Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕН"-"СКА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕН"-"СКА")

СЕНКОВСКИЙ

СЕНКО́ВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович (1800, Виленский у. - 1858, Санкт-Петербург), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1828). Происходил из старинного польского дворянского рода. Закончил Виленский ун-т (1819), путешествовал по странам Африки и Ближнего Востока, изучая восточные языки. В 1822 г. стал профессором кафедры арабского, персидского и турецкого языков Петербургского ун-та. Одновременно занимался литературным творчеством, публикуя переводы и переделки произведений восточных авторов. В 1834-47 гг. (номинально до 1856) был редактором и издателем первого «толстого» энциклопедического журнала «Библиотека для чтения», читательский успех которого был во многом обусловлен статьями и сатирическими фельетонами Сенковского. Под псевдонимом «Барон Брамбеус» Сенковский выработал собственный стиль - ироничный и парадоксальный, изобилующий остротами и каламбурами. В этой манере он писал как критические статьи, так и прозаические произведения: «Фантастические путешествия Барона Брамбеуса» (1833), повести «Большой выход у Сатаны», «Незнакомка» (обе - 1833), «Вся женская жизнь в нескольких часах» (1834) и др. В 1840-е гг. Сенковский активно выступал против Н. В. Гоголя и писателей натуральной школы. В то же время он высоко ценил художественную прозу А. С. Пушкина и комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».

СЕНТЕНЦИЯ

СЕНТЕ́НЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение), нравоучительное изречение, вид афоризма; напр., «познай самого себя».

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ течение в европейской литературе и искусстве второй пол. 18 - нач. 19 вв. (см. Просвещение). Сентименталисты утверждали культ не разума, а чувства. Однако разум как таковой не был отменён, более того, необходимость обращения к человеческому сердцу в трудах сентименталистов получала рационалистическое обоснование. Утверждалось, что сердце требует образования не меньше, чем разум; для воспитания человека необходимо обращаться не столько к его разуму, сколько к чувствам. «Добрые нравы» нельзя воспитывать логическим путём, поскольку человеческое сердце не рассуждает, а чувствует. Сентименталисты в центр воспитания ставили задачу научить человека не только правильно мыслить, но и правильно чувствовать (в названии журнала Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» на первом месте стоит не «разум», а «сердце»). Родоначальником сентиментализма в английской литературе был Дж. Томсон, автор поэтических природописаний «Времена года» (1726-30). Меланхолией окрашена поэзия С. Э. Юнга («Жалобы, или Ночные думы», 1742-45) и Э. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Социальные мотивы звучат в романе «Векфильдский священник» О. Голдсмита и «Памела» и «Кларисса Гарлоу» С. Ричардсона. Вершиной сентиментальной прозы были роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Л. Стерна. Во Франции на развитие сентиментализма оказал влияние Ж. Ж. Руссо, создавший демократическое направление в романе «Юлия, или Новая Элоиза» и глубокий анализ человеческой личности в «Исповеди». Сентиментализмом были захвачены Б. де Сен-Пьер, Ретиф де ла Бретон и Л. С. Мерсье. Идиллии швейцарского писателя С. Геснера создали мир крестьянской жизни на лоне природы.

В рус. литературе сентиментализм зарождается в 1760-х гг., расцвет приходится на 1790-е гг. Государственной поэзии классицизма сентименталисты противопоставляли лирику отдельного человека. Появляются пародии на торжественную оду («Гимн восторгу» И. И. Дмитриева, 1792), на передний план выходят малые стихотворные жанры, развивающие тему дружбы и сердечной привязанности: послание, идиллия (Н. А. Львов, В. В. Капнист). Устанавливается культ чувствительности: «Кто сам чувствителен и дружбы цену знает, / Тот сам, увидя нас, и с нами зарыдает» (В. И. Майков). Результатом стремительного развития рус. литературы стало появление классицистических и сентименталистских произведений в творчестве одного автора (М. Н. Муравьёв). Иногда эти тенденции проявляются в произведениях, созданных в одно и то же время (творчество М. М. Хераскова 1760-х). В прозаических жанрах появляется демократический герой, чувствительный, способный к истинной любви и дружбе. Вершиной сентиментализма в России было творчество Н. М. Карамзина («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза»).

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ́ (Saint-Exupéry) Антуан де (1900, Лион - 1944, точное место гибели неизвестно), французский прозаик, военный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери

А. де Сент-Экзюпери

Первый рассказ «Лётчик» (1926), книги «Южный почтовый» (1929), «Ночной полёт» (1931), «Земля людей» (1939) посвящены раздумьям о смысле жизни, о том лучшем, что есть в человеке. Авиация была смыслом жизни Сент-Экзюпери. Герои его романов - товарищи-пилоты. Он погиб в годы 2-й мировой войны во время перелёта с Корсики в Южную Францию, выполняя задание на разведывательном самолёте. Писатель чувствовал огромную ответственность за судьбу Земли, ему был ненавистен фашизм, угрожавший создать на планете кошмар насилия, уничтожить человеческую свободу. Последняя законченная книга Сент-Экзюпери - аллегорическая повесть «Маленький принц» (1943) - пронизанная гуманизмом сказка о времени, которое наступит после войны. В каждой рассказанной принцем истории отражается философский взгляд на жизнь человека, на его предназначение. Автор противопоставляет мир ребенка миру взрослого и убеждает читателей, что самое главное находится внутри нас, оно - в нашем отношении к нравственным и материальным ценностям. «Маленького принца» по силе художественного воздействия сравнивали с повестью-притчей «Старик и море» Э. Хемингуэя.

Иллюстрация автора к повести «Маленький принц»

Иллюстрация автора к повести «Маленький принц»

В отличие от американского писателя, Сент-Экзюпери выступает типичным неоромантиком, путешествие необычного странника по космосу - это судьба человечества в 20 в. Сент-Экзюпери - один из первооткрывателей философской притчи, «романа-параболы», во второй пол. 20 в. ставшего одним из популярных жанров в мировой литературе. Другие произведения - повесть «Письмо к заложнику» (1943), неоконченная книга «Цитадель» (опубл. в 1948).

"СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ"

"СЕРАПИО́НОВЫ БРА́ТЬЯ" содружество молодых писателей, созданное в Доме Искусств в Петрограде 1 февраля 1921 г. Литературный «орден» получил имя от названия романа Э. Т. А. Гофмана. В литературную группу входили Вс. Иванов, М. Л. Слонимский, М. М. Зощенко, Н. Н. Никитин, К. А. Федин, Л. Н. Лунц, Н. С. Тихонов и др. Близок к ним был В. Б. Шкловский, жизнью «ордена» живо интересовался М. Горький. Члены группы не имели общей творческой доктрины, обязательных для всех норм и установок, подчёркивая, что собираются для обмена творческим опытом и взаимообогащения индивидуальностей. В 1922 г. в Петрограде в издательстве «Алконост» вышел первый сборник «серапионов», включавший семь рассказов. Регулярные собрания группы продолжались до 1923 г., распалась она в 1929 г., но дружеские отношения писателей продолжались несколько десятилетий.

СЕРАФИМОВИЧ

СЕРАФИМО́ВИЧ (настоящая фамилия Попов) Александр Серафимович (1863, станица Нижне-Курмоярская Области войска Донского, ныне Ростовская обл. - 1949, Москва), русский писатель. С 1883 г. учился на физико-математическом ф-те Петербургского ун-та, в подпольном кружке изучал К. Маркса. В 1887 г. был арестован и выслан под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию, где написал первый рассказ «На льдине» (1889). Серафимович рисует условия каторжного труда, борьбу простых людей за выживание, их конфликт с угнетателями. На создание первой книги «Очерки и рассказы» (1901) оказал влияние М. Горький; рассказ «Бомбы» близок к роману «Мать»: жена передового рабочего Марья вначале боится «сицилистов», затем приобщается к революционной борьбе, прячет нелегальную литературу и бомбы. Революция 1905 г. изображена в рассказах «На Пресне», «Похоронный марш», «Мёртвые на улицах». В рассказах «Как вешали», «У обрыва», «Он пришёл» Серафимович протестует против реакции, преследования революционеров, еврейских погромов. Рассказ «Пески» (1908) Л. Н. Толстой оценил на «пять с плюсом». К дореволюционному творчеству относятся роман «Город в степи» (1912), рассказы «Мишка-упырь», «Маленький парикмахер», «Воробьиная ночь», отмеченные знанием детской психологии. Во время 1-й мировой войны был санитаром, корреспондентом газеты «Русские ведомости». Рассказы и очерки «На побывке», «Термометр», «Шрапнель» разоблачают антинародный характер войны. После революции 1917 г. Серафимович вступает в партию большевиков, пишет образец ангажированной социалистической прозы роман «Железный поток» (1924), причисленный к классическим произведениям социалистического реализма. В годы Великой Отечественной войны Серафимович пишет рассказы и очерки, окрашенные верой в победу: «Весёлый день», «Творчество», «Это не чудо».

СЕРВАНТЕС

СЕРВА́НТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547, Алькала-де-Энарес - 1616, Мадрид), испанский писатель. С 1551 г. учился в Вальядолиде в коллегии иезуитов. С нач. 1560-х гг. в Мадриде получил классическое образование. В 1569 г. в составе испанской католической миссии посетил Рим. Вдохновлённый памятниками доблести древних, в 1570 г. вступил в армию. В 1571 г. в сражении с турками при Лепанто Сервантес проявил незаурядное мужество, стоившее ему паралича левой руки. На обратном пути в Испанию был захвачен пиратами, продан в плен (1575-80) в Алжир. Выкупленный родными и миссионерами, с 1581 г. служит военным курьером, с 1587 г. - комиссаром по закупкам провианта для испанского флота (Непобедимой армады), несколько раз по ложным обвинениям попадал в тюрьму. Скончался в бедности, был похоронен за счёт монашеского братства.

М. Сервантес де Сааведра. Портрет работы Х. де Хауреги. 1600 г.

М. Сервантес де Сааведра. Портрет работы Х. де Хауреги. 1600 г.

Сервантес написал пасторальный роман «Галатея» (1585), патриотическую трагедию «Нумансия» (ок. 1588), сборник «Назидательные новеллы» (1613), многочисленные пьесы, часть которых включена в сборник «Новые восемь комедий и интермедий» (1615), любовно-авантюрный роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубл. в 1617). Главное произведение - роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605-15), задуманный как пародия на рыцарский роман, но ставший всеохватной панорамой испанского общества позднего Возрождения. Имена благородного Дон Кихота - Рыцаря печального образа, его оруженосца Санчо Пансы - символа простодушия и народного здравого смысла, его Прекрасной дамы - воображаемой влюблённым герцогини Дульсинеи Тобосской (в действительности простой крестьянки), кличка его коня Россинанта стали нарицательными в мировой культуре. Образ Дон Кихота неодинаково трактуется разными эпохами, странами и выдающимися личностями. Однако многократно отразившийся в разных видах искусства (живопись, графика, скульптура, кино, музыка, балет), он вошёл в мировую культуру как символ бескорыстного, отважного, чудаковатого идеалиста, символ прекраснодушного романтика, готового в одиночку выступить на борьбу со злом.

СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

СЕРГЕ́ЕВ-ЦЕ́НСКИЙ (настоящая фамилия Сергеев) Сергей Николаевич (1875, с. Преображенское Тамбовской губ. - 1958, Алушта), русский писатель, академик АН СССР (1943). Сын земского учителя, ветерана обороны Севастополя (1854-55). Окончил учительский ин-т в г. Глухове (1895), преподавал, был на военной службе (1904-05), в 1914-15 гг. участвовал в 1-й мировой войне. Печатался с 1898 г. Первый сборник стихов «Думы и грёзы» (1901) близок поэзии С. Я. Надсона. В ранних повестях и рассказах - сочувствие трудовому люду (повесть «Печаль полей», 1909), протест против социальной несправедливости (повесть «Сад», 1905, за публикацию которой закрыт журнал «Вопросы жизни»), искания интеллигенции, неприятие крайнего индивидуализма (роман «Бабаев», 1907). В эпопее «Преображение России», включающей 12 романов, 3 повести и 2 этюда (1914-55), Сергеев-Ценский показал жизнь различных слоёв русского общества от предреволюционного периода до 1930-х гг. Особую популярность приобрела эпопея «Севастопольская страда» (1937-39), в которой изображена героическая оборона Севастополя во время Крымской войны 1853-56 гг. Автор биографических романов «Мишель Лермонтов» (1928-33), «Невеста Пушкина» (1934), публицистических и литературно-критических работ, воспоминаний, стихотворного «Дневника поэта».

"СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК"

"СЕРЕ́БРЯНЫЙ ВЕК" период в истории русской культуры с 1890-х гг. по нач. 1920-х гг. Традиционно считалось, что первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик русской эмиграции Н. А. Оцуп в 1930-х гг. Но широкую известность это выражение приобрело благодаря мемуарам художественного критика и поэта С. К. Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962), который приписывал создание этого понятия философу Н. А. Бердяеву. Однако ни Оцуп, ни Бердяев не были первыми: у Бердяева это выражение не встречается, а до Оцупа его использовал сначала литератор Р. В. Иванов-Разумник в сер. 1920-х гг., а затем поэт и мемуарист В. А. Пяст в 1929 г.

Правомерность именования кон. 19 - нач. 20 в. «серебряным веком» вызывает определённые сомнения у исследователей. Это выражение образовано по аналогии с «золотым веком» русской поэзии, которым литературный критик, друг А. С. Пушкина, П. А. Плетнёв назвал первые десятилетия 19 в. Литературоведы, отрицательно относящиеся к выражению «серебряный век», указывали на неясность, какие именно произведения и по какому принципу следует относить к литературе «серебряного века». Кроме того, название «серебряный век» предполагает, что в художественном отношении литература этого времени уступает литературе пушкинской эпохи («золотого века»).

Границы «серебряного века» условны. Его начало в литературе совпадает с зарождением символизма, его завершением можно считать 1921 г. - год смерти А. А. Блока, самого известного поэта-символиста, и год расстрела Н. С. Гумилёва, основателя акмеизма. Однако отсылки к поэзии «серебряного века» прослеживаются в позднем творчестве А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, в произведениях поэтов группы ОБЭРИУ. Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм. И символизм, и акмеизм, и футуризм - литературные течения, относящиеся к модернизму. Относительное единство литературе «серебряного века» придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма.

СЕРЕНАДА

СЕРЕНА́ДА (итал. serenata - вечерняя песнь), разновидность канцоны; песня-призыв к возлюбленной с просьбой о ночном (иногда тайном) свидании. В Италии и Испании традиционно исполнялась под аккомпанемент струнных инструментов. Эта южнороманская песня развилась из провансальской «серены», жанра, введённого в 1263 г. трубадуром Гираутом Рикьером. Русский образец - «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина.

СЕРИЙНОСТЬ

СЕРИ́ЙНОСТЬ свойство художественных произведений (книг, фильмов и т. д.), состоящее в объединении нескольких самостоятельных отрывков в более крупное, единство. Обычно объединение происходит за счёт общего героя (или героев) - напр., серийность в романах А. Кристи об Эркюле Пуаро или о мисс Марпл или в тетралогии Ф. А. Абрамова «Пряслины». Также может использоваться тематический принцип объединения - напр., «босяцкие» рассказы М. Горького, соединённые в цикл сквозной темой - жизнь бедных, но свободных и гордых людей.

СЕТОН-ТОМПСОН

СЕ́ТОН-ТО́МПСОН (Seton-Thompson) Эрнест (1860, Саут-Шилдс, Англия - 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США), канадский англоязычный писатель, художник-анималист. Вместе с родителями переехал из Шотландии в Канаду, где увлёкся естественными науками. Окончил колледж искусств в Торонто, изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Зарабатывал на жизнь рисованием, жил у старших братьев на ферме, где наблюдал за поведением птиц и диких зверей. Работая в Нью-Йорке художником-иллюстратором, публиковал в журналах рассказы о животных. Сетон-Томпсон не наделял животных человеческими качествами, они походили на самих себя; научная точность описания сочеталась в его рассказах с занимательностью изложения. Первая книга - «Жизнь лугового тетерева» (1883). Известность писателю принесли книги «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901) и др. Несмотря на растущую популярность, не желал постоянно жить в городе и несколько месяцев в году проводил на лоне природы. Сетон-Томпсон известен и как писатель, и как художник-анималист: его картины были представлены во многих галереях мира, он иллюстрировал свои произведения рисунками на полях. Восьмитомная «Жизнь диких животных» удостоена престижной награды США - медали «Элиот» за научный труд (1925-27).

СИЛЛАБИКА

СИЛЛА́БИКА (греч. syllabe - слог), система стихосложения, основывающаяся на сочетании равносложных стихов. В зависимости от постоянного числа слогов в каждой строке отдельного текста определяют размеры силлабики: 5-сложник, 8-сложник и др. В зависимости от устойчивого использования конкретного размера в литературе на определённом языке уточняют его национальную форму: итальянский 11-сложник, французский 12-сложник (см. Александрийский стих), русский 13-сложник (см. Тринадцатисложник) и т. д.

Это наиболее древнее стихосложение, появление которого возводят ко времени существования общего индоевропейского языка (так, силлабическими стихами являются шлоки древнеиндийского эпоса «Махабхарата»). Предполагают, что русским народным формам тонического стиха предшествовали древнеславянские формы силлабического стиха. В средневековой литературе на романских языках (провансальский, французский, итальянский и др.) силлабика развилась из античного метрического стихосложения.

В русскую поэзию она пришла из польской во второй пол. 17 в. и была адаптирована к русскому языку стихотворцами польского происхождения (Симеон Полоцкий и др.). Наиболее популярны у русских поэтов были 11-сложник и 13-сложник, который служил для имитации гекзаметра. Во второй трети 18 в. в результате реформы, начало которой положил В. К. Тредиаковский и которую фактически осуществил М. В. Ломоносов, силлабика была заменена силлабо-тоникой.

СИЛЛАБО-ТОНИКА

СИЛЛАБО-ТО́НИКА (греч. syllabe - слог и tonos - ударение), система стихосложения, основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей (- Щ) и ямб (Щ -), к трёхсложным - дактиль (- Щ Щ), амфибрахий (Щ - Щ) и анапест (Щ Щ -).

Силлабо-тоника существует в английской поэзии с 15 в., в немецкой - с 17 в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы - словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее - о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое - слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы - пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.

СИЛЛЕПС

СИ́ЛЛЕПС (греч. syllepsis - сопряжение, захват), стилистическая фигура, заключающаяся в синтаксическом оформлении семантически неоднородных слов в виде ряда однородных членов предложения: «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках» (И. С. Тургенев, «Странная история»). Используется в литературе как вид каламбура.

СИЛЛИТОУ

СИ́ЛЛИТОУ (Sillitoe) Алан (р. 1928, Ноттингем, Великобритания), английский писатель. Бросил школу в 14 лет и начал работать на заводе, выпускающем велосипеды, затем токарем на фабрике. Два года служил в армии в Малайе. После возвращения в Англию несколько месяцев лежал в больнице, где начал писать. Силлитоу принадлежит к писателям, раскрывающим в своих романах «рабочую тему», ставшую значительным событием в литературе 1950-70-х гг. В отличие от «пролетарского романа» 1920-30-х гг., «рабочий роман» утратил связь с журналистским репортажем и стал подлинно художественным явлением. Хорошо зная жизнь рабочего класса, Силлитоу стремился исследовать сложные проблемы, вставшие перед человеком из рабочей среды в «цивилизации потребления», но он не ограничивал себя изображением только рабочего класса, связывал рабочую тему с политикой, раскрывал психологию своих героев на широком общественном фоне. Основные произведения Силлитоу: сборник рассказов «Одиночество бегуна на длинные дистанции» (1959), поэтический сборник «Крысы» (1960), повести «Добрые женщины» (1962), «Из водоворота» (1987), романы «Субботний вечер, воскресное утро» (1958), «Генерал» (1960), «Ключ от двери» (1961), «Смерть Уильяма Постерса» (1965), «Горящее дерево» (1967), «Мармеладный Джим» (1967), «Сырьё» (1972), «Мармеладный Джим на ферме» (1980). Создавая образ рабочего середины 20 в., Силлитоу показывает, что в рабочей среде утвердился довольно убогий стандарт жизни, где «каждый за себя», где протест становится анархическим бунтом против всех. В мире последних романов и повестей Силлитоу выживает сильнейший, герой пытается выбраться «из водоворота» предопределённых обществом правил.

СИМВОЛ

СИ́МВОЛ в искусстве (греч. symbolon - знак, опознавательная примета), способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов. Понятие символа было разработано в философии неоплатонизма (3-6 вв. н. э.) и в средневековом христианском богословии, испытавшем воздействие неоплатонизма.

Символ отличается от аллегории, несмотря на их внешнее сходство. Аллегория - однозначное иносказание, этот рационалистичный образ достаточно просто поддаётся расшифровке. Не случайно аллегория широко распространена в таком назидательном и рационалистичном жанре, как басня. Аллегории - отличительная особенность классицизма. Связь между предметным планом и планом иносказательным в аллегории неглубока. Так, в басне власть может быть представлена в аллегорических образах царской птицы орла и царского зверя льва. В отличие от аллегории символ многозначен, его предметный план неразрывно связан с переносными значениями. Если орёл в басне - это аллегория царской власти, то Медный всадник, статуя Петра I работы скульптора Э. М. Фальконе, в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) - это символ. Это и воплощение власти, государства в их противопоставлении обыкновенному, заурядному человеку, и подобие языческого божества («кумир», «горделивый истукан»), и дух-гений Санкт-Петербурга, и, наконец, сам Пётр I, как бы оживший в своём бронзовом изображении. Прекрасная Дама в сборнике А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) и героиня в стихотворении «Незнакомка» (1906) - не просто персонажи (хотя прототипом Прекрасной Дамы была невеста, а затем жена поэта Л. Д. Менделеева-Блок), но и воплощение религиозно-мистических и философских идей. Прекрасная Дама - символ мистических религиозно-философских представлений о Софии, душе мира и вечной женственности. Образ-символ Незнакомки указывает на эти же смыслы, но на сей раз в их двойственной оценке; в отличие от светлой Прекрасной Дамы Незнакомка двойственна, она причастна и божественному миру, и тёмному, демоническому. Это воплощение вечной женственности, способной обмануть, возможно, падшей. Значения символа с трудом переводимы на логический, понятийный язык. В нём дана иерархия, «лестница» смыслов. Так, вечная женственность, составляющая содержание женских образов-символов в поэзии В. С. Соловьёва и А. А. Блока, - сама есть символ некоего мистического начала мира.

Символы часто восходят к мифологическим образам. Часто авторы создают на основе существующих мифологий или религиозных и философских учений собственные мифы. Это мифотворчество характерно для символизма, символисты провозгласили, что в их творчестве символ впервые становится доминирующим поэтическим средством изображения и преображения мира. Однако символ - неотъемлемая особенность литературы разных эпох.

В истории литературы известны случаи, когда художественные образы, по-видимому не задуманные их создателями как символические, в восприятии читателей позднейшего времени становились символами. Так, Татьяна Ларина из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стала восприниматься как символ русской души и идеального женского начала. А образ Дон Кихота из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса стал символом безрассудной, но возвышенной мечтательности, не считающейся с обыденной, прозаической жизнью.

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИ́ЗМ термин применявшийся на рубеже 19-20 вв. по отношению к непохожим друг на друга произведениям литературы, живописи, музыки. Символистами называли себя очень разные поэты и прозаики. Слово «символизм» в литературе означает скорее не единое течение, а различные искания новых путей, форм и мотивов в поэзии, прозе, драматургии, противопоставленные творчеству писателей предшествующей эпохи. Символизм отличает не просто употребление символов, а их особенное построение и выбор, особое понимание целей, стоящих перед писателем и литературой.

В символизме впечатления, мечты, фантазии торжествуют над предметным миром. Символический образ создаётся из разнообразных ассоциаций, сопоставлений, перекличек между разнородными предметами, которые соединяет лишь причудливое воображение автора; символ служит для необычного выражения переживаний. Символисты, хотя и в разной степени, стремятся к созданию собственных мифов - сюжетов, в которых изображается борьба между Злом и Добром, Красотой и Уродством, между божественным и демоническим началом. Мифотворчество присуще символистам, видевшим в своём искусстве религиозно-магическое деяние.

Основа символистского видения мира - идеалистическая философия, истолковывающая вещественный, зримый мир как неполное ущербное отражение вечного начала. Особенно значимыми для символистов философами были Платон, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В философии Платона символистов привлекло учение о вещных сущностях - идеях, слабыми отражениями которых являются материальные предметы, вещи. У Ф. Шеллинга символистам была близка мысль о тождестве законов, властвующих над природой и сознанием. На мировидение символистов повлияла мысль А. Шопенгауэра о способности человека найти гармонию в мире фантазии, отстранённом от реальности, и идеи Ф. Ницше о музыке как начале, управляющем жизнью, и о двух противоположных началах культуры: светлом, гармоническом «аполлоническом» и тёмном, стихийном «дионисийском». Мотивы мистической, религиозно окрашенной любви к женщине навеяны поэзией и философией В. С. Соловьёва, который писал о почитаемой в православии Софии Премудрости Божией как о душе мира, вечной женственности, «подруге вечной».

Представление о том, что красота - это высшая ценность бытия, а поэт не подражает жизни, а способен преображать её, родственно романтизму. С ним символизм сближает и противопоставление повседневного, земного мира миру высшему, которым могло быть нематериальное потустороннее инобытие или реальность, созданная поэтической фантазией. Символизм может быть истолкован как неоромантизм, новый этап, «возвращение» романтического мировосприятия в литературу.

Символизм разработал новые принципы построения текста. Особенность композиции символистских произведений - варьирование одних и тех же мотивов и образов, повторение ситуаций, в которых просвечивает неизменный глубинный смысл. Идеалом для символистов было словесное произведение, по своей структуре сходное с музыкальным сочинением.

В символистской литературе особое внимание уделяется связям человека с потусторонними силами, осуществляющимся благодаря магии, ритуалам призывания добрых или злых сил. Неизменным был интерес символизма к миру далёкого прошлого, к мифам и легендам древности и Средневековья. Другое средство, соединяющее земное существование и потустороннее бытие - сны и болезненные фантазии.

Термин «символизм» как самообозначение нового искусства был впервые употреблён французским поэтом греческого происхождения Жаном Мореасом. Однако признаки символистской поэзии встречаются ещё в произведениях французских поэтов Ш. П. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо, хотя большинство их стихотворений были написаны раньше, чем Мореас провозгласил рождение нового направления в поэзии, а Бодлер умер задолго до появления понятия «символизм». Вслед за Францией символизм распространился и в других европейских странах: Бельгии, Норвегии, Германии. Бельгийский поэт-символист Э. Верхарн создал в своих стихах полуфантастические зловещие образы городов-спрутов. Бельгийский драматург М. Метерлинк создал символистские драмы: пьеса-сказка «Синяя птица» о мальчике Тильтиль и девочке Митиль, ищущих синюю птицу, олицетворяющую мечту, и пьеса «Слепые», в которой в образах слепцов изображено человечество, трагически неспособное постичь истину, смысл жизни. Символистские пьесы писали и немецкий драматург Г. Гауптман («Потонувший колокол»), и норвежский драматург Г. Ибсен («Строитель Сольнес»). В романах норвежского писателя К. Гамсуна «Пан», «Конец Глана», «Виктория» душа человека изображалась неподвластной рассудку, «раздвоенной», находящейся в противоречии между стремлением к покою, «растворению» в мире природы, и желанием любви; жажда взаимной любви часто сталкивалась с боязнью потерять в этом чувстве своё «я» и со стремлением причинить боль тому, кого любишь.

В России символизм зародился в первой пол. 1890-х гг. Первыми символистами были поэт и прозаик Д. С. Мережковский и его жена поэтесса З. Н. Гиппиус, поэты В. Я. Брюсов и К. Д. Бальмонт, поэт и прозаик Ф. К. Сологуб. Позднее в круг символистов вступили А. А. Блок, Андрей Белый и В. И. Иванов. Разделение русских символистов на «старших» и «младших» обусловлено не возрастом, а временем вступления их в литературу и с особенностями эстетической позиции. «Старшие» символисты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб декларировали самодостаточность литературы, оставаясь равнодушными к религиозному пониманию словесности; новизна их произведений проявлялась в новых приёмах и утверждении индивидуализма, аморализма или демонстративного разрыва с ценностями христианства. В творчестве З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского существенны религиозные мотивы, но в отличие от «младших» символистов они не создали собственную сложную индивидуальную мифологию. Символисты старшего поколения отдавали предпочтение не символу как таковому, а метафоре или сравнению, «младшие» же символисты сделали именно символ основой произведения. Расцвет русского символизма пришёлся на 1900-е гг., когда «младшие» символисты Андрей Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов придают этому движению религиозно-философский характер и разрабатывают набор символов и сюжетов, обладающих глубинными иносказательными смыслами. В этих символах и сюжетах были запечатлены отношения, связывающие человека и повседневную жизнь с высшим, сверхреальным миром. Символизм как самостоятельное движение прекратил своё существование в 1910-х гг. На смену ему приходят новые литературные течения. В Западной Европе это были футуризм и экспрессионизм, в России - футуризм и акмеизм. Но писатели-символисты продолжали создавать свои произведения и в 1910-х и даже в 1920-х гг.

СИМЕНОН

СИМЕНО́Н (Simenon) Жорж (1903, Льеж, Бельгия - 1989, Лозанна, Швейцария), французский писатель.

Ж. Сименон

Ж. Сименон

В первой книге - сатирическом романе «Арочный мост» (1921) описывал льежские нравы. В 1923 г. переехал в Париж, где писал и публиковал рассказы для детей и взрослых, затем романы. В романе «Питер-латыш» (1931) впервые появился комиссар Мегрэ - пока как второстепенный персонаж. Интерес к этому герою побудил Сименона создать целую серию детективных романов, в которых главным героем стал Мегрэ: «Мегрэ путешествует» (1958), «Мегрэ и бродяга» (1963), «Мегрэ колеблется» (1968), «Мегрэ и мсье Шарль» (1972) и др. Сименон отошёл от канонов жанра, утверждённых в англоязычной литературе, создав совершенно особый тип детектива. Сименон - автор множества социально-критических, психологических (по авторскому определению - «трудных») романов, в основе которых лежат криминальные, но не детективные истории. Сам писатель считал свои социальные романы более значимыми, чем детективы, и огорчался, что они популярны менее книг о Мегрэ. Хотя произведения Сименона строятся по схеме «романа-загадки», с первого же детектива о Мегрэ он наполняет их глубоким социально-психологическим звучанием. Комиссар Мегрэ не только раскрывает запутанные преступления, но и помогает вырваться из смертельных ловушек людям, по вине преступников оказавшимся в сложной ситуации. Автор ок. 500 произведений, Сименон оставил романы, осуждающие колониализм и расовую дискриминацию («Лунный удар», 1933; «Негритянский квартал», 1935), идеологию фашизма («Грязь на снегу», 1948), американский гангстеризм («Братья Рико», 1952), а также мемуары («Я вспоминаю», 1945; «Я диктую», 2 т., 1975-81).

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

СИМЕО́Н ПО́ЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович (по др. данным - Гаврилович) Петровский-Ситнианович; 1629, Полоцк - 1680, Москва), поэт, создатель русской силлабической поэзии, церковный деятель. Белорус по происхождению. Среди произведений домосковского периода (1648-64) преобладают стихотворения «на случай»: эпитафии, панегирики-«приветства». В Москве был учителем царевича Алексея, после его смерти - учителем царевича Фёдора и царевны Софьи. Поэтическая энциклопедия «Вертоград многоцветный» (1678), стихотворный перевод псалмов «Псалтирь рифмотворная» (1680), сборник стихотворений «на случай» «Рифмологион, или Стихослов» (известен лишь черновой вариант) были первыми силлабическими виршами на русском языке. Другие произведения: сборники проповедей на воскресные дни и поучений на годичные праздники «Обед душевный» (опубл. в 1682) и «Вечеря душевная» (опубл. в 1683), обличительная книга «Жезл правления» (1667), пьесы «Комидия притчи о блуднем сыне», «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», пастораль «Беседы пастуские» и буквари. Симеон Полоцкий создал московское барокко, свободное от крайностей европейского барокко. Выпускник Виленской иезуитской академии, в Москве он стал главой «латинствующих», идейным противником староверов и грекофилов. Для церковного суда над вождями раскола создал богословский трактат «Жезл правления».

СИМОНОВ

СИ́МОНОВ Константин (настоящее имя Кирилл) Михайлович (1915, Петроград - 1979, Москва), русский писатель.

К. М. Симонов

К. М. Симонов

Печатался с 1934 г. В 1938 г. окончил Литературный ин-т им. М. Горького, опубликовал поэму «Павел Чёрный» и сборник стихов «Настоящие люди». Поэма «Ледовое побоище» (1938) о победе Александра Невского над ливонскими рыцарями проводит параллель между прошлым и настоящим. Поэмы «Победитель» (1937) о Н. А. Островском и «Суворов» (1939), пьесы «История одной любви» (1940), «Парень из нашего города» (1941) изображают мужественных героев, всегда готовых к подвигу. Во время Великой Отечественной войны Симонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», создал публицистические заметки «От Чёрного до Баренцева моря» (1942-45), повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи» (1943-44), пьесы «Русские люди» (1942), «Так и будет» (1944), стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» (1941), «Сын артиллериста» (1942). Наиболее известное стихотворение «Жди меня…» (1941) стало песней: в нём война изображена через призму личных отношений, а уверенность в победе связана с верой в силу любовного чувства. В послевоенные годы Симонов публикует повесть «Дым отечества» (1947), романы «Товарищи по оружию» (1952), «Случай с Полыниным» (1969), дневниковые записи «Разные дни войны» (1977). Самое крупное произведение - трилогия «Живые и мёртвые» (1955-70) отражает непростые исторические реалии военной эпохи. Симонов был главным редактором журнала «Новый мир» (1946-50, 1954-58), «Литературной газеты» (1950-53), секретарём правления СП СССР (1949-59, 1967-79), занимался переводами. Согласно завещанию, прах его развеян на Буйническом поле под Могилёвом, где в июле 1941 г. он увидел, как «наши сожгли тридцать девять немецких танков».

СИНЕКДОХА

СИНЕ́КДОХА (греч. synekdoche - соотнесение), троп, вид метонимии, основанный на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через часть или множество обозначается через единицу. Оба типа синекдохи встречаются в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В строке «И вы, мундиры голубые…» «мундиры голубые» как часть заменяют целое - жандармов. В строке «От их всевидящего глаза…» упомянут один «глаз», но речь идёт о множестве глаз.

СИНКЛЕР

СИ́НКЛЕР (Sinclair) Эптон Билл (1878, Балтимор, штат Мэриленд - 1968, Баунд-Брук, штат Нью-Джерси), американский писатель. С 15 лет подрабатывает сочинением юмористических рассказов и стихов. Признание получил роман «Царь Мидас» (1901). В пьесе «Принц Хаген» (1903) и романе «Дневник Артура Стирлинга» (1903) ещё нет социального протеста, писателя больше интересует психология героев. В 1903 г. Синклер знакомится с идеями социализма, оказавшими огромное влияние на его творчество. Он стал пропагандистом социализма в США, написал первые в Америке произведения о рабочем классе. Синклера привлекала европейская политическая литература, он составил книгу «Вопль справедливости. Антология социального протеста», в которую вошли «Интернационал», «Марсельеза», отрывки из работ К. Маркса и Ф. Энгельса, произведения Р. Бёрнса, П. Б. Шелли, Г. Гейне, Г. Уэллса и др. В романе «Джунгли» (1905) рассказывается о чикагских бойнях. Социальная критика, основанная на подлинных фактах, роднит писателя с движением «Разгребателей грязи». Но Синклер не ограничивался констатацией фактов, он делал серьёзные социально-политические выводы, хотя критика и социологизм мешали художественной стороне романа. В 1917 г. Синклер приветствует революцию в России. Роман «Джимми Хиггинс» (1919) с главным героем - рядовым членом социалистической партии Америки - выдержал в 1920-е гг. 20 изданий в России. Лучшие романы Синклера 1920-х гг.: «Король Уголь» (1917), «100 %. Биография патриота» (1920), «Нефть!», «Бостон» (оба - 1927). В 1930-е гг. писатель обращается к антифашистской теме в романе «No pasaran!» («Они не пройдут», 1937). Роман «Автомобильный король» (1937) повествует о миллиардере Генри Форде и эксплуатации рабочих на его заводах. В поздних произведениях социальный накал уменьшился, появились антисоветские настроения: «Чаша ярости» (1956), «С любовью, Ева» (1961).

СИНОНИМЫ

СИНО́НИМЫ слова, связанные отношениями смысловой близости. Образуют синонимические ряды, различаясь элементами смысла, сочетаемостью и стилем; ср.: властелин, владыка, властитель, повелитель; благородство, великодушие; рельефный, выпуклый.

СИНТАКСИС

СИ́НТАКСИС 1) часть языковой системы (грамматики), обеспечивающая строение предложения. Главное условие построения - синтаксическая связь, с участием которой создаются словосочетания и предложения. Есть свои синтаксические законы и в построении текста. В синтаксисе действуют определённые типы (образцы, модели) словосочетаний и предложений, по которым строятся реальные высказывания. Состав этих образцов разнится стилистически (ср. синтаксис бытовой и канцелярской речи), меняется со временем. Система синтаксиса испытывает влияние других языков, напр. синтаксис русского языка в 19 в. испытал влияние французского языка.

2) Лингвистическая дисциплина (раздел грамматики), изучающая эту часть языковой системы. Русский синтаксис пережил эволюцию представлений о своём объекте - от соединения слов в 18 в. до многоаспектной организации коммуникативных единиц в 20 в. Изменение синтаксической системы изучает исторический синтаксис.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

СИНТАКСИ́ЧЕСКАЯ СВЯЗЬ способ соединения компонентов, определяющий отношения между ними и их формальное выражение. Синтаксическая связь соединяет слова (возникают словосочетания) и предложения (получаются сложные предложения). В обоих случаях различают сочинение и подчинение как виды синтаксической связи.

СКАЗ

СКАЗ тип повествования, который имитирует устный импровизированный монолог человека, принадлежащего к определённой социальной группе и, как правило, резко отличающегося от автора системой оценок, психологией и мировоззрением, своими культурными и речевыми навыками. Являясь субъектом речи, этот человек выступает в качестве объекта оценки стоящего за ним автора, которому порой важно не только о чём, но и то, как повествует его рассказчик. В связи с этим в сказовых произведениях особое внимание уделяется языковой фактуре: используются просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, разного рода речевые «неправильности» (слова-паразиты, тавтология, экспрессивные междометия и звукоподражания, подчёркивающие спонтанность рассказа); фразы либо причудливо выворачиваются, либо нарочито упрощаются. Яркими образцами сказа являются повесть «Шинель» Н. В. Гоголя, «Левша» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Человек из ресторана» И. С. Шмелёва, «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» Е. И. Замятина.

СКАЗАНИЕ

СКАЗА́НИЕ в фольклоре и древней литературе повествовательное произведение исторического и легендарного характера. Различаются сказания-предания, в которых события мыслятся как более реальные и более приближённые к настоящему времени, и сказания-легенды, в которых события представляются более отдалёнными, полумифическими. Пример сказания - санскритский «Океан сказаний» индийского поэта 11 в. Сомадевы, древнерусские «Сказание о граде Китеже», «Сказание о Мамаевом побоище». Сказания могут переходить из литературы одного народа в литературу другого (напр., существующая на нескольких языках «Александрия»). Сказания в новой литературе включают в себя традиционные образные и стилистические особенности фольклора («Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина, «Дедовы сказания» Б. В. Шергина и др.).

СКАЗИТЕЛИ

СКАЗИ́ТЕЛИ носители и исполнители народных эпических жанров: сказок, былин, исторических песен, духовных стихов. Фольклорное творчество носило коллективный характер, и каждый крестьянин мог исполнить значительное число сказок и песен. Но в народной среде выделялись исполнители, более искусные, чем остальные; именно они исполняли сказки и эпические песни при большом скоплении народа: на праздниках, ярмарках, в артелях, занимавшихся отхожими промыслами. Существовали профессиональные сказители, которых приглашали специально для исполнения сказок и песен, в т. ч. и во время отхожих работ, причём оплата труда сказителей осуществлялась наравне с другими участниками артелей. Искусство сказителя состояло в умении сочетать традиционные сюжеты и клише с импровизацией. Среди наиболее известных - М. Д. Кривополенова, И. А. Федосова, Т. Г. Рябинин, В. П. Щеголёнок.

СКАЗКИ

СКА́ЗКИ группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров - отношение носителей традиции к описанным в них событиям как к вымыслу: «сказка - складка, песня - быль». Сказки имеют развлекательный, увеселительный характер. Основные их слушатели - взрослые люди, хотя существуют и детские сказки.

Иллюстрация к сказке «Финист - Ясный сокол». Художник П. Багин. 1990-е гг.

Иллюстрация к сказке «Финист - Ясный сокол». Художник П. Багин. 1990-е гг.

Принято выделять несколько видов сказок: волшебные, новеллистические, о животных. В основе сюжета волшебных сказок лежит испытание героя, восходящее к доисторическому обряду инициации. Герой путешествует в тридевятое царство, тридесятое государство, туда, не знаю куда; выполняет поставленную перед ним трудную задачу и успешно возвращается домой. Герою противостоит оппонент, являющийся причиной путешествия, герой наказывает или осмеивает оппонента. Место странствий героя описывается как «тот свет», потусторонний мир, в который трудно попасть и из которого ещё сложнее вернуться. В выполнении поставленной перед героем задачи, преодолении препятствий, борьбе с мифическими существами, герою способствует волшебный помощник или предмет, приобретённые им случайно, благодаря доброте или простодушию. Сходные условия древней жизни разных народов породили сходство сюжетов волшебных сказок: мачеха и падчерица, три царства и др.

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Художник Г. Бедарев

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Художник Г. Бедарев

В новеллистических сказках изображаются события авантюрного характера, для них характерно неожиданное разрешение бытовой ситуации. Главный герой новеллистической сказки - мужик, парень, работник, солдат, его оппонентом может быть как человек (упрямая и глупая жена, поп, купец), так и мифическое существо (чёрт, смерть), в противостоянии которым герой проявляет хитроумие, смекалку, ловкость, прибегает к обману. Наиболее распространены сюжеты о женитьбе/замужестве, состоявшемся благодаря хитрым уловкам со стороны героя, об исправлении характера злой жены, об одурачивании чёрта, о смерти жадного или глупого хозяина, на которого работает герой, о противостоянии героя разбойникам, о мудрых поступках или фразах, которые не сразу оказываются понятыми.

Сказки о животных отразили наиболее древние представления, в частности тотемизм. В основе их новеллистического сюжета также лежит ситуация обмана, проявление хитрости или ловкости, противостояние глупости и ума, силы и слабости. Однако персонажи сказок о животных - звери и птицы. Они живут, говорят и действуют как люди, а иногда и наравне с людьми; например, в сказке «Вершки и корешки» мужик обманывает медведя. Каждое животное воплощает в себе определённую сторону человеческого характера или человеческий тип: лиса хитрая и ловкая, заяц честный, трусливый и нередко глупый, медведь сильный и простодушный и т. д.

Специфически детские сказки характеризуются значительно более простым сюжетом, меньшим числом персонажей и эпизодов, в их основе часто лежит приём кумуляции - повтора однотипных эпизодов с небольшими изменениями (сказки про репку, про теремок и др.).

Все разновидности сказок отличает ирония не только по отношению к героям, но и по отношению к самим рассказчикам и слушателям.

СКАЗУЕМОЕ

СКАЗУ́ЕМОЕ главный член предложения, означающий событие. Выражается глаголом (простое глагольное сказуемое), а также существительным, прилагательным, наречием (составное именное сказуемое); ср.: Он тоскует/Он в тоске/Год был удачный. Составное глагольное сказуемое включает модальное слово и инфинитив: Он хотел уехать.

Предыдущая страница Следующая страница