Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛА"-"ПОМ")
ПЛАТО́Н (Platon) (427 до н. э., Афины - 347 до н. э., там же), древнегреческий философ, писатель. Происходил из старинного аристократического рода. Был всесторонне одарён с молодости (драматург, поэт, музыкант, живописец). В 407 г., став учеником Сократа (одного из родоначальников диалектики как метода познания истины), оставил все занятия, кроме философии. После смерти Сократа в 399 г. уехал из Афин и много путешествовал, посетил Италию и Сицилию. Ок. 387 г. основал в Афинах философскую школу - Академию (расположенную рядом с гробницей мифического героя Академа). Платон оказал большое влияние не только на становление философии, но и на развитие литературы. До нас дошли 13 писем (подлинность большей их части сомнительна), «Апология Сократа» (фиктивная речь в защиту учителя, казнённого по обвинению в «поклонении новым божествам» и «развращении юношества»), более 30 диалогов («Федон», «Пир» и др.). Платон первым применил форму диалога для изложения философского и политического учения, создав литературный жанр диалога и доведя его до художественного совершенства. Вклад Платона во всемирную литературу связан ещё и с введением в мировую культуру множества тем и образов, напр. образа Сократа (самое полное изложение сократической диалектики и биографических сведений об этом мыслителе - в диалогах Платона), а также с мифотворчеством: многие мифы, изложенные в диалогах Платона, заняли прочное место в сознании человечества. Таковы миф об Атлантиде - островном государстве, погибшем в результате природной катастрофы (его можно считать одним из прообразов многочисленных утопий последующих времён); миф о тёмной пещере, которую люди созерцают вместо солнечного света, принимая за вещи лишь их бледные отражения - тени; миф об Эросе - воплощении вселенской любви (диалог «Пир»). |
ПЛАТО́НОВ Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов; 1899, Воронеж - 1951, Москва), русский прозаик, драматург, публицист.
А. П. Платонов Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова, от имени которого и образовал позже литературный псевдоним. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. С 15 лет работал: был помощником машиниста, литейщиком, электротехником. Автобиографический материал о детстве ляжет в основу рассказов, написанных в 1930-е гг.: «Семён», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын». Мироощущение юного Платонова, его взгляд на человека в мире людей раскрывает следующее признание: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается. А не само родится (…) И теперь исполняется моя долгая упорная мечта - стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей - я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце (…) Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. (…) Быть человеком (…) - редкость и праздник!» В 1918-22 гг. учился в воронежском политехникуме. В литературной жизни Платонов участвует с 1918 г.: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах. В статьях «О науке», «Ремонт земли», «Культура пролетариата» (все - 1920), «Душа мира» (1922) прослеживается органичность творческого поведения Платонова, стремление «разметать опасности, тревоги, катастрофы», угрожающие жизни. В эти годы он увлекается трудами философа-утописта Н. Ф. Фёдорова, верящего в возможность «воскрешения отцов» и бессмертие, видящего причину вражды между людьми в «смертоносной силе природы». Увлечение трудами учёного, его работой «Философия общего дела» отражается в статье Платонова «О науке», в его прозе. В повести «Котлован» героями прямо ставится вопрос: «Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей?» В романе «Чевенгур» тот же вопрос - «…зачем же мы будем мёртвыми лежать?» - будет задан герою Саше Дванову во сне отцом, любопытным рыбаком, который поторопился узнать «тайну посмертной жизни». В 1922 г. Платонов пишет статью «Равенство в страдании» о голоде в Поволжье, призывает чужую беду переживать как свою, помнить о том, что «человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо», что «человечество - организм». В 1922 г. выходит книга стихотворений «Голубая глубина». В 1923-26 гг. Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии; в 1926 г. переезжает в Москву. Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творчестве писателя. Он пишет повести «Епифанские шлюзы» (1926), «Эфирный тракт» (1927), «Город Градов» (1927), «Строители весны» (1927; первая ред. романа «Чевенгур»), «Ямская слобода» (1927), «Сокровенный человек» (1927); пьесу «Шарманка» (1930), трагедию «14 красных избушек» (1931, опубл. в 1988) о страшном голоде в крестьянской России. В 1933 г. приступает к работе над романом «Счастливая Москва». В 1934 г. Платонов с группой писателей посетит Туркмению, результатом поездки станет повесть «Джан» и рассказ «Такыр». В этот период Платоновым написаны роман «Чевенгур» (1927-29), повести «Котлован» (1929-30), «Ювенильноеморе» (1931), «Впрок» (1929-30), рассказы «УсомнившийсяМакар» (1929), «Мусорный ветер» (1934), «Лунная бомба» (1926); философский очерк «Че-Че-О». Вершины художественного творчества писателя - «Чевенгур», «Ювенильное море», «Котлован», «Счастливая Москва» - не будут опубл. при жизни писателя. 1927 г. - год яркого дебюта Платонова. В Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов писателя «Епифанские шлюзы», в 1928 г. в Москве выходит книга «Сокровенный человек». О Платонове говорят как о зрелом мастере слова. Однако после публикации сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар», повести «Впрок», очерка «Че-Че-О», раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии в обществе, Платонова подвергают жестокой критике, наклеивают ярлык «классового врага», «правоуклониста». На какое-то время писатель «изъят» из литературы, его произведения перестают печатать. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три небольших рассказа - «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему». В 1937 г. вышла книга «Река Потудань», в которую вошли семь лучших рассказов: «Фро», «Река Потудань», «Бессмертие», «Третий сын», «Глиняный дом в уездном саду», «Семён», «Такыр», написанных в 1934-36 гг. В годы Великой Отечественной войны Платонов работал военным корреспондентом газеты «Красная звезда» в действующей армии. За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотворённые люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Опубл. в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти. В 1947 г. вышли две книги сказок Платонова: «Башкирские народные сказки» под редакцией М. А. Шолохова (1947) и «Волшебное кольцо» (1949). Незаконченной осталась пьеса-мистерия «Ноев ковчег» (1951, впервые опубл. в 1993). Проза Платонова носит философский характер. В романе «Чевенгур», в повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Епифанские шлюзы», «Сокровенный человек» писатель проверяет привнесённые новым строем идеи народным умом и опытом, национальным бытием. «Ликвидировали?! - говорит в повести «Котлован» «рассудительный мужик», не захотевший вступить в колхоз, выброшенный из своего дома при раскулачивании. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный человек!» «Котлован» - антиутопия. Предметом изображения писателя становится сознание строителей, одурманенное классовыми идеями, классовой нетерпимостью, противопоставленными общечеловеческим. Это трагическое произведение о заблуждении людей, несумевших реализовать свои мечты в согласии с мирозданием. Показательна ёмкая фраза: «Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришёл проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и думал о сплошной коллективизации». Своеобразие художественного мастерства писателя заключается в ярко индивидуальной манере письма, умелом использовании изобразительных средств языка, символов, легенд, притч, реминисценций, вставных новелл, снов, описания природы, юмора, иронии, гротеска для постановки философских, этических, социальных проблем. Взрослые и дети в прозе писателя обладают философским мышлением, они стремятся осмыслить мир и себя в мире, размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык в прозе писателя выступает как одна из форм жизни, в которой проявляется осмысляющее мир сознание. Особое место в прозе Платонова занимают рассказы. В рассказах «Родина электричества», «Бессмертие», «Третий сын», «Возвращение», «Фро» раскрывается сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны. Сюжетная структура большинства произведений писателя связана с мотивом странствия, передвижения в пространстве, с темой железной дороги, с образом поезда, с раздвижением рамок сознания героев. Творческое наследие Платонова многогранно. Большой интерес вызывают его критические статьи и рецензии: «Пушкин - наш товарищ» (1937), «Пушкин и Горький» (1937), «В. Г. Короленко» (1940), «Размышления о Маяковском» (1940), «Анна Ахматова» (написана как рецензия на книгу А. А. Ахматовой 1940 г. «Из шести книг. Стихотворения», впервые опубл. в 1966), «Рассказы А. Грина» (1938) и др. Замысел писателя издать книгу «Размышления читателя», где были бы собраны все критические статьи, в предвоенные годы остался нереализованным. Она была издана в 1970 г. Неподдельная чуткость Платонова к человеку, к его чувствам, переживаниям, к его боли и радости делает его произведения всегда современными. В. Г. Распутин уподобляет А. Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет». |
ПЛЕОНА́ЗМ (греч. pleonasmos - излишек), стилистическая фигура; вид амплификации, при котором не обязательно повторяется лексический элемент, но обязательно дублируется лексическое значение. Для этого авторы подбирают либо слова-синонимы, либо перифрастические обороты: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы» (А. С. Пушкин, «Борис Годунов»). Нарочитое применение автором плеоназма создает у читателя ощущение словесного избытка, нерационального многословия, заставляет обратить внимание на соответствующий отрезок речи. |
ПЛЕЩЕ́ЕВ Алексей Николаевич (1825, Кострома - 1893, Париж), русский поэт, прозаик. Родился в семье крупного чиновника. Не закончив курса в Санкт-Петербургском ун-те, в сер. 1840-х гг. активно включается в литературную жизнь столицы, знакомится с Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и другими начинающими в те годы писателями. Ранняя лирика Плещеева во многом ещё была связана с традициями романтической поэзии, однако уже в 1846 г. появляется стихотворение «Вперёд! Без страха и сомненья…», ставшее одним из самых популярных образцов революционной песенной лирики. За участие в революционном кружке М. В. Петрашевского Плещеев в 1849 г. был приговорён к расстрелу, который был в последний момент заменён на разжалование в рядовые. Только в 1856 г. поэту удалось дослужиться до офицерского чина и выйти в отставку. В 1850-60-е гг. Плещеев - активный участник литературной жизни. В 1861 г. появился сборник «Стихотворения», а в 1863 г. «Новые стихотворения». В целом лирика по тематике и образным средствам близка творчеству поэтов демократического лагеря. Многие современники также отмечали незаурядный талант Плещеева-переводчика, особенно лирики Г. Гейне. На протяжении всей своей долгой литературной деятельности Плещеев постоянно помогал начинающим писателям и поэтам, среди которых были В. М. Гаршин, С. Я. Надсон, А. Н. Апухтин, А. П. Чехов и др. В конце жизни, получив большое наследство, он основал несколько литературных фондов для помощи нуждающимся писателям. |
ПЛУТА́РХ (Plutarchos) (ок. 50, Херонея, Беотия - после 120), древнегреческий писатель.
Плутарх Главное сочинение Плутарха - т. н. «Сравнительные жизнеописания», биографии знаменитых греков и римлян (всего 50 биографий). Для многих поколений читателей книга Плутарха стала прежде всего занимательным чтением, источником сведений о древних героях и исторических анекдотов, но автор ставил перед собой иную цель - воспитательную: знакомство с биографиями великих людей должно было утвердить читателей в идеалах древней добродетели и внушить им представление о том, что удачи и несчастья людей связаны с их доблестями и пороками. Этой цели соответствует выработанная писателем схема биографии: он сравнивает двух героев - грека и римлянина, в чьих судьбах усматривает сходство (Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. п.), они описываются по строгому канону (рождение, воспитание, характер, деяния, смерть), а замыкает пару биографий сопоставление, где даётся оценка, прежде всего этическая, жизни героев. Относясь к биографии как к материалу, которым можно проиллюстрировать риторические схемы и философские (этические) положения, Плутарх иногда вольно обращается с историческими фактами, не укладывающимися в его концепцию, что, впрочем, не умаляет исторической ценности его жизнеописаний. Небиографические сочинения Плутарха (в основном философские и дидактические), объединены под названием «Моралии», это небольшие трактаты по вопросам этики и эстетики. |
ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н одна из первых форм романа, повествующая обычно о похождениях ловкого пройдохи, часто выходца из низов или, наоборот, опустившегося дворянина, авантюриста, попадающего в различные комические ситуации. Как правило, плутовской роман не имеет чёткой композиции, строится как хронологическое изложение событий, рассказ, воспоминания или записки самого героя. Плутовской роман появился в 16 в. в Испании, первым плутовским романом является анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса». Образ авантюриста-пикаро возник на почве феномена бродяжничества, охватившего всю Европу: культурные, экономические и социальные потрясения эпохи Возрождения приводили к тому, что многие люди не находили себе места в новом обществе и отправлялись на поиски удачи. Наибольшее развитие плутовской роман получил в Испании, в литературах других стран приёмами плутовского романа пользовались Д. Дефо, Г. Филдинг, Х. Я. К. Гриммельсгаузен, Ш. Сорель, П. Скаррон. В России к плутовским романам близки романы М. Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз», Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин». |
ПО (Poe) Эдгар Аллан (1809, Бостон - 1849, Балтимор), американский поэт, новеллист, литературный критик.
Э. А. По Представитель романтизма. Жизнь По была богата трагическими событиями и утратами близких, именно этим некоторые исследователи объясняют мрачный мир его творчества. По родился в семье странствующих актёров, родители умерли в течение двух лет после его рождения, оставив сиротами троих детей; Эдгар был усыновлён семьёй табачного торговца Аллана и оторван от брата и сестры (брат впоследствии умер совсем молодым, а сестра сошла с ума). Первая любовь писателя, мать его школьного друга, также умерла рано. По был ещё юношей, когда умерла его горячо любимая приёмная мать. Его молодая жена Вирджиния медленно угасала от туберкулёза и умерла в 1847 г. Писатель, не справившись с глубокой депрессией, совершил неудачную попытку самоубийства, пытался заглушить душевную боль алкоголем и наркотиками. В его стихах последнего года жизни (напр., в известной балладе «Аннабель Ли») возникает мотив загробной встречи с любимой. По стал классиком жанра новеллы, в творчестве писателя представлено множество её жанровых разновидностей: психологическая новелла («Сердце-обличитель», 1843), «хоррор», т. е. рассказ об ужасном событии («Падение дома Ашеров», 1839; «Маска Красной смерти», 1842), «энигма», т. е. рассказ о решении логической задачи («Золотой жук», 1843), детективная («Убийства на улице Морг», 1841; «Похищенное письмо», 1845), фантастическая («Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром», 1845), мистико-сатирическая новелла («Чёрт на колокольне», 1839). Некоторые из приведённых типов вошли в мировую литературу именно благодаря По. Так, его считают родоначальником детективной литературы. Лирику По отличают развёрнутые символы («Долина тревоги» и «Город среди моря», оба текста - 1831, авторская ред. - 1845), изображение мистически тёмного мира («Улялюм», 1847-49), необычная музыкальность («Колокола», 1849), напряжённые психологические сюжеты («Ворон», 1845). Поэт регулярно обращался к формам романтической баллады («Эльдорадо», 1849) и сонета («К моей матери», 1849), использовал акростих («Элизабет», 1829; «Загадка», 1847).
Иллюстрация к новелле Э. А. По «Убийство на улице Морг». Художник О. Бёрдсли В Америке По получил признание лишь после того, как его творчество оценили известные европейские литераторы, прежде всех - Ш. Бодлер. Лирика По оказала глубокое влияние на символизм (его стихами были увлечены С. Малларме, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт); психологизм его прозы привлекал Ф. М. Достоевского, интрига и логические загадки в приключенческих сюжетах - Ж. Верна, Р. Л. Стивенсона и А. Конан Дойла. В 20 в. мотивы По появляются у аргентинского новеллиста Х. Л. Борхеса; сюжет «Ворона» неоднократно воспроизводил рус. поэт Ю. Д. Левитанский. |
ПОБУДИ́ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ тип предложений, цель которых - побудить адресата к осуществлению действия; выражают просьбу, приказ, запрет, разрешение. Автор может включаться в число исполнителей: Присядем! В побудительных предложениях используются формы глагола (повелительное наклонение): Войдите! или имени - Воды! Тише! |
ПОВЕЛИ́ТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕ́НИЕ морфологическая категория спрягаемых (личных) форм глагола. Представляет событие как подлежащее осуществлению адресатом: Напиши! Выражается суффиксом - и- (реже без него) и для обозначения множественности постфиксом - те. Формы повелительного наклонения используются в побудительных предложениях. |
ПОВЕСТВОВА́НИЕ рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование - основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского. |
ПОВЕСТВОВА́ТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ тип предложений, цель которых - предъявить информацию адресату. Если эта информация преподносится как реальная, используются глаголы в изъявительном наклонении (Пошёл/идёт дождь), если как плод воображения автора - в условном (Дождик бы пошёл! Скорей бы потеплело!). |
ПО́ВЕСТЬ жанр эпического рода литературы. С формальной точки зрения находится между романом (большая форма) и рассказом (малая форма). Друг от друга эти формы отличаются объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести основная нагрузка ложится не на динамические, а на статические компоненты: важно не столько движение сюжета (что характерно, напр., для романа), сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния человека. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет или она ослаблена. Так строятся многие рус. повести - «Записки из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского, «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина. Также повесть - один из жанров древнерусской литературы. Следует отличать современную повесть, сложившуюся как жанр в 19 в., и древнерусскую повесть, название которой указывало в первую очередь на её эпичность. Повесть должна была о чём-то поведать («Повесть временных лет», «Повесть об Акире Премудром»), в отличие от более лирического слова. В литературе 19-20 вв. повесть тяготеет к романной форме, но сохраняет некоторые жанровые и тематические особенности. Так, напр., свободная связь между эпизодами приводит к тому, что повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и т. д. Центр художественного мира повести - не сюжет, а развёртывание многообразия мира, расширение картины во времени и пространстве. Так, напр., в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя даётся подробное описание всех деталей жизни пожилой семейной пары - Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны: «Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: „Батюшки, я зябну!" Для этого в повесть вводится рассказчик, смена впечатлений которого и создаёт возможность для показа различных аспектов жизни. Голос автора или рассказчика может выполнять свою роль в повести независимо от того, насколько реально он выражен. Так, литературоведы полагают, что очень важную роль авторский голос играет в повести „Жизнь Клима Самгина" М. Горького (несмотря на её размер, сам автор определяет её как повесть), хотя формально он выражен слабо. В рус. литературе термин «повесть» часто используется для обозначения цикла произведений, объединённых общей тематикой: напр., «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В этом случае значение слова «повесть» актуализирует свои древнерусские коннотации: повесть как то, что поведано кем-либо, один из древнейших устных жанров. В современной литературе повесть - распространённый жанр, но границы между повестью и романом всё больше стираются, сводясь к различию только по объёму. |
"ПО́ВЕСТЬ ВРЕМЕННЫ́Х ЛЕТ" летописный свод, созданный в нач. 12 в. (примерно в 1113, эта ред. летописи до нас не дошла), известны 2-я ред. (1116) в составе Лаврентьевской летописи и 3-я ред. (1118) в составе Ипатьевской летописи. Считается, что составителем первой ред. является монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» начинается с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя, что позволяет Нестору вписать историю Руси в мировую историю. История Русской земли начинается с 852 г. и доводится до 1117 г. Однако «Повесть…» - не только исторический, но и литературный памятник («цельной, литературно изложенной историей Руси» назвал её Д. С. Лихачёв).
Нестор-летописец. Скульптура работы М. М. Антокольского. 1889 г. Нестор не только рассказывает о событиях, но и описывает их. Напр., говоря о мести Ольги древлянам, летописец не ограничивается лишь констатацией факта. «Добри гости придоша», - приветствует Ольга послов. «Придохомъ, княгине», - отвечают древляне. «Добра ли вы честь?» - спрашивает княгиня у угодивших в яму послов. «Пуще ны Игоревы смерти», - отвечают всё понявшие простаки. А чуть дальше, в рассказе про спасение окружённых киевлян отроком, рассказывается, как он это сделал. |
ПО́ВЕСТЬ ДРЕВНЕРУ́ССКАЯ см. древнерусская повесть. |
ПОГОВО́РКИ малый жанр народной прозы, афористические выражения, образно характеризующие ситуацию или человека. В отличие от пословиц, не содержат законченного и оформленного суждения и включены обычно в структуру предложения. Нередко поговорки возникают в результате усечения пословиц. В основе поговорки лежат обычно аналогии, параллели с другими явлениями окружающего мира. Поговорки используются в живой речи и служат для её украшения, кроме того, они могут быть включены в другие повествовательные фольклорные жанры, напр. в сказки. |
ПОГО́ДИН 1. Михаил Петрович (1800, Москва - 1875, там же), русский историк, прозаик, драматург, издатель. Родился в семье крепостного, отпущенного с семьёй на волю в 1806 г. С детства обнаружил незаурядные способности к наукам и литературе. Окончив с отличием гимназию, в 1818 г. поступил на словесное отделение Московского ун-та. В университете проявил серьёзный интерес к изучению истории, написал критические «Замечания» на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. В сер. 1820-х гг. Погодин сближается с кружком «любомудров» - группой московских литераторов, пропагандировавших романтическую эстетику и немецкую философию. С «любомудрами» связана издательская деятельность Погодина 1820-х гг. - выпуск альманаха «Урания» (1826) и журнала «Московский вестник» (1827-30). В этих изданиях Погодин выступил как прозаик, опубликовав ряд повестей («Нищий», 1825; «Чёрная немочь», 1829; и др.), в которых традиции романтизма органично сочетаются с интересом к повседневности (описание быта купечества и крестьянства) и социальным протестом против крепостничества. В 1830 г. публикует историческую трагедию в стихах «Марфа, Посадница Новгородская», высоко оценённую А. С. Пушкиным. В 1830-40 гг. Погодин всё реже обращается к литературному творчеству, сосредоточившись преимущественно на научной и преподавательской деятельности. Начиная с 1841 г. издавал журнал «Москвитянин», в котором значительное место уделял публикации документов и памятников рус. истории. В 1850-70 гг. написал ряд исторических трудов, а также литературные мемуары, посв. А. С. Пушкину, А. С. Хомякову, В. Г. Белинскому и др. 2. Радий Петрович (1925, д. Дуплево Тверской обл. - 1993, Ленинград), русский прозаик, драматург. Родился в крестьянской семье, вырос в Ленинграде. Во время блокады работал слесарем, в январе 1943 г. ушёл на фронт, был разведчиком. В послевоенные годы работал лесорубом, грузчиком, корреспондентом радио, воспитателем в детском санатории. Погодин вступил в литературу в период «оттепели», на стыке 1950-60-х гг., когда восстанавливалась реальная рус. литература; происходила «реабилитация» репрессированных писателей. Сам Погодин отсидел в тюрьме 3 года за то, что публично вступился за А. А. Ахматову и М. М. Зощенко при обсуждении постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В недолгое время «оттепели» в Ленинграде сложилась группа талантливых детских писателей, лидером которой был Погодин. Эта группа заложила основы новой детской литературы, обращавшейся к частной жизни ребёнка, а не к общественным и политическим событиям. Литературный дебют Погодина - рассказ «Мороз» (1954). Первый сборник рассказов - «Муравьиное число» (1957). Поздние сборники повестей и рассказов - «Осенние перелёты» (1972), «Перейти речку вброд» (1979), «Лазоревый петух моего детства» (1982), «Живи, солдат!» (1985). Писатель умел доверительно, с уважением, на равных говорить с читателем-ребёнком, найти верную интонацию при исследовании сложных проблем. Он не избегает и темы любви, и взаимоотношений в семье, в детском коллективе, говорит о войне как о большом горе, страдании людей. Его книгам присущи юмор, игровое начало, умелое моделирование обстоятельств, создающих ситуацию выбора и побуждающих ребёнка размышлять о сложных этических проблемах, о многообразии мира, о правах и обязанностях человека. |
ПОДЛЕЖА́ЩЕЕ один из главных членов предложения. Обозначает основного участника событий и выражается формой именительного падежа. В этой роли выступают существительные (Мир потрясён), местоимения (Я рад), числительные (Вошли трое), инфинитив (Пить вредно), цельные словосочетания (Пролетела стая журавлей). |
ПОДРАЖА́НИЕ ЛИТЕРАТУ́РНОЕ 1) тип поэтических произведений (в периоды классицизма и романтизма), развивающих смысловые мотивы известного источника или в целом образцового творчества отдельного автора (напр., у А. С. Пушкина - «Подражание Корану», у Н. И. Гнедича - «Подражание Горацию»). 2) Оценочная категория, обозначающая творческую несостоятельность автора произведения, зависимость от чужого стиля, неумеренное использование заимствованных из чужого текста сюжетных мотивов и композиционных приёмов. |
ПОДТЕ́КСТ смысл, содержащийся в тексте неявно, не совпадающий с его прямым смыслом. Подтекст зависит от контекста высказывания, от ситуации, в которой эти слова произносятся. В художественной литературе подтекст часто возникает в диалоге. Напр., обмен репликами двух героев в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи» («Всё проходит. Всё забывается. - Всё проходит, да не всё забывается») непонятен без общего контекста рассказа: разговор происходит между барином и бывшей крепостной, когда-то любившими друг друга. Также подтекст может быть связан с исторической ситуацией, с временем создания художественного произведения. Напр., стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» становится понятным только для тех, кто осведомлён о декабристском восстании и последующей судьбе декабристов. Произведение часто содержит философский подтекст, соображения автора о мире, к которым он ведёт читателя не напрямую, а через сюжет произведения. Подтекстом в театре широко пользовались М. Метерлинк, А. П. Чехов (т. н. приём «подводных течений»), в прозе - Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй («приём айсберга» - подтекст более значителен, чем сам текст). |
ПОДЧИНЕ́НИЕ вид синтаксической связи. Предполагает зависимость одного компонента от другого. Выражается окончаниями и предлогами (словосочетание), союзами и местоимениями (сложное предложение); ср.: свежее молоко и Молоко, которое купили утром, скисло. При подчинении различают примыкание, управление, согласование. |
ПОЛЕВО́Й (настоящая фамилия Кампов) Борис Николаевич (1908, Москва - 1981, там же), русский прозаик. Отец будущего писателя был юристом, мать - врачом. Писать начал рано: в 12 лет написал первый очерк в «Тверскую правду». После окончания промышленно-экономического техникума работал сменным мастером на заводе, в то же время сотрудничал в молодёжной газете «Смена», в «Тверской правде». Свой творческий принцип - «Пишу без вымысла!» - Полевой изложил в дебютной книге публицистических новелл «Мемуары вшивого человека» (1927), написанной на основании материалов, которые могли стоить писателю жизни. По заданию главного редактора «Тверской правды» Полевой внедрился в группу уголовников под видом московского «вора в законе», раскрыл связи тверских преступников «на закате НЭПа» с руководителями некоторых партийно-советских учреждений.
Б. Н. Полевой В годы Великой Отечественной войны батальонный комиссар Полевой был корреспондентом газеты «Правда». В 1948 г. опубл. книгу былей-рассказов о Великой Отечественной войне «Мы - советские люди» (1948). Невыдуманными героями были и персонажи романа «На диком бреге» (1962), и герой самого известного произведения писателя «Повесть о настоящем человеке». Повесть была начата, когда Полевой как корреспондент газеты «Правда» присутствовал на Нюрнбергском процессе, и звершена за 19 дней и ночей. С её героем, молодым лейтенантом, лётчиком А. П. Маресьевым (в повести - Мересьев), Полевой познакомился летом 1943 г. во время битвы на Орловско-Курской дуге. Маресьев, самолёт которого был сбит в воздушном бою, более 16 суток ползком, с разбитыми ступнями, в тылу противника, по болотам добирался до партизанского отряда, был вывезен в Москву, после ампутации ног снова сел за штурвал истребителя. Образ Мересьева стал символом массового героизма советских людей. По мотивам «Повести о настоящем человеке» была написана пьеса с одноимённым названием; режиссёр А. Столпер снял в 1948 г. фильм, композитор С. Прокофьев написал оперу (постановка Большого театра, 1960). |
ПОЛЕЖА́ЕВ Александр Иванович (1804, по др. сведениям - 1805, с. Покрышкино (или - с. Рузаевка) Инсаровского у. Пензенской губ. - 1838, Москва), русский поэт. Незаконнорождённый сын богатого помещика, с детства испытал тяготы и невзгоды своего положения. С 1816 г. он обучается в Москве в гимназии, а с 1820 г. - на словесном отделении Московского ун-та. Здесь в кругу молодых вольнодумцев, возмущённых расправой Николая I с декабристами, Полежаев пишет поэму «Сашка» (1825-26), своеобразную пародию на только что вышедшую 1-ю главу «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, описывающую похождения героя в крайне сниженном виде. В «Сашке» поэт выразил своё презрение к сословным привилегиям и законопослушности. Распространение поэмы привело к следствию и суду, Полежаев, только что окончивший университет, был назначен унтер-офицером. Не желая смиряться, пытался бежать, чтобы ходатайствовать в Санкт-Петербурге о пересмотре дела, но вернулся в полк, где был приговорён к разжалованию в рядовые. В 1828 г. по новому делу провёл в одиночном заключении год в кандалах, заболел чахоткой, которая стала причиной смерти. В 1829-32 гг. Полежаев участвовал в сражениях на Кавказе (поэмы «Эрпели», 1830, и «Чир-Юрт», 1832), его произвели в унтер-офицеры, но в чине прапорщика, который позволил бы оставить службу, отказали. Потеряв надежду, Полежаев стал много пить, вновь самовольно покинул полк, за что был жестоко выпорот розгами. В сентябре 1837 г. его перевели в госпиталь, где он и скончался.
А. И. Полежаев Начинает Полежаев с традиционных тем: жизнь - поток быстротекущих дней («Наденьке», 1829; «Водопад», 1830 или 1831), жизнь человека строится по законам природы («Вечерняя заря», 1826; «Цепи», 1826-28): пятнадцать лет, напр., - время любви и взросления («Любовь», 1825). Но его герой нарушает эти нормы жизни: «Не расцвёл - и отцвёл в утре пасмурных дней» («Вечерняя заря», 1826). Различия между общим циклическим и индивидуальным линейным временем стираются; образ реки сменяется образом моря жизни, где человек - это пловец, челнок и т. п. («Песнь погибающего пловца», 1828?; «Море», 1831; «К моему гению», ?). Царём над всеми законами жизни является рок («Рок», 1826-28), а утрата «вольности и покоя» делает героя «отверженцем людей» («Живой мертвец», 1828; «Судьба меня в младенчестве убила!..», «Негодование», оба - 1834). Атеизм приводит к богоборчеству («Ожесточённый», 1829?) и демонизму («Божий суд», 1834), что сближает поэзию Полежаева с творчеством М. Ю. Лермонтова («<Узник>«, 1828; «Грусть», 1834; «Тоска», 1837). |
ПОЛИМЕТРИ́Я использование в одном стихотворном произведении метрически разнородных фрагментов: или строф разных силлаботонических размеров (так различаются авторское повествование и вставные песни в поэмах «Цыганы» А. С. Пушкина и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова), или форм тоники и силлаботоники (в поэме «Двенадцать» А. А. Блока, во многих произведениях В. В. Маяковского). |
ПОЛИ́ПТОТОН (греч. polyptoton - многопадежие), повтор одного слова в разных падежных формах при сохранении его значения: «Но человека человек / Послал к анчару властным взглядом…» (А. С. Пушкин, «Анчар»). На полиптотоне построена «Сказка о красной шапочке» В. В. Маяковского, в которой представлена полная парадигма падежных форм слова «кадет». |
ПОЛОЖИ́ТЕЛЬНЫЙ ГЕРО́Й литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой - носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем - носителем антиидеала. Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные - положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий - безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт - заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он - только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев - таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, - это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе. Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения - рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы. В классической рус. литературе положительный герой - это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип - положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева). Положительный герой - не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему. |
ПОЛО́НСКИЙ Яков Петрович (1819, Рязань - 1898, Санкт-Петербург), русский поэт, прозаик. Родился в небогатой дворянской семье. Окончив в 1838 г. Рязанскую гимназию, поступил в Московский ун-т. В это время познакомился с А. А. Фетом и А. А. Григорьевым. Первые публикации стихотворений Полонского появились в журнале «Отечественные записки» в 1840 г., а в 1844 г. вышел сборник его стихов «Гаммы». После окончания ун-та (1844) поэт некоторое время служил в Одессе, где был издан второй сборник - «Стихотворения 1845 г.». С 1846 по 1851 г. жил в Тифлисе, совмещал службу в канцелярии с работой редактором газеты «Закавказский вестник». Впечатления от культуры и природы Грузии нашли отражение в сборнике стихов «Сазандар» («Певец», 1849). Вернувшись в Петербург в разгар политических дискуссий сер. 1850-х гг., занял подчёркнуто нейтральную позицию, в связи с чем заслужил репутацию представителя «чистого искусства». Однако сам Полонский считает, что гражданская позиция поэта определяется не принадлежностью к какой-либо партии, а его служением общенародным идеалам: Писатель, если только он Волна, а океан - Россия, Не может быть не возмущён, Когда возмущена стихия. («В альбом К. Ш. …») В наибольшей степени поэтическая индивидуальность Полонского раскрылась в стихах, относящихся к жанрам сюжетно-психологической лирики: «Миазм» (1868), «Слепой тапёр» (1876), «Узница» («Что мне она! - не жена, не любовница…», 1878) и др. Лирику Полонского высоко оценили поэты-символисты, считая его одним из наиболее значительных своих предшественников. |
ПОЛЯКО́В Юрий Михайлович (р. 1954, Москва), русский прозаик, поэт, публицист.
Ю. М. Поляков Окончил Московский областной педагогический ин-т им. Н. К. Крупской (1976). После окончания службы в армии (1976-77) работал учителем рус. языка и литературы в школе, был сотрудником, а затем главным редактором газеты «Московский литератор», позже главным редактором «Литературной газеты». Литературную деятельность начинал как поэт, в 1980 г. вышла первая книга стихотворений «Время прибытия». Прозаический дебют - публикация в журнале «Юность» повести «ЧП районного масштаба» (1985), привлёкшей широкое внимание читателей и критиков, вызвавшей активную дискуссию. Предметом художественного исследования Поляков избрал жизнь комсомольской организации, точнее - аппарата ВЛКСМ. Ему удалось на примере вымышленного райкома комсомола показать фальшь, приспособленчество, воссоздать нравственно-психологическую атмосферу, уродующую личности комсомольских функционеров. Тема компромисса, образ «человека свиты» (В. С. Маканин) проходят через дальнейшие произведения писателя: «Сто дней до приказа» (1986), «Апофегей» (1989), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), «Замыслил я побег» (1997-99). Замысел большинства произведений писателя раскрывают слова Н. В. Гоголя, взятые Поляковым в качестве эпиграфа к книге «Козлёнок в молоке»: «Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит в сатиру». Большинство произведений Полякова экранизированы («Работа над ошибками», 1987; «ЧП районного масштаба», 1988; «Сто дней до приказа», 1989; и др.). |
ПОМЯЛО́ВСКИЙ Николай Герасимович (1835, Малая Охта, около Санкт-Петербурга, - 1863, Санкт-Петербург), русский писатель. Родился в семье священника. Учился сначала в духовном училище при Александро-Невской лавре, затем в Петербургской духовной семинарии. Позднее, в качестве вольнослушателя, посещал лекции в Санкт-Петербургском ун-те. После завершения учёбы некоторое время занимался педагогической деятельностью, а затем занялся литературным трудом. Его повести «Мещанское счастье» и «Молотов» (обе - 1861), объединённые фигурой главного героя - Егора Молотова, были опубл. на страницах журнала «Современник» - наиболее передового и популярного журнала тех лет. Эти произведения, рисующие в сатирических и резко критических тонах современное буржуазно-дворянское общество, позволили Помяловскому занять заметное место в демократической и реалистической литературе тех лет. В 1862-63 гг. в печати появились «Очерки бурсы» - самое известное произведение Помяловского, написанное на основе личных впечатлений, полученных в годы учёбы. Рисуя жестокие нравы и порядки, царившие в духовном училище, Помяловский связывал их с общим состоянием российского общества тех лет. В последний год жизни он работал над романом «Брат и сестра» (опубл. в 1864) и рассказом «Поречане» (1863), однако преждевременная смерть помешала писателю реализовать эти и многие др. замыслы. Творчество Помяловского оказало большое влияние на многих писателей-реалистов 1860-70-х гг. Высокую оценку его творчеству дал в своих статьях Д. И. Писарев и др. прогрессивные критики той эпохи. |