Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОМ"-"КРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОМ"-"КРО")

КОМПИЛЯЦИЯ

КОМПИЛЯ́ЦИЯ (лат. compilatio - ограбление), использование в собственном литературном произведении фрагмента чужого текста без какой-либо его переделки и без указания на его автора. В рус. литературе этим отличаются, напр., юношеские поэмы М. Ю. Лермонтова. Так, в «Черкесах» он перемежает собственным текстом отрывки сочинений И. И. Дмитриева, И. И. Козлова, К. Н. Батюшкова и др. известных поэтов.

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. composito - составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в т. ч. и относящиеся к содержанию (сюжетные роли персонажей, соотнесённость героев между собой, авторская позиция, система мотивов, изображение движения времени и т. д.). Можно говорить об идейной или мотивной структуре произведения, но не об идейной или мотивной композиции. В лирических произведениях к композиции относятся последовательность строк и строф, принцип рифмовки (композиция рифмы, строфика), звуковые повторы и повторения выражений, строк или строф, контрасты (антитезы) между разными стихами или строфами. В драматургии композиция произведения состоит из последовательности сцен и актов, содержащихся в них реплик и монологов действующих лиц и авторских пояснений (ремарок). В повествовательных жанрах композиция - это изображение событий (сюжет) и внесюжетные элементы: описания обстановки действия (пейзаж - описания природы, интерьер - описание убранства помещения); описания внешности героев (портрет), их внутреннего мира (внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщённое воспроизведение мыслей и т. д.), отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего (так называемые авторские отступления).

Сюжет, свойственный драматическим и повествовательным жанрам, также обладает собственной композицией. Элементы композиции сюжета: экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей); завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета), развитие действия, кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета). В некоторых произведениях также есть эпилог (рассказ о последующих судьбах героев). Отдельные элементы композиции сюжета могут повторяться. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» три кульминационных эпизода (взятие Белогорской крепости, Гринёв в ставке Пугачёва в Бердской слободе, встреча Маши Мироновой с Екатериной II), а в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» три развязки (ложная развязка - помолвка Хлестакова с дочерью Городничего, вторая развязка - приход почтмейстера с известием о том, кто такой Хлестаков на самом деле, третья развязка - приход жандарма с известием о приезде истинного ревизора).

К композиции произведения относится также структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения.

Существуют определённые повторяющиеся типы композиции: кольцевая композиция (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая композиция (сюжетная спираль, повторение аналогичных событий по ходу развития действия), зеркальная симметрия (повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа). Пример зеркальной симметрии - роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: сначала Татьяна Ларина отправляет письмо Онегину с признанием в любви, а он отвергает её; потом Онегин, полюбив Татьяну, пишет ей, она же отвергает его.

КОНДРАТЬЕВ

КОНДРА́ТЬЕВ Вячеслав Леонидович (1920, Полтава - 1993, Москва), русский прозаик.

В. Л. Кондратьев

В. Л. Кондратьев

Родился в семье инженера-путейца. В 1922 г. семья переехала в Москву. В 1938 г. окончил среднюю школу, работал чертёжником. В 1939 г. поступил в Автодорожный ин-т, вскоре был призван в армию. В декабре 1942 г. отбыл на фронт, после ранения служил в железнодорожных войсках, затем был вторично ранен и в середине 1944 г. комиссован по инвалидности. Работал в промышленной графике, в жанре плаката. В отличие от своих сверстников, Кондратьев вошёл в литературу достаточно поздно. Первая повесть «Сашка», опубл. в журнале «Дружба народов» в 1979 г., поставила его в первый ряд военных писателей. Взяться за перо, по признанию самого Кондратьева, его заставило «несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне и что видел на передовой я лично». Отмечал Кондратьев и влияние «лейтенантской прозы», повестей Ю. В. Бондарева, Г. Я. Бакланова, В. Быкова, «в которых была показана настоящая война». Повесть «Сашка», как «Селижаровский тракт» (1985) и большинство других своих произведений, писатель относит к «ржевской прозе». В годы войны Кондратьев оказался в рядах бойцов, долгие месяцы штурмовавших город Ржев на Смоленщине. В болотах, в траншеях, сразу заполнявшихся водой, среди атак и контратак совершит свой подвиг - пленение немца без патронов в автомате - герой кондратьевской повести. Повесть «Сашка», как «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева и «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, - новое слово о «человеке на войне», она углубляет антивоенную тему в «военной прозе», раскрывает особенности нац. характера, гуманизм и истинную человечность рус. солдата. «Люди же мы, а не фашисты…» - говорит Сашка и не расстреляет случайно взятого им в плен немца, не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в ярости после гибели медсестры Катеньки. Сила повести - в создании образа главного героя, в создании истинно народного характера. Деревенский паренёк, Сашка при внешней простоте таит в себе и глубину, и сложность, и твёрдость нравственных принципов, воплощает лучшие черты своего поколения. После «Сашки» Кондратьев создаёт рассказы и повести: «На станции Свободной», «Лихоборы», «Дорога в Бородухино», «Отпуск по ранению», «Встреча на Сретенке», пишет пьесу «Бои имели местное значение» (1984). В 1985 г. Кондратьев публикует цикл военных рассказов, позже вошедших в книги «На поле овсянниковском» и «Селижаровский тракт». В 1988 г. выходит роман писателя «Красные ворота». Последнее произведение писателя - повесть «Этот сорок восьмой» (1990). Все произведения Кондратьева создают эпическую картину народной жизни в дни тяжелейшего испытания, в послевоенные годы, повествуют о народном горе, о подвиге народа, о величии человека.

КОНЕЦКИЙ

КОНЕ́ЦКИЙ Виктор Викторович (1929, Ленинград - 2002, Санкт-Петербург), русский прозаик. Вместе с матерью и старшим братом был вывезен в 1942 г. из блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. В 1952 г. окончил штурманский ф-т Первого Балтийского высшего военно-морского училища. Проходил военную службу на кораблях Северного флота. Демобилизовался в 1955 г., но не оставил профессию моряка. В должности штурмана и капитана ходил на торговых, научно-исследовательских, пассажирских судах в Арктику и Антарктиду.

Начал печататься с 1956 г., литературный дебют - рассказ «В утренних сумерках» (в журнале «Звезда»). Первый сборник рассказов «Сквозняк» вышел в 1957 г. Другие сборники повестей и рассказов: «Если позовёт товарищ» (1958-59), «Камни под водой» (1959), «Завтрашние заботы» (1961), «Ещё о войне» (1962), «Путевые портреты с морским пейзажем» (1976), «Артист» (1983), «Из рассказов старого друга» (1987) и др. Любимые жанры писателя - рассказ и повесть. Тематика их разнопланова: контакт поколений, дружба и юношеская любовь, личность и общество, писатель о писателе, профессия моряка и др. В основе некоторых повестей и рассказов лежат эпизоды драматической биографии автора, рассказ о военном детстве - «Капитан, улыбнитесь!» (1959), «Петька, Джек и мальчишки» (1959), «Повесть о радисте Камушкине» (1962). О моряках-спасателях в Арктике повествуют рассказы «Под водой» и «Путь к причалу» (оба - 1959), о дружбе и юношеской любви идёт речь в рассказах «Заиндевевшие провода» и «Если позовёт товарищ» (оба - 1959), о творчестве как о духовном акте повествуется в рассказе «Две осени» (1958-59). Герои книг «Солёный лёд» (1969), «Среди мифов и рифов» (1972), «Морские сны» (1975), ставшие частями обширного «романа-странствия» «За Доброй Надеждой» (1977), показаны вне исторических событий, включёнными просто в естественное течение жизни. Повествование ведётся от лица рассказчика, определявшего внутреннюю целостность трилогии. Главное в них - созерцание, встречи, раздумья о повседневном и вечном, где бы ни происходило действие - в Арктике или в Индийском океане, на берегах Канады или Южной Америки. Отличительная особенность прозы Конецкого - преобладание лирического начала, юмор, переходящий в сатиру («Начало конца комедии», 1976; «Вчерашние заботы, 1979; и др.). Конецкий - автор сценариев кинофильмов «Полосатый рейс» (в соавторстве с А. Каплером), «Путь к причалу» (в соавторстве с Г. Н. Данелия), «Тридцать три» (в соавторстве с В. Ежовым, Г. Н. Данелия).

КОННОТАЦИЯ

КОННОТА́ЦИЯ (от лат. connoto - имею дополнительное значение), эмоциональная, оценочная, стилистическая окраска слова или словосочетания, не вытекающая из его значения (напр., коннотация слова «осёл» - «глупость»). Коннотации различны в разных языках (напр., коннотация «здоровье» слова «лошадь» в рус. языке и «рыба» в итальянском).

КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУ́РА (лат. contra - против), деятельность поэтов, писателей, музыкантов и др., противопоставляющих себя традиционной культуре и ценностям данного общества. Для деятелей контркультуры характерно эпатирующее поведение (напр., необычный внешний вид, употребление в своих произведениях нецензурных слов и др.). К контркультуре также относят тех, кто придерживается радикальных взглядов в политике. Во времена СССР к контркультуре принадлежали диссиденты - деятели искусства, чьи произведения не были признаны официально, т. к. считались опасными для политического режима. В 1980-х гг. непризнанные рок-музыканты издавали журнал под названием «КонтрКультУра». В современной России к контркультуре причисляют прежде всего музыкантов, играющих в стиле панк, и молодёжь, которая слушает эту музыку.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИ́КТ (от лат. conflictus - столкновение), столкновение между персонажами художественного произведения, между героями и обществом, между различными побуждениями во внутреннем мире одного персонажа. Конфликт - это противоречие, определяющее движение сюжета. Традиционно конфликты принято подразделять на внутренние (в пределах самосознания, души одного героя) и внешние. Среди внешних конфликтов выделяются психологические (в частности, любовные), социальные, идейные (в т. ч. политические, религиозные, нравственные, философские). Такое выделение видов очень условно и часто не учитывает взаимосвязи или слияния разных конфликтов в одном произведении.

В разные литературные эпохи доминировали различные конфликты. В античной драматургии преобладали сюжеты, изображающие тщетное противоборство персонажей и судьбы. В драматургии классицизма (во Франции - П. Корнель, Ж. Б. Расин, Вольтер, в России - А. П. Сумароков и др.) господствовали конфликты, построенные на противоборстве между страстью и долгом в душе героев. (У А. П. Сумарокова к ним добавлялся конфликт между правителем и его подданными.) В романтической литературе был распространён конфликт между исключительной личностью и бездушным, отторгающим её обществом. Вариантами этого конфликта были: изгнание или бегство из общества свободолюбивого и гордого героя (произведения Дж. Г. Байрона, ряд сочинений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова); трагическая судьба «дикаря», «естественного человека» в мире цивилизации, лишённом свободы (поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»); горестная участь художника в пошлом и не ценящем красоты обществе (в Германии - произведения Э. Т. А. Гофмана, в России - сочинения В. Ф. Одоевского, Н. А. Полевого, М. П. Погодина, повесть Н. В. Гоголя «Портрет»); образ так называемого «лишнего человека», не способного освободиться от тягостной скуки существования, не находящего цели в жизни (Онегин у А. С. Пушкина, Печорин у М. Ю. Лермонтова, Бельтов у А. И. Герцена, Рудин, Лаврецкий, Литвинов и др. персонажи у И. С. Тургенева).

Устойчивый вариант конфликта характерен для драматургии от античности до современности: это преодоление влюблёнными молодыми героем и героиней препятствий, чинимых родственниками (чаще всего родителями), которые мешают женитьбе главных действующих лиц.

Большинство конфликтов мировой литературы может быть сведено к своего рода моделям - нескольким повторяющимся видам конфликта.

Некоторые конфликты представляют собой не просто противоборство между персонажами, но столкновение противоположных начал бытия, символами которых могут быть герои или образы произведения. Так, в пушкинской поэме «Медный всадник» изображается трагическое противоречие между тремя силами - заурядной личностью, обыденным человеком (Евгением), Властью (её символ - памятник Петру I) и Стихией (её воплощение - наводнение, взбунтовавшаяся Нева). Такие конфликты характерны для произведений на сюжеты мифологической природы, с персонажами символико-мифологического характера. Так, в романе рус. писателя-символиста Андрея Белого «Петербург» изображается не столько столкновение определённых индивидуальных персонажей (сенатора Аблеухова, революционера-террориста Дудкина, провокатора Липпанченко и др.), сколько конфликт между двумя внешне противоположными, а внутренне родственными началами, борющимися за душу России - Западом и Востоком.

КОНЦОВКА

КОНЦО́ВКА то же, что развязка.

КОРАН

КОРА́Н (от араб. куран - чтение), Священное Писание ислама и первый письменный памятник арабской литературы. Возникновение Корана связано с пророческими откровениями Мухаммеда, произнесёнными в Мекке (610-22 гг.) и Медине (622-32 гг.). С точки зрения ислама Коран - откровение, которое Бог ниспосылал Мухаммеду через Святого Духа. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме и заучивался наизусть, первые записи были сделаны вскоре после его смерти. Между 650 и 655 г. по приказу халифа Османа был составлен сводный текст Корана - т. н. каноническая Османова редакция. Эта редакция содержит 114 сур (глав) разной величины, разделённых по месту произнесения - 90 мекканских сур и 24 мединских. Суры содержат обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи. При этом суры выстроены не хронологически, а в порядке убывания их длины (кроме самой короткой первой), поэтому большинство поздних сур находится в начале, а ранних - в конце. Коран написан в форме рифмованной прозы. Каждая сура (кроме девятой) начинается со слов «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Суры делятся на айаты, стихи, и называются по первому слову: «Открывающая книгу» (1), «Корова» (2), «Слон» (105), «Люди» (114) и др. Первая сура Корана - наиболее распространённая молитва мусульман: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, - не тех, которые находятся под гнётом и не заблудших».

Основное содержание Корана - проповедь единого Бога (Аллаха), рассказ о Страшном суде, об аде и рае, полемика с язычниками, иудеями и христианами, рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, и пр. Многие религиозно-философские идеи и притчи Корана восходят к иудаизму и христианству (о сотворении мира, об Адаме и Еве, о первородном грехе, об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе). Коран создавался под влиянием иудейских и христианских сект, а также зороастризма и манихейства. Помимо религиозных установлений, он содержит предписания относительно образа жизни и поведения правоверного мусульманина. Религиозные идеи содержатся в основном в мекканских сурах, регламентация политической и социальной жизни - в мединских.

Коран является не только религиозным памятником, но и памятником мировой литературы. Для ортодоксальных мусульман Коран - не только самая главная, но и единственная книга на свете («Если в какой-то книге написано то, чего нет в Коране, - эта книга еретическая и подлежит уничтожению; а если в какой-то книге написано то, что есть в Коране, - то зачем она нужна, если это уже есть в Коране?»). В Средние века были популярны легенды на коранические сюжеты (напр., «Юсуф и Зулейха», в основе которой лежит кораническая легенда об Иосифе Прекрасном и жене египетского вельможи). Коран способствовал развитию мусульманской филологии, историографии, лексикографии, появились специальные науки о чтении и толковании Корана.

КОРЕНЬ СЛОВА

КО́РЕНЬ СЛО́ВА тип морфемы, носитель основного лексического значения. К корню присоединяются аффиксы, дополняя его более конкретными лексическими и грамматическими значениями; ср.: корень лет- и включающие его слова перелёт, лётчик, улететь. Наличие одного корня объединяет слова в гнездо (по гнездовому принципу организованы, напр., статьи в словаре В. И. Даля).

КОРЖАВИН

КОРЖА́ВИН (настоящая фамилия Мандель) Наум (Эммануил) Моисеевич (р. 1925, Киев), русский поэт, драматург, литературный критик. В 1944 г. поступил в Литературный ин-т им. А. М. Горького (окончил в 1959). Уже в ранних стихах Коржавина (ходивших в списках и читавшихся автором на поэтических вечерах) юношеский максимализм сочетался с той «антисоветской направленностью», которая заставила власть увидеть в нём поэта-диссидента. В 1947 г. Коржавин был арестован и в 1948 г. выслан в Новосибирскую область, впоследствии в Караганду. Освобождённый по амнистии, в 1954 г. вернулся в Москву, в 1956 г. был реабилитирован. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. печатается в периодике (стихи, критические статьи), публикует большую подборку стихов в альманахе «Тарусские страницы» (1961), издаёт поэтический сборник «Годы» (1963). Для поэзии Коржавина всегда были характерны оппозиционность власти, острый интерес к политике, современной и мировой истории, стремление осмыслить её нравственные уроки («Где вы, где вы…», «Хлеб», «День в Освенциме», «Осень в Караганде», «На смерть Сталина» и др.). Поэтика Коржавина отличается минимализмом художественных средств (поэт назвал метафору «бичом ХХ века»). В 1973 г. Коржавин эмигрировал в США. В эмиграции издал сборники стихов «Времена» (1977), «Сплетения» (1980). В России вышли его книги «Письмо в Москву» (1991), «Время дано» (1992), «К себе» (2000).

Автор пьес «Однажды в двадцатом» (поставлена в 1967); «Жить хочется (Однажды в двадцать втором)», автобиографической повести «В соблазнах кровавой эпохи» (1996), публицистических и литературно-критических статей.

КОРНЕЛЬ

КОРНЕ́ЛЬ (Corneille) Пьер (1606, Руан - 1684, Париж), французский драматург, создатель французской классицистической трагедии.

П. Корнель

П. Корнель

Автор комедий в стихах («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631-32, и др.), трагикомедии «Клитандр» (1630) и теоретического сочинения «Рассуждения о драматической поэзии» (1663). Радикальная новизна, тонкость психологических зарисовок и изящество поэтической формы заметно выделяли пьесы Корнеля из комедийного репертуара 17 в. Однако основным жанром творчества Корнеля стала трагедия: «Медея» (1635), «Полиевк», «Гораций» (обе - 1641), «Цинна» (1643) и др. Трагикомедия «Сид» (1637) открыла новую эру в истории французского театра и драматургии. В «Сиде» Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма - борьбу долга и чувства. Перед этим выбором стоят главные герои «Сида» - испанский рыцарь Родриго и его возлюбленная Химена, дочь убитого им на поединке графа Гормана:

Я сам с собой в войну вступил:

Помериться любовь решила с долгом силой.

Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.

(Перевод Ю. Корнеева)

Долг велит Химене потребовать казни возлюбленного, но она отступает перед более высоким государственным началом - подвигом перед отечеством. Развязка «Сида» благополучна: став национальным героем, Родриго женится на Химене. Успех «Сида» вызвал, однако, недовольство в литературной среде, выразившееся в «битве по поводу „Сида"». Взгляды Корнеля вызвали резкое неприятие со стороны Ж. Расина и Н. Буало. Во «Мнении Французской академии о трагикомедии „Сид"» (1638) - одном из программных манифестов классической школы - Корнеля критиковали за отклонение от правил (перегруженность действия внешними событиями), но главный упрёк - в «безнравственности» героини. Именно эти упреки, отличавшие «Сида» от других «правильных» трагедий, и обеспечили ему долгую сценическую жизнь. Дискуссия о «Сиде» стала поводом для чёткой формулировки правил классической трагедии. Популярность Корнеля возросла в 18 в., а его пьесы оказали заметное влияние на развитие драматургии в эпоху Просвещения.

КОРНИЛОВ

КОРНИ́ЛОВ

1.

Борис Петрович (1907, с. Покровское Семёновского у. Нижегородской губ. - 1938, в заключении), русский поэт. Родился в семье сельского учителя. В начале творческого пути использовал псевдоним «Борис Вербин». Ранние произведения поэта напоминают есенинские:

Усталость тихая, вечерняя

Зовёт из гула голосов

В Нижегородскую губернию

И в синь Семёновских лесов.

(«Усталость тихая, вечерняя…», 1925)

В 1926 г. Корнилов вошёл в литературную группу РАППа «Смена» и начал печататься в молодёжных журналах. Первая книга поэта «Молодость» вышла в 1928 г., в 1931 г. были выпущены сборники «Первая книга», «Все мои приятели», создана поэма «Соль».

Корни́лов

Б. П. Корнилов

Преодолев влияние С. А. Есенина, Корнилов сумел найти собственную художественную манеру, свои темы, свой поэтический голос. Известность приносит поэту поэма «Триполье» (1933-34), рассказывающая об эпохе со всей прямотой, показывающая социальные конфликты, голод, хлебразвёрстку, продотряды, забирающие у крестьян продукты. В адрес автора посыпались обвинения в том, что образы коммунистов нарисованы вяло и схематично, в то время как враги изображены рельефно и колоритно. В 1937 г. Корнилов пишет цикл стихотворений «Пушкин» к столетию со дня гибели поэта, который исследователи считают одним из его лучших произведений. Однако обвинённый в контрреволюционных настроениях, Корнилов в 1938 г. был арестован и вскоре погиб.

Восхищение революцией и героикой Гражданской войны соседствовало в поэзии Корнилова с сентиментальной грустью. С. Куняев отмечал: «Пресловутая «двойственность» Корнилова, о которой писал ещё Л. Аннинский в 1966 г., на самом деле никакая не «двойственность». Корнилов - подлинное дитя своего времени, органически сочетавшего в себе, казалось бы, несочетаемое… Набор фактов, увы, не передаёт воздуха эпохи, её атмосферы, в которой естественно сочетались революционные марши и увлечение тончайшим эстетством, кинофильм «Чапаев» и песни Александра Вертинского и Петра Лещенко, которые распространялись по стране на самодельных пластинках в огромных количествах». Корнилов - автор известной песни на музыку Д. Шостаковича из кинофильма «Встречный»: «Нас утро встречает прохладой…»

2.

Владимир Николаевич (1928, Днепропетровск - 2002, Кострома), русский прозаик, поэт. Родился в семье инженеров-строителей. В 1950 г. окончил Литературный ин-т. Начал печататься на страницах «Литературной газеты» с 1953 г. Первые поэтические сборники «Повестка из военкомата» и «Начала» были рассыпаны цензурой в вёрстке. В 1960-е гг. вышли два поэтических сборника Корнилова «Пристань» (1964) и «Возраст» (1967). Первое прозаическое произведение - повесть «Без рук, без ног» (1965), была не пропущена цензурой журнала «Новый мир» и опубликована в журнале «Континент» лишь в 1974-75 гг., после чего сразу переведена на несколько иностранных языков. Это психологическое повествование, потрясающее своей гуманистической направленностью, о трёх днях из жизни московского подростка, о попытке самоубийства. Вторая повесть, «Девочки и дамочки» (1968), также была отклонена цензурой журнала «Новый мир»; переправленная автором на Запад, она была опубликована в журнале «Грани». В 1977 г. Корнилов был исключён из Союза писателей за правозащитную деятельность, за подписание письма в защиту академика А. Д. Сахарова. До 1988 г. Корнилов публиковался лишь на Западе, на Родине его стихи и проза распространялись только в самиздате. С 1988 г. произведения начинают публ. в СССР. Кроме многочисленных публикаций в периодике, вышли семь книг стихов и две книги прозы; в стихах последних лет писатель констатировал несостоявшиеся реформы. Роман «Демобилизация» был опубл. в журнале «Звезда» в 1990 г., уже после того, как он был издан на Западе на рус. (1976) и на немецком (1982) языках. Это роман о переходном постсталинском периоде в истории страны, попытка автора вслушаться в эпоху, найти смысл в общем хаосе и развале.

КОРОЛЕНКО

КОРОЛЕ́НКО Владимир Галактионович (1853, Житомир - 1921, Полтава), русский прозаик, публицист.

В. Г. Короленко. Портрет работы И. Репина. 1912 г.

В. Г. Короленко. Портрет работы И. Репина. 1912 г.

В 1871 г. начал учиться в Петербургском технологическом ун-те, в 1874 г. перешёл в Петровскую академию под Москвой, где увлёкся идеями народничества. Участвовал в студенческом движении, за что в 1876 г. был исключён и выслан в Кронштадт. В 1877 г. поступил в Петербургский горный ун-т, но в 1879 г. был исключён по подозрению в связи с народниками и сослан в Вятскую губернию. В этом же году вышел рассказ Короленко «Эпизоды из жизни искателя». На протяжении последующих шести лет писатель постоянно находится в ссылках и тюрьмах. В этот период в Вышневолоцкой тюрьме он пишет рассказ «Чудная», опубл. в 1893 г. в Лондоне. В 1881 г. за отказ присягать Александру III Короленко был сослан в Якутию. Жизнь в Восточной Сибири вдохновила писателя на создание множества рассказов, среди которых «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит», «Соколинец» и др. В 1886 г. они были собраны в книгу «Очерки и рассказы». В 1885 г. Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, волжская тема вошла во многие его произведения. В 1887 г. писатель работал над повестью «Слепой музыкант», ставшей одним из самых популярных его произведений. Волга вдохновляет и др. рассказы: «За иконой», «На затмении» (оба - 1887), «В облачный день» (1890), «Река играет» (1891), «Художник Алымов» (1896) и др. В 1889 г. выходит вторая книга «Очерков и рассказов». В 1883 г. Короленко уезжает в путешествие по Америке и впоследствии пишет рассказ, а по сути, целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке «Без языка» (1895). В последующие годы Короленко создал множество очерков, в т. ч. полемических, призывал к борьбе против произвола властей. Из его публ. в газете «Русские ведомости» составлена книга «В голодный год» (1893). Нищету русской деревни, описанную в этой книге, Короленко связывает с тем, что крестьяне практически по-прежнему остаются в крепостной зависимости. В 1896 г. он приезжает в Петербург и становится одним из руководителей журнала «Русское богатство». В 1914 г. выходит его девятитомное собрание сочинений. В 1903 г. выходит третья книга «Очерков и рассказов». С 1905 г. и до смерти писатель работал над многотомным трудом «История моего современника». После поражения первой русской революции 1905 г. он выступил против «дикой оргии» смертных казней и карательных экспедиций (очерки «Бытовое явление», 1910; «Черты военного правосудия», 1910; «В успокоенной деревне», 1911; «Дело Бейлиса», 1913).

Творчество Короленко было проникнуто «поисками настоящего народа», он старался показать, что в рус. человеке, несмотря на все бедствия, есть искра Божия, что не всё в его жизни безнадёжно и потеряно. Даже в сибирских мужиках, живущих почти животной жизнью, писатель стремится показать духовные искания и веру в Бога («Сон Макара»). Крылатым стало выражение «Человек рождён для счастья, как птица для полёта», которое произносит безрукий калека из рассказа «Парадокс». Этой же теме посвящена повесть «Слепой музыкант»: человек стремится к своему, добивается поставленной цели, несмотря на препятствия, стоящие на его пути. Так действовал и Короленко, в течение всей жизни осуждаемый властями, но продолжавший бороться с тем, что он считал несправедливым. Писатель не боялся выступать ни против старой, ни против новой власти, всегда был на стороне народа и против убийств, грабежей и насилия, которые несла сначала царская власть, а потом революция. Современники видели в Короленко не только выдающегося писателя, но и талантливого публициста, ценили как художественные, так и гражданские достоинства его произведений.

КОРТАСАР

КОРТА́САР (Cortazar) Хулио (1914, Брюссель - 1984, Париж), аргентинский писатель. Сын дипломата. Учился на литературно-философском ф-те ун-та Буэнос-Айреса. В 1940-е гг. - активный участник антиперонистского движения (противников генерала Х. Д. Перона - президента Аргентины в 1946-55 гг.). С 1951 г. жил в Париже. Печатался с 1938 г. (сборник сонетов «Присутствие»). Сочетание бытовой и психологической достоверности с фантастикой, отрицание традиционных буржуазных ценностей и поиски новых форм человеческого существования, выраженные с помощью «игрового» преображения реальности и смелых языковых экспериментов, проявились в романах Кортасара «Выигрыши» (1960), «Игра в классики» (1963), «62. Модель для сборки» (1967), «Последний раунд» (1969), «Экзамен» (опубл. в 1986), сборниках рассказов «Зверинец» (1951), «Конец игры» (1956), «Секретное оружие» (1959), «Все они - огонь» (1966), «Восьмигранник» (1974), «Кто-то, кто рядом с нами» (1977). Процесс формирования личности в революционной борьбе, преодоления одиночества на путях активного социального действия показан писателем в романе «Книга Мануэля» (1973). Синтез трезвого анализа и философско-символических обобщений, национальной конкретики и универсальности извлекаемых из истории своей страны законов развития цивилизации, опора на новейшие достижения мирового словесного искусства определили место Кортасара, наряду с Х. Л. Борхесом и Г. Гарсия Маркесом, в первом ряду представителей наиболее яркого явления латиноамериканской прозы 20 в. - «фантастического реализма». Оставил также драматическую поэму в прозе «Короли» (1949), книгу публицистики «По 80 мирам за один день» (1967).

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КО́СВЕННАЯ РЕЧЬ синтаксический способ введения в текст чужой речи. Конструкции с косвенной речью - это сложноподчинённые предложения, где слова автора составляют главное, а чужая речь придаточное предложение. При этом важны правила согласования лица и времени глаголов; ср.: Он сказал: «Приду» и Он сказал, что придёт.

КОЦЮБИНСКИЙ

КОЦЮБИ́НСКИЙ Михаил Михайлович (1864, Винница - 1913, Чернигов), украинский писатель. Сын мелкого чиновника. Окончив в 1880 г. Шаргородское духовное училище, жил и работал на Украине, в Бессарабии, на южном побережье Крыма, с 1897 г. - в Чернигове. Не раз выезжал за границу; в 1909-10 гг. в Италии познакомился с А. М. Горьким и В. И. Лениным, способствовавшими радикализации демократических взглядов писателя, свойственных ему с юношеских лет (в 1882-83 гг. подвергался репрессиям за участие в деятельности народовольческого кружка).

Печатался с 1890-х гг. Основной темой ранних повестей и рассказов Коцюбинского, в т. ч. «На веру», «Пятизлотник» (оба - 1892), «Отомстил» (1894), стала трудная жизнь простого народа и долг интеллигенции перед ним (сам писатель в 1891 сдал экзамены на звание народного учителя и некоторое время работал в деревне).

Постепенно красочный этнографизм описания народного быта у Коцюбинского уступает место более глубокому и реалистически точному изображению жизни сельских пролетариев и промышленных рабочих, роста протестных настроений в их среде (рассказы «Для общего блага», 1895; «Посол чёрного царя», 1897; «В сетях шайтана», 1899; «По-человечески», 1900; «Дорогой ценой», 1902; «Куколка», 1903). Значительным художественным достижением писателя стала повесть «Fata morgana» (ч. 1-2, 1904-10), убедительно показавшая болезненный процесс социального расслоения на селе.

Жёстко-правдивое панорамное изображение Украины нач. 20 в. (страшные картины еврейских погромов - «Смех», «Он идёт», оба - 1906; бытовые проявления реакции на революционные события 1905-07 гг. - «Persona grata», 1908; «Подарок на именины», 1912; страдания деревенской бедноты в период реформ П. А. Столыпина - «Кони не виноваты», 1912) сочеталось в рассказах Коцюбинского с мягким лиризмом, традиционно свойственным украинской литературе, тонким проникновением в душу персонажей, романтической поэтизацией положительных героев («Пе-Коптёр», 1896; «Ведьма», 1898; «На камне», 1902; «В грешный мир», «Под минаретами», оба - 1905; лирический цикл «Из глубины», 1903; этюд «Цвет яблони», 1904). Светлым гимном всепобеждающей силе жизни звучит один из самых известных рассказов Коцюбинского - «Тени забытых предков» (1912).

Творчество Коцюбинского оказало большое влияние на украинскую литературу 20 в. Многие его произведения экранизированы (в т. ч. «Тени забытых предков» - одноимённый фильм режиссёра С. И. Параджанова, 1965). В Виннице (1927) и в Чернигове (1935) созданы литературно-мемориальные музеи Коцюбинского.

КРАСНОВ

КРАСНО́В Пётр Николаевич (1869, Санкт-Петербург - 1947, Москва), русский прозаик. Профессиональный военный, долгие годы совмещавший службу в армии с литературным творчеством. Писать начал рано, с 1891 г. публиковался в различных периодических изданиях. В первых повестях и рассказах (1890-е), посвящённых военной жизни и донскому казачеству, передавал романтическое видение службы, его традиций, взаимоотношений людей в армии. Начало мемуарному творчеству положила книга «Казаки в Африке» (1899). Произведения писателя привлекли внимание читателей, в т. ч. и императора Николая II, стилем, пониманием военной жизни, точностью воссоздания событий. Статьи, рассказы, а во время Русско-японской войны - военные корреспонденции, публиковались в журнале «Русский инвалид». Событиям войны также посвящены книги «Год войны. 14 месяцев на войне» (1905-11) и «Погром. Роман из русско-турецкой войны» (1907). В 1906 г. Краснов написал первое беллетристическое произведение - роман «Элла Руллит».

События 1917 г. стали для Краснова личной трагедией, будучи приверженцем монархии, он глубоко переживал отречение царя от престола, а также разрушение установленных порядков и разложение армии. Впечатления этого времени описаны в книге «На внутреннем фронте» (1922). В 1919 г. Краснов покинул Россию, поселился в Германии, где стал активным участником литературной жизни русского зарубежья. Роман «От Двуглавого Орла к красному знамени» (1921-22), пользовавшийся популярностью, давал развёрнутую панораму жизни русского общества времён правления Николая I и первых лет русской революции; во многом автобиографичное, это произведение восходит к «Войне и миру» Л. Н. Толстого.

Литературное наследие Краснова многогранно, ему принадлежат исторические романы («Цесаревна», 1933; «Екатерина Великая», 1935; и др.), историко-публицистические и мемуарные произведения («На рубеже Китая», 1939; «Павлоны», 1943; и др.), фантастика (роман «За чертополохом», 1922), многочисленные повести и рассказы, пьеса «Смена» (1936). Будучи последовательным противником советской власти, в годы 2-й мировой войны Краснов формировал казачьи части, входившие в состав вермахта, принимал участие в боевых действиях против советских войск. Был взят в плен англичанами и передан советскому командованию; по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был повешен.

КРИСТИ

КРИ́СТИ (Christie) Агата (1890, Торки, Девоншир - 1976, там же), английская писательница.

А. Кристи

А. Кристи

Получила домашнее образование. Брала уроки пения в Париже. Писать начала в кон. 1-й мировой войны. Первый детективный роман «Странное происшествие в Стайлз» (написан на спор со старшей сестрой) опубл. в 1920 г. В нём впервые появился Эркюль Пуаро - бельгийский детектив с яйцеподобной головой, пышными усами и страстью к аккуратности. Последний роман, посвящённый этому великому сыщику, писательница завершила незадолго до своей смерти, он назван весьма символически - «Занавес». В лучших традициях, заложенных ещё А. Конан Дойлом, писательница даёт Пуаро помощника - наивного, видящего только очевидные факты, но милого и преданного капитана Гастингса. Всеобщее признание пришло к Кристи после выхода в свет романа «Убийство Роджера Экройда» (1926). Двумя другими сыщиками в творчестве Агаты Кристи стали мисс Марпл (впервые появляется в романе «Убийство в доме викария», 1930, - старая дева из маленькой деревушки в центре Англии) и мистер Пакер Пайн (сборник рассказов, 1934), специализирующийся на решении семейных проблем. С 1952 г. произведения Кристи начали ставить в театре. Писательница также начинает писать пьесы. Всего ей принадлежат 17 пьес (наибольшей популярностью вот уже более 40 лет пользуется пьеса «Мышеловка»). По многим её книгам сняты телевизионные сериалы и фильмы. Кроме детективов Агата Кристи написала шесть романтических романов под псевдонимом «Мэри Вестмакотт». Последний роман о мисс Марпл «Убийство во сне» и «Автобиография» писательницы вышли из печати посмертно. Классикой в жанре детективного рассказа по праву считается рассказ «Свидетель обвинения». Всего «королева детектива» написала 76 детективных романов и сборников рассказов, которые были переведены на все основные языки мира. За литературные заслуги ей был пожалован дворянский титул. Она была президентом английского Детективного клуба. В книгах Кристи читателей неизменно привлекает то, что зло всегда бывает наказано, а добро торжествует. Она обладала счастливой для писателя детективов способностью сочетать занимательность, даже непредсказуемость сюжета и превосходно обрисованные характеры.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

КРИ́ТИКА ЛИТЕРАТУ́РНАЯ особая часть словесности, как бы пограничная между собственно художественной литературой и наукой о литературе. В отличие от науки о литературе (литературоведения), критика анализирует только современные произведения. Одна из задач литературной критики - истолкование, разъяснение смысла произведения. Критик показывает, каков замысел писателя и насколько удачно он воплощён в тексте, какова основная мысль произведения, как решает автор ту или иную проблему и относится к своим персонажам. Истолковывая художественное произведение, критик помогает читателю понять его. Такое стремление неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла произведения, ведь любой художественный текст многозначен, критик же пишет лишь о некоторых смыслах, идеях, мотивах произведения, которые он считает главными, наиболее важными.

Другая цель критики - сопоставление анализируемого произведения и современной автору действительности: критик решает, насколько полно и точно автор воссоздал в произведении действительный мир, передал мироощущение, мировидение времени. Результатом критического анализа является оценка произведения: совершенно оно или слабо в художественном отношении. Оценивая произведение, критик часто сравнивает его с другими произведениями писателя или с сочинениями иных авторов. На основании такого анализа критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать.

Критика обращена к широкому читателю, и ещё одна её задача - информировать читателя о литературных новинках, о том, что стоит прочитать и что читать не обязательно.

Литературная критика - это самосознание художественной литературы. Идеи и советы критиков влияют на развитие литературы, а представления об образцовых произведениях, о средствах (критериях) оценки критика заимствует из художественной словесности.

Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Так, предисловие французского писателя В. Гюго к написанной им драме «Кромвель» (1827) было не только критическим разбором предшествующей французской литературы, следовавшей строгим художественным правилам (этот период в литературе принято называть классицизмом), но и манифестом нового направления (романтизма), провозгласившим право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. Художественные принципы нового литературного течения, детально изображающего типичные случаи и ситуации повседневной, «некрасивой» жизни, - натуральной школы - излагал и отстаивал в своих критических статьях 1840-х гг. В. Г. Белинский. Он стал своеобразным «теоретиком» натуральной школы. Созданию нового течения в русской литературе 1890-х гг. - символизма - предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены черты будущих произведений.

Литературная критика как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в. В это время появилась и стала господствующей новая форма бытования литературы - журнал, возросло число публикуемых произведений, обострились споры между литераторами различных направлений, расширился круг читателей. Как литературные критики выступали известнейшие западноевропейские и рус. писатели 18 - нач. 19 в.: Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Н. М. Карамзин. С формой журнала связаны жанры литературной критики: рецензия и статья. Рецензия - это краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки. Статья - развёрнутый анализ одного произведения или, чаще, творчества одного автора или произведений, вышедших в свет в течение одного уходящего года.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ см. в ст. реализм.

КРОН

КРОН (настоящая фамилия Крейн) Александр Александрович (1909, Москва - 1983, там же), русский драматург, прозаик, публицист. Окончил историко-философский ф-т МГУ, с первых дней и до конца войны служил на Балтийском флоте, работал при политуправлении. Первая пьеса «Винтовка № 492116» (1928) в течение долгого времени не сходила со сцены. За ней последовали пьесы «Трус» (1935), «Наше оружие» (1936), «Глубокая разведка» (1940), «Офицер флота» (1944), «Второе дыхание» (1946), «Кандидат партии» (1950), проникнутые пафосом времени, однако не лишённые остросоциальных конфликтов, интересных характеров и нравственных проблем. Писатель всегда уделял внимание раскрытию психологических особенностей своих героев. В 1949 г. Крон оказался одним из объектов травли во время кампании против «безродных космополитов», избежав ареста, он принял решение расстаться с драматургией. В 1964 г. был издан роман «Дом и корабль», посвящённый подвигу героев-подводников, в 1977 г. - роман «Бессонница» о жизни интеллигенции, над которым Крон работал 10 лет. Последняя работа писателя - «Капитан дальнего плавания: Повесть о друге» (1983), восстанавливающая доброе имя подводника Александра Маринеско, героя Великой Отечественной войны. Внимательное отношение к личности человека, неоднозначность в оценке поступков и мнений свойственны всем произведениям Крона.

Предыдущая страница Следующая страница