Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КИТ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КИТ"-"КОМ")

КИТЕЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

КИ́ТЕЖСКАЯ ЛЕГЕ́НДА цикл преданий, связанных с легендарным городом Китежем, якобы погрузившимся в озеро Светлояр и таким образом избежавшим гибели во время нашествия Батыя. Согласно Китежской легенде, в глубине вод можно увидеть город, а в тихую погоду - услышать его колокола. Причиной появления легенды послужило разорение татаро-монголами в 1237 г. городов Кидекша и Малый Кидеш. Впоследствии Китежская легенда уходит в Заволжье и со временем активно используется старообрядцами в полемике со сторонниками церковной реформы патриарха Никона («Повесть о сокровенном граде Китеже», 1713).

КИТС

КИТС (Keats) Джон (1795, Лондон - 1821, Рим), английский поэт, представитель романтизма.

Дж. Китс

Дж. Китс

Родился в семье содержателя извозчичьего двора. Изучал медицину, получил звание лекарского помощника, но его судьбу определила страсть к литературе. За недолгие 25 лет жизни создал настоящие шедевры английской поэзии. Писал на темы любви, красоты, природы, искусства. Мастер сонета, причём предпочтение отдавал форме, привнесённой в английскую литературу У. Шекспиром («Чаттертону», 1815; «Сонет, написанный в домике Бёрнса», 1818). Первый сборник «Стихотворения» (1817) носит следы влияния сентиментальной школы, поэзии Э. Спенсера и др. поэтов Возрождения, хотя в нём уже звучат темы радости жизни, полноты земного существования, которые будут центральными в творчестве Китса. Характерен в этом отношении сонет «Кузнечик» (1817). Романтический идеал Китса проявился в противопоставлении красоты чистой и прекрасной природы ханжеству и практицизму буржуазной действительности («Ода соловью», 1819). В поисках идеала поэт обращается также к античности и Ренессансу («Ода греческой вазе», 1820; поэма «Гиперион», незакончена, опубл. в 1820). Творчество Китса отличается жанровым разнообразием, наряду с сонетами и одами он пишет баллады («La belle dame sans merci» - «Прекрасная безжалостная дама», 1819), исторические трагедии («Отон Великий», 1819), различные поэмы: сатирические («Колпак и бубенцы», 1817, незакончена), трагические («Изабелла», 1818; «Ламия», 1819), героические («Гиперион», не закончен). Китс - мастер тонкой интимной лирики, его отличает яркость видения мира и точность поэтических образов. За развитием таланта поэта внимательно следил Дж. Г. Байрон, который был потрясён ранней смертью поэта от чахотки. Его творчество высоко ценил П. Б. Шелли. На рус. язык произведения Китса переводили С. Я. Маршак, Б. Л. Пастернак, В. В Левик и др.

КЛАРК

КЛАРК (Clarke) Артур Чарлз (р. 1917, Майнхед, графство Сомерсет), английский писатель-фантаст, популяризатор науки. Во время 2-й мировой войны был армейским офицером, отвечал за испытания первой спутниковой радарной установки. После войны с отличием окончил Королевский колледж в Лондоне (специализировался по физике и математике). Много лет прожил в Шри-Ланке, проводя исследования Большого Барьерного рифа. Кларк - автор 40 книг и множества статей, самые известные - «Профили будущего» (1962), «Космическая одиссея 2001» (1970), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны рая» (1979), «Космическая одиссея 2010» (1985).

Кларк - обладатель многих наград, среди которых Приз Вестингхауса за литературные произведения о науке (1969), а также «Оскар» (вместе с режиссёром С. Кубриком) за лучший сценарий к фильму «Космическая одиссея 2001» (1968). В конце 1960-х гг. всё связанное с космосом удивляло и поражало, а космические путешествия прочно поселились на страницах книг и журналов. «Путь к звёздам открыт далеко не преждевременно, - писал Кларк. - Цивилизация не может существовать без новых рубежей: она нуждается в них материально и духовно. Мы живём не хлебом единым, нам нужны и приключения, разнообразие, новизна и романтика». Кларк принадлежит к плеяде замечательных писателей-фантастов сер. 20 в., создававших произведения, будоражащие фантазию не только читателей, но и учёных. Уже в ранних произведениях, уводя читателя в будущее (действие рассказов и повестей уходит далеко в будущее, в 26 в., как, напр., в рассказе «Лев из Комарра», или ещё дальше - в «Да не наступит ночь»), он мастерски сочетает занимательность и поучительность. Мистический город Комарр, жители которого проводят жизнь в постели с подключёнными к мозгу датчиками, - прообраз столь популярной сегодня Матрицы, с которой борются главный герой и лев с удивительными способностями.) Кларк-фантаст умело сочетал занимательность действия, увлекательность приключений с научным взглядом на мир и его будущее. Его произведения пронизывают оптимизм и вера в человека.

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому classicus, в первоначальном значении - «гражданин высшего имущественного класса», затем - «образцовый», «совершенный». Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от неё в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещённым» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчёркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное - эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и чётко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В её основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «тёмной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трёх единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия). Согласно этой теории, события должны происходить в одном месте (будь то комната или улица), продолжаться не более суток и развиваться вокруг одного конфликта. Величайшими творениями французского классицизма, кроме поэтической программы Н. Буало, признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера, оды Ф. Малерба. Творчество последнего оказало большое влияние на создание рус. оды - главного жанра рус. классицизма. В 18 в. рус. писатели-классицисты стремились подражать французским образцам (уподобление французскому классику было комплиментом, поэтому М. В. Ломоносов воспевался как «русский Мальгерб», А. П. Сумароков - как «наш Буало» (или «наперсник Боалов») и «северный Расин»). Однако незыблемыми оставались лишь фундаментальные эстетические требования классицистической поэтики (жанровая теория, теория трёх единств, теория подражания), в частностях рус. классицисты искали свои пути. Так, создателя программной «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова современники обвиняли в слепом подражании автору «Поэтического искусства» Н. Буало. Поскольку оба автора писали о «вечных» поэтических законах, то этот плагиат кажется оправданным (кстати, самого Буало обвиняли в подражании «Посланию Пизонам» Горация). Вместе с тем некоторые отличия в подходах Буало и Сумарокова хорошо известны: Сумароков образованность поэта ставит выше таланта, Буало - талант выше образованности; Сумароков практически исключает важный для Буало принцип «plaire» (нравиться) (Й. Клейн). Эти «мелкие» отличия объясняются в первую очередь индивидуальными особенностями Сумарокова-поэта. Вместе с тем невозможность приложения к французской поэтической практике «теории трёх штилей» М. В. Ломоносова связана с объективными причинами: рус. поэты, в отличие от их французских образцовых предшественников, имели возможность использовать в своих сочинениях слова русского (создающие средний и низкий «штили») и старославянского (создающие высокий и средний «штили») языков. Кроме того, ускоренное развитие рус. литературы в 18 в. привело к сосуществованию различных литературных направлений (так, сентименталистские тенденции можно наблюдать в произведениях рус. поэтов-классицистов в досентименталистский период, а сентименталист М. Н. Муравьёв начинал как почитатель таланта Сумарокова и классицист). И наконец, в отличие от французского классицизма 17 в., рус. классицизм 18 в. формировался под влиянием идей Просвещения. Рус. авторы учитывали опыт не только Буало, Корнеля и Расина, но и своего современника Вольтера. Появление «просветительского классицизма» привело, в конечном итоге, к созданию собственных нац. вариантов этого направления: английского, немецкого, рус., а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гёте и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В нач. 19 в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением - романтизмом и сошёл со сцены.

КЛЕЙСТ

КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (1777, Франкфурт-на-Одере - 1811, Ванзе, около Потсдама), немецкий писатель, драматург. По семейной традиции старинного прусского рода, рано осиротевший мальчик был определён в гвардию, в 16 лет участвовал в осаде г. Майнца. Но армию считал «живым памятником тирании» и в 1799 г. вышел в отставку. Изучал философию и математику во Франкфуртском ун-те, после путешествия во Францию и пребывания в Швейцарии под влиянием идей Ж. Ж. Руссо решил посвятить себя простой жизни на лоне природы и расторг помолвку с дочерью генерала. Первый опубл. писательский опыт - трагедия рока «Семейство Шроффенштайн» (1803), перенасыщенная жуткими событиями и трагическими недоразумениями, свидетельствовала о большой силе его таланта. Грандиозная по замыслу психологическая «расшифровка» трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» была поставлена в Австрии в 1804 г., но принесла автору славу «несценичного» драматурга. Попытки написать великую трагедию закончились тяжёлой депрессией, Клейст сжёг рукопись и, оправившись от нервного истощения, поступил на службу к королю Пруссии. Как юриста его направили в Кёнигсберг, в Палату вотчин, где Клейст собрал обширные наблюдения для своих комедий и новелл.

Комедия «Разбитый кувшин», написанная между 1802 и 1806 г. и опубл. в 1811 г., считается одной из немногих «классических» немецких комедий, наряду с комедиями Г. Э. Лессинга и Г. Гауптмана. Вольная переделка комедии Мольера «Амфитрион» решена уже иначе, в ней античный сюжет используется для решения характерной клейстовской темы испытания человека несоразмерными его силам обстоятельствами. Но более всего Клейст известен как автор мрачных («болезненных», по определению современников) произведений. Трагедии «Пентесилея» (опубл. в 1808) и «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» (опубл. в 1810) драма «Принц Фридрих Гомбургский» (опубл. в 1821) - величайшие произведения Клейста, не оцененные современниками и неодобрительно встреченные главным немецким авторитетом эпохи - И. В. Гёте. Писатель романтической эпохи, Клейст не был признан «своим» ни большинством романтиков, ни их противниками. Одиночество литературное и житейское осложнялось душевным складом автора, тяжело переносившего и современную ему политическую ситуацию.

Арестованный в осаждённом французами Берлине по подозрению в шпионаже, Клейст был увезён в Париж (1807). По возвращении на немецкую территорию, в Дрезден, написал резкую патриотическую драму «Битва Германа» (1808); при жизни автора пьеса не была опубликована и не ставилась на сцене. Идея национального освобождения стала в эти годы главной для Клейста: в статьях, газетных и журнальных заметках он поддерживает войну Австрии с Наполеоном и призывает немцев объединяться для отпора врагу. Не находя поддержки и попав в тяжёлое материальное положение, покончил с собой в возрасте 35 лет.

Клейст - один из самых значительных немецких новеллистов, 8 написанных им новелл, особенно «Михаэль Кольхаас» (1810), определили развитие жанра новеллы в Германии.

КЛЫЧКОВ

КЛЫЧКО́В (настоящая фамилия Лешенков) Сергей Антонович (1889, д. Дубровки Калязинского у. Тверской губ. - 1937, по др. данным 1940, в заключении), русский писатель.

С. А. Клычков

С. А. Клычков

Сын кустаря-башмачника, выходца из старообрядческой семьи. Несколько лет учился в земской школе г. Талдома, в 1900-07 гг. - в московском реальном училище И. И. Фидлера. Участвовал в Декабрьском восстании 1905 г. в Москве, что отразилось в первых публ. поэта в московском журнале «На распутье»: «Мужик поднялся», «Гимн свободе», «Вихрь» (все стихи - 1906). Пользуясь поддержкой М. И. Чайковского - брата композитора, совершил поездку в Италию, где вместе с известным писателем-народником Н. Н. Златовратским посетил на Капри М. Горького. В 1908-10 гг. учился в Московском ун-те (на естественном, историко-филологическом и юридическом ф-тах); отчислен как не внесший плату за обучение. В 1909 г. сблизился с символистами. Их романтическое мировидение отразилось в сборниках стихов Клычкова «Песни. Печаль. - Радость. - Лада. - Бова» (1911) и «Потаённый сад» (1913), в которых автор сразу заявил о себе как об одном из ярких представителей нарождающейся в России «новокрестьянской» поэзии (Н. А. Клюев, С. А. Есенин и др.), «прелестном и нежном поэте» с «безукоризненной рифмой, певучей лёгкостью стиха, непринуждённой песенностью размеров» (отзыв одного из влиятельных критиков начала века Вяч. П. Полонского). Разрабатывая мотивы рус. песни и сказки, Клычков выражал неприятие современной «индустриальной» цивилизации, ища прибежища в «очарованном сне», «потаённом саду» патриархального прошлого, предстающего в его поэзии как «золотой век» гармонии, мудрости и естественности (стихотворение «Я ищу в забытьи, чего нету на свете и чего никогда не найти…»). Лирический герой Клычкова - странник-мечтатель (стихотворение «Иду я лесною дорогой…»), природа в его стихах одушевлена, заселена чудесными существами - русалками, лешими, колдунами. К языческой мифологии восходит и один из постоянных образов поэта - сказочная Лада, являющаяся то пряхой, то жницей, то невестой, то нарядной «павой». По воспоминаниям современников, сам Клычков читал свои стихи нараспев, подчёркивая их фольклорно-песенное начало. После событий 1-й мировой войны, на участие в которой был мобилизован поэт - в то время крестьянин и паломник по святым местам, - в его творчестве отчётливо слышится мотив прощания с уходящей Русью (сборник «Дубрава», 1918). Безоговорочно на первых порах приняв Октябрьскую революцию, Клычков вместе с С. А. Есениным и М. П. Герасимовым создаёт восхваляющую её «Кантату», участвует в организации книгоиздательства «Московская трудовая артель художников слова», пишет новые стихи и тяготеющую к сказочной манере прозу: романы «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928), которые более, чем поэзия, насыщены образами действительности и, в продолжение гоголевской традиции, совмещает реальный и фантастический пласты, по-прежнему выводя излюбленных героев - одиноких мечтателей, чудаков и правдоискателей.

В 1930-е гг. Клычков выступает в основном с переводами и литературной обработкой творчества народов СССР (вогульский, киргизский эпос, Шота Руставели и др.). В 1937 г. писатель, не преодолевший своей тоски по древнему «мужицкому» укладу, ощущения обречённости и пессимизма, был заклеймён как «идеолог кулачества», арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации и расстрелян. Приговор был отменён в 1956 г.

КЛЮЕВ

КЛЮ́ЕВ Николай Алексеевич (1887, с. Коштуг Вышегородского у. Олонецкой губ. - 1937, Томск, в заключении), русский поэт. Творчество Клюева исследователи относят к «новокрестьянскому направлению», в основе его художественного мировоззрения лежит концепция «избяного космоса». Первоосновой существования человека, отправной точкой, вокруг которой вертится вся его жизнь, провозглашается изба. Культ избы характерен для рус. искусства в целом. Олонецкая губерния, где родился поэт, долгое время была оплотом старообрядчества и хранительницей патриархальных устоев. Клюев с детства впитал дух старообрядчества, глубокое уважение к религии, народным преданиям, к устному народному творчеству.

Н. А. Клюев. Портрет работы А. Яр-Кравченко. 1931 г.

Н. А. Клюев. Портрет работы А. Яр-Кравченко. 1931 г.

Первые произведения поэта появились в петербургском альманахе «Новые поэты» в 1904 г. В 1911-12 гг. вышли два сборника стихотворений - «Сосен перезвон» (1911) и «Братские песни» (1912). Клюев также являлся автором сборников «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916), «Медный кит» (1919), «Львиный хлеб» (1922), «Песнослов» (1919), поэм «Мать-Суббота» (1922), «Заозёрье» (1927), «Деревня» (1927), «Песнь о Великой матери» (опубл. в 1991).

Для Клюева авторитетом в поэзии был А. А. Блок. Поэт также был близок к С. А. Есенину, но тот отмечал архаичность, тяжёлый слог клюевских произведений. В лирике Клюева важное место занимает образ матери, ей посвящён самый лиричный цикл поэта «Избяные песни» (1914), в котором конкретные воспоминания о матери, мотив опустевшего дома расширяются до масштабов раздумий о смерти, превращаются в поминальный плач о всех усопших.

Первые послереволюционные произведения Клюева звучали оптимистично и выражали надежду на облегчение положения крестьянства. Однако вскоре в его творчестве появились тенденции неприятия социальных перемен. В 1929 г. в журнале «Печать и революция» была опубликована статья, в которой социальная позиция Клюева подвергалась острой критике, а позже и статья, указывающая на политическую нелояльность поэта. В 1934 г. поэт был арестован и выслан в Томскую область, затем переведён в Томск, где, несмотря на болезни, продолжал писать. В 1937 г. был обвинён в создании антисоветской организации и расстрелян.

Центральная проблема творчества поэта - сохранение духовности, душевной чистоты и народных традиций. Будучи широкообразованным человеком, Клюев тщательно скрывал это, изображая простого мужика. Его возмущало как высокомерное, так и снисходительное отношение к крестьянину со стороны определённой части интеллигенции. Призывая Есенина избегать декадентства и поисков дешёвой славы, он писал: «Быть в траве зелёным и на камне серым - вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть. Знай, свет мой, что лавры Игоря Северянина никогда не дадут нам удовлетворения и радости твёрдой, между тем как любой петроградский поэт чувствует себя божеством, если ему похлопают в ладоши в какой-нибудь «Бродячей собаке», где хлопали без конца и мне и где я чувствовал себя наинесчастнейшим существом из земнородных».

Среди автобиографической прозы Клюева выделяются так называемые «вещие сны»: «Медвежий сполох» (предсказывает смерть С. Есенина), «Живое древо», «Неприкосновенная земля», «Сон блаженный», «Пресветлое солнце» (все - 1923). Сны отражают философские и религиозные воззрения поэта. Узловым моментом этих произведений является мотив пути. В жанровом плане автобиографическая проза стилизуется под древнерусскую литературу, в частности «Житие протопопа Аввакума», которого поэт чрезвычайно чтил и уважал за стойкость и мужество, за верность своим идеалам.

КНИГА

КНИ́ГА форма накопления и хранения информации, позволяющая воспроизводить и передавать её во времени и пространстве. Первоначально возникла как рукописная толстая тетрадь в твёрдом переплёте, воспроизводимая с помощью многократного переписывания. Изобретение печати превратило книгу в свод с определённым количеством страниц и в переплёте. Книга - основное средство материального воплощения и распространения художественной литературы. Книга возникает на основе авторского текста - рукописи. Из множества рукописей выбирают те, которые могут быть напечатаны, подвергают их правке и готовят макет. На основе макета в типографии печатают книгу, которая затем поступает в свободную продажу (по желанию автора или издательства). Собирание книг, их хранение осуществляется в библиотеках. Книга играет огромную роль в развитии культуры и науки, в политике и формировании общественного мнения. Иногда термин «книга» может употребляться как обозначение жанра - «Книга песен» Г. Гейне, «Книга смеха и забвения» М. Кундеры и т. д.

КНЯЖНИН

КНЯЖНИ́Н Яков Борисович (1740, Псков - 1791, Санкт-Петербург), русский драматург, поэт. Литературная деятельность Княжнина началась в 1760-х гг.: в 1763 г. он пишет мелодраму «Орфей», в 1767 г. - трагедию «Дидона» (принёсшую автору успех и поставленную по повелению самой императрицы). Оказавшись в опале, Княжнин не прекращает литературных занятий: переводит П. Корнеля и Вольтера. Основные произведения Княжнина (трагедии «Титово милосердие», «Росслав», комедии «Хвастун», «Чудаки», комические оперы «Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Скупой», сыгравшие большую роль в создании рус. водевиля «Мужья-женихи своих жён» и «Притворно сумасшедшая», а также множество стихотворений) были созданы в период с 1778 по 1790 г. В 1789 г. написана знаменитая трагедия «Вадим Новгородский», действие которой происходит в древнем Новгороде. Потерпев военное поражение от благородного и справедливого князя Рюрика, борец за новгородскую вольность Вадим не желает принять от него милость и бичует самодержавие («Самодержавие повсюду бед содетель, / Вредит и самую чистейшу добродетель»). Последовавшее через два года после смерти Княжнина издание трагедии вызвало недовольство Екатерины. Началось следствие, и по приговору Сената тираж был уничтожен. Тема, начатая поэтом, была продолжена А. С. Пушкиным («Вадим») и М. Ю. Лермонтовым («Последний сын вольности»). Отношение современников к Княжнину было восторженным (он продолжатель традиции своего тестя А. П. Сумарокова, его ожидает «блестящий славы храм»). В 19 в. отзывы о Княжнине более сдержанные (лишь «переимчивым» называл Княжнина А. С. Пушкин).

КОБО АБЭ

КО́БО А́БЭ (настоящее имя Кимифуса Абэ; 1924, Токио - 1993, там же), японский прозаик, драматург. Начал писать со времени поступления в Токийский ун-т (1943), в 1947 г. опубл. сборник стихотворений, не принёсший автору успеха. По-настоящему вошёл в литературу только в 1948 г. с романом «Дорожный знак в конце улицы», на который обратила внимание критика. С 1951 г. стал широко известен, опубликовав повесть «Стена. Преступление S. Карума» и завоевав высшую литературную награду Японии - премию Акутагавы. Его метод основывался на соединении реалистического описания социальной действительности и модернистской техники сюжетосложения. Писателями, повлиявшими на него, были Э. А. По, Л. Кэрролл, Ф. Кафка, Ф. М. Достоевский и особенно Н. В. Гоголь: «Переплетение вымысла и реальности, из-за чего реальность предстаёт предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому».

Основные произведения Кобо Абэ - пьесы «Человек, превратившийся в палку» (1960) и «Друзья» (1967), фантастическая повесть «Четвёртый ледниковый период» (1959), романы «Женщина в песках» (1962), «Чужое лицо» (1964), «Сожжённая карта» (1967), «Человек-ящик» (1973) и «Тайное свидание» (1977). Их главная тема - трагическое одиночество личности в недружелюбной среде. Писатель выражал её с помощью гротескных образов и парадоксальных сюжетов с их абсурдными ситуациями.

КОГАН

КО́ГАН Павел Давыдович (1918, Киев - 1942, в боях под Новороссийском), русский поэт.

П. Д. Коган

П. Д. Коган

Учился в Литературном ин-те им. М. Горького, в 1941 г. ушёл добровольцем на фронт. Первые стихи датируются 1934 г., им свойственны романтичность, грусть, рассказ об обидах и радостях, счастливой и несчастной любви («Ветер, что устал по свету рыскать…», 1934; «Над землёй вороний грай…», 1938; «Мой приятель, мой дружище…», 1934; и др.). Коган часто обращается к теме поэта и поэзии, призывая к активности, надеясь на силу слова («Поэту», 1937; «Стихи о ремесле», 1939). Жизненное кредо поэта определяют строки: «Я с детства не любил овал, / Я с детства угол рисовал!» («Гроза», 1936). В 1937 г. была создана песня «Бригантина», которая стала популярной в 1960-е гг. Одна из самых важных для поэта тем - судьба России («Монолог», 1936; вступление к поэме «Щорс», 1937; и др.). Незавершённым остался роман в стихах «Первая треть» (1939-41). Стихи поэта были опубликованы только во второй пол. 1950-х гг., когда вышел сборник «Гроза».

КОЖЕВНИКОВ

КОЖЕ́ВНИКОВ Вадим Михайлович (1909, Нарым Бухтамирского кр., ныне Томской обл. - 1984, Москва), русский прозаик. Родился в семье политического ссыльного врача. В 1925 г. переехал в Москву. В 1933 г. окончил литературно-этнологический ф-т МГУ. Работал журналистом. Будучи студентом, опубликовал первый рассказ «Порт» (1930). В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Правда», в то же время создал сборник рассказов и очерков «Труженики войны». Мужеству советских людей на войне посвящены сборники: «Рассказы о войне» (1942), «Любимые товарищи» (1943), «Дорогами войны» (1955), роман «Щит и меч» (1965). Для детей в годы войны была написана повесть «Грозное оружие» (1941). Любимым рассказом и взрослых, и подростков в военные годы был рассказ «Март - апрель» (1942), повествующий о подвигах десантников, заброшенных в тыл врага. Роман «Щит и меч» сделал имя писателя широко известным. Герой романа Александр Белов внедряется в гитлеровскую разведку под именем Иоганна Вайса, проявляет исключительную изобретательность, смекалку и мужество в борьбе с фашистами. По роману в 1968 г. был снят одноимённый фильм (режиссёр - В. П. Басов).

В. М. Кожевников

В. М. Кожевников

Кожевников писал рассказы, повести, романы. Он - автор сборника рассказов «Ночной разговор» (1939), повестей «Степной поход» (1936-37), «Великий призыв» (1940), «Знакомьтесь - Балуев!» (1960), «Пётр Рябинкин» (1968), «Особое подразделение» (1969), эпического романа из двух книг о революционном движении в Сибири «Заре навстречу» (1956-57), романов «День летящий» (1962), «В полдень на солнечной стороне» (1973); нескольких пьес, самая известная из которых - «Огненная река» (1949); совместно с И. Прутом была написана пьеса «Судьба Реджинальда Дэвиса» (1947). Писателем создано несколько сценариев кинофильмов.

Кожевников активно занимался общественной деятельностью; с 1949 г. и до конца жизни был главным редактором журнала «Знамя».

КОЗЛОВ

КОЗЛО́В Иван Иванович (1779, Москва - 1840, Санкт-Петербург), русский поэт, переводчик. Молодые годы посвятил государственной службе и одновременно вёл бурную светскую жизнь. Внезапная болезнь в возрасте 37 лет - паралич ног и наступившая затем слепота - резко изменила его жизнь. Найти нравственную опору в борьбе с недугом помогло литературное творчество: именно в эти годы раскрылся незаурядный поэтический и переводческий талант Козлова. Переводы из Дж. Г. Байрона, Т. Мура, А. Мицкевича сразу получили признание и статус классических образцов. Для Козлова характерно виртуозное владение стихотворной техникой, изобретательность в использовании звуковых выразительных средств, богатство и образность языка. Некоторые стихи стали известными песнями и романсами, например «Вечерний звон» (перевод Т. Мура). Одновременно с переводами поэт пробует силы и как автор оригинальных стихотворных произведений, прежде всего в жанрах элегии и романтической поэмы. Его поэма «Чернец» (1823-24), наряду с «южными» поэмами А. С. Пушкина, стала одним из значительных образцов этого жанра. В последующие годы Козлов пишет ряд поэм в романтическом стиле - «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1824-27), «Безумная» (1830). Однако они не имели той популярности, которая выпала на долю его первого произведения в этом жанре. В 1820-30-е гг. дом Козлова был одним из центров литературной и культурной жизни Петербурга. Его друзьями и постоянными гостями были наиболее известные писатели и поэты тех лет - А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. Вяземский, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и многие др.

КОЗЬМА ПРУТКОВ

КОЗЬМА́ ПРУТКО́В пародийный историко-литературный образ; вымышленный поэт, чья фигура явилась плодом коллективного творчества А. К. Толстого и его двоюродных братьев - А. М. и В. М. Жемчужниковых, при временном участии Алдра М. Жемчужникова. Неофициальная история творчества Козьмы Пруткова началась в 1850 г. с сочинения поэтами-родственниками поэтических «глупостей», как их называли близкие. В 1851 г. три таких «глупости», сочинённые Александром Жемчужниковым, - басни «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и беговые дрожки» - были опубл. в журнале «Современник» как анонимные. В 1854 г. в этом журнале появилось несколько разных по жанру произведений, авторство которых было приписано «Козьме Пруткову», и это было началом «официальной» истории несуществующего литератора.

Позднее была придумана его биография: родился в 1803 г., в молодости два года служил в гусарском полку, а затем «определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку», где дослужился до чина действительного статского советника и должности директора, и, наконец, умер в 1863 г. По-видимому, в основу биографии положены факты жизни В. Г. Бенедиктова, которого Прутков назвал «сослуживцем», посвящая ему одно из первых подписанных стихотворений. Создателям образа поэта-чиновника понадобился определённый тип, чтобы показать противоречия между реалиями общественной жизни и современными литературными вкусами. В 1850-х гг., когда создавалась фигура Пруткова, в литературу пришло много бесталанных поэтов, пользовавшихся штампами, оставшимися в наследство от романтической лирики, а потому главной задачей «соавторов» Пруткова была полемика с запоздалыми эпигонами романтизма. Вся «прутковская» часть наследия Толстого и Жемчужниковых связана с решением этой задачи.

Значимы стихи, в которых осмеянию подвергнута идея исключительности поэта-романтика («Мой портрет», «Моё вдохновение» и др.). В таких стихотворениях авторы-сатирики использовали обыденные для «массовых» образцов романтической литературы образы, композиционные приёмы и стилистические средства. Они пародировали мертвеющие под эпигонским пером жанры - балладу («Немецкая баллада», «Путник»), «альбомные» стихи («В альбом NN»). Высмеивали как увлечение романтиков нац. «экзотикой» («Новогреческая песнь», «Желание быть испанцем», «Осада Памбы»), так и неуместную эксплуатацию образа идеализированной России («Современная русская песнь»). Современники пародистов в 1850-е гг. стали ассоциировать романтизм с творчеством Г. Гейне, поэтому у Пруткова появились «гейнеобразные» стихи («Память прошлого», «Доблестные студиозусы»). Пародированию подвергались и те рус. поэты, кто, по мнению Толстого и Жемчужниковых, впадал в эстетическую крайность при развитии традиций романтизма, - В. Г. Бенедиктов («Поездка в Кронштадт», «Аквилон», «Шея»), А. А. Фет («Осень», «Блёстки во тьме»), А. С. Хомяков («Желания поэта», «В альбом красивой чужестранке»). Часто появлялись т. н. «стилевые» пародии, в которых использовалась форма отдельного известного источника для пародирования большой группы произведений. С такой целью в стихотворении «На мягкой кровати…» была использована форма баллады А. С. Пушкина «Чёрная шаль», а в стихотворении «На взморье» - форма «Воздушного корабля» М. Ю. Лермонтова.

Однако со временем пародии коснулись других родов и жанров, уже не обязательно связанных с романтизмом и вообще с художественной литературой («Гисторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», «Проект: о введении единомыслия в России»). Особенно заметно жанровое разнообразие в корпусе драматических сочинений: «Фантазия» - комедия, «Блонды» - «драматическая пословица», «Спор древних греческих философов об изящном» - «драматическая сцена из древнегреческой классической жизни, в стихах», «Черепослов, сиречь Френолог» - оперетта, «Опрометчивый турка, или: Приятно ли быть внуком?» - «естественно-разговорное представление», «Сродство мировых сил» - мистерия, «Любовь и Силин» и «Торжество добродетели» - драмы.

Многие из «Мыслей и афоризмов» Козьмы Пруткова стали крылатыми словами, а его творчество в целом оказало сильное влияние на развитие рус. пародийно-сатирической и юмористической поэзии.

КОЛДУЭЛЛ

КО́ЛДУЭЛЛ (Caldwell) Эрскин (1903, Уайт-Оук, штат Джорджия - 1987, Парадайз-Вэлли, штат Аризона), американский писатель и публицист. Родился на юге США в семье священника. Работал сборщиком хлопка, каменотёсом, матросом, официантом, поваром, журналистом, что позволило ему узнать трудную жизнь мелких фермеров из захолустных южных штатов, безземельных негров - бывших рабов и городской бедноты. В 1922 г. поступает в Виргинский ун-т, где изучает английский язык, экономику и социологию. Окончив университет, становится корреспондентом нескольких газет. Первый сборник рассказов - «Американская земля» (1931). Смешные, порой анекдотичные истории из жизни незадачливых южан, интересы которых не выходят за пределы их собственного быта, рассказаны с подчёркнутой беспристрастностью, оттого оказывают на читателя сильное эмоциональное воздействие. Авторская оценка не даётся прямо, многое «опущено», спрятано в подтекст - недаром Колдуэлл восхищался А. П. Чеховым - мастером прятать глубокий смысл за незначительными деталями.

В 1932 г. вышел первый роман Колдуэлла «Табачная дорога», повествующий о семье бедного фермера, деградирующей под давлением нищеты и «деревенского идиотизма», бессмысленной и безысходной жизни людей, потерявших смысл своего существования.

Второй роман «Акр Господа Бога» (др. перевод - «Богова делянка», 1933) считается одним из лучших романов писателя: Колдуэлл сумел соединить в нём, казалось бы, несоединимые вещи - буффонаду и патетику.

В 1930-х гг. писатель вновь обращается к жанру рассказа и каждый год публикует сборники «малой прозы», лучшие из которых имеют фольклорные истоки, герои в них говорят красочным разговорным языком, полным просторечий и диалектизмов. В 1937 г. Колдуэлл едет корреспондентом в Испанию, пишет серию очерков о борьбе испанцев за свободу. Октябрь 1941 г. встретил в Москве, впечатления о героизме рус. людей, мужественно охранявших свою столицу, наполняют его очерки и роман «Всю ночь напролёт» (1942). В послевоенных романах «Десница Господня» (1947) «Эстервилл» (1949), «Дженни» (1961), «Ближе к дому» (1962) усиливаются натуралистические черты творческой манеры писателя. В 1960-е гг. Колдуэлл издаёт много публицистики, рассказывая о простых людях Америки: сборники «Вдоль и поперёк Америки» (1964) и «В поисках Биско» (1965).

КОЛЛИЗИЯ

КОЛЛИ́ЗИЯ (от лат. collisio - столкновение), 1) столкновение противоположных сил, интересов и взглядов.

2) Элемент развития сюжетного действия, единого сюжетного конфликта; каждый частный случай проявления противоречий, возникающих в процессе общения персонажей эпического или драматического сочинения.

КОЛРИДЖ

КО́ЛРИДЖ (Coleridge) Сэмюэл Тейлор (1772, Оттери, Девоншир - 1834, Лондон), английский поэт, представитель романтизма. Рано остался без отца, учился в Лондоне в благотворительном учебном заведении, где воспитанников готовили к военной или церковной службе. Радостно приветствовал Французскую революцию, идеалы которой соответствовали его радикальным политическим взглядам. Ранние произведения Колриджа тесно связаны с просветительской традицией 18 в., но традиционные для Просвещения жанры оды, сонета, элегии и монодии он пытался наполнить новым содержанием, воспевая великих героев своего времени и приветствуя революцию и низвержение тирании. В 1794 г. знакомится с поэтом Р. Саути, вместе с которым собирается отправиться в Северную Америку и создать там общину свободных людей - «Пантисократию» («власть всех»). Но их мечта так и не сбылась. В 1796 г. познакомился с У. Вордсвортом, поселился рядом с ним в Озёрном крае, где и был написан сборник лирических баллад, ставших манифестом романтизма в Англии. Предисловие ко 2-му изданию «Лирических баллад», написанное Вордсвортом, несомненно, отразило и реформаторские идеи Колриджа. Реформируя английскую поэзию, поэты-романтики (образовавшие «озёрную школу», названную так по месту жительства большинства из них) провозгласили главным в поэзии следование правде жизни, обратили поэзию к повседневности, словно спустили её с небес на землю, реформируя лексику, приближая её к разговорной речи. Однако, в отличие от Вордсворта, полностью посвятившего своё творчество воспеванию простого народа и природы, Колридж привнёс в поэзию культ воображения, наиболее полно проявившийся в его «Сказании о Старом мореходе» (1798), «Кристабели» (1-я ч. - 1798, 2-я ч. - 1799, опубл. в 1816) и «Кубла-хане, или Видении во сне» (1798, опубл. в 1816). Вордсворт, критикуя городскую, цивилизованную жизнь, противопоставил ей жизнь природы и сельского крестьянина, тогда как Колридж в упомянутых поэмах уводил читателя в тайные уголки природы, рисовал фантастические картины, полные экзотики или старинных готических ужасов. Природа у Колриджа - это всегда мир, полный гармонии, который не терпит вмешательства, нарушающего равновесие сил, и всегда жестоко мстящий человеку за нарушение своих законов. Убивший альбатроса старый моряк из «Сказания о Старом мореходе» поплатился за это смертью своих товарищей и терзается виной всю оставшуюся жизнь.

Колридж был также замечательным критиком и историком литературы. Он первым оценил незаслуженно забытого в то время Дж. Донна, признал гений Л. Стерна, много писал об У. Шекспире и Дж. Мильтоне.

КОЛЬЦОВ

КОЛЬЦО́В Алексей Васильевич (1809, Воронеж - 1842, там же), русский поэт.

А. В. Кольцов. Литография с рисунка А. Мокрицкого. 1836 г.

А. В. Кольцов. Литография с рисунка А. Мокрицкого. 1836 г.

Родившись в семье прасола (торговца скотом), получил минимальное начальное образование, недостатки которого всю жизнь пытался восполнить самостоятельно. Познакомившись в 1825 г. со стихотворениями поэтов нач. 19 в., Кольцов осваивает опыт рус. поэзии - изображение человека как части природного мира («Осень», 1828; «Весёлый час», 1830), создаёт стилизации народных песен, в которых отразилось юношеское увлечение девушкой-служанкой в доме отца - «Песни» («Если встречусь с тобой…», 1827; «Увижу ль я девушку…», 1829). В 1830 г. знакомится с Н. В. Станкевичем, а через него с известными литераторами. В 1836 г. стихи Кольцова публикует в «Современнике» А. С. Пушкин, самым близким по духу стал для Кольцова В. Г. Белинский (с 1838). Но вскоре поэт начинает описывать народную жизнь вне системы ценностей, созданных цивилизацией («Сельская пирушка», 1830). Этот подход к изображению народной жизни определил его зрелое творчество. Крестьянский труд - это не философско-нравственная категория: благо или тяжесть, способ преображения жизни или достижения «счастья» и т. п., - а средство добывания пищи: «Песня пахаря» (1831), «Размышления поселянина» (1832), «Не шуми ты, рожь…» (1834), «Урожай» (1835), «Косарь» (1836), «Раздумье селянина» (1837), «Доля бедняка» (1841). В остальном Кольцов в той или иной степени близок к произведениям дворянской литературы. Тема любви осуществляется в жанре «песен», «русских песен», близких к поискам А. А. Дельвига: «Песни» («Ты не пой, соловей…», 1832), «Русские песни» («Говорил мне друг, прощаючись…», 1839). Песни эти постепенно олитературиваются, превращаясь в баллады («Хуторок (русская баллада)», 1839) и исторические «думы» типа произведений К. Ф. Рылеева («Стенька Разин», 1838). Тема судьбы первоначально - это тема крестьянской доли, сиротства, удальства разбойника («Горькая доля», 1837), но потом - это тема протекшей юности, молодости, что сближает её с литературной трактовкой возрастов и с элегией («Первая песня лихача Кудрявича», «Вторая песня лихача Кудрявича», 1837; «Дума сокола», 1840). Тема избранничества поэта - общая для поэзии рубежа 1830-40-х гг. («К милой», 1838; «Послание (В. Г. Белинскому)», 1839). Наиболее литературной была жанровая разновидность «русской песни» - «думы», в которых обнаруживается воздействие философских исканий кружка Н. В. Станкевича, хотя они были наследницами философских од и переложений псалмов 18 в.: «Думы», «Великая тайна» (1833), «Человек» (1836), «Лес» (1839). Это олитературивание объясняется профессионализацией труда Кольцова. Наиболее оригинальными и сильными были стихи 1831-37 гг., когда поэт вышел за пределы узкого круга Воронежа, но ещё не вошёл в круг профессиональных поэтов.

КОМЕДИЯ

КОМЕ́ДИЯ (от греч. komos - весёлая процессия и ode - песня), один из видов драмы, в котором персонажи, события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Главная задача комедии - осмеяние «недолжного», попытка изменить мир или сознание зрителей с помощью смеха над отрицательными чертами действительности. Наряду с этим цель комедии - развлечь, развеселить зрителя. Диапазон комедий очень широк - от лёгких водевилей до социальных комедий (напр., «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя).

Комедия отличается от других видов драмы не только тем, что её основная функция - вызвать смех. В комедии характеры персонажей изображаются рельефно и статично, акцентируются осмеиваемые черты; здесь в бо́льшей степени, чем в других жанрах, используется речевая характеристика - каждый персонаж отличается от остальных, и один из способов показать это - индивидуализировать его речь. Помимо этого, многие комедии тесно связаны с современной автору ситуацией, т. к. в них часто высмеиваются конкретные люди или явления.

Высмеивая отрицательное и недолжное, любая комедия предполагает наличие положительного, должного. В античных и классицистических комедиях персонажи разделены на положительных и отрицательных, подвергающихся осмеянию (напр., в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» положительные персонажи - Софья, Правдин, Милон, Еремеевна, а смех зрителей направлен на семейство Простаковых-Скотининых и учителей Митрофана). В поздних комедиях проблема положительного идеала решается по-другому. Напр., у Н. В. Гоголя в «Ревизоре», по словам самого автора, «положительное лицо - смех», т. к. среди персонажей нет ни одного положительного, их функция - показать как можно бо́льшее количество пороков и недостатков современной автору России. В комедиях А. П. Чехова все персонажи являются одновременно и трагическими, и комическими, невозможно провести чёткое разделение на положительных и отрицательных.

Существуют различные жанры комедии, названные по преобладающему приёму. Комедия положений - комедия, где смех вызывают нелепые ситуации, в которые попадают герои. Комедия характеров высмеивает определённые черты характера персонажей, комизм создаётся за счёт их столкновения и проявления в различных условиях. Комедия-буффонада создаёт комический эффект за счёт гротеска, фарсовых приёмов. Классические комедии сочетают разнообразные приёмы (напр., в «Горе от ума» комизм характеров сочетается с комизмом нелепых положений - начало, где Лизанька пытается предупредить Софью о приходе Фамусова, объявление Чацкого сумасшедшим - и даже с фарсовым комизмом - напр., диалог глухого князя Тугоуховского и глухой графини Хрюминой на балу).

Один из главных приёмов создания комического эффекта в комедии - речевой комизм. Он может проявляться в алогизме (напр., «бильярдные» тирады Гаева в «Вишнёвом саде» или его речь «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»), каламбуре (напр., в пьесе «Клоп» В. В. Маяковского, где слово «цедура» - в применении к музыке из-за ассоциации со словом «дура» вызывает реплику «Попрошу при новобрачных не выражаться»), иронии (в «Горе от ума» речь Фамусова о Максиме Петровиче для самого Фамусова звучит как панегирик, а для зрителей - как насмешка), пародии (напр., пародия на высокопарные стихи в «Смешных жеманницах» Мольера) и пр.

Термин «комедия» часто употребляется авторами как обозначение жанровой принадлежности пьесы, которая не до конца является комедией (напр., «Чайка» или «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Иногда этот термин толкуется в более широком значении - «комедия» как обозначение течения жизни в названии эпических произведений («Божественная комедия» Данте, «Человеческая комедия» О. де Бальзака).

В античности комедии противопоставлялась трагедия. Если в последней речь шла о борьбе человека с неотвратимой судьбой, роком, и герой был представителем высшего сословия, то в комедии действовали персонажи из низшего сословия, говорившие низким стилем и попадавшие в смешные ситуации. Отцом комедии считается Аристофан («Лисистрата», «Облака», «Лягушки»), автор общественно-политических комедий, высмеивающих различные особенности афинской жизни. В более поздней греческой (Менандр) и римской комедии (Плавт, Теренций) предметом осмеяния становятся подробности частной жизни кого-либо из видных государственных деятелей или других известных людей. В Средние века комедия связана с карнавалом, ярмарочными представлениями, в которых использовались грубые приёмы вызывания смеха, фарсовая стилистика. Затем в европейских литературах оформились нац. типы комедий - итальянская комедия дель арте - комедия масок, испанская комедия «плаща и шпаги», «высокая комедия» французского классицизма. Авторами классических комедий в истории европейской литературы были У. Шекспир («Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» и пр.), Мольер («Мнимый больной», «Тартюф» и пр.). В кон. 19 - нач. 20 в. комедия приобретает новые черты - появляется «комедия идей» Б. Шоу, «комедия настроений» А. П. Чехова. Комедия в 20 в. приобретает ещё более разнообразные формы: возникают трагикомедии Л. Пиранделло, абсурдные комедии Э. Ионеско, комедии-притчи Е. Л. Шварца.

В России история комедии начинается с народных комедий - ярмарочных представлений скоморохов, пьесок крепостных актёров (напр., народная комедия «Барин», представление которой описано в книге В. И. Гиляровского «Москва и москвичи»). Выдающимся автором классицистических комедий в России был Д. И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир»). В 19 в. комедии писали А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Н. В. Гоголь («Ревизор», «Женитьба»), А. Н. Островский («На всякого мудреца довольно простоты», «Свои собаки грызутся - чужая не приставай» и др.). В классической рус. литературе возник жанр социальной комедии - комедии, в основе которой лежит конфликт мировоззрений. Эту традицию начал А. С. Грибоедов (в «Горе от ума» переплетаются социальный и любовный конфликты), затем социальные комедии писал Н. В. Гоголь. Крупные комедиографы 20 в. - М. А. Булгаков («Зойкина квартира»), Н. Р. Эрдман («Мандат», «Самоубийца»), Е. Л. Шварц («Дракон», «Голый король»). Их комедии часто используют приём гротеска, аллегории (особенно у Шварца). Широкое распространение жанр комедии получил в кино (особенно в кинематографии Франции, Италии, России, США).

КОМЕДИЯ МАСОК

КОМЕ́ДИЯ МА́СОК или комедия дель арте (итал. commedia dell’arte), вид профессионального театра, который существовал в Италии с середины 16 в. по середину 18 в. Он соединил общеевропейские традиции карнавальной культуры, народного театра Средних веков с традициями нац. комедиографов (Л. Ариосто, Н. Макиавелли и др.). Характерные особенности этого театра: использование актёрами гротескных масок, подчёркивающих социальные или нац. черты нескольких постоянных персонажей; многоязычие, отражающее эти черты (Панталоне - венецианский купец, Арлекино - слуга из Бергамо, Пульчинелла - неаполитанский простолюдин, Капитан - испанский дворянин и т. д.); речевая импровизация, не нарушающая сюжетную основу сценария. Пиком развития комедии дель арте явилось творчество К. Гоцци («Любовь к трём апельсинам», «Турандот»).

КОМИКС

КО́МИКС (от англ. comic - смешной), рассказ в картинках, где действия персонажей нарисованы, а слова, сказанные ими, написаны в облачке, выходящем изо рта, или даются в виде подписи под картинкой. Комикс появился в кон. 19 в. Часто в каком-либо издании есть постоянный герой комикса, и в каждом номере описывается очередная серия его приключений. Популярные комиксы становятся основой для фильмов («Дик Трейси», «Супермен») и мультфильмов. В последнее время стали появляться комиксы не в картинках, а в фотографиях.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИ́ЧЕСКОЕ (от греч. komikos - весёлый, смешной), смешное, вызывающее смех, веселье. На протяжении истории человечества воплощается в разных видах и формах. Наиболее грубая форма комического - фарс, краткая сценка, которую обычно показывали в балаганах на ярмарках. Смех в фарсе вызывают падения людей, драки и пр. Фарсовые приёмы сохранились вплоть до эпохи кинематографа - на них построен комизм фильмов Ч. Чаплина. Более высокие формы комического - юмор и сатира. Их отличие друг от друга в том, что в юморе, как правило, преобладает положительное отношение к предмету (напр., юмористическое изображение Англии в повести Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»). Сатира, напротив, обличает, она направлена на отрицательные черты высмеиваемого (напр., сатирическое изображение России в «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя). Комическое может скрываться под маской серьёзного - такой приём называется ирония (напр., стихотворение «Нравственный человек» Н. А. Некрасова).

Приёмы, создающие комическое, разнообразны. Их можно разделить на две группы. Первая - приёмы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным. Так, комизм фарса создаётся за счёт неожиданных падений, ошибок, нелепостей. Комическое может быть основано на гротеске - преувеличении какой-либо одной черты (напр., преувеличенное ханжество Тартюфа в одноимённой комедии Мольера), на алогизме (напр., градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина). Эти способы создания комического применяются не только в литературе, но и в других видах искусства - напр., в живописи (шаржи, карикатуры), в музыке («Соло на пишущей машинке» - несоответствие, главная партия исполняется не на музыкальном инструменте). Другая группа приёмов, создающих комическое, - сближение далёких понятий. К таким приёмам относится каламбур (сближение, основанное на схожем звучании слов, как, напр., в шуточных стихотворениях Д. Д. Минаева: «Область рифм - моя стихия, / И всегда пишу стихи я, / Даже к финским скалам бурым/Обращаюсь с каламбуром»), остроумие, основанное на сравнении двух объектов (напр., в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке»).

Наиболее древние, долитературные формы комического - игровые. Люди получают свободу смеяться надо всем, т. к. они как бы не являются сами собой, выполняя какую-то роль в игре. Начала этого связаны с греческими дионисийскими празднествами (ko-mos, от которого произошло слово ko-mikos, - ватага ряженых), где смех вызывало переодевание людей в гротескные, уродливые маски и их действия - не от своего имени, а от имени персонажей, которых они играют. Эта традиция получила продолжение в европейских средневековых карнавалах. Мир на карнавале как бы превращался в собственную противоположность - больше не действовали законы и установления, можно было смеяться над церковью, вышестоящими и пр. Вне карнавала это право сохраняли шуты при королевских дворах - только они могли говорить правду о короле и его правлении, маскируя её под шутку.

Предыдущая страница Следующая страница