Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕВ")

РАБЛЕ

РАБЛЕ́ (Rabelais) Франсуа (1484, близ Шинона - 1553, Париж), французский писатель.

Ф. Рабле

Ф. Рабле

Родился в небогатой семье. Получил энциклопедическое образование при монастыре. Пережил много перемен: был монахом-францисканцем, потом бенедиктинцем, порвал с монашеством, посещал университеты и занимался медицинской практикой, снова оказался в монастыре в должности каноника, приблизился ко двору Франциска I, бежал из столицы от церковного преследования. Постоянной в жизни Рабле была борьба с догматиками католической церкви и богословскими кругами Сорбонны. При жизни писателя церковь прокляла его сочинения и запретила их, французский парламент приговорил их к сожжению.

Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гравюра Г. Доре

Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гравюра Г. Доре

Пять книг составляют единое произведение - роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Страшные и ужасные деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великана Гаргантюа» (1532), «Неописуемая жизнь великана Гаргантюа, отца Пантагрюэля» (1534), «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1546), «Четвёртая книга» (1552) и вызывающая сомнения в авторстве Рабле «Пятая книга» (1564, посмертное издание). Вначале Рабле использовал одну из популярных народных легенд о великане Гаргантюа, но потом создал оригинальный сюжет. Две первые книги описывают рождение и воспитание Пантагрюэля, начало его путешествий, военные подвиги его отца. Уже в них видна антицерковная направленность сатиры, а в образах великанов-королей, особенно Гаргантюа, представлен политический идеал просвещенного монарха. В следующих книгах Пантагрюэль вместе со своим спутником - ловким плутом Панургом путешествуют к оракулу Священной Бутылки в поисках ответа на вопрос, следует ли Панургу жениться. Выбор путешествия в качестве сюжетной основы дал Рабле возможность сатирически изобразить разные стороны общественной жизни, сословия: твердолобых монахов, лжеучёных, продажных судей, тиранов-параноиков и т. д. Утопической картиной идеального общества является Телемская обитель, своеобразный антимонастырь, послушники которого обязаны наслаждаться свободной жизнью.

Своеобразие романа в соединении злободневной сатиры и народного площадного юмора. В шутках персонажей, в смешных сценах автор гиперболизирует телесную сторону жизни, связанную с плотской любовью, едой, питьём и прочими функциями организма, потому что цель его сатиры - осмеять навязанный обществу церковными мракобесами телесный и умственный аскетизм, ограничивающий познание. Роман явился энциклопедией пародийных литературных жанров. В его сюжете заметны традиционные мотивы и композиционные приёмы рыцарских романов Cредневековья, а внутри вывернутого наизнанку рыцарского сюжета смешиваются историческая хроника, фаблио, фарс, ученый комментарий, бытовой анекдот и т. д. Роман повлиял на М. Сервантеса, Дж. Свифта, Л. Стерна.

РАДЗИНСКИЙ

РАДЗИ́НСКИЙ Эдвард Станиславович (р. 1936, Москва), русский писатель. Родился в семье литератора. В 1959 г. окончил Московский государственный историко-архивный ин-т. Первая пьеса - о русском индологе и просветителе Герасиме Лебедеве «Мечта моя, Индия» (1955). Среди ранних пьес, принёсших Радзинскому известность, «Восемь дней недели» (1961), «Снимается кино» (1965), «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968; др. название «О женщине»), «Она в отсутствии любви и смерти» (1975). В центр пьес Радзинский ставит эмансипированную, часто одинокую, поглощённую бытовыми неурядицами женщину, мечтающую об иной, духовно богатой жизни, о тонких возвышенных чувствах. Проникновением в тайные глубины женской психологии отличаются пьесы «Спортивные сцены 1981 года» (1986), «Я стою у ресторана» (1988; др. название «Убьём мужчину?»), «Наш Декамерон» (1988). На историческую тему написаны пьесы «Беседы с Сократом» (1970), «Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина» (1978), «Театр времён Нерона и Сенеки» (1982). Радзинский опубликовал повести «Капитан Солнцев» (1969), «Монолог о браке» (1970; позднее переделана в пьесу). Живой юмор, острая наблюдательность, соседствующие с горестью и грустью, болью за несовершенство мира и человека характерны для исторической прозы писателя: «Николай II: жизнь и смерть» (1982), «Последняя из дома Романовых: Повести в диалогах» (1990), «Любовь в галантном веке» (1995), «…И сделалась кровь» (1996), «Сталин» (1997), «Гибель галантного века» (1998), «Кровь и призраки русской смуты» (1999), «Княжна Тараканова» (1999), «Распутин» (2000), «Игры писателей (Потаённый Бомарше)» (2001), «Наполеон: Жизнь после смерти» (2002). Заслуженную славу снискал Радзинский как киносценарист: «Улица Ньютона, дом 1» (1963), «Ещё раз про любовь» (1968), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «Чудный характер» (1970). Радзинский ведёт авторские циклы телепередач «Театральный роман», «Любовь в галантном веке», «Загадки истории».

РАДИЩЕВ

РАДИ́ЩЕВ Александр Николаевич (1749, Москва - 1802, Санкт-Петербург), русский писатель, философ.

А. Н. Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 18 в.

А. Н. Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 18 в.

Учился в Лейпцигском ун-те, где сформировался его метод: соединение сентиментальности и боевого радикального духа, что нашло отражение в ранних прозаических произведениях «Дневник одной недели» (1773) и «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» (1789). Перевёл трактат французского философа Г. Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), в примечании к которому дал оценку самодержавию как форме правления: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Этой теме посвящена ода «Вольность» (1781-83), которая, подобно одам М. В. Ломоносова, написана четырёхстопным ямбом, состоит из 10-строчных строф и изобилует словами, принадлежащими к «высокому штилю». Однако по своему содержанию она резко отличается от произведений Ломоносова: Радищев не хвалит, а обличает и утверждает право народа на цареубийство, если презревший Божий закон царь «зрит» в нём «лишь подлу тварь». Ода «Вольность» вошла в состав главного произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), эпиграф к которому тоже даёт оценку самодержавию: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (слова из «Телемахиды» В. К. Тредиаковского). Избранный жанр позволяет Путешественнику Радищева проехать по России и убедиться, что «покоя рабского под сенью/Плодов златых не возрастёт». Герой отправляется из Петербурга благонамеренным подданным, а прибывает в Москву убеждённым революционером. Книга стала ярким публицистическим выступлением, но стремление к архаизации языка затрудняло восприятие мыслей автора. Радищев смог опубликовать свою книгу анонимно, но сразу после публикации началось судебное расследование, выявившее автора. Екатерина II обвинила Радищева в том, что он «бунтовщик хуже Пугачёва» и «надежду полагает на бунт от мужиков», и сослала писателя в Сибирь. Павел I по восшествии на престол вернул Радищева из Сибири, а по воцарении Александра I он был призван на государственную службу. Написанные после ссылки стихотворения «Осмнадцатое столетие», «Сафические строфы», «Идиллия» свидетельствовали о пересмотре писателем прежних литературных позиций. Новые художественные поиски выразились в незаконченных поэмах «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В Петербурге в своих проектах юридических реформ Радищев вновь выступил за уничтожение крепостного права. Опасаясь новых репрессий, писатель покончил с собой.

"РАЗБИТОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

"РАЗБИ́ТОЕ ПОКОЛЕ́НИЕ" «битники» (англ. beat generation), литературное и молодёжное движение в США сер. 1950-х - нач. 1960-х гг. Выступали за добровольную бедность, свободную любовь, отрешённость от социальных проблем, против материального преуспевания, стандартизации личности, ханжества и насилия. Термин «разбитое поколение» принадлежит прозаику Дж. Керуаку, которого называли «королём "битников"». Наряду с ним идеалы «разбитого поколения» в литературе воспевали поэты А. Гинзберг, Л. Ферлингетти. Для литературы этого движения характерны бессюжетное повествование, свободный стиль, шокирующая лексика, натуралистичные описания.

РАЗВЯЗКА

РАЗВЯ́ЗКА элемент сюжета, в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображённые в произведении. Как правило, развязка даётся в конце произведения, но в тех случаях, когда внешнее действие играет второстепенную роль, она переносится в середину и даже в начало повествования: «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого, «Лёгкое дыхание» И. А. Бунина, «Смерть героя» Р. Олдингтона. Развязка может быть трагичной («Гамлет» У. Шекспира, «Гроза» А. Н. Островского, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого) или благополучной («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Лес» А. Н. Островского, «Собачье сердце» М. А. Булгакова). Она может быть неожиданной или мотивированной всем ходом развития действия, правдоподобной или нарочито искусственной и условной: «Тартюф» Мольера, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Роковые яйца» М. А. Булгакова. В соответствии с авторским замыслом многие произведения лишены развязки и имеют так называемый открытый финал: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дар» В. В. Набокова.

"РАЗГРЕБАТЕЛИ ГРЯЗИ"

"РАЗГРЕБА́ТЕЛИ ГРЯ́ЗИ" (англ. «Muckrakers»), группа американских писателей, публицистов, учёных, выступавшая с резкой критикой американского общества, особенно активно в 1902-17 гг. Главой группы был публицист Дж. Л. Стеффенс. Основная тема выступлений «разгребателей грязи» - критика правительства и общества за их несоответствие принципам демократии. «Разгребателями грязи» эту группу назвал президент США Т. Рузвельт в 1906 г., по ассоциации с одним из персонажей романа английского писателя Дж. Беньяна «Путь паломника», который возится в грязи и не замечает неба над головой. В литературе американского критического реализма (С. Льюис, Э. Синклер, Т. Драйзер) выразились социально-обличительные тенденции «разгребателей грязи».

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ

РАЗМЕ́Р СТИХОТВО́РНЫЙ абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки отдельного стихотворного текста. Размер определяют в зависимости от системы стихосложения. В силлабике - по постоянному числу слогов, составляющих каждый стих (например, тринадцатисложник). В силлабо-тонике - по постоянному числу стоп конкретного метра во всех строках текста или в тех, что занимают определённые позиции в каждой его строфе (например, ямб 4-стопный или чередование 4-стопного и 3-стопного хорея). В тонике размер определяют по постоянному числу ударений (например, дольник 3-ударный или 4-ударный).

РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

РАЗНОСКЛОНЯ́ЕМЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ имена существительные, в словоизменении которых объединяются окончания разных типов склонения. Так, существительные путь и 10 имён типа время изменяются по 3-му склонению (как соль), кроме формы творительного падежа (путём, временем - по 2-му склонению).

РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

РАЗНОСПРЯГА́ЕМЫЕ ГЛАГО́ЛЫ глаголы, личные формы которых используют окончания 1-го и 2-го спряжения. Эти немногочисленные глаголы (хотеть, бежать и их производные) доставляют определённые трудности говорящим: хочет (не хотит!), хотим (не хочем!), бежим (не бегим!). Особые формы спряжения у глаголов есть, дать и их производных.

РАЙНИС

РА́ЙНИС (Rainis) Ян (настоящее имя Янис Плиекшанс; 1865, хутор Варславаны Курляндской губ. - 1929, Рига), латышский поэт. Сын сельского арендатора. В Рижской городской гимназии начал заниматься переводами народных песен и стихотворений крупнейших поэтов мира, сам пробовал сочинять стихи. Учился на юридическом ф-те Петербургского ун-та. Сблизившись с прогрессивной латышской интеллигенцией, соприкасавшейся с революционным движением русских студентов, начинает общественно-литературную деятельность, выступая с сатирическими стихами и статьями. В 1905-20 гг. находился в эмиграции в Швейцарии, вернувшись в Латвию, стал директором Национального театра в Риге (1921-25), в 1926-28 гг. занимал пост министра просвещения Латвии.

В огромном литературном наследии Райниса более 30 книг стихов, переводы (в т. ч. перевод «Фауста» И. В. Гёте), 14 пьес. Лирика Райниса, соединяющая социальные мотивы и общечеловеческие чувства, чрезвычайно богата и многогранна по тематике. Откликаясь на революционные события, он писал политические стихи, использовал национальный фольклор («Королевна», «Крестьянин» и др.), воссоздавал образы природы («Стоны моря», «Печальная берёза»). Основные произведения Райниса: сборники стихов «Далёкие отзвуки синим вечером» (1903), «Новая сила» (1907), пьесы «Индулис и Ария» (1911), «Вей, ветерок!» (1913), «Иосиф и его братья» (1914) и др.

"РАМАЯНА"

"РАМАЯ́НА" (письменная редакция - 2 в. н. э.), классическая древнеиндийская эпическая поэма, написанная на санскрите. Состоит из 24000 шлок (двустиший) и поделена на 7 книг. В основе сюжета лежит описание жизни царевича Рамы, отправившегося во исполнение сыновнего долга в длительное изгнание в лес, и повествование о похищении его жены Ситы десятиглавым оборотнем Раваной и о победе Рамы и его сторонников в битве с врагом и преданной ему армией демонов. Эпос составляет часть священного учения индуистов (Рама - это земное воплощение бога Вишну), а его авторство приписывают поэту Вальмики, по преданию изобретшему первую шлоку.

РАСИН

РАСИ́Н (Racine) Жан (1639, Ферте-Милон, графство Валуа - 1699, Париж), французский драматург.

Ж. Расин

Ж. Расин

Рано остался сиротой, учился при янсенистском (особое религиозное течение внутри католицизма) монастыре Пор-Рояль. Родственники представили Расина ко двору, и он начал литературную карьеру со стихотворений, прославляющих королевскую чету («Нимфа Сены», 1660; и др.) Первые трагедии были написаны на сюжеты древнегреческой мифологии и истории: «Фиваида» (1664), «Александр Великий» (1665). В них молодой драматург соревновался с П. Корнелем, признанным тогда классиком жанра. В отличие от героико-политической трагедии Корнеля, Расин утвердил во французской литературе тип любовно-психологической трагедии, героическому «римскому характеру» противопоставил трагический «греческий характер» своих героев. Расин чётко придерживался классицистического (см. Классицизм) правила «трёх единств», но не нарушал правдоподобия, естественно и органично сочетая силу воображения и строгость формы и стиля. Трагедии на античные сюжеты «Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Береника» (1670), «Баязет» (1672), «Митридат» (1673), «Ифигения» (1674) принесли Расину большой успех. Трагедия «Федра» (1677), которую последующие поколения считали шедевром, не получила признания у современников. Лишь позднее стала очевидна глубина трагического психологизма Расина, представившего образ Федры как отражение янсенистского видения изначальной греховности человека и его неспособности побороть роковые влечения. Хотя персонаж трагедии не умеет преодолеть свои влечения, он аналитически ясно отдаёт себе в них отчёт; бурные эмоции отлиты в трагедии в безукоризненно чёткий александрийский стих, «поразительно величавый и стройный» (А. И. Герцен). В 1672 г. Расин был избран членом Французской академии, с 1677 г. занимал должность придворного историографа. Написал комедию «Сутяги» (1668); две трагедии на библейские сюжеты: «Эсфирь» (1689) и «Гофолия» (1691); «Духовные песни» (1694) - переложение текстов Ветхого Завета и посланий апостола Павла. Трагедии Расина оказали огромное влияние на развитие жанра в Европе и России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков).

РАСПУТИН

РАСПУ́ТИН Валентин Григорьевич (р. 1937, пос. Усть-Уда Иркутской обл.), русский прозаик. Окончил историко-филологический ф-т Иркутского ун-та, работал специальным корреспондентом на крупнейших стройках 1960-х гг. Дебютом Распутина в прозе был рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…» (1961), в котором развенчивается бюрократическое отношение к человеческой жизни. В 1966 г. вышли сборники рассказов и очерков «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Рассказ «Уроки французского» (1973) во многом носит автобиографический характер - взрослый человек с высоты своей гражданской, социальной зрелости мысленно прослеживает ступени своего восхождения к знаниям.

В. Г. Распутин

В. Г. Распутин

Наибольший интерес вызвали повести Распутина. В повести «Деньги для Марии» (1967) писатель ставит персонажей перед событием, выявляющим их нравственную ценность, и говорит о сохранении традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни. Повесть «Последний срок» (1970), как одно из центральных произведений «деревенской прозы», ставит вопрос о распаде родовых связей: растворение, «рассасывание крестьянской семьи», отчуждение людей друг от друга, от дома, от земли, на которой родились и выросли, Распутин осмысляет как глубоко тревожную ситуацию. О неотделимости индивидуальной и общенародной судьбы, об ответственности человека за свой выбор и о невозможности счастья, которое противоречит родовой морали, рассказывает повесть «Живи и помни» (1974). В повести «Прощание с Матёрой» (1976), писатель создаёт образ народной жизни с её этикой, философией, эстетикой. Старуха Дарья, олицетворяющая народный характер, укоряет тех, кто забыл прошлое, взывает к возрождению таких извечных понятий, как совесть, доброта, душа, разум, с помощью которых человек сохраняется как личность.

Рассказы «В ту же землю», «Женский разговор» (оба - 1995), «Нежданно-негаданно» (1997), «Изба» (1999) принадлежат к «постдеревенской прозе». В них Распутин описывает «тревогу бедных деревень», русский национальный характер. Ёмким образом нравственных представлений о взаимосвязи людей становится словосочетание «общий организм» (рассказ «В ту же землю»). Образ выстоявшей избы в рассказе «Изба» становится символом России. В рассказах «Россия молодая», «В одном сибирском городе» (оба - 1994), «В больнице» (1995), «Новая профессия» (1998) Распутин анализирует внутренний мир городской интеллигенции.

"РАССЕРЖЕННЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ"

"РАССЕ́РЖЕННЫЕ МОЛОДЫ́Е ЛЮ́ДИ" или «Сердитые молодые люди» (англ. «Аngry young men»), группа английских писателей 1950-х гг., выступавших против неравенства, лжи и лицемерия общества. В группу входили Дж. Уэйн, К. Эмис, Дж. Брейн. Название группы восходит к автобиографической книге Л. А. Пола «Рассерженный молодой человек». Наиболее известное произведение «Рассерженных молодых людей» - пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (1956), герой которой произносит негодующие монологи о современном обществе и о людях вообще. Обычно герой произведений «Рассерженных молодых людей» - молодой человек, получивший высшее образование, но не находящий себе места в обществе, недовольный работой, семьёй, выражающий свой протест экстравагантными выходками. В США сходное мироощущение имели «битники» («Разбитое поколение»).

РАССКАЗ

РАССКА́З малая форма эпического рода литературы; небольшое по объёму прозаическое произведение. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел. Новелла отличается от рассказа динамичностью построения и, как правило, неожиданной развязкой сюжета. В зависимости от содержания различаются рассказы двух видов: новеллистического и очеркового типа. В основе рассказа новеллистического типа лежит некий случай, раскрывающий становление характера главного героя. Такие рассказы фиксируют либо момент, изменивший мировосприятие героя, либо несколько событий, приведших к этому моменту: «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Невеста» и «Ионыч» А. П. Чехова, «босяцкие» рассказы М. Горького. Рассказ такого типа восходит к литературе Возрождения, где множество рассказов новеллистического типа объединялись в более крупное произведение: так построены «Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера. Рассказ очеркового типа фиксирует некое состояние мира или общества, его задача - показать не ключевой момент, а обычную, нормальную жизнь какой-либо группы людей или одного человека, выбрав для этого наиболее типичный момент: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, «Конармия» И. Э. Бабеля. Такие рассказы часто входят в состав более крупного произведения, разворачивающего нравоописательную картину, часто с сатирическим пафосом; напр., у Дж. Свифта, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рассказ может соединять обе тенденции: автор использует новеллистическую форму для нравоописательного содержания; напр., «Муму» И. С. Тургенева, «Смерть чиновника» А. П. Чехова и т. д.

Среди рассказов выделяются детективные и фантастические. В детективных рассказах описывается какое-либо криминальное происшествие, их сюжет основан на поисках преступника. Часто писатели создают циклы детективных рассказов, объединённых сквозным героем: напр., Шерлок Холмс у А. К. Дойла или Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи. Фантастические рассказы помещают действие в вымышленный мир (будущее или другая планета), показывая жизнь героев среди технических новинок в условиях практически неограниченных возможностей, напр. фантастические рассказы Р. Брэдбери.

В русской литературе рассказ - один из самых распространённых жанров 19-20 вв. В 20 в. возник жанр т. н. «женского» рассказа (В. С. Токарева, Д. Рубина), представляющего собой эпизод из жизни героя, раскрывающий его психологию, а через неё - психологию всех современных людей. По содержанию он тяготеет к роману, но по объёму и форме остаётся рассказом.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИ́ЗМ (позднелат. realis - вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни. Литература для реализма - средство познания человека и мира, поэтому он стремится к широкому охвату жизни, освещению всех её сторон без ограничения; в центре внимания - взаимодействие человека и социальной среды, влияние условий общества на формирование личности.

Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далёким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.

Реализм в узком смысле сформировался как направление в 19 в. Следует отличать реализм как метод от реализма как направления: мы можем говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о манере отражения действительности в их произведениях.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространённой точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого - изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим её обществом, - так называемого романтического героя. Это был шаг вперёд по сравнению с условностью изображения людей в классицизме и сентиментализме - направлениях, предшествующих романтизму. Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19 в. трудно провести чёткую границу: произведения используют и романтические, и реалистические приёмы изображения: «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, романы Стендаля, В. Гюго и Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма - типизация, изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Эта установка предполагает, что герой концентрирует в себе свойства эпохи и той социальной группы, к которой он принадлежит. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» - яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового.

Вскоре реализм разрывает с романтической традицией, что воплощается в творчестве Г. Флобера и У. Теккерея. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Этот этап принято называть критическим реализмом - вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мёртвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Авторы по-разному решают свою задачу. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мёртвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Так, в «Мёртвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов - мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность; Собакевич - тяжеловесность и медлительность и т. д. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишён утверждающего начала. Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с её тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари - человеку, мыслящему шаблонами. Другая важная особенность критического реализма - внимание к социальной среде, сформировавшей характер персонажа. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян, их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны, и угодливость, жестокость, глупость - с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861 г. Верность действительности в качестве главного параметра оценки произведения выдвигал уже В. Г. Белинский при разработке теории натуральной школы. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать?», ответившего на многие вопросы современников).

Зрелый этап развития реализма связан с творчеством писателей второй половины 19 в., прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В европейской литературе в это время наступил период модернизма и принципы реализма использовались в основном в натурализме. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа. Открытием Ф. М. Достоевского признаётся полифония - умение сочетать в произведении различные точки зрения, не делая ни одну из них доминирующей. Сочетание голосов героев и автора, их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды. Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого - изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Так, изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны, и один из переломных моментов его мировосприятия - Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812 г.

На рубеже 19 и 20 вв. реализм переживает кризис. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой - показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты - так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка). Преобладающим течением в литературе начала 20 в. становится символизм (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). После революции 1917 г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20 в. (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу, и ориентацию на равенство всех людей. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, Я. Гашека. Основным мотивом произведений социалистического реализма считали развитие личности человека-борца, его самосовершенствование и преодоление трудностей. В 1930-40-е гг. социалистический реализм окончательно приобрёл догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Гроссман, Б. Л. Васильев). С 1960-х гг. литература в СССР стала отходить от социалистического реализма, хотя многие писатели придерживались принципов классического реализма.

РЕАЛИЯ

РЕА́ЛИЯ (позднелат. realis - вещественный, действительный), предмет, явление или понятие, характерное для уклада жизни, культуры того или иного народа или эпохи. В литературе реалии упоминаются для придания местного и исторического колорита (напр., употребление географических названий в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова; упоминание о Секретнейшем Союзе в речи Репетилова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Наиболее часто используются географические, этнографические, бытовые, исторические и фольклорные реалии (упоминания о деталях быта, о титулах и званиях, о географических названиях и пр.).

РЕВЮ

РЕВЮ́ (франц. revue - обозрение), театральное представление, в котором выступления артистов разных жанров (оперетты, балета, кабаре, варьете) соединены общим сюжетом. Возникло в 1830-х гг. в Париже. Обычно исполняется в мюзик-холлах. Сейчас термин «ревю» приобрёл значение обозрения, особенно в названиях газет и журналов: «АвтоРевю».

Предыдущая страница Следующая страница