Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕФ"-"ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕФ"-"ДОМ")

ДЕФО

ДЕФО́ (Defoe) Даниель (1660, Лондон - 1731, там же), английский писатель и журналист. Родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Дж. Фо. Отец Дефо был пуританином, это во многом определило и взгляды и судьбу его сына, который активно участвовал в политической борьбе своего времени, выступая против династии Стюартов и поддерживая короля-протестанта Вильгельма III Оранского. Кипучая натура Дефо (так писатель стал называть себя с 35 лет) позволила ему заниматься различными видами деятельности и стать первооткрывателем во многих сферах жизни и литературного творчества. Дефо считают основателем английской разведки и отцом английской журналистики. С 1705 по 1713 г. он в одиночку издавал газету «Обозрение французских дел», которая выходила два раза в неделю и во многом предвосхищала появление журналов «Болтун» и «Зритель», которые позже станут издавать Р. Стил и Дж. Аддисон.

Д. Дефо

Д. Дефо

Литературную деятельность Дефо начал с 1697 г., выступая с памфлетами на злобу дня. Тематика памфлетов разнообразна - от реформ банковского дела до женского образования. Но подлинную славу он снискал, написав первый английский реалистический роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», 1-я часть которого вышла в 1719 г. (рус. перевод 1762). Дефо, стараясь придать своему произведению бо́льшую достоверность, выдал его за подлинные мемуары самого Робинзона. В основу романа положены воспоминания матроса Александра Силькирка, прожившего четыре года на необитаемом острове. Герой Дефо провёл на острове 28 лет, построил дом, развёл огород, приручил диких животных и даже нашёл себе верного помощника Пятницу. 1-я часть романа имела необыкновенный успех, её перевели на все европейские языки. В том же году выходит 2-я часть романа - «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», описывающие путешествие Робинзона по России (Сибири) и Китаю. В 1720 г. вышла 3-я часть - «Серьёзные размышления Робинзона Крузо», содержащая рассуждения на религиозные и коммерческие темы и потому не имевшая такой популярности, как 2-я и особенно 1-я.

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». Художник Ж. Гранвиль

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо». Художник Ж. Гранвиль

Большое педагогическое значение книги Дефо впервые отметил Ж.-Ж. Руссо в своём романе «Эмиль»: «Эта книга… будет первой, которую прочтёт Эмиль; она долгое время будет составлять всю библиотеку и навсегда займёт в ней почётное место».

Дефо принадлежат также романы «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Моль Флендерс» (1721) и др. Все романы написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц, отличаются простым языком, точностью описаний, передачи мыслей и чувств героев.

ДЖАЛИЛЬ

ДЖАЛИ́ЛЬ (настоящая фамилия Залилов) Муса Мустафиевич (1906, с. Мустафино Шарлыкского р-на Оренбургской обл. - 1944, Берлин), татарский поэт.

Муса Джалиль

Муса Джалиль

Родился в семье крестьянина. Учился в Оренбурге, затем переехал в Москву, работал и одновременно учился заочно на литературном ф-те МГУ, который окончил в 1931 году. В июле 1941 г. был призван в Красную армию и направлен на фронт, до июля 1942 г. работал военным корреспондентом армейской газеты «Отвага». Всё время находился на передовой, писал стихи и репортажи с фронта. В 1942 г. был тяжело ранен и в бессознательном состоянии взят в плен. В лагере под Радомом (Польша) Джалиль возглавил подпольную организацию военнопленных, которую фашистам с помощью предателя удалось раскрыть. Джалиля и его боевых друзей арестовали и отправили в тюрьму Моабит. В тюрьме на обрывках бумаги огрызком карандаша Джалиль писал стихи, как он сам выразился, «на плахе под топором палача», наполненные жаждой свободы и страстным призывом к борьбе с фашизмом. Поэта казнили 25 августа 1944 г. в военной тюрьме в Берлине. За поэтический цикл «Моабитские тетради» Джалилю - первому среди советских поэтов - была присуждена Ленинская премия. 2 февраля 1956 г. М. М. Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

ДЖОЙС

ДЖОЙС (joyce) Джеймс (1882, Дублин - 1941, Цюрих), ирландский писатель.

Дж. Джойс

Дж. Джойс

Учился в иезуитском колледже и готовился стать священником, однако порвал с католичеством и поступил на филологический ф-т Дублинского ун-та, где увлёкся лингвистикой, античной литературой и историей. Джойсу была чужда общественная и политическая деятельность, хотя положение в родной стране его глубоко беспокоило. В 1902 г. он уезжает в Париж, затем в 1904 г. навсегда покидает Ирландию. Джойс обладал отличным голосом и слухом, который во многом заменял ему зрение, слабое от рождения. Первое опубл. произведение - сборник стихов «Камерная музыка» (1907). В 1914 г. вышел небольшой сборник «Дублинцы», состоящий из 15 новелл, написанных в 1903-04 гг. Проза этого периода ещё находится в рамках реализма и продолжает традиции Г. Флобера, но главная тема тягостной и давящей атмосферы обывательского существования роднит их с последующим творчеством писателя. В 1916 г. Джойс издаёт роман «Портрет художника в юности», в котором впервые появляется Стивен Дедал, один из персонажей будущего романа «Улисс» (1922), в котором отразилось пессимистическое отношение писателя к жизни, его неверие в человеческую природу. «Улисс» - крупнейшее произведение Джойса, повлиявшее на развитие литературы 20 в., - это 700 страниц, на протяжении которых описывается один день (20 часов) из жизни двух дублинцев, незнакомых в начале и встречающихся в конце романа: Леопольда Блума, рекламного агента, и Стивена Дедала, поэта и учителя. Некоторые критики видят в «Улиссе» продолжение жанра романа-путешествия, но это путешествие ограничено улицами большого города. Другие считают его свидетельством гибели романа, который «кончился вместе с Флобером и Джеймсом» (Т. С. Элиот). Роман также представляет собой полную аллюзий, аллегорий и символов параллель к «Одиссее» Гомера. Каждая глава романа должна вызвать в памяти читателя эпизод из путешествий древнегреческого героя. Весь текст романа насыщен различного рода пародиями: пародируется стиль библейских текстов, церковных книг, рыцарского романа, книг позднего Возрождения, древнеирландских саг, а также стили различных писателей, в т. ч. У. Шекспира и И. В. Гёте. Главным методом изображения психологии героев является т. н. «поток сознания» - подробное воспроизведение психических реакций человека, сложного мыслительного процесса и вызываемых им ассоциаций, которые сразу же фиксируются автором, затуманивая и усложняя фразу. Наиболее яркий пример «потока сознания» - внутренний монолог Мэрион (жены Блума) в конце романа. Современник Джойса, также ирландец, Арнольд Беннет писал: «Эти сорок очень трудных страниц, где не встретишь ни одного знака препинания, поражают своим реализмом, правдой факта и точностью документа, это удивительное, завораживающее изображение сознания женщины, которого не знала литература». Именно эти страницы, наряду с физиологизмом описаний в других главах, были поначалу объявлены непристойными и привели к тому, что книгу жгли в Англии, контрабандой привозили в Америку. Публикация «Улисса» была прекращена, как задевающая нравственность. На английском языке роман был полностью напечатан в 1922 г. в Париже. Герберт Уэллс назвал роман «литературным экспериментом, который никуда не ведёт и ни к чему не приводит. Это финальный тупик». О тупике говорит и последний роман Джойса, который он писал последние 17 лет жизни, - «Поминки над Финнегану», окончательная редакция которого была опубл. в 1939 г. Книга представляет собой трудно читаемый лингвистический эксперимент и совершенно теряет признаки романа.

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

ДИАЛЕКТОЛО́ГИЯ лингвистическая наука, изучающая диалекты (говоры) - территориальные разновидности нац. языка. В рус. языке говоры делятся на южнорусские, среднерусские и северорусские. Их различают оканье и аканье, качество звука «г» (взрывной или фрикативный), интонация и даже темп речи, не говоря о лексике. Основу литературного языка составил среднерусский говор Москвы. Рус. диалектология развивается с 18 в. Большой вклад в её развитие внесли М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов, который открыл значение данных диалектологии для изучения истории рус. языка. Результаты диалектологических исследований представлены в словарях, напр., в словаре В. И. Даля, академическом «Словаре русских народных говоров» (1965-2000), множестве областных словарей, а также в картах, собрание которых составляет «Диалектологический атлас русского языка», созданием которого долгие годы руководил Р. И. Аванесов.

ДИАЛОГ

ДИАЛО́Г (от греч. dialogos - разговор), вид устной речи, разговор, беседа между двумя (или более) лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль). Фрагменты речи каждого из участников диалога называются репликами. В повседневной речи диалог составляют краткие реплики с активным использованием жестов и мимики. В различных видах диалога (научный спор, деловые переговоры и т. п.) реплики могут представлять собой пространные выступления, речи. Переписка - это эпистолярный диалог, где реплика - письмо. Драматургический текст представляет собой диалог персонажей. Монологический текст представляет собой диалог персонажей. Монологический текст может быть построен с элементами диалога (диалогизирован), напр. с вопросами к адресату: И что бы вы думали, дорогие слушатели?

В художественной литературе используется как один из элементов произведения, чаще всего бывает фрагментом прозаического произведения; драматические произведения почти целиком состоят из диалогов; в поэзии встречается реже, хотя тоже возможен. Диалог придаёт повествованию драматичность, позволяет раскрыть характер героя через его реплики, показывает идейно-нравственную позицию героев и автора. В качестве самостоятельного литературного произведения диалог - один из жанров философской прозы, в котором мысль автора изложена в виде беседы с несколькими лицами, в ходе которой автор (или герой, выражающий его точку зрения) убеждает всех в правильности своего мнения. Первые философские диалоги написаны Платоном, опиравшимся на традицию устного «сократического диалога», придуманного Сократом.

ДИВАН

ДИВА́Н (от перс. - книга), канон составления сборника произведений одного автора в литературах Ближнего Востока. Диван подразумевает определённый порядок произведений, сгруппированных по жанрам (касыды, газели, марсийа, кит, а, рубаи и т. д.), а внутри каждого жанра - по порядку алфавита рифм по последней букве.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и т. п. идей. В античной литературе такие произведения создавали Гесиод (дидактический эпос «Труды и дни»), Лукреций (дидактическая поэма «О природе вещей»), Гораций («Послания», «Сатиры»). В средневековой европейской и древнерусской литературе писались или переводились многочисленные произведения дидактического характера («Римские деяния», «Великое зерцало», «Пчела»). Дидактическими являются и «Поэтическое искусство» Н. Буало, и «Максимы» Ф. Ларошфуко, и «Опыт о человеке» А. Поупа. В рус. литературе произведения дидактической литературы принадлежат М. В. Ломоносову, А. П. Сумарокову, М. М. Хераскову.

ДИДРО

ДИДРО́ (diderot) Дени (1713, Лангр - 1784, Париж), французский писатель и философ, один из наиболее значительных мыслителей эпохи Просвещения.

Д. Дидро. Портрет работы О. Фрагонара.

Д. Дидро. Портрет работы О. Фрагонара.

Родился в семье ремесленника, мечтавшего увидеть сына священником. Однако Дидро не оправдал семейных надежд. Блестяще окончив иезуитский коллеж, он сбежал в Париж и погрузился в занятия литературой, философией, наукой. Получил звание магистра искусств, зарабатывал на жизнь переводами с английского, опубликовал первые сочинения - «Философские мысли» (1746), «Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749). В них запечатлено становление материалистической и атеистической мысли Дидро. С октября 1747 г. начал работу над проектом «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» - грандиозного свода научных знаний эпохи Просвещения, привлёк к её созданию многих известных учёных, писателей. С 1751 по 1772 г. было выпущено 35 томов, в написании статей принимали участие 170 сотрудников. Одновременно Дидро обращается к драматургии, пишет пьесы «Побочный сын» (1757), «Отец семейства» (1758), разрабатывает эстетику нового жанра «серьёзной комедии», или «мещанской драмы» («Разговор о «Побочном сыне», 1757; «О драматической литературе», 1758). Как критик искусства Дидро публикует ежегодные обзоры художественных выставок («Салоны», 1759-81), пишет «Опыт о живописи» (1765). Бо́льшая часть художественной прозы Дидро, не опубликованная при жизни писателя, стала известна его современникам в рукописи. Перу Дидро принадлежит ряд романов. «Монахиня» (1760, опубл. в 1796) - философский роман, утверждающий стремление человека к свободе как его природное свойство и обличающий неестественность монастырской жизни и социальную несправедливость. «Племянник Рамо» (1762-93, опубл. в 1823) - роман-диалог, демонстрирующий способность просветителя Дидро к диалектическому и критическому подходу к некоторым просветительским постулатам, способность вести спор с самим собой. «Жак-фаталист» (1773, опубл. на нем. в 1792, на франц. в 1796) - философский роман-диалог, отличающийся новаторством повествовательной формы, причудливым развитием сюжета, сочетанием иронии и меланхолии, оригинальным развитием традиции Л. Стерна.

ДИККЕНС

ДИ́ККЕНС (dickens) Чарлз (1812, Лендпорт - 1870, Гейдсхилл), английский прозаик. Его отец был служащим в морском ведомстве. Над жизнью семьи всё время висела угроза разорения и нищеты. В 1821 г. они переехали в Лондон, этот период жизни описан в романе «Крошка Доррит»: нужда, заключение отца в долговую тюрьму и спасительный исход - получение небольшого наследства от дальнего родственника. Вскоре после ареста отца десятилетний Диккенс пошёл работать: наклеивать ярлыки на банки с ваксой. Воспоминания об этой поре своей жизни проявятся в романе «Дэвид Копперфильд». Школьное образование Диккенса было неполным, своими знаниями он был больше обязан чтению и службе в адвокатской конторе и работе судебного и парламентского репортёра.

Ч. Диккенс

Ч. Диккенс

Творчество Диккенса принято делить на четыре периода. К начальному относятся первые публикации очерков в сборнике «Очерки Боза» (1833-36), которые рассказывают о жизни различных слоёв лондонского общества; особое внимание автора привлекают беднейшие и обездоленные жители. В предисловии к сборнику автор заметил, что его цель - изобразить «повседневную жизнь и обычных людей». Впервые на страницах литературных журналов простой народ был изображён столь сочувственно и с таким уважением и мастерством. В 1837 г. вышли «Посмертные записки Пиквикского клуба», принёсшие Диккенсу заслуженную славу. Роман появился в результате сотрудничества молодого Диккенса с известным художником Сеймуром, к комическим рисункам которого писатель должен был делать подписи. Но позже автор отказался от первоначального плана создания романа как серии комических зарисовок и сцен и построил его как описание судебного процесса, возбуждённого против мистера Пиквика его квартирной хозяйкой. Это позволило ему нарисовать широкую картину современной жизни и выступить с критикой судейского чиновничества. Книга изобилует комичными ситуациями, описанными с искромётным юмором. Далее следуют романы «Оливер Твист» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Барнаби Радж» (1840) и «Лавка древностей» (1841). Первый, ранний, период творчества отличается оптимизмом и юмором в изображении героев и критикой буржуазного парламентаризма и системы выборов. В романах, посвящённых жизнеописаниям героев, Диккенс углубляет критику современного ему буржуазного общества, отражает тяжёлую жизнь неимущих слоёв населения, надеясь исправить нравы и восстановить несправедливость миропорядка.

Второй период творчества относится к 1840-м гг. Немалая заслуга в дальнейшем углублении реализма писателя принадлежит его наблюдениям за жизнью в Англии и путешествиям в Италию, Швейцарию, Францию и Северную Америку. Диккенс, подобно многим европейцам, видевший в Америке «страну свободы», несмотря на пышный приём, оказанный ему в США, хорошо разглядел все недостатки этого «свободного» общества с его цинизмом, невежеством, наглостью и высокомерием. «Американские заметки» (1842) и роман «Мартин Чезлвит» (1844) рисуют истинную картину американской цивилизации. Ко второму периоду творчества относятся также «Рождественские рассказы», где автор мечтает о классовом мире и гармонии, прославляет добро и отзывчивость человеческого сердца, и роман «Домби и сын» (1846-48), лучшее произведение 1840-х гг. В нём всё подчинено единству замысла. Идейно-художественный центр романа, в котором сходятся все сюжетные линии, - образ Домби, крупного английского негоцианта, главы фирмы «Домби и сын». Повествуя об истории крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, автор показывает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. В. Г. Белинский писал о романе: «Такого богатства фантазии на изобретение резко, глубоко, верно нарисованных типов я и не подозревал не только в Диккенсе, но и вообще в человеческой натуре. Много написал он прекрасных вещей, но всё это в сравнении с последним его романом бледно, слабо, ничтожно». В романе «Домби и сын» меняется характер юмора Диккенса: вместо мягкой иронии, весёлой и добродушной насмешки писатель стал пользоваться гротеском. Создавая образы лицемеров, эгоистов и скупцов, он показывает их нравственными уродами, утрируя их уродство и обличая его гневным смехом.

Иллюстрация к роману Ч. Диккенса «Домби и сын». Гравюра Х. Брауна

Иллюстрация к роману Ч. Диккенса «Домби и сын». Гравюра Х. Брауна

Третий период творчества - романы 1850-х гг.: «Дэвид Копперфильд» (1850), «Холодный дом» (1853), «Тяжёлые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857) и «Повесть о двух городах» (1859). Писатель постепенно теряет иллюзии, понимает, насколько расколото общество, но всё ещё надеется на то, что литература может помочь сгладить кричащие противоречия существующего миропорядка, пробудить совесть в консервативной английской буржуазии, привести к изменениям в страшной рутине, царящей в суде и др. государственных учреждениях. Так, в романе «Холодный дом» Диккенс выражает убеждение в том, что высшие классы несут ответственность за положение народа, выступает против бессмысленной жестокости, царящей в суде. Недаром канцлерский суд сравнивается на страницах романа с лавкой старьёвщика, а лорд-канцлер - с выжившим из ума старьёвщиком. Роман «Дэвид Копперфильд» и особенно «Тяжёлые времена» не заканчиваются традиционным для Диккенса «хеппи-эндом», даже диккенсовский смех приобретает гневные интонации, юмор всё чаще сменяется обличительной сатирой и более пессимистичным взглядом на мир. Но писатель навсегда сохранил веру в народ, продолжавшую питать его творчество и в 1860-е гг. В речи 1869 г. он сказал: «Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна».

К последнему периоду творчества писателя относятся романы «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864) и неоконченный детективный роман «Тайна Эдвина Друда», работу над которым прервала смерть писателя в 1870 г.

Поздний Диккенс трезво смотрит на мир и беспощадно разоблачает зло, ложь и бесчеловечность буржуазного общества. Стиль Диккенса отличается юмором, реализм в описании деталей сочетается в нём с авторской фантазией. Он охотно пользуется фольклором: пословицами, поговорками, балладами, песнями, сказками. В его книгах чётко проводится граница между добром и злом. Часто диккенсовские характеры напоминают карикатуры, т. к. он преувеличивает их основные характеристики, но никогда не теряет логики, не доводит свои преувеличения до абсурда. Характеры Диккенса всегда однозначны: герои - это герои, а злодеи - это злодеи. Но они разнообразны так же, как и жизнь, из которой он берёт их. Сам автор говорит о своей искренности в изображении персонажей: «Никто не верил в это повествование больше, чем я верил в него, когда писал». Его персонажи - это реалистически убедительные типы, многие из которых стали нарицательными (Урия Хип - символ ханжеского смирения, Домби - чёрствости и эгоизма).

Новаторство Диккенса проявилось в том, что он впервые с большим уважением, любовью и глубиной изобразил простых людей в своих произведениях, он создал новый тип социального реалистического романа и, кроме того, был первым из европейских писателей 19 в., обратившимся к изображению детей и мира детства.

ДИЛОГИЯ

ДИЛО́ГИЯ (от греч. di - дважды и logos - слово), художественное произведение, состоящее из двух самостоятельных произведений, связанных общим замыслом, сюжетом и композицией. Каждое произведение при этом имеет своё заглавие и сохраняет художественную самостоятельность. Напр., дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».

ДИСКУРС

ДИ́СКУРС (от франц. discours - речь), текст, рассматриваемый и анализируемый вместе с ситуацией его создания (написания, произнесения): создатель текста, его адресат (ы), цель текста и результат его воздействия. Дискурс включает изучение мимики, жестов, типовых ситуаций, выражения в языке различных эмоций.

ДИФИРАМБ

ДИФИРА́МБ (греч. dithyrambos), в Др. Греции - хоровая песнь, обязанная своим появлением культу бога Диониса. Согласно Аристотелю, из дифирамба выросла трагедия. Известно, что дифирамбы пели актёры, представлявшие спутников Диониса - козлоногих сатиров («трагедия» по-гречески означает «песнь козла»). Дифирамбы создавали Вакхилид и Арион. Последний придал дифирамбу законченную поэтическую форму, близкую к оде и гимну (неслучайно дифирамбы Вакхилида сравнивают с одами Пиндара). В европейской и рус. поэзии дифирамб не получил развития. Иногда это жанровое обозначение используется в сатирических стихотворениях: наиболее известный рус. дифирамб «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова входит в состав «Од вздорных» и направлен против последователя М. В Ломоносова В. П. Петрова.

ДНЕВНИК

ДНЕВНИ́К жанр художественной литературы, произведение, написанное в виде небольших, обычно датированных заметок о событиях в жизни героя, его чувствах и мыслях. Особенность дневника как бытового письменного жанра - предельная искренность, достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение. Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности. Так, Ф. М. Достоевский выпускал оригинальное периодическое издание - «Дневник писателя», состоявший из фельетонов, публицистических статей, очерков, мемуаров и художественных произведений, который был своеобразной трибуной для выступлений по всем злободневным вопросам европейской и рус. общественно-политической и культурной жизни.

Жанр дневника начинает развиваться как дневник путешественника - рассказ о том, что он пережил в других странах («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). Художественное произведение может быть написано целиком в виде дневника («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) или включать в себя дневник как одну из частей («Журнал Печорина» в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова). В литературе также известны дневники выдающихся личностей (Л. Н. Толстого, А. А. Блока и др.) и людей, близких к ним (напр., С. А. Толстая).

ДОБРОЛЮБОВ

ДОБРОЛЮ́БОВ Николай Александрович (1836, Нижний Новгород - 1861, Санкт-Петербург), русский критик, публицист, поэт. Родился в семье священника, учился в семинарии (1848-53) и одновременно пробовал свои силы в критике - писал отзывы о прочитанных книгах, увлекался фольклором. В то же время начал писать стихи (позже сам жёстко критиковал их), главным мотивом которых была жажда полезной деятельности. В 1853-57 гг. учился в Главном педагогическом ин-те в Петербурге, занимался славянской филологией, фольклором. Дебютировал в журнале «Современник» в 1856 г., с которым позже стал постоянно сотрудничать и ведущим критиком которого стал в 1857 г. Добролюбов сделал методологическое обоснование публицистической критики («Тёмное царство», 1859). Художник, по его мнению, в отличие от учёного, способен не осмыслять жизнь, а изображать её, отбирая характерное и тем самым предоставляя материал для выводов социолога; «реальная критика» представляет собой анализ состояния общества, источник фактов для анализа - литература. По Добролюбову, не правы критики, которые ругают или хвалят писателя за его общественную позицию: сознательное намерение писателя, его мировоззрение для Добролюбова менее важны, чем то, что объективно «сказалось» в произведении. Образец критической интерпретации - статья «Что такое обломовщина?» (1859).

Н. А. Добролюбов. Портрет работы В. Щербакова

Н. А. Добролюбов. Портрет работы В. Щербакова

Критические оценки Добролюбова часто связаны с идейной позицией авторов: они завышены, когда речь шла о писателях круга «Современника»; в то же время отрицалось значение некоторых замечательных поэтов, напр. А. А. Фета.

Литература, в которой авторская позиция очевидна и не оставляет места для критической интерпретации (напр., сатира), не являлась для Добролюбова настоящим искусством, он не принимал т. н. «обличительную литературу», родоначальником которой считался М. Е. Салтыков-Щедрин. Современная сатира не устраивала критика из-за лежащей в её основе либеральной цели - исправить существующий порядок вещей, тогда как целью революционных демократов было его уничтожение. Обвиняя либералов в бессилии и фразёрстве, Добролюбов говорил об исторической бесполезности литературных и общественных деятелей предшествующего поколения - «людей сороковых годов» (что вызвало возмущённый ответ А. И. Герцена).

ДОВЛАТОВ

ДОВЛА́ТОВ Сергей Донатович (1941, Уфа - 1990, Нью-Йорк), русский прозаик, журналист. Окончил три курса филологического ф-та Ленинградского ун-та (1959-62), в 1962-65 гг. служил в армии, в охране лагерей заключённых, в Коми АССР, затем под Ленинградом. Три года работал в Таллине (1972-75) в различных газетах. В Ленинграде работал в газете Ленинградского кораблестроительного ин-та, детском журнале «Костёр» (1975-76), экскурсоводом в Пушкинском заповеднике (1976, 1977). В 1977 г. появились первые публикации Довлатова на Западе, и он был вынужден эмигрировать. После переезда в 1978 г. поселился в Нью-Йорке, работал на радио «Свобода», был организатором и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец» (1980-83), печатался в журнале «Ньюйоркер». Двенадцать лет «второй жизни» Довлатова - это взрыв литературной известности. Одна за другой выходят циклы его новелл, повести «Компромисс» (1981), «Зона» (1982), «Заповедник» (1983), «Наши» (1983), «Ремесло» (1985), «Чемодан» (1986), «Иностранка» (1986), «Филиал» (1989, окончательный вариант). Все они в той или иной степени отражают историю самого рассказчика. В «Компромиссе» Довлатов выразил неприятие канонов социалистической системы, в частности её отношения к литературе и к писателю. Каждый рассказ предваряется газетной заметкой из «Советской Эстонии», «Молодёжи Эстонии» о том или ином событии, во второй части своеобразного «рассказа» читатель узнаёт, «как оно было на самом деле». «Зона» посвящена периоду службы писателя в лагерях на Севере. Надзиратель у Довлатова - тоже заключённый, он оторван от нормальной жизни, от естественных чувств. Лагерь представляет собой довольно точную модель государства, «здесь сохраняются все пропорции человеческих отношений». В повести «Иностранка» описывается другой мир - жизнь эмигрантов в Америке. Это остроумно рассказанная история эмигрантки Маруси Татарович, нашедшей женское «счастье» в объятиях латиноамериканца Рафаэля, выясняющая с ним отношения при помощи кулаков. Персонаж по фамилии Довлатов здесь присутствует в качестве автора-рассказчика, разделяющего судьбу своих героев. «Те, кого я знал, живут во мне. Они - моя неврастения, злость, апломб, беспечность и т. д.». Совместно с М. Волковой Довлатов написал книгу «Не только Бродский» (1988).

ДОДЕ

ДОДЕ́ (Daudet) Альфонс (1840 г., Ним - 1897, Париж), французский писатель.

А. Доде

А. Доде

Начал литературную деятельность с поэтических сочинений (сборник «Влюблённые», 1858), но известность вначале получил как журналист. Сотрудничал с газетами «Фигаро», «Эвенман», позднее собрал свои журналистские очерки в книге «Письма с моей мельницы» (1869). Сборник «Рассказы по понедельникам» (1873) также содержит очерки писателя времён Франко-прусской войны (1870-71). Доде - один из первых во Франции создателей романов о детях, за что заслужил прозвище «французский Диккенс» («Малыш», 1868; «Джек», 1876). Роман «Джек» часто сравнивают с «Дэвидом Копперфильдом» Ч. Диккенса. На формирование эстетических взглядов Доде - социального романиста - оказало воздействие его общение с Г. Флобером, Э. Золя, Э. и Ж. Гонкурами. Он выражал желание «описывать среду правдиво, копируя природу», но при этом не был чужд морализации и порой - сентиментальности. В романах Доде («Фромон младший и Рислер старший», 1874; «Набоб», 1877; «Короли в изгнании», 1879; «Нума Руместан», 1881; «Бессмертный», 1888) читатели ценили автобиографические черты, соединение достоверности с импрессионистичностью стиля и очень личной, искренней интонацией. Особенной популярностью пользовалась и пользуется романная трилогия о Тартарене («Необычные приключения Тартарена из Тараскона», 1872; «Тартарен в Альпах», 1885; «Порт Тараскон», 1890), где проявилось умение Доде не только растрогать, но и рассмешить читателей. В центре героико-комического «эпоса о Провансе» - сатирический тип южанина, провинциального буржуа, хвастуна и фанфарона, имя которого стало нарицательным. Доде написал также 17 драматических произведений, большая часть которых является переделкой его прозаических сочинений. Но лишь одной драме писателя - «Арлезианка» (1872) - суждено было стать бессмертной благодаря написанной для неё музыке Ж. Бизе.

ДОЙЛ

ДОЙЛ (doyle) Артур Конан (1859, Эдинбург - 1930, Кроуборо), английский писатель.

А. К. Дойл

А. К. Дойл

Учился в Эдинбургском ун-те, стал врачом, одновременно занимался литературой. В 1900 г. был главным хирургом в полевом госпитале во время Англо-бурской войны. В «Великой Бурской войне» (1900) сочувствует политике правительства, позднее выступает с критикой колониализма («Преступления в Конго», 1909). Конан Дойл писал стихи, фантастические («Затерянный мир», 1912) и исторические романы («Торговый дом Гердлстон», 1890), но славу ему принесли детективные повести и рассказы, главными героями которых являются Шерлок Холмс, проницательный детектив, от которого не может скрыться ни один преступник, и его друг доктор Ватсон. Первая повесть о Холмсе «Этюд в багровых тонах» (1887) сразу стала очень популярной. Вторая повесть о великом детективе появилась в американском журнале «Липпенкотс мэгэзин», в редакции которого Конан Дойл познакомился с О. Уайльдом. Уайльд первым из английских писателей отметил талант молодого литератора. Издатели предложили им написать для журнала по одному произведению. Ими стали «Портрет Дориана Грея» Уайльда и «Знак четырёх» Дойла. Цикл рассказов о Шерлоке Холмсе составил пять сборников: «Приключения Шерлока Холмса» (1891-92), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905), «Его прощальный поклон» (1917) и «Архив Шерлока Холмса» (1927). К ним примыкают ещё три повести: «Знак четырёх» (1890), «Собака Баскервилей» (1901-02), «Долина ужаса» (1914-15).

Иллюстрация к сборнику А. К. Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе». Художник И. Савченков. 1990-е гг.

Иллюстрация к сборнику А. К. Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе». Художник И. Савченков. 1990-е гг.

Уже более ста лет в Лондон по адресу Бейкер-стрит 221б приходят письма для Шерлока Холмса. Созданный Конан Дойлом образ оказался настолько человечным, живым и привлекательным, что люди воспринимают его как реального человека. На Бейкер-стрит создан музей великого сыщика, которого не существовало на самом деле.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДОКУМЕНТА́ЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА проза, основанная на реальных фактах, документальных свидетельствах и рассказах очевидцев, исследует исторические события, воспроизводит факты, сводя к минимуму художественный вымысел. Авторская точка зрения в документальной литературе проявляется в отборе материала, его группировке и оценке событий. Наличие авторской оценки, а также определённый период времени, отделяющий автора от описываемых событий, отличают документальную литературу от репортажа и хроники; с другой стороны, в отличие от исторической прозы, документальная литература не допускает вольного обращения с событиями и домысливания персонажей. Началом документальной литературы в рус. литературе считается «История Пугачёва» А. С. Пушкина. В зарубежной литературе этот жанр часто принимал вид биографии (напр., Г. Стендаль, «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио»). Появление большого количества произведений этого жанра в России связано с Великой Отечественной войной (напр., «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. А. Гранина).

ДОМБРОВСКИЙ

ДОМБРО́ВСКИЙ Юрий Осипович (1909, Москва - 1978, там же), русский прозаик.

Ю. О. Домбровский. Портрет работы Л. Файнберга. 1968 г.

Ю. О. Домбровский. Портрет работы Л. Файнберга. 1968 г.

Родился в семье адвоката. С 1926 по 1932 г. учился на Высших литературных курсах. В 1932 г. был арестован по политическому обвинению и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, журналистом, искусствоведом, переводил сонеты У. Шекспира, казахских поэтов, занимался самообразованием, приобрёл, как отмечают многие писатели, критики, энциклопедические знания. В 1937 г. был арестован в Алма-Ате за «антисоветскую пропаганду», но через несколько месяцев освобождён. Об этом периоде жизни Домбровский напишет романы «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1978). О герое «Хранителя древностей» Домбровский писал: «…герой мой - человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия». В коротком промежутке между вторым и третьим арестом Домбровский пишет роман «Державин», опубликованный в 1938 г. Через год писатель снова был арестован по тому же обвинению и отправлен в Колымские лагеря, оттуда в 1943 г. вернулся больным и истощённым. Домбровский начинает писать в больнице Алма-Аты роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943), который будет опубликован лишь в 1959 г. В 1946 г. писатель начинает работать над циклом новелл об У. Шекспире «Смуглая леди» (опубл. в 1969). Следующий арест последовал в 1949 г., реабилитирован писатель был в 1956 г., вернулся в Москву. В годы неволи Домбровский был на Колыме, на Дальнем Востоке, в Тайшетском Озерлаге. «В общей сложности на сталинских курортах, - писал Домбровский, - я провёл почти четверть века - в ссылках, тюрьмах, лагерях. И ни разу за эти годы не был виноват даже в простой неосторожности или оговорке: меня отучили их делать». Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами. Писатель, как и его герой, является «хранителем древностей», мыслителем-энциклопедистом. Всё, о чём он пишет и в стихах, и в прозе, является итогом размышлений, переживаний писателя о судьбах культуры и цивилизации, подвергшихся испытаниям в годы авторитарного режима. В стихотворениях Домбровского, которые были опубл. уже после его смерти, в 1992 г., поэтически преобразовываются реальные события его жизни. Через страдания, мрак, «проклятый круг» лагерей пробиваются надежда и вера, пробивается свет («Пока эта жизнь.»; «Амнистия»; «Чекист», «Утильсырьё»).

Даже в пекле надежда заводится,

Если в адские вхожа края.

Матерь Божия, Богородица,

Непорочная вера моя… -

так начинается стихотворение Домбровского, написанное зимой 1940 г. на Колыме. В романе «Обезьяна приходит за своим черепом» писатель создаёт собирательный образ европейцев, борющихся с насилием, в какой бы оно ни проявлялось форме, будь то фашизм или сталинский тоталитаризм. Жизнью расплатится герой романа Мезонье, профессор с мировым именем, сотрудник вымышленного писателем Международного института палеоантропологии и предыстории, за верность истине, своим убеждениям. Он не уступил фашистам, требовавшим от него подтверждения их расовой философии. На антитезе образу Мезонье построен в романе образ профессора Ланэ, идущего на компромисс с фашистами.

Предыдущая страница Следующая страница