Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 5, "КРУ"-"КЮХ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КРУ"-"КЮХ")

КРУПИН

КРУПИ́Н Владимир Николаевич (р. 1941, с. Кильмезь Кировской обл.), русский прозаик. Родился в крестьянской семье. После окончания средней школы работал на машинно-тракторной станции, литературным сотрудником в районной газете, слесарем, грузчиком. Служил в армии, затем учился в Московском областном педагогическом ин-те на ф-те литературы и рус. языка. По окончании института работал учителем, сотрудником центрального телевидения, был членом редколлегии журнала «Новый мир», с 1989 по 1992 г. - главным редактором журнала «Москва». С 1994 г. преподаёт в Московской Духовной академии. В 1974 г. в издательстве «Современник» вышел первый сборник рассказов и повестей Крупина «Зёрна», ставший значительным явлением «деревенской прозы».

В художественном творчестве писателя отразилось его мировоззрение, взгляд на назначение литературы, в концентрированной форме изложенные в статье «Остановиться - оглянуться»: «Русская литература всегда отдавала и отдаёт предпочтение образу жизни духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь - поиск этой духовности. И в этом её смысл (…) Отчёт за прожитую жизнь идёт по качествам души.» Другие произведения писателя - повести «Ямщицкая повесть» (1974), «На днях или раньше» (1977), «Живая вода» (1980), «От рубля и выше» (1981), «Боковой ветер» (1982), «Прости, прощай…» (1986), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991), «Люби меня, как я тебя» (1999), сборник рассказов «Вятская тетрадь» (1987), рассказы «Москва - Одесса» (1994), «Янки, гоу хоум!», «Слава Богу за всё» (оба - 1995), «Вася, отбрось костыли!», роман «Спасение погибших» (1988). Проза писателя публиковалась на страницах журналов «Новый мир», «Наш современник», «Москва», в «Роман-газете». Тематика произведений писателя многопланова: судьба рус. деревни, отношение к Родине, семья, вопросы творчества, православия, пьянства, формирования личности. В прозе писателя, какие бы темы он ни освещал, речь идёт о нравственных основах жизни, о предъявлении человеком спроса к самому себе. К повести «Живая вода», переведённой на многие языки, Крупин в качестве эпиграфа взял слова Ч. Айтматова: «О себе мы должны сказать последнее слово». Через всю повесть проходит образ «живой воды», символизирующий потребность народа в нравственном очищении, возрождении души. Герой повести Кирпиков, задумавшись о смысле жизни («Я должен понять, зачем я жил»), из добровольного заточения, из подполья вскарабкается на крышу, чтобы увидеть рассвет, осознаёт, что он «сам себе Бог», и «новую жизнь» должен сам начать.

КРУЧЁНЫХ

КРУЧЁНЫХ Александр (настоящие имя и отчество Алексей Елисеевич; 1886, пос. Оливское Вавиловской волости Херсонской губ. - 1968, Москва), русский поэт.

А. Кручёных. Портрет работы М. Ларионова. 1912 г.

А. Кручёных. Портрет работы М. Ларионова. 1912 г.

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил Херсонское городское (1902) и Одесское художественное (1906) училища. С 1907 г. жил в Москве (в 1914-21 - в Петербурге, Тифлисе, Баку и др. городах). Изготавливал литографические портреты общественных деятелей и писателей, рисовал пейзажи и шаржи (альбом «Весь Херсон. В карикатурах, шаржах и портретах». Выпуски 1-2, 1910). Один из теоретиков кубофутуризма, позднее примкнувший к ЛЕФ у, был близок Д. Д. Бурлюку, В. В. Маяковскому, В. Хлебникову. Вместе с последним написал в 1912 г. поэму «Игра в аду», которую сам назвал «сделанной под лубок издёвкой над архаическим чёртом». Тогда же издал полупародийный лирический цикл «Старинная любовь» - по определению автора, «измывательскую» книгу «воздушной грусти». Пытался изобрести новый поэтический язык - заумь (теоретические книги «Слово как таковое», «Чёрт и речетворцы», обе - 1913; «Сдвигология русского стиха», 1922; «Фактура слова», 1923; и др.). В поэтических сборниках «Помада», где начальная строчка первого стихотворения «Дыр бул щыл» (в нём смелый автор находил «больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина») стала расхожей формулой бессмыслицы, «Взорваль» (с рисунками К. С. Малевича, О. В. Розановой, Н. И. Кульбина), «Возропщем» (все - 1913), «Лакированное трико» (1919) и др., тексты которых поэт сам «рисовал» по принципу «строчки нужны чиновникам и Бальмонтам. У нас буквы летают», царили «разрубленные слова, полуслова и их причудливые хитрые сочетания» (Кручёных), размывались границы между стихами и прозой, ломался синтаксис, «взрывалась» фонетика, возникали произвольные неологизмы («мирсконца», «бух лесинный», «тэ ли лэ», «го оснег кайд» и т. п.). В сборнике «Иродиада» (1930) Кручёных стремился ввести в поэзию джазовые ритмы. Разрушение традиционных эстетических представлений знаменовала и пьеса-опера Кручёных «Победа над солнцем» (1913). Натуралистические черты свойственны уголовно-приключенческим стихотворным романам поэта: «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица» (1925) и «Дунька-Рубиха» (1926).

«Бука русской поэзии», вызывавший резкие насмешки критики, Кручёных был также автором первой книги о Маяковском («Стихи Маяковского. Выпыт», 1913), воспоминаний о нём, ценных библиографических указателей, собирателем коллекций рукописей, рисунков, нот современных деятелей культуры. С 1934 г. не печатался.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

КРЫЛА́ТЫЕ СЛОВА́ широкоупотребительные выражения, фразы, изречения исторических лиц и литературных персонажей. Крылатые слова, в отличие от афоризма, могут не выражать законченной мысли, а просто представлять собой меткое образное выражение. Напр., «Пришёл, увидел, победил» Юлия Цезаря, «А всё-таки она вертится» Галилео Галилея, «потёмкинские деревни» (из мемуаров 18 в.). Крылатые слова, как правило, уже потеряли связь со своим первоначальным источником и при каждом употреблении переосмысливаются в связи с конкретной ситуацией. К использованию крылатых слов в качестве подтверждения своего мнения или меткого аргумента против оппонента прибегают публицисты, ораторы, политики. Иногда происходит деформация крылатых слов (напр., газетный заголовок «Пришёл, увидел, заплатил»). Часто крылатые слова наполняются новым содержанием в литературном произведении. Напр., использование латинской пословицы в «Незнакомке» А. А. Блока:

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

КРЫЛОВ

КРЫЛО́В Иван Андреевич (1769, по др. сведениям 1766 или 1768, Москва - 1844, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург, прозаик, журналист.

И. А. Крылов. Портрет работы К. Брюллова. 1839 г.

И. А. Крылов. Портрет работы К. Брюллова. 1839 г.

В историю рус. литературы вошёл в первую очередь как сочинитель басен, однако этим жанром литературное творчество Крылова не исчерпывается: его пьесы, повести и стихотворения принадлежат к числу лучших литературных образцов 18 в. и сделали бы своему автору имя независимо от того, преуспел ли он как баснописец. Правда, первые драматургические опыты Крылова неудачны: комическая опера «Кофейница» (1783) была куплена владельцем типографии Б. Брейткопфом, но не напечатана, а две трагедии («Клеопатра», 1785, и «Филомена», 1786), хотя и были опубликованы, славы Крылову не принесли. Написанные в 1786 г. комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей» сделали писателя известным в литературных кругах. В комедии «Проказники» (1788) Крылов высмеивает известного драматурга Я. Б. Княжнина, ссорится с вступившимся за него директором театров П. А. Саймоновым и лишается возможности издавать и ставить свои пьесы. В 1788 г. Крылов сближается с известным переводчиком Вольтера И. Г. Рахманиновым и публикует в его журнале «Утренние часы» свои стихотворения. Сатирический журнал Крылова «Почта ду́хов» (1789) представляет собой переписку «арабского волшебника Маликульмулька» с «водяными, воздушными и подземными духами». В 1792 г. в издававшемся совместно с актёром И. А. Дмитревским и драматургами А. И. Клушиным и П. А. Плавильщиковым журнале «Зритель» Крылов публ. остросатирические «Похвальную речь в память моему дедушке» и «восточную повесть» «Каиб». В 1793 г. Крылов и Клушин приступают к изданию журнала «Санкт-Петербургский Меркурий», где также публикуются сатирические сочинения Крылова (напр., «Похвальная речь науке убивать время, говорённая в Новый год»). В нач. 19 в. появляются комедии Крылова «Триумф, или Подщипа» (1800), «Пирог» (1801), «Модная лавка» (1806), «Илья-богатырь» (1806), «Урок дочкам» (1807).

Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Художник П. Чекмарёв. 1990-е гг.

Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Художник П. Чекмарёв. 1990-е гг.

В 1809 г. вышла первая книга басен. Итоговое издание 1843 г. состоит из 9 книг и включает 196 сочинений. Басни Крылова тесно связаны с его сатирическими повестями и комедиями: их «сценичность» несомненна, и в этом - важнейшее отличие Крылова от тяготеющего к лирической поэзии Ж. Лафонтена. Заимствуя басенные сюжеты, Крылов не только «склоняет» их «на русские нравы», но и меняет смысл. «Переводчиком его назвать нельзя: его исключительно русская натура всё перерабатывала в русские формы и всё проводила через русский дух», - писал В. Г. Белинский. Некоторые басни Крылова связаны непосредственно с современными автору событиями: знаменитая басня «Волк на псарне» (1812) являлась откликом на известие об отказе Кутузова поддержать мирную инициативу Наполеона, а «Демьянова уха» - на заседание в «Беседе любителей русского слова» (членом которой Крылов являлся). По мнению современников, выбор Крыловым своего жанра глубоко закономерен, басни «были призванием его как по врождённому дарованию… так и по трудной житейской школе… Здесь и мог он вполне быть себе на уме, здесь мог он многое говорить, не проговариваясь» (П. А. Вяземский). «Поэтическими уроками мудрости» назвал басни Крылова В. А. Жуковский.

КРЫМОВ

КРЫ́МОВ (настоящая фамилия Беклемешев) Юрий Соломонович (1908, Санкт-Петербург - 1941, с. Богодуховка Полтавской обл.), русский прозаик. Окончил физико-математический ф-т Московского ун-та (1930), работал на Каспии, одновременно изучал быт моряков танкерного флота и нефтяников. Первая повесть «Подвиг» была опубл. лишь в 1961, вторая - «Танкер „Дербент"» (1938) - получила широкое признание читателей и критики, третью повесть - «Инженер» (опубл. в 1941) - Крымов считал своим лучшим произведением. Проза писателя привлекает своей искренностью, автора не интересуют социальные истоки характеров и событий, его герои порой наивны, но честны и мужественны. Крымов хорошо знает людей и работу, о которой он пишет, замечает все пороки экономической и социальной системы, в которой находится, недостатки в организации труда, поэтому его герои обычно имеют активную жизненную позицию, отстаивают свои взгляды, часто сталкиваясь с необходимостью нравственного выбора. Так, герои повести «Инженер» по-разному раскрываются в критической ситуации: один для спасения репутации готов обвинить невиновного и отдать его под суд, другой - честен и нерасчётливо искренен в разговорах с начальством.

На четвёртый день войны Крымов добровольцем ушёл на фронт и, прикрывая отход своих товарищей, погиб, окружённый фашистами.

КСЕНОФОНТ

КСЕНОФО́НТ (Xenophon) (ок. 430 до н. э., Афины - ок. 355 до н. э., Коринф), древнегреческий писатель, историк. В корпусе дошедших до нас многочисленных трудов писателя - т. н. «сократические сочинения» (Ксенофонт был одним из учеников философа Сократа): «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», диалог «Пир»; дидактические труды, среди них диалог «Домострой», где писатель даёт характеристику идеального хозяйства и образцового хозяина-гражданина; политические сочинения; историко-дидактический роман «Киропедия» («Воспитание Кира»), рисующий образ идеального правителя; историческое сочинение «Анабасис», повествующее об участии отряда греческих наёмников (в составе которого был и сам Ксенофонт) в династической борьбе персидских правителей. Основное историческое сочинение Ксенофонта - «Греческая история» - повествует о Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой и последовавших за ней событиях (автор, противник афинской демократии, занимает проспартанскую позицию). Мысля себя преемником Фукидида, Ксенофонт в «Греческой истории» начинает повествование с того момента, на котором оборвался труд этого историка, однако Ксенофонту не удаётся достичь исторической объективности и художественного уровня своего предшественника.

Сочинения Ксенофонта считались образцом аттического стиля, простота и ясность языка «Анабасиса» сделали его обязательным школьным чтением в классической гимназии, и знакомство с ним породило множество подчас неожиданных реминисценций в текстах различных европейских писателей.

КУБОФУТУРИЗМ

КУБОФУТУРИ́ЗМ см. в ст. футуризм.

КУЗМИН

КУЗМИ́Н Михаил Алексеевич (1872, Ярославль - 1936, Ленинград), русский писатель и композитор.

М. А. Кузмин

М. А. Кузмин

Родился в дворянской старообрядческой семье (отец - морской офицер). В 1891-93 гг. учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В период острых духовных исканий путешествовал по Египту, Италии, в 1898-1901 гг. жил в олонецких и поволжских скитах. Литературный дебют - драматическая поэма «История рыцаря д’Алессио». Эволюционируя от символизма к акмеизму с его культом чувственно-осязаемого, «предметного» восприятия действительности, создаёт многочисленные произведения, в которых любование красотой мира сочетается со свойственными «серебряному веку» мотивами упадка, ощущением увядания культуры, а утончённость и изящество текста нередко переходят в манерность, ироническую стилизацию, нарочитую условность, имитирующую безыскусную наивность поэтической речи (книги стихов «Сети», 1908; «Осенние озёра», 1912; «Глиняные голубки», 1914; «Александрийские песни», 1-я публикация 1906; «Нездешние вечера», 1921; «Форель разбивает лёд», 1929; и др.). «Дар стиха певучего и лёгкого» (В. Я. Брюсов), «луч эллинской радости в… звонких песнях» (М. А. Волошин), мастерское владение различными жанрами и стилями («освобождённый дух пленительно сочетается у него с освобождённой и как бы играющей на свободе формой» - писал о Кузмине один из современников) сближали поэта с художниками «Мира искусства» в их проповеди творчества, чуждого и академизму, и социальной направленности. Со временем в творчестве Кузмина усиливаются приёмы так называемого остранения - утрирование, фантазия, гротеск; в поздних произведениях намечаются модернистские тенденции, близкие сюрреализму. Среди богатого творческого наследия Кузмина - сборник стихов и нот «Куранты любви» (1910), повести «Крылья», «Приключения Эме Лебёфа», рассказ о дьяволе «Из писем девицы Клары Вальмон к Розалии Тютельмайер» (все - 1907), за который автор, наряду с А. М. Ремизовым, получил первую премию журнала «Золотое руно»; роман «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» (1919) из намеченной серии жизнеописаний «Новый Плутарх», автобиографический роман «Плавающие путешественники» (1915), многочисленные театральные (в т. ч. оперетты «Забава дев» и «Возвращение Одиссея», обе - 1911; комедии «Самое ветреное место в Англии», «Муж, вор и любовник, каких не бывало» и др., вошедшие в репертуар как «больших» театров, так и театров миниатюр и отчётливо выявившие неоднократно декларируемое Кузминым презрение к «проблемам» (в связи с чем поэт не принимал творчество Л. Н. Толстого) и музыкальные (в т. ч. вокальные - на собственные стихи, нередко исполнявшиеся автором) произведения, а также статьи по вопросам музыки, литературы, театра и живописи и блестящие переводы зарубежной классики (Апулея, Дж. Боккаччо, У. Шекспира, И. В. Гёте и др.).

КУКОЛЬНИК

КУ́КОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809, Санкт-Петербург - 1868, Таганрог), русский поэт, драматург, прозаик. Учился в Нежинской гимназии вместе с Н. В. Гоголем. Широкую известность получил как автор драматической фантазии в стихах «Торквато Тассо» (1833), темой которой стала популярная в литературе позднего романтизма трагическая участь гениального художника. Наряду со стихотворными драмами на темы искусства Кукольник пишет ряд произведений охранительно-патриотической направленности, но слабых в художественном отношении. Одна из таких пьес - «Рука Всевышнего Отечество спасла» (1834) - удостоилась одобрительного отзыва Николая I, а за критику в адрес этого произведения правительством был запрещён журнал «Московский телеграф» Н. А. Полевого. Как романтические, так и официозные исторические драмы Кукольника из-за напыщенности стиля, надуманности сюжета и характеров неизменно вызывали отрицательные отзывы передовой демократической критики. В то же время В. Г. Белинский, наиболее последовательный критик «вульгарного романтизма» Кукольника, высоко оценивал его историческую прозу, созданную на материале эпохи Петра I. Одно из наиболее удачных произведений в этом жанре - повесть «Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно» (1841). Ряд стихотворений Кукольника были положены на музыку его близким другом М. И. Глинкой и стали популярными романсами («Жаворонок», «Попутная песня» и др.). В 1836-41 гг. Кукольник издавал «Художественную газету» - одно из первых в России специализированных изданий, посвящённых изобразительному искусству.

КУЛЬМИНАЦИЯ

КУЛЬМИНА́ЦИЯ момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию. Нередко сюжетное развитие предполагает несколько кульминационных точек (как это происходит в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

Кульминация свойственна произведениям с концентрическими сюжетами, в которых действие разворачивается вокруг одного лица или события и поступки персонажей обусловлены причинно-следственной связью.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУ́РА РЕ́ЧИ 1) уровень владения литературным языком и речью (так, можно сказать: Культура речи этого человека очень/недостаточно высока). Культура речи предполагает знание языковых норм, а также владение устной и письменной речью, речевыми жанрами всех сфер общения, следование правилам речевого поведения и речевого этикета.

2) Лингвистическая дисциплина, разрабатывающая принципы воспитания высокой культуры речи в обществе, которые реализуются в обучении языку и пропаганде культуры речи, в том числе через средства массовой информации.

Культура речи как особая область лингвистической деятельности родилась в нашей стране в 1950-е гг., один из её основателей - С. И. Ожегов. Она отчасти взяла на себя задачи, которые в 19 в. выполняла риторика с системой её преподавания. Культура речи опирается на лингвистические науки, относимые к ортологии. В круг интересов культуры речи входит издание словарей, нормативных справочников, научно-популярной литературы о языке и языковедах.

КУЛЬЧИЦКИЙ

КУЛЬЧИ́ЦКИЙ Михаил Валентинович (1919, Харьков - 1943, в битве на Волге), русский поэт. Учился в Харьковском ун-те (1937-39), в Литературном ин-те им. М. Горького (1939-42), в 1942 г. окончил пулемётно-миномётное училище. Публиковаться начал с 1935 г. Своими учителями считал В. В. Маяковского и В. Хлебникова, Б. Л. Пастернака и И. Л. Сельвинского, эпиграфом ко многим произведениям брал строки из произведений А. С. Пушкина. В стихах Кульчицкого - сильные, деятельные личности прошлого и настоящего («Маяковский. Последняя ночь государства Российского», 1939), судьба России («Самое такое», 1941), интернационализм («Но если бы кто-нибудь мне сказал», 1940-41). Кульчицкий добровольцем ушёл на войну, на передовой написал несколько произведений на фронтовую тему: «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!» (1942) и др.

КУПЕР

КУ́ПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси - 1851, Куперстаун), американский писатель, представитель романтизма. Написал более 30 романов различных жанров, включая исторические («Шпион», 1821), морские («Лоцман», 1824; «Красный корсар», 1827; и др.), нравоописательные, авантюрно-приключенческие, романы-памфлеты и роман-утопию, а также несколько томов публицистики, протестующей против власти доллара в американской культуре, и более десяти томов описаний путешествий по Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Италии и Швеции, однако мировую известность приобрёл как автор романов об индейцах. Как верно заметил В. Г. Белинский, «литература Северо-американских штатов началась романом Купера».

Дж. Ф. Купер

Дж. Ф. Купер

Купер родился в обеспеченной семье землевладельца, в 13 лет поступил в Йельский ун-т, который, однако, не закончил, проучившись всего три года. В 1808 г. он становится гардемарином в американских Военно-морских силах. Выйдя в отставку в 1811 г., поселился в фамильном поместье в Куперстауне. Его первый роман «Шпион» о Гражданской войне в Америке имел ошеломляющий успех. Затем выходят в свет романы «Пионеры» (1923), первый из пяти романов о Кожаном Чулке, среди которых лучший роман об индейцах - «Последний из могикан» (1826), а также «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841). Цикл назван в честь главного героя, Натти Бампо, или, как назвали его индейцы, Кожаного Чулка, история жизни которого раскрывается на страницах этой эпопеи. Герой Купера - честный, открытый человек, оценивающий людей не по цвету кожи, а по их отношению к другим людям и природе. Он выступает против роста городов, нарушающего, говоря современным языком, экологию древнего края, где живут его друзья-индейцы, которые ближе ему, чем несущая смерть и разрушение цивилизация. Недаром в конце жизни он присоединяется к индейскому племени и умирает там, а не в городе белых. М. Горький так писал об этом герое: «Натти Бампо всюду возбуждает симпатии читателей честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих. Исследователь лесов и степей Нового Света, он проложил в них пути людей, которые потом осудили его как преступника за то, что он нарушил их корыстные законы, непонятные его чувству свободы». Рядом с Куперстауном, где похоронен писатель, установлен памятник, изображающий героя романов о Кожаном Чулке. Творчество Купера оказало большое влияние не только на американскую литературу, его также высоко ценили европейские писатели и читатели, его неоднократно издавали и в России, где он стал одним из любимых иностранных писателей.

КУПЛЕТ

КУПЛЕ́Т (франц. couplet - пара строк), 1) тематически и синтаксически обособленные рифмованные двустишия во французской поэзии Средних веков и Возрождения.

2) Название каждой из чередующихся с рефреном строф современной эстрадной песни.

КУПРИН

КУПРИ́Н Александр Иванович (1870, Наровчат, ныне Пензенской обл. - 1938, Ленинград), русский писатель. Рано потерявший отца, был устроен матерью (представительницей оскудевшего древнего рода татарских князей Куланчаковых) в Александровское сиротское училище (Разумовский пансион) (1877-80). Затем обучался в закрытых военных учебных заведениях (с 1880, в 1888-90 гг. - в московском Александровском училище), что нашло отражение во многих его произведениях (рассказ «Дознание», 1894, где впервые появился любимый герой Куприна - интеллигентный, совестливый, но трагически безвольный молодой человек; повести: «На переломе (Кадеты)», др. название «На первых порах», 1900; «Юнкера», 1928-32; и др.). С 1894 г., оставив военную службу, стал профессиональным литератором; до 1901 г. жил в основном в Киеве, при этом много путешествуя по стране и меняя множество профессий (суфлёр в театре, учётчик в кузнице, атлет в цирке, землемер и т. п.); 1897 г. провёл в Полесье; где охотился, выращивал махорку, служил управляющим имением и даже псаломщиком. С 1901 г. - в Санкт-Петербурге; входит в круг писателей издательства «Знание», особенно сблизился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым, М. Горьким. С 1919 г. - в эмиграции во Франции; в 1937 г. вернулся на родину.

А. И. Куприн. Портрет работы К. Аккуратова. 1900-е гг.

А. И. Куприн. Портрет работы К. Аккуратова. 1900-е гг.

В ранних произведениях Куприна - романтическое внимание к сильным страстям, необычным ситуациям, красочным легендам, сочетающееся с острой наблюдательностью, натуралистическим бытописанием, нарастающей тягой к социально-критическим обличениям общественного зла, демократические тенденции (цикл очерков «Киевские типы»; отдельное издание - 1896), отчётливо проявивших свойственное Куприну мастерство художественной типизации, умение ярко и ёмко раскрыть характерные черты представителей различных социальных срезов; повесть о заводском рабстве «Молох», 1896; о затхлости военного быта - роман «Поединок», 1905; обличающая проституцию повесть «Яма», 1909-15). Разнообразие тонко очерченных человеческих типов, лирических и бытовых ситуаций в многочисленных повестях («Олеся», 1898, проникнутая симпатией к не испорченным цивилизацией «детям природы», и др.) и рассказах 1894-1919 гг.: «Аль-Исса», «Без заглавия», «В цирке», «На покое», «Трус», «Белый пудель», «Штабс-капитан Рыбников», «Морская болезнь», «Куст сирени», «Река жизни», «Гамбринус» - о талантливом еврее-скрипаче из одесского кабачка; «Гранатовый браслет» - о полной самопожертвования, бессловесной высокой любви; «Суламифь» - на тему «Песни песней» из Ветхого Завета, «Анафема», от имени рядовых священнослужителей выражающий несогласие с отлучением православными иерархами Л. Н. Толстого от церкви и др. Примечательны циклы очерков «Листригоны» (1907-11) - о балаклавских рыбаках, «Париж домашний» (1927) - о Франции, путевые очерки «Лазурные берега» (1912). Среди других произведений писателя - научно-фантастическая («Жидкое солнце», 1913) и полуфантастическая («Звезда Соломона», 1917) повести, воскрешающая эмигрантские впечатления начала 1920-х гг. психологическая повесть «Жанета» (1934), статья «Памяти Чехова» (1905).

Куприн - вдумчивый психолог «толстовского» склада, отличающийся стойким жизнелюбием, искренним гуманизмом, пластической силой выразительного письма, - один из наиболее читаемых в России писателей. Его произведения многократно инсценированы и экранизированы как в России, так и за рубежом (в т. ч. французский фильм «Колдунья» (1956) по мотивам повести «Олеся» с Мариной Влади в главной роли).

КУРОЧКИН

КУ́РОЧКИН Василий Степанович (1831, Санкт-Петербург - 1875, там же), русский поэт-сатирик, переводчик. Отец Курочкина, бывший крепостной, получил вольную и дослужился до чина коллежского советника, дающего право на потомственное дворянство. Будущий поэт получил военное образование, однако интереса к военной карьере не проявил и уже в 1853 г. перешёл на службу в гражданское ведомство, а с 1857 г. полностью посвятил себя профессиональной литературной деятельности. Первые шаги в литературе связаны с театром - в течение ряда лет он пишет водевили и комические куплеты. В 1858 г. выходят «Песни Беранже» в переводе Курочкина, сразу же принёсшие ему широкую известность, особенно в молодёжной и демократической среде. Используя метод свободного переложения подлинника, Курочкин сумел в своих переводах сохранить дух политической лирики П. Ж. Беранже и одновременно наполнить их злободневным российским содержанием. В 1859 г. вместе с известным художником-карикатуристом Н. Степановым он начинает выпуск юмористического иллюстрированного журнала «Искра», имевшего огромный успех у демократически настроенной аудитории. Практически каждый номер «Искры» более десяти лет выходил с сатирическими стихами, пародиями, фельетонами Курочкина. Журнал неоднократно подвергался цензурным преследованиям и в 1873 г. был окончательно закрыт правительством. Наметившемуся было сотрудничеству Курочкина с журналом «Отечественные записки» не суждено было продлиться долго из-за скоропостижной смерти поэта.

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

КУРТУА́ЗНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от франц. courtois - придворный, учтивый), совокупность литературных жанров зрелого Средневековья, популярных при дворах крупных европейских феодалов (прежде всего - в Провансе во Франции и в прочих романоязычных странах, а потом и в Германии). Эта литература была посвящена в первую очередь любовной теме и развивала мотив рыцарского служения даме, совершения подвигов в её честь. На раннем этапе (11-12 вв.) она представлена лирикой провансальских трубадуров и подражающих им труверов и миннезингеров, позднее (13-14 вв.) - образцами стихотворного рыцарского романа, преимущественно французскими и германскими. Источники этой литературы - кельтский и особенно романский фольклор, «Наука любви» Овидия и прочие античные сочинения с любовной тематикой, но главная её особенность - мифотворчество на основе современного материала (таковы, напр., многие легендообразные «жизнеописания» трубадуров).

КУШНЕР

КУ́ШНЕР Александр Семёнович (р. 1936, Ленинград), русский поэт. Родился в семье военного инженера, по окончании Ленинградского педагогического ин-та (1959) десять лет работал учителем. Стихи начал писать в детстве, был знаком с А. А. Ахматовой, Е. Б. Рейном, А. Г. Битовым, И. А. Бродским, которые оказали влияние на становление поэта. Автор книг стихов «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969), «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Голос» (1978), «Таврический сад» (1984), «Дневные сны» (1985), «Живая изгородь» (1988), «Ночная музыка» (1991), «На сумрачной звезде» (1994). Книга стихов - основная жанровая единица в творчестве поэта, это своеобразный отчёт за определённый период. Внутри книг стихов выделяются главы-циклы со своими общими мотивами, это новая «большая форма», созданная Кушнером. Во многом его поэзия близка акмеистам, он ставит перед собой задачи поэтического обновления, возвращения в поэзию человеческой меры, его взгляд сосредотачивается на мелких вещах, кажущихся пустяками. Душа - средоточие поэзии Кушнера, это изменчивая стихия, питающаяся впечатлениями о внешнем мире, его лирика - это проявление души. Критика часто обвиняла поэта, как в начале творческого пути, так и позже, в «мелкотемье», слишком внимательном вглядывании внутрь себя.

КЭРРОЛЛ

КЭ́РРОЛЛ (carroll) Льюис (настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон; 1832, Дарсбери -1898, Гилфорд), английский писатель, математик, публицист.

Л. Кэрролл

Л. Кэрролл

Его имя, наряду с именем английского поэта Э. Лира, связано с жанром нонсенса («бессмыслицы»), который появился в литературе английского романтизма в сер. 19 в. В сказочных повестях-нонсенсах «Алиса в Стране чудес» (1865) и «Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса» (1871), а также в поэме-нонсенсе «Охота на Снарка» (1876) Кэрролл создаёт особый, «вывернутый наизнанку», гротескный мир, законы которого противоречат здравому смыслу. Подобно многим романтикам, Кэрролл подвергает сомнению разумность упорядоченного, но скучного мира взрослых и противопоставляет ему «бессмысленный», но весёлый и творческий мир детей. Для соотечественников и современников Кэрролла была очевидна пародийность его книг, наполненных реминисценциями из произведений, входивших в круг обязательного, «школьного» чтения юных англичан. Многие исследователи творчества Кэрролла видят в повестях об Алисе и «Охоте на Снарка» традиции фольклорного жанра небылицы.

Иллюстрация к книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Художник Г. Калиновский. 1977 г.

Иллюстрация к книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Художник Г. Калиновский. 1977 г.

Первоначально Кэрролл адресовал свои сказки-нонсенсы детям, но со временем круг их читателей расширился: теперь их любят цитировать люди самых разных профессий - от литературоведов до психологов, физиков и математиков.

Первый рус. перевод «Алисы в Стране чудес» под заглавием «Соня в стране дива» был опубл. ещё при жизни Кэрролла, в 1879 г. После этого книги об Алисе переводились на рус. язык неоднократно, среди их переводчиков были В. В. Набоков, М. П. Чехов и др. Современному читателю эти повести знакомы прежде всего по переводу Н. М. Демуровой и по пересказу Б. Н. Заходера.

В числе художественных произведений Кэрролла - написанный в форме сказки сборник математических головоломок «История с узелками» и сказочная повесть «Сильви и Бруно» (1889-93), в которой писатель попытался создать «гибрид» нонсенса и нравоучительного романа. Немаловажная часть литературного наследия Кэрролла - его письма детям, близкие по стилю к повестям об Алисе.

В 1867 г. Кэрролл совершил путешествие по России; он посетил Санкт-Петербург, Москву, Сергиев Посад, Нижний Новгород. Впечатления об этой поездке описаны в «Русских дневниках».

КЮХЕЛЬБЕКЕР

КЮХЕЛЬБЕ́КЕР Вильгельм Карлович (1797, Санкт-Петербург - 1846, Тобольск), русский поэт, драматург, критик. С 1815 г. начал печататься в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Его первые стихотворения написаны в подражание В. А. Жуковскому. В 1820-х гг. в творчестве Кюхельбекера преобладают гражданские мотивы. Свои взгляды на рус. поэзию поэт изложил в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824). Кюхельбекер требовал от литературы возвращения к школе классицизма с его высоким гражданским пафосом; среди литературных жанров должны доминировать высокая ода и трагедия; «скучной» и пустой эпистоле и унылой элегии нет места в современной поэзии. Вполне «архаичными» выглядят оды Кюхельбекера «Грибоедову» и «Ода на смерть Байрона» и трагедия «Аргивяне» (где пытался воссоздать античную драму: так, в трагедии присутствует хор).

В. К. Кюхельбекер

В. К. Кюхельбекер

После 14 декабря 1825 г. в творчестве Кюхельбекера сохраняются «декабристские» мотивы («Тень Рылеева»). Сквозная тема поэзии - служение поэта и его изгнание невежественной чернью («Поэты», 1820; «Проклятие», 1822; «Участь поэтов», 1823; «Они моих страданий не поймут», 1839). С этой темой связано знаменитое стихотворение Кюхельбекера «Участь русских поэтов» («Горька судьба поэтов всех племён; / Тяжеле всех судьба казнит Россию», 1845). К числу наиболее значительных поздних произведений поэта относится мистерия «Ижорский» и трагедия «Прокопий Ляпунов». Декабристские взгляды Кюхельбекера нашли художественное воплощение, ему принадлежит создание т. н. «литературного декабризма».

Поэт участвовал в восстании на Сенатской площади, был приговорён к смертной казни, заменённой каторгой. С 1836 г. находился на поселении в Сибири.

ЛАВРЕНЁВ Борис Андреевич (1891, Херсон - 1959, Москва), русский драматург, прозаик.

Б. А. Лавренёв

Б. А. Лавренёв

Родился в семье учителя, окончил юридический ф-т Московского ун-та. В 1918-23 гг. сражался добровольцем в рядах Красной армии на Украине и в Туркестане. Начинал как поэт, первые стихи опубл. в 1911 г., позже стал заниматься прозой, работал в периодической печати. Первые рассказы («Гала-Петер», 1916; «Марина», «Звёздный свет», оба - 1923), посвящённые событиям 1-й мировой и Гражданской войны, подняли продолженную в поздних произведениях тему противоречия между человеческим чувством и политическими убеждениями. Ярким развитием темы стала повесть «Сорок первый» (1924), героиня которой, девушка-красноармеец, полюбила пленного белого офицера, но вынуждена была убить его. Остродраматическое повествование демонстрирует глубокое знание человеческой психологии, стремление к мелодраматическим коллизиям и эмоциональному сюжету. В 1920-е гг. созданы повести «Рассказ о простой вещи», «Ветер» (обе - 1924), «Седьмой спутник» (1927), «Гравюра на дереве» (1929). В то же время Лавренёв обратился к драматургии: пьесы «Дым» (1925), посвящённая событиям Гражданской войны, «Кинжал» (1926) о декабристском восстании, «Разлом» (1927), рассказывающая о событиях октября 1917 г. (считается классикой советской драматургии), и др. Среди прозаических произведений Лавренёва роман «Крушение республики Итль» (1925), повести «Стратегическая ошибка» (1934), «Большая земля» (1935), сборник рассказов «Балтийцы раскуривают трубки» (1942), публицистические статьи.

Предыдущая страница Следующая страница