Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАРГОНИЗМЫ

ЖАРГОНИ́ЗМЫ (франц. jargon), разряд «пассивной» лексики, к которому относятся слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку. Объединяющим признаком может служить возрастная категория, профессия, общественный класс. Слова этого разряда, обычно немногочисленные, составляют особый «язык» социальной группы, по использованию которого её члены опознают равных себе (напр., такую роль исполняет молодёжный сленг). Иногда эти слова могут сосуществовать в специфическом «языке» группы наряду с терминами (так, определённое соотношение жаргонизмов и терминов характерно для профессионализмов) или составлять «тайный язык», используемый для общения в условиях конспирации (таковы арготизмы, разновидностью которых является «феня» - язык воровского сообщества и деклассированных элементов). В литературе жаргонизмы ограниченно применяются при изображении речи представителей подобных социальных групп.

ЖЕМЧУЖНИКОВЫ

ЖЕМЧУ́ЖНИКОВЫ братья: Александр Михайлович (1826, Павловка Елецкого у. Орловской губ. - 1896, Лоберш Режецкого у. Витебской губ.), русский поэт, сатирик; Алексей Михайлович (1821, местечко Почеп Мглинского у. Черниговской губ. - 1908, Тамбов, похоронен в Москве), русский поэт, публицист; ВладимирМихайлович (1830, Санкт-Петербург - 1884, Ментона, Франция), русский поэт, публицист. Каждый из братьев обладал ярким и по-своему самобытным литературным талантом, однако настоящий большой успех принесло им создание образа Козьмы Пруткова (кон. 1840-х - нач. 1850-х гг.) - вымышленного поэта и автора афоризмов, который вскоре стал классикой рус. пародийной литературы. Активное участие в этом литературном проекте принимал двоюродный брат Жемчужниковых - А. К. Толстой. Лишь небольшая часть произведений, появившихся под именем Козьмы Пруткова, написана кем-либо из братьев Жемчужниковых по отдельности. Так, первые басни Козьмы Пруткова принадлежат перу Александра Жемчужникова; ряд пародий на стихи В. Г. Бенедиктова и поэтов «чистого искусства» написаны Владимиром Жемчужниковым. Однако бо́льшая часть литературного наследия этого вымышленного поэта является результатом коллективного творчества, так что выяснить степень участия каждого из соавторов в создании того или иного текста не представляется возможным. Совместное литературное творчество братьев Жемчужниковых продолжалось до нач. 1860-х гг. Позднее Алексей и Владимир выступали бо́льшей частью как публицисты, лишь Александр Жемчужников продолжал писать стихи в духе Козьмы Пруткова вплоть до сер. 1870-х гг.

ЖИГУЛИН

ЖИГУ́ЛИН Анатолий Владимирович (1930, Воронеж - 2000, Москва), русский поэт.

А. В. Жигулин

А. В. Жигулин

Во время учёбы в Воронежском лесотехническом ин-те был арестован (1950) и осуждён на 10 лет за участие в антисталинской тайной организации «Коммунистическая партия молодёжи». В 1956 г. реабилитирован, вернулся в Воронеж, где окончил ин-т (1960). В 1959 г. была опубликована его первая книга - «Огни моего города», положившая начало литературной деятельности. Сборники 1960-х гг. окрашены трагическими мотивами, без которых Жигулин не мог представить реальную жизнь («Костёр-человек», 1961; «Рельсы», 1963; «Память», 1964; «Избранная лирика», 1965; «Полярные цветы», 1966; «Поле боя», 1968). В лирике Жигулина усматриваются традиции И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. Т. Твардовского. В современном литературоведении творчество Жигулина относят к направлению «тихая лирика». Стихотворения 1970-х гг. действительно овеяны стихией лиризма. Жигулин пишет о родине, о любви, о природе (сборники «Прозрачные дни», 1970; «Свет предосенний», 1972; «Полынный ветер», 1975, «Стихотворения», 1976; «Горящая береста», 1977; «Соловецкая чайка», 1979; и др.). «Книги Анатолия Жигулина - книги печали. Конечно, он умеет лёгкими, почти невесомыми, почти прозрачными мазками нарисовать в стихах и солнечный полдень бытия, порадоваться дикому и дивному плодородию земли, приблизить к слуху читателей праздничный щебет и пересвистывание лесных пичуг, светло улыбнуться младым дубкам, что завоёвывают, обживают округу. Но даже в эту минуту самого безоглядного ликования не позабудет поэт, что юная поросль поднялась не где-нибудь в чистом поле, а между старых, стоящих порознь, безвершинных, кривых дубов» (С. Чупринин). В 1988 г. опубликована автобиографическая повесть «Чёрные камни», где автор рассказывает о своём аресте и заключении, а также о судьбах людей, попавших в аналогичную ситуацию. Колымская тема осталась на всю жизнь одной из главных, наболевших в творчестве Жигулина. Его «колымский цикл» («Сгоревшая тетрадь» 1960-е), наряду с «Реквиемом» А. А. Ахматовой и «Колымскими тетрадями» В. Т. Шаламова, является мощным антисталинистским и антитоталитарным оружием, памятником жертвам репрессий.

ЖИД

ЖИД (Gide) Андре Поль Гийом (1869, Париж - 1951, там же), французский прозаик, поэт, драматург, эссеист, критик, мемуарист. Литературный дебют молодого поэта-символиста - написанный вычурным языком сборник стихов «Тетради Андре Вальтера» (1891) потерпел полный провал. Роман «Болота» (1895) - сатирическое, проникнутое глубокой иронией прощание Жида с символизмом. Талант Жида-моралиста, учителя мудрости ярко проявился в лирической поэме в прозе «Яства земные» (1897). «Быть как можно более человечным - хорошее правило», - писал он в этой поэме о красоте и величии жизни. Это знаменитое произведение оказало влияние на нравственное формирование целого поколения читателей и писателей Франции (от А. де Монтерлана до А. Камю). Жид активно участвовал в литературной жизни Франции - в 1909 г. он стал одним из основателей журнала «Нувель ревю франсез» и знаменитого парижского издательства «Галлимар», которое опубликовало сочинения всех французских лауреатов Нобелевской премии по литературе 20 в. Разрыв писателя с клерикализмом отражён в романе «Подземелье Ватикана» (1914). Жид - автор ряда автобиографических произведений, дневников, которым присуща большая степень искренности. Одна из таких книг «Если зерно не умрёт», считавшаяся в своё время непристойной, позднее сравнивалась с «Исповедью» Ж. Ж Руссо.

А. Жид

А. Жид

В основу романа «Фальшивомонетчики» (1925) лёг криминальный материал - газетные сообщения о банде фальшивомонетчиков, действовавшей на заре 20 в. Производя фальшивые купюры, банда преступников-философов стремится к подрыву основ буржуазного несвободного общества. Роман, принёсший автору известность и популярность, представляет собой одновременно и многосюжетную панораму французской жизни после 1-й мировой войны, и подведение итогов нравственных, интеллектуальных и эстетических поисков автора. Лучшее творение Жида - «Дневники», которые велись с 1889 по 1949 г. В них нашли отражение творческие и идейные поиски писателя, его внутренний мир и впечатления от внешнего мира. Опыт Жида оказал огромное воздействие на творчество писателей-экзистенциалистов (А. Камю, Ж. П. Сартра). Лауреат Нобелевской премии (1947).

"ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

"ЖИТИЕ́ АЛЕКСА́НДРА НЕ́ВСКОГО », историко-агиографическая повесть о новгородском (1236-51), и великом владимирском (1252-63) князе Александре Ярославиче. Время написания жития - 1280-е гг. Это произведение во многом соответствует житийному канону: говорится о благочестивых родителях святого, Александр совершает посмертное чудо, однако многочисленные «батальные сцены» связывают это произведение с жанром воинской повести. Правда, автора-«служебника» (названного так А. С. Дёминым) военные дела интересовали мало, о победах Александра он говорит очень кратко.

«Житие Александра Невского». Миниатюра. 16 в.

«Житие Александра Невского». Миниатюра. 16 в.

"ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА"

"ЖИТИЕ́ ПРОТОПО́ПА АВВАКУ́МА" главное сочинение непримиримого противника проводимой патриархом Никоном церковной реформы. Было написано в 1672 г. в Пустозерской «земляной тюрьме», куда Аввакум был заключён после церковного собора 1666-67 гг. «Живой мертвец», ожидающий смерти в темнице-гробе, Аввакум рассказывает своим последователям о новом святом, о себе самом. Конечно, с традиционной точки зрения подобное самоопределение немыслимо, но для постоянно подчёркивающего свой традиционализм новатора Аввакума отождествление автора жития с его героем оказалось возможным (известно, что Аввакум часто уподобляет себя апостолу Павлу, а житие прямо называет «книгой живота вечного»). Так, из житийного жанра (канон которого был хорошо известен Аввакуму) вырастает развёрнутая автобиография.

ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА

ЖИТИЯ́ БОРИ́СА И ГЛЕ́БА рассказ об убийстве князем Святополком Окаянным своих братьев Бориса и Глеба. О гибели святых братьев рассказывается в написанном Нестором «Чтении о житии и погублении… Бориса и Глеба» и в «Сказании и страсти и похвале святую мученику Бориса и Глеба», автор которого неизвестен. Герои житий - святые мученики, беспрекословно подчинившиеся хоть и преступному, но старшему брату. Не случайно в «Сказании» убийство младшего брата Глеба уподобляется закланию агнца: «Повар же Глебовъ, именемъ Търчинъ, изъмъ ножь и имъ блаженааго и закла, яко агня безлобливо».

«Борис и Глеб». Житийная икона. 14 в.

«Борис и Глеб». Житийная икона. 14 в.

ЖИТКОВ

ЖИТКО́В БорисСтепанович (1882, Новгород - 1938, Москва), русский прозаик. В 1906 г. окончил естественное отделение Новороссийского ун-та, в 1916 г. - кораблестроительное отделение Петербургского политехнического ин-та. Поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно-исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Среди знакомых славился как отличный рассказчик. По просьбе К. И. Чуковского однажды записал один из своих рассказов и с 1924 г. начал печататься. Все произведения Житкова основаны на том, что писатель видел и переживал сам. Первые книги созданы для взрослых, но в основном Житков писал для детей, он считается одним из основателей советской детской литературы. Его произведения, в основном рассчитаны на школьников: морские повести (сборники «Злое море», 1924; «Морские истории», 1925-37), сказочные повести («Элчан-Кайя», 1926), пьесы («Пятый пост», 1927; «Семь огней», 1929) научно-художественные книги («Свет без огня», 1927; «Пароход», 1935). Житков сотрудничал в детских газетах и журналах: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Юный натуралист» и др. Незадолго до смерти создал детскую повесть-энциклопедию «Что я видел» (опубл. в 1939).

ЖУКОВСКИЙ

ЖУКО́ВСКИЙ Василий Андреевич (1783, с. Мишенское Белёвского у. Тульской губ. - 1852, Баден-Баден, Германия, похоронен в Санкт-Петербурге), русский поэт и переводчик.

Жуко́вский

В. А. Жуковский. Гравюра Т. Райт с оригинала К. Брюллова. 1837-38 гг.

Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи, усыновлённый А. Г. Жуковским. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Благородном пансионе при Московском ун-те (1797-1801) и «Дружеском литературном обществе» (1801) под влиянием идей масонства, позднего Просвещения и пиэтизма. Раннее творчество продолжало традиции русского сентиментализма (перевод «Сельского кладбища» Т. Грея, 1802, и др.), вслед за Н. М. Карамзиным. В дальнейшем Жуковский всё более увлекается немецкой романтической поэзией с её идеализмом и мистицизмом, много переводит, в его творчестве неразделимо сливаются черты романтизма и сентиментализма. Невозможность брака поэта с М. Протасовой и её ранняя кончина, равно как и смерть ближайшего друга Андрея Тургенева, окрасили всё творчество поэта в меланхолические тона, сделали его «певцом прошлого», покорно принимающего земные лишения во имя чаемого соединения душ в мире ином. Лирика Жуковского отличается тонким психологизмом, просветлённой грустью и религиозной мечтательностью. С 1808 г. Жуковский обратился к балладам («Людмила», 1808; «Светлана», 1808-12; «Эолова арфа», 1814), которые стали его излюбленным жанром и принесли поэту популярность. Большинство баллад были переводными (из Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Р. Саути и др.), содержанием их были античные и средневековые легенды. Программным стихотворением Жуковского стал отрывок «Невыразимое» (1819), где поэт превозносит над красотой видимого мира таинственное и глубокое переживание, порождённое им в человеческой душе.

Во время Отечественной войны 1812 г. вступивший в ополчение поэт написал стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812), ставшее патриотическим гимном. После него Жуковского приглашают ко двору, с 1826 г. он становится воспитателем наследника престола - будущего императора Александра II.

Достижения школы Жуковского воспринял А. С. Пушкин, который считал поэта своим учителем, писал о «пленительной сладости» его стихов. Перевод «Шильонского узника» Дж. Г. Байрона (1822), вышедший чуть раньше «Кавказского пленника» Пушкина, положил начало увлечению Байроном в России. С 1830 г. Жуковский занимался главным образом переводами. Широко известны его переводы баллад и драмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева» (1817-21), «Одиссеи» Гомера (1849), поэмы де Ламот Фуке «Ундина».

ЖУРНАЛ

ЖУРНА́Л (от франц. journal - дневник, газета), печатное периодическое издание. В отличие от газеты журнал выходит реже (еженедельно, ежемесячно) и, как правило, содержит больше информации. В России журналы стали выходить в нач. 18 в., первым русским журналом стало научно-популярное приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» - «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-42). В 18 в. были популярны журналы «Трудолюбивая пчела» (1759) А. П. Сумарокова, «Трутень» (1769-70) Н. И. Новикова. В первой половине 19 в. лидировали два журнала «Вестник Европы» Н. М. Карамзина (1802-1830) и «Сын Отечества» Н. И. Греча (1812-52) (первый в России иллюстрированный журнал, откликавшийся на многие политические события).

Обложка журнала «Савой». О. Бёрдсли. 1896 г.

Обложка журнала «Савой». О. Бёрдсли. 1896 г.

Важную роль сыграли журналы в русской литературе 19 в. Первым русским «толстым» журналом, т. е. журналом, где помимо статей на актуальные темы печатались литературные произведения, была «Библиотека для чтения» (1834-48) А. Ф. Смирдина, где публиковались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Историю толстых журналов продолжили «Современник», основанный А. С. Пушкиным в 1836 г., перешедший после его смерти к П. А. Плетнёву, а с 1847 г. - к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву), «Отечественные записки» (1818-84), «Москвитянин» (1841-56) и др. В «Отечественных записках» и «Современнике» выступал с критическими статьями В. Г. Белинский, затем ведущим критиком журнала стал Н. Г. Чернышевский, в нём печатались Н. А. Добролюбов и М. Е. Салтыков-Щедрин. «Москвитянин» придерживался славянофильской направленности; с этим журналом связан так называемый период «москвитянинских» пьес в творчестве А. Н. Островского.

В 1860-е гг. журналы стали всё чаще высказываться по политическим вопросам, что приводило к закрытию многих из них («Современника», затем «Отечественных записок», «Русского слова»).

В 1870-х гг. наряду с «толстыми» журналами появляются т. н. тонкие журналы - иллюстрированные издания для семейного чтения, предшественники нынешних глянцевых журналов («Нива», 1870-1917; «Родина», 1879-1917; и др.).

Обложка журнала «Лебедь». Л. Бакст

Обложка журнала «Лебедь». Л. Бакст

После революции 1917 г. и Гражданской войны появились новые журналы - «Молодая гвардия» (1922-41 и с 1956), «Звезда» и «Октябрь» (оба с 1924), «Новый мир» (с 1925). Появляются журналы для детей - «Мурзилка» и «Пионер» (оба с 1924).

Журналы были очень популярны, они издавались огромными тиражами, в них печатались литературные произведения, вызвавшие отклик читателей, критические статьи и разборы. Журналы фактически определяли течение литературного процесса (напр., произведения многих писателей во время «оттепели» печатались в журнале «Юность», вызывая живейшую реакцию читателей по всей стране). С 1990-х гг. «толстые» журналы издаются меньшими тиражами, более популярными стали т. н. глянцевые журналы, печатающие своеобразный дайджест из разных областей со множеством иллюстраций («Vogue», «Cosmopolitan», «Elle», «Домашний очаг», «ОМ», «Караван историй» и др.). Каждый из этих журналов, как правило, рассчитан на определённый круг читателей (на домохозяек, на подростков и пр.).

Предыдущая страница Следующая страница