Н («камеристка Сэй» - прозвище; настоящее имя неизвестно; 966, Киото? - 1017, там же?), японская писательница. Придворная дама при дворе императрицы в древней столице Японии Киото. Получила всемирную известность «Записками у изголовья» (нач. 11 в.), изложенными в близком к дневнику жанре дзуйхицу (эссе; дословно - вслед за кистью) - мимолётных тонких наблюдений, впечатлений и размышлений, отличающихся глубиной понимания человеческой природы и стилистическим изяществом. «Я получила в дар целую гору превосходной бумаги… и я писала на ней, пока не извела последний листок, о том о сём - словом, обо всём на свете, иногда даже о совершенных пустяках» - так определяла своё повествование автор, разбив его на 306 фрагментов типа: «Весною - рассвет», «Времена года», «Госпожа кошка, служившая при дворе…», «Рынки», «Здания», «То, что докучает», «То, что радует сердце» («Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов… Кручёные мягкие нити прекрасного шёлка… Глоток воды посреди ночи, когда очнёшься от сна»). Все эти записи дают представление об образе жизни при дворе и за его пределами, о системе ценностей, принятой в высшем обществе средневековой Японии, об авторе записей - утончённой, образованной, остроумной и немного избалованной женщине. «Записки» Сэй Сёнагон, в отличие от романа о Гэндзи Мурасаки Сикибу, осуждались современниками за иронию, скептицизм и умение видеть оборотную сторону явлений (это роднит Сэй Сёнагон с французскими моралистами 18 в. Ф. Ларошфуко и Ж. Лабрюйером). По достоинству впервые труд Сэй Сёнагон, ныне признанного классика японской литературы, был оценён в конце 12 в. Сэй Сёнагон писала также стихи в жанре танка.

СЭЛИНДЖЕР

СЭ́ЛИНДЖЕР (Salinger) Джером Дэвид (р. 1919, Нью-Йорк), американский прозаик. Сын торговца сырами и колбасами, Сэлинджер учился в нескольких колледжах, но так и не закончил их, поступил в Пенсильванскую военную академию, четыре года провёл в армии, был на фронте. Первый рассказ «Молодые люди» (1940). В 1944 г. познакомился с Э. Хемингуэем, который сказал ему: «Вы чертовски талантливы». В 1940-50-х гг. Сэлинджер много печатается, сборник «Девять рассказов» (1953) включил лучшие, по мнению автора, рассказы тех лет. Критики отмечали, что все рассказы заканчиваются эпифанией - внезапным озарением, постижением истины, разгоняющей мрак и бессмысленность существования. Сэлинджер в поисках смысла жизни обратился к религии, но не к христианству, а к восточным религиозным течениям, в первую очередь к буддизму и даосизму, призывающим человека к самосовершенствованию. В 1960-х гг. Сэлинджер уходит из литературы, что можно объяснить увлечением восточными религиями и разочарованием в литературе как средстве совершенствования мира и себя самого. Главное произведение Сэлинджера - роман «Над пропастью во ржи» (1951) принёс ему огромную популярность в США и за их пределами. Он привлекает гуманизмом и мастерством изображения молодого человека, выступившего против стандартных ценностей и пытающегося противостоять им. Другие произведения Сэлинджера - повесть «Выше стропила, плотники» (1955), повесть и цикл рассказов «Френни и Зуи» (1961).

СЮЖЕТ И ФАБУЛА

СЮЖЕ́Т И ФА́БУЛА термины, по-разному использующиеся для обозначения событийного ряда литературных произведений. К настоящему времени под фабулой понимают воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью. Сюжет - это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла. Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его: рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот, художественной конкретизацией и детальной разработкой отдельных, наиболее важных с точки зрения автора моментов. Так, например, построен сюжет «Героя нашего времени», где о смерти героя сообщается ближе к началу романа, в Предисловии к «Журналу Печорина», различные эпизоды его жизни поданы с нарушением хронологии, а о многих жизненных обстоятельствах либо ничего не говорится, либо сообщается вскользь (в частности, практически ничего не сказано о том, что делал Печорин после отъезда из Тамани и перед прибытием в Пятигорск: только по немногочисленным намёкам, восстанавливая житейскую логику, можно понять, что он участвовал в боевых действиях против горцев, во время которых и имел возможность хорошо узнать Грушницкого).

Для начальной стадии развития литературы различие сюжета и фабулы не очень характерно; сюжет предстаёт как средство реализации фабулы, поскольку в основном акцент делался на внешнем действии и занимательности рассказа, а герои были интересны, в сущности, только своими поступками и испытаниями, тем, что с ними случилось. (Впрочем, уже в «Одиссее» хронология нарушена и о главных приключениях героя рассказывается ретроспективно.) В литературе Нового времени и особенно в эпоху реализма значение фабулы, дающей богатый материал для хитросплетённой интриги, резко падает: интерес переносится на внутреннюю жизнь персонажей и решение автором тех или иных философских, нравственно-психологических и социальных проблем. В литературном сознании утверждается мнение, что художественное произведение тем лучше, чем больше посвящено внутренней и меньше внешней жизни, что «сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (А. П. Чехов). Внешняя событийность играет третьестепенную роль, сводится к минимуму, позволяя автору сосредоточиться на самоанализе, углублённом постижении характеров и точном воссоздании реалий окружающей действительности. В связи с этим многие писатели строили сюжеты своих произведений на нарочито простых фабулах, пренебрегая перипетиями и уделяя основное внимание «свободным» мотивам, не относящимся непосредственно к ходу событий описаниям, выразительным подробностям внешности, пейзажа или интерьера, диалогам и монологам (в том числе и внутренним), рассуждениям на религиозные, нравственно-философские или литературные темы.

Среди многообразия сюжетов принято выделять три основные разновидности: концентрические, разворачивающиеся вокруг одного конфликта и подчинённые причинно-следственным отношениям («Ревизор» Н. В. Гоголя, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отчаяние» В. В. Набокова), хроникальные - с преобладанием временной соотнесённости между событиями (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «В поисках утраченного времени» М. Пруста) и многолинейные, в которых параллельно развёртывается несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом («Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Три сестры» А. П. Чехова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М А. Булгакова).

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surrealisme, буквально сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Возник в 1910-20-х гг. Основатели сюрреализма в литературе - А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Т. Тцара; в живописи - М. Эрнст, Х. Миро, С. Дали; в кинематографии - Л. Бунюэль. Основная особенность произведений сюрреализма - разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей. Возникновение сюрреализма связано с протестом против рационального искусства и вниманием к сфере подсознания.

Предыдущая страница Следующая страница