Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "А" (часть 4, "АРИ"-"АХМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АРИ"-"АХМ")

АРИОСТО

АРИО́СТО (ariosto) Лудовико (1474, Реджо-Эмилия - 1533, Феррара), итальянский поэт, комедиограф. Родился в знатной семье, в юности изучал латынь и античную литературу. В середине 1490-х гг. начал писать на латыни оды, элегии и эпитафии, подражая римским классикам. В зрелом возрасте (с 1517 по 1525) написал 7 стихотворных сатир, в которых использовал отдельные темы и приёмы Горация. Его перу также принадлежат 5 комедий: «Шкатулка» (1508) и «Подменённые» (1509), в которых ощущается влияние римских комедиографов Плавта и Теренция, незавершённая пьеса «Студенты» (1518), «Чернокнижник» (1520) и, наконец, самая успешная - «Сводня» (1528), сюжетный материал для которой автор отыскал в «Декамероне» Дж. Боккаччо.

Любимым литературным детищем поэта стала героическая поэма «Неистовый Роланд», задуманная ещё ок. 1505 г. (1-я редакция - 1516, 2-я - 1521, окончательная, 3-я - 1532). Сам писатель считал своё объёмное сочинение (46 песен-глав) «дополнением» к поэме своего соотечественника Маттео Боярдо «Влюблённый Орландо» (кон. 15 в.), но оно вполне автономно и не требует знания поэмы-предшественницы, славу которой легко затмило. Условный исторический фон сюжета - борьба короля Карла Великого против мавров, во главе которых стоят два царя, испанский Марсилий и североафриканский Аграмант. Этот фон составляет историческую линию поэмы. Другая линия, волшебная, связана с приключениями двух влюблённых - молодого сарацинского воина Руджеро и девы-воительницы Брадаманты. Наконец, важнейшей сюжетной линией является психологическая. Она определена образом главного героя поэмы - Роланда, лучшего рыцаря в войске Карла (прообразом его являлся герой средневековой «Песни о Роланде»), доведённого ревностью до ужасных страданий, а страданиями - до безумия. Автор поэмы ловко ветвит эти основные линии и сплетает их ответвления, а также тонко изображает чувства и уж совсем мастерски меняет тональность повествования, переходя от явного лирического пафоса к лёгкой иронии.

Поэма принесла Ариосто прижизненную славу лучшего поэта Италии, а в дальнейшем оказала влияние на технику многих европейских поэтов, в том числе на стиль Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТО́ТЕЛЬ (aristoteles) Стагирит (384 до н. э., Стагир, полуостров Халкидика, Македония - 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), древнегреческий философ и учёный-энциклопедист, первый систематизатор античной литературной теории. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В 335 г. основал в Афинах собственную школу при храме Аполлона Ликейского, вошедшую в историю как Ликей (Лицей). Обучение в Ликее происходило во время прогулок в крытой галерее (peripatos), благодаря чему философская школа Аристотеля получила название перипатетической.

В античную эпоху Аристотелю приписывалось более 1000 трудов; до нашего времени дошло 47 сочинений, принадлежность которых Аристотелю не вызывает серьёзных сомнений. Среди них - оказавший огромное влияние на развитие европейской философской мысли онтологический (т. е. посвящённый сути бытия) трактат «Метафизика», а также натурфилософские трактаты, сочинения по логике, этике, политике, риторике и др.

Взгляды Аристотеля на поэтическое искусство изложены в «Поэтике» - трактате в двух книгах, из которых сохранилась лишь первая, содержащая общую часть и теорию трагедии и эпоса. Вслед за Платоном определяя поэзию как подражание («мимесис»), Аристотель расходится с учителем в понимании объекта подражания: поэзия - изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», она, таким образом, играет безусловно положительную - познавательную и воспитательную - роль.

Трагедия, по Аристотелю, есть «подражание действию важному и законченному… совершающее путём сострадания и страха очищение подобных аффектов». Очищение (по-гречески «катарсис»), - ключевая категория античной философии, критики, эстетики, медицины. Выражение Аристотеля, однако, оставляет простор для самых разных трактовок понятия «катарсис» - в соответствии с особенностями древнегреческого языка оно может быть истолковано двояко: «очищение страстей» или «очищение от страстей». Ныне под катарсисом обычно понимают такую форму трагизма, которая производит на читателя (зрителя) очищающее и просветляющее действие.

Согласно Аристотелю, эпос, как и трагедия, изображает людей «лучших, чем мы». Однако это менее совершенный жанр, уступающий трагедии в силе и благотворности художественного воздействия. В отличие от эпоса, трагедия «старается уложиться в один солнечный обход или незначительно выйти за его пределы», части же трагедии «должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-либо части изменялось и сдвигалось целое». Эти и другие постулаты послужили основой учения о «трёх единствах» - места, времени и действия, впервые сформулированного итальянским теоретиком классицизма Л. Кастельветро (1570).

АРИСТОФАН

АРИСТОФА́Н (aristophanes) (ок. 445 до н. э., Афины - ок. 385 до н. э., там же), древнегреческий комедиограф. Афинский гражданин, потомок небогатого землевладельца, он большую часть жизни провёл в Афинах, где в 427 г. до н. э. впервые представил свою комедию «Пирующие» (не сохранилась). Написал около 40 комедий, до нас дошли 11: «Ахарняне» (425 до н. э.), «Всадники» (424), «Облака» (423), «Осы» (422), «Мир» (421), «Птицы» (414), «Лисистрата» (411), «Женщины на празднике Фесмофорий» (411), «Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (392) и «Плутос» (388).

Аристофан. Античная скульптура

Аристофан. Античная скульптура

Творчество Аристофана принято делить на три периода. Для сочинений первого периода (425-421) характерны острая социально-политическая направленность и сознательно обнажаемая драматургом связь сатирических персонажей с реальными прототипами, конкретными фигурами в культурной или политической жизни города. Так, во «Всадниках» и «Осах» автор осмеял влиятельного афинского политика Клеона, а в «Облаках» - философов-софистов в лице мыслителя Сократа.

В пьесах второго периода (414-405) Аристофан нередко обращался к вопросу о сути и роли театрального искусства и в связи с этим высмеивал и резко критиковал Еврипида. Комедию «Женщины на празднике Фесмофорий» он писал как пародию на популярного трагика, а в «Лягушках» превратил его в комического персонажа, который, попав в загробное царство, затевает с Эсхилом спор о первенстве и проигрывает в нём. По мнению Аристофана, смотревшего на трагедию как на инструмент патриотического воспитания общества, Еврипид лишил высоты как общую идею, так и язык трагедии. Другие персонажи комедий этого периода предстают перед зрителями как условные типы, уже не связанные с конкретными лицами, а выражающие общечеловеческие свойства.

Наконец, для комедий третьего периода (392-388) характерны постановка социально-философских вопросов (о природе обогащения, судьбе рабов) и почти окончательная отмена сюжетной функции хора, которая свидетельствует о качественном изменении комедии как жанра.

Аристофан не был так популярен, как греческие трагики, однако мотивы его пьес можно встретить в драматургии Нового времени - в «Сутягах» (1668) Ж. Расина, в «Крестьянине и полководце» (1917) Л. Фейхтвангера.

АРСЕНЬЕВ

АРСЕ́НЬЕВ Владимир Клавдиевич (1872, Санкт-Петербург - 1930, Владивосток), русский натуралист, путешественник, этнограф, писатель-гуманист, популяризатор науки, исследователь Дальнего Востока.

В. К. Арсеньев

В. К. Арсеньев

Член Российского, почётный член Вашингтонского национального и Британского Королевского географических обществ, профессор (1921), подполковник. Родился в семье железнодорожного служащего, мать - бывшая крепостная крестьянка. По окончании Петербургского юнкерского пехотного училища служил в Польше, затем был переведён во Владивосток. Для изучения Южного Приморья в 1902-03 гг. предпринял ряд экспедиций. В Русско-японскую войну 1904-05 гг. руководил гарнизонной разведкой; в 1906-10 гг. исследовал горы Сихотэ-Алиня; в 1910 г. переведён в Главное управление землеустройства и земледелия с сохранением воинского звания. В 1910-18 гг. заведовал краеведческим музеем в Хабаровске, одновременно преподавал в Дальневосточном ун-те и во Владивостокском педагогическом ин-те. Активная деятельность и душевные качества заслуженно принесли ему почти легендарную славу. Он создал новое, краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Его многократно переиздававшиеся книги «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923, впоследствии книга была экранизирована японским кинорежиссёром А. Куросавой) и «В горах Сихотэ-Алиня» (изд. в 1937) проникнуты любовью к природе Дальнего Востока, дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о мужественных людях. По официальной версии Арсеньев умер от крупозного воспаления лёгких. Это заключение вызвало недоумение у многих современников, а скоропалительные (на следующий день после смерти) похороны усилили подозрения в его загадочной гибели. Судьба родных не менее трагична: в 1937-41 гг. они были репрессированы. Именем Арсеньева названы приток Уссури, две горы (в Сихотэ-Алине и на острове Парамушир); вулкан на Камчатке, город и посёлок.

АРТИКУЛЯЦИЯ

АРТИКУЛЯ́ЦИЯ (от лат. articulatio - членораздельно произносить), произнесение звуков в определённом языке. Навыки артикуляции лежат в основе владения языком. Артикуляционная классификация звуков (гласные/согласные, губные/зубные, нижнего/верхнего подъёма) даёт представление о работе речевого аппарата, помогает понять историю фонетики, служит базой логопедии.

АРТУРОВСКИЙ ЦИКЛ

АРТУ́РОВСКИЙ ЦИ́КЛ см. в ст. рыцарский роман.

АРХАИЗМЫ

АРХАИ́ЗМЫ (от греч. archaios - древний), разряд пассивной (неупотребительной в настоящее время, но понятной носителям языка) лексики, к которому относятся слова, вышедшие из широкого бытового употребления, но сохраняющиеся в литературе как приметы высокого поэтического стиля. Различают архаизмы следующих типов: собственно лексические - слова, вытесненные синонимами (В. А. Жуковский, «Вечер»: «С полей оратаи съезжают»); фонетические - слова, звуковой состав которых в современной речи частично изменился (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»: «Противуречья есть, и многое не дельно»); акцентологические - в них изменилось ударение (Ф. И. Тютчев, «Кончен пир, умолкли хоры…»: «Опорожнены амфо́ры»); словообразовательные - они со временем изменились морфологически, но сохранили прежние корни (А. С. Пушкин, «Деревня»: «Где парус рыбаря белеет иногда»). Группу архаизмов, наиболее часто используемых в лирической поэзии, именуют поэтизмами (очи, брег и т. п.).

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

АРХА́НГЕЛЬСКИЙ Александр Григорьевич (1889, Ейск - 1938, Москва), русский поэт-сатирик. Из-за ранней смерти отца не смог получить образования; чтобы содержать семью, начал работать. В 1910 г. переехал в Петербург, где начал писать стихи, которые не публиковал. Первые произведения были подражательными, близкими к символизму. В 1919 г. выходит первый поэтический сборник «Чёрные облака», который критики назвали несамостоятельным, подражательным, но довольно «умелым». С 1921 г. Архангельский начинает публиковать в периодике многочисленные стихотворные фельетоны, статьи и заметки на политические темы. Активно сотрудничает в сатирических изданиях: журналах «Крокодил», «Лапоть», «Красный перец», газете «Вечерняя Москва» и др. В 1920-е гг. выходят многочисленные сатирические сборники: «Бабий комиссар» (1925), «Коммунистический Пинкертон» (1925, 1926), «Банный лист» (1927), «Частушки» (1929) и др., которые принесли писателю сиюминутную известность, но не выдержали проверку временем. В то же время автор открывает для себя жанр пародии, первая из которых была написана на В. В. Маяковского («Вам, сидящим в мещанства болоте…», 1926). Затем последовали сборники пародий: «Пародии» (1929), «Поэтические пародии» (1934) и др. Пародии был своеобразным жанром литературной критики и одновременно творческим портретом писателя.

АРХЕТИП

АРХЕТИ́П (от греч. arche - начало и typos - образ), первообраз, 1) обозначение наиболее общих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческое значение и лежащих в основе всех форм культуры. Термин впервые был применён в античности; в 20 в. введён в культурный обиход швейцарским психоаналитиком и учёным-мифологом К. Г. Юнгом. Для Юнга, ученика основателя психоаналитики З. Фрейда, архетип связан с иррациональным, бессознательным началом, формируется в «доопытный», доисторический период развития человечества и находит своё выражение либо в подсознании человека (снах, фантазиях, «фобиях» - страхах и «маниях» - влечениях), либо в древнем мифологическом фольклоре, наиболее полно воплотившем бессознательные начала человеческой психики («коллективное бессознательное»). Современный российский культуролог Е. М. Мелетинский, вслед за французским культурологом К. Леви-Строссом допускающий рациональное толкование архетипа, расширяет представление об архетипе, обогащая его элементами «опытного», приобретённого (напр., в период Средневековья и Возрождения) сознания, сообщая тем самым понятию «архетип» категорию историчности и этим сближая его с понятием вечных образов. Традиционные в мировой культуре архетипы - «двойники» («тени»; «дьяволы» - второе, «низшее» «я» человека), мать как символ вечного возрождения, потоп как смена вех, очищение и жертвоприношение во имя новой жизни. Юнгианская трактовка архетипа оказала значительное влияние на мировую литературу (Г. Гессе, Т. Манн, Дж. Джойс, Г. Гарсия Маркес).

2) Наиболее древний, зачастую неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.

3) Гипотетически конструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для её позднейших вариаций (напр., индоевропейское слово mater - архетип для общеславянского mati (русское «мать»), латинского mater.

АРЦЫБАШЕВ

АРЦЫБА́ШЕВ Михаил Петрович (1878, хутор Доброславовка (?) Харьковской губ. - 1927, Варшава), русский прозаик, драматург, публицист. Сын исправника - выходца из обедневшего древнего рода «московских дворян». В 1887-89 гг. учился в Школе живописи и рисования Харькова (всю жизнь был художником-любителем). Чуткая восприимчивость к проблемам и стилю русской классики, отклик на злободневные события в России определили характер ранних рассказов Арцыбашева, полных протеста против лжи, насилия и произвола властей, мотивов «непротивленчества» в духе учения Л. Н. Толстого, симпатии к «маленькому человеку» («Паша Туманов», 1903; «Куприян», 1902; «Бунт», 1904) - и в то же время акцентирующих роль подсознания в поведении героев, рождающих представление о бессмысленности человеческой жизни («Смех», 1902-03). В повести «Смерть Ланде» (1904), которую Арцыбашев считал своим лучшим произведением, писатель впервые в качестве антагониста главного героя-толстовца представил тип циника и имморалиста ницшеанского толка, предвосхитивший образ заглавного героя романа «Санин» (1907) - одного из самых скандальных произведений русской литературы нач. 20 в. Имя Санина стало нарицательным для обозначения героя «безвременья», освободившего себя ото всех социальных и нравственных обязательств, проповедника «новой половой морали» и культа чувственных наслаждений, сам же автор романа привлекался к суду за «порнографию и кощунство». Биологизм в истолковании личности и истории, тяга к натуралистическому описанию крови, ужасов и убийств, представление о человечестве как о «страдающем стаде», которое движется к «чёрной дыре» - смерти, проявились и в других произведениях Арцыбашева: в посв. первой русской революции 1905-07 гг. рассказах «Тени утра», где с сочувствием, но в то же время с ощущением безысходности выведены образы жертвенных революционеров, «Ужас» (оба - 1905), «Кровавое пятно» (1906); в повестях «Рабочий Шевырёв (1909), „Миллионы" (1914), романе „У последней черты" (1910), скептически, порою памфлетно-критически изображающих деятельность современных демократических писателей и революционеров; в драмах „Ревность" (1913), „Закон дикаря" (1915), „Враги" (1916) и др. В 1923 г. Арцыбашев эмигрировал в Польшу. Комплекс идей этого писателя (тотальный пессимизм, нигилизм и утверждение „животной" природы человека) получил в нач. 20 в. название „арцыбашевщина".

АСЕЕВ

АСЕ́ЕВ Николай Николаевич (1889, Льгов Курской губ. - 1963, Москва), русский поэт, переводчик.

Н. Н. Асеев

Н. Н. Асеев

Родился в семье страхового агента, учился в Харьковском и Московском ун-тах. Первые журнальные публикации относятся к 1911 г. Для ранней лирики характерен мощный патриотический подъём, который передают величественные, торжественные интонации. В 1913 г. Асеев вошёл в литературную группу «Лирика», организованную С. Бобровым, а с 1914 г. - в выделившуюся из неё группу «Центрифуга», примыкавшую к футуризму. В этом же году вышли первая книга «Ночная флейта», в произведениях которой чувствовалось как влияние футуризма, так и символизма, и вторая - «Зор», написанная под влиянием устного народного творчества. После революций 1917 г. Асеев с энтузиазмом включился в борьбу за построение нового общества. Этой идее посвящены сборники «Бомба» (1921), «Стальной соловей» (1922), поэмы «Лирическое отступление» (1924), «Электриада» (1924), «Семён Проскаков» (1928). Поэта привлекала и историческая тематика: этапное произведение в его творчестве - поэма «Синие гусары» посвящена памяти декабристов. Произведение написано к столетию со дня их восстания. Удачной попыткой рассказать о времени является поэма «Маяковский начинается» (1940), ведь Асеев считал себя учеником и последователем В. В. Маяковского. Наиболее широко отмечена критикой книга Асеева «Лад» (1961). «Книга пронизана напряжённым раздумьем о времени и человеке, стихи отличаются образной конкретностью и вместе с тем носят масштабный, динамический, повышенно экспрессивный характер» (В. А. Зайцев). Последние книги Асеева «Самые мои стихи» (1962) и «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).

АССОНАНС

АССОНА́НС (франц. assonance - созвучие), приём звукописи; повтор ударного гласного в разных словах одного речевого отрезка. Поэты применяют его в силлаботонических и тонических стихах для подчёркивания ритма: «Счастлив, кто посетил сей мир…» (Ф. И. Тютчев, «Цицерон), «В соседнем доме окна жолты…» (А. А. Блок, «Фабрика»).

АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

АССОЦИАТИ́ВНЫЙ О́БРАЗ (от позднелат. associatio - соединение), художественный образ, возникающий в результате сочетания в тексте далёких друг от друга понятий. Обычно ассоциативный образ создаётся за счёт набора сравнений и метафор в тексте. Напр., в стихотворении Б. Л. Пастернака «Музыка» строки

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье -

создают ассоциативный образ «рояль, музыка - святыня, объект поклонения», используя сравнение дома с колокольней, а перетаскивание тяжёлого рояля - с перенесением скрижали.

АССОЦИАЦИИ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

АССОЦИА́ЦИИ ПРОЛЕТА́РСКИХ ПИСА́ТЕЛЕЙ организации писателей в СССР, образовавшиеся в 1920-е гг. На 1-м всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в 1920 г. образовалась ВАПП - Всероссийская ассоциация пролетарских писателей. В неё вошли члены организации пролетарских писателей «Кузница» (В. Д. Александровский, П. А. Арский, М. П. Герасимов и др.). С 1921 г. печатный орган ВАПП - журнал «Кузница». Основные идеи ВАПП: необходимость общественно полезной пролетарской литературы, снисходительное отношение к литературе «попутчиков» - непролетарских писателей, принявших революцию, всесторонняя борьба с буржуазностью литературы. В 1923 г. на 1-й московской конференции пролетарских писателей делегаты осудили политику правления ВАПП и постановили образовать МАПП (Московскую ассоциацию пролетарских писателей). В МАПП вошли члены писательских организаций «Октябрь», «Рабочая Весна» и «Молодая Гвардия» - Г. Лелевич, Ю. Н. Либединский, А. И. Безыменский. Члены «Кузницы» выступили против создания МАПП. Печатным органом МАПП стал журнал «На посту», а с 1924 г. - журнал «Октябрь». Главная цель МАПП - наладить связь между пролетарским писателем и пролетарским читателем. Журнал «На посту» выступал против литературы «попутчиков», требуя передачи органов печати пролетарским писателям. Такая позиция дала название литературному течению, толкующему литературу в духе вульгарного социологизма, - «напостовство». С МАПП и ВАПП полемизировал журнал «Красная новь» во главе с критиком А. К. Воронским. Вслед за МАПП начали возникать различные краевые, областные, городские ассоциации пролетарских писателей. 1-я всесоюзная конференция пролетарских писателей, состоявшаяся в 1925 г., привела к расколу ВАПП, т. к. её члены по-разному отнеслись к резолюции ЦК «О политике партии в области художественной литературы», призывавшей более бережно относиться к «попутчикам» и создавать условия для их перехода на сторону коммунистической идеологии. Большинство членов ВАПП, в т. ч. А. А. Фадеев, В. В. Ермилов, Д. А. Фурманов, приняли резолюцию ЦК. Но журнал «На посту» сохранил радикальную позицию по отношению к «попутчикам». Новым органом более либерального крыла критики стал журнал «На литературном посту». Сменилось руководство ВАПП и МАПП, в частности, в правление ВАПП был избран Д. Бедный, а одним из секретарей МАПП стал Д. А. Фурманов. В 1928 г. на 1-м всесоюзном съезде пролетарских писателей все ассоциации объединились в ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) во главе с РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Ведущие критики РАПП - В. В. Ермилов, Ю. Н. Либединский. Литературу РАПП оценивала с позиции «диалектико-материалистического» творческого метода, сформулированного Л. Л. Авербахом: условие успешного творчества - передовое мировоззрение. Основные лозунги РАПП - «одемьянивание поэзии», «союзник или враг», «призыв ударников в литературу» (попытка сделать писателей из передовиков производства). РАПП третировала многих крупных писателей - А. Н. Толстого, И. Г. Эренбурга, выступала против М. Горького. Многие общественные деятели критиковали радикализм РАПП. В 1932 г. постановлением ЦК о перестройке литературно-художественных организаций ВОАПП и РАПП были распущены.

АСТАФЬЕВ

АСТА́ФЬЕВ Виктор Петрович (1924, с. Овсянка Красноярского кр. - 2001, Красноярский Академгородок), русский прозаик. Рано потерял мать, воспитывался в детском доме, окончил ремесленное училище. Осенью 1942 г. добровольцем ушёл на фронт, был тяжело ранен. Демобилизовавшись в 1945 г., жил на Урале, работал слесарем, грузчиком и одновременно учился в вечерней школе. Публиковаться начал с 1951 г., в 1959-61 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. Последние годы жил и писал в Красноярске. Первый рассказ о войне - «Гражданский человек» (позднее «Сибиряк») - был опубликован в 1951 г. в газете «Чусовой рабочий». Астафьев писал во всех прозаических жанрах, но главным в его творчестве был рассказ и крупные жанровые формы, созданные на его основе (повествование в рассказе). По мнению писателя, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову и «склонность нашего народа к устному повествованию оказала и оказывает на русскую новеллистику наиглавнейшее влияние». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 г. Основные произведения Астафьева: повести «Перевал» (1959), «Стародуб», «Звездопад» (обе - 1960), «Кража» (1961-65), «Пастух и пастушка» (1967, окончательная ред. 1989), «Ода русскому огороду» (1972), «Последний поклон» (1957-77), «Так хочется жить» (1994-95), «Весёлый солдат» (1998), книги «Затеси» (1982), «Людочка» (1987, опубл. в 1989); роман «Царь-рыба» (1972-75), «Печальный детектив» (1982-85, опубл. в 1986), «Прокляты и убиты» (1990-94). Астафьев написал также книгу, близкую к жанру литературной автобиографии, «Зрячий посох» (1978-82, опубл. в 1988). Проблематика произведений Астафьева многопланова: он пишет о нравственных ценностях, об отношении человека к природе, к миру, к людям. Писатель открывает народные характеры, воплотившие в себе лучшие черты формировавшейся веками трудовой нравственности, любви к земле. В судьбах героев Астафьев прослеживает историю страны.

В. П. Астафьев

В. П. Астафьев

«Последний поклон» - жанровое образование, по своей структуре близкое к «Царь-рыбе». Повесть во многом носит автобиографический характер. С появлением этой книги критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Повесть состоит из отдельных глав-рассказов, действие которых начинается в конце 20-х годов и заканчивается после войны. Прослеживая историю мальчишки - сироты Вити, - писатель выявляет истоки нравственности, несгибаемого характера рус. человека, прошедшего и через «великий перелом» с его неисчислимыми бедствиями, и через войну, и отстоявшего свою землю от фашизма, не уронившего достоинства и чести. Хранителем народной морали, народной памяти в повести являются дед и бабушка Вити, Екатерина Петровна, прозванная «генералом». Осмысление войны, её враждебности самой жизни переплетается у героя-рассказчика с бесконечно дорогими образами бабушки и матери. Повесть «Кража» открыла ещё одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя: она рассказывает о судьбе детей-сирот в заполярном детдоме в 1939 г., в период сталинских репрессий. В духе традиций Ф. М. Достоевского Астафьев ставит вопрос о милосердии и сострадании. О скорбном сиротстве, духовном одиночестве современной деревенской девушки, приехавшей в город и изнасилованной шпаной, повествует потрясший многих рассказ «Людочка». Жанр «Царь-рыбы», как и «Последнего поклона» Астафьев назвал «повествованием в рассказах»: «Удалось мне ещё раз поэксплуатировать эту открытую не только мной форму повествования в рассказах в книге «Царь-рыба». Но форма - не окаменелость, не монолит, она подвижна (…) как сама жизнь». «Царь-рыба» состоит из отдельных новелл, таких как «Бойе», «Капля», «Уха на Богониде», «Сон о белых горах», «Туруханская лилия», «Царь-рыба» и др. Все они объединены мыслью о единстве человека и природы, взаимосвязи человека с землёй. «Царь-рыба» - один из ёмких рассказов цикла повествования, он носит притчевый характер, содержит в иносказательной форме нравственные заповеди народа. Ключ к разгадке иносказаний - в авторской фразе: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову».

Мысль о чистой, согласно совести, жизни человека характерна для всего творчества Астафьева. Красной нитью она проходит и через роман «Печальный детектив», герой которого постоянно вступает в конфликт с окружающим миром, где сместились нравственные понятия, стремится стать писателем, «постигнуть народный характер. В «Печальном детективе», как и в первой части романа Астафьева «Прокляты и убиты», обозначились контуры жанрового многообразия сегодняшнего романа, не характерные для этого жанра в его классическом понимании: повышенная публицистичность, многогеройность, изображение человека в контексте натуралистически увиденного и криминального быта.

Незалеченные раны войны, память о светлых жизнях взывают в книгах Астафьева к молодому поколению. Повести «Звездопад» и «Пастух и пастушка» входят в ряд, названный в то время «лейтенантской прозой». Как и повести В. О. Богомолова «Зося», Ю. В. Бондарева «Берег», В. Быкова «Альпийская баллада», они повествуют о несовместимости войны с самой жизнью, с любовью.

Традицию критического изображения изнанки жизни Астафьев продолжает в романе «Прокляты и убиты», задуманная в трёх частях. Первая часть - «Чёртова яма» (1992), вторая - «Плацдарм» (1994). В первой части описывается жизнь новобранцев в военном городке в Сибири, где они должны пройти боевую и политическую подготовку и отправиться на фронт. Вторая часть романа повествует об обороне Великокриницкого плацдарма во время переправы через Днепр. Герой книги Коля Рындин произносит слова старообрядческой стихари, расшифровывающей название романа: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты и убиты».

Повести «Так хочется жить» (1995), «Обертон» и «Весёлый солдат» (1998) тематически связаны с романом «Прокляты и убиты», в них на смену «широко охватному и многосферному эпосу пришла исповедальная лирика, хотя тематически осталась прежней - военной (…). «Я» потеснило «мы» (А. Немзер). Тему войны Астафьев в своих произведениях исследует в бытийно-онтологическом плане, размышляя о вечных ценностях жизни, о неодолимом стремлении человека жить по-людски.

АСТЕИЗМ

АСТЕИ́ЗМ (греч. asteismos - букв. столичность), вид иронии как тропа; использование самоуничижающих слов для скрытого самовосхваления. Часто встречается в сатирических образцах эпоса, напр. в речи Коробочки из «Мёртвых душ» Г. В. Гоголя:

- Право, - отвечала помещица, - моё такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.

АСТРОНИМ

АСТРО́НИМ (от греч. astron - звезда и onoma - имя), обозначение имени автора какими-либо типографскими знаками, напр. звездочками; вид псевдонима.

АСТРОФИЗМ

АСТРОФИ́ЗМ (от греч. astrophos - бесстрофный), отсутствие деления стихотворного текста на строфы. Характерен в основном для повествовательных поэтических произведений - как для крупных форм, начиная с поэм Гомера («Полтава» А. С. Пушкина, «Хорошо» В. В. Маяковского), так и для т. н. малых эпических жанров (басен, напр., басни И. А. Крылова); встречается и в лирической поэзии («Деревня» А. С. Пушкина).

АСТУРИАС

АСТУ́РИАС (asturias) Мигель Анхель (1899, Гватемала - 1974, Мадрид), гватемальский прозаик, поэт, публицист, общественный деятель, дипломат. Литературным дебютом Астуриаса стал выход поэтического сборника «Луч звезды». В 1946 г. опубликовал роман «Сеньор Президент», содержащий яркие художественные разоблачения кровавой диктатуры Эстрада Кабреры. Книгу запретили, писатель неоднократно арестовывался, жил под надзором полиции. После падения диктаторского режима Астуриас совмещал занятия литературным творчеством с выполнением дипломатических поручений гватемальского правительства в странах Западной Европы. После изменения в 1970 г. политической ситуации жил в Испании.

Творческий метод Астуриаса формировался под влиянием традиционной латиноамериканской культуры и европейского литературного модернизма (сюрреализма). Одна из характерных черт его произведений - мифологизм, которым пронизан, в частности, роман «Мулатка как мулатка». Индейским фольклором овеяна и книга «Зов предков». Писатель нашёл метафору, определяющую сознание «дремлющей», поражённой конкистадорами цивилизации: сновидение. Роман «Дон Нинью, или География снов» изображает поток сознания ребёнка.

Одно из самых значительных произведений Астуриаса - роман «Маисовые люди» (1949), повествующий о борьбе крестьян с крупными землевладельцами. Современная действительность смешивается в романе с мифом, события, взятые из мифологии майя, воспринимаются как неотъемлемая часть реальности. При создании этого романа впервые был использован метод «магического реализма», ставший впоследствии характерным для новой волны латиноамериканской литературы и нашедший продолжение в творчестве Ж. Амаду, Г. Гарсия Маркеса, К. Кастанеды и др. мастеров. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1967).

АТРИБУЦИЯ

АТРИБУ́ЦИЯ (лат. attributio - приписывание), установление автора, времени и места написания художественного произведения. Одна из основных проблем текстологии. Обычно атрибуция основывается на документальных свидетельствах, идейном и образном содержании текста, особенностях его языка и стиля.

АФАНАСЬЕВ

АФАНА́СЬЕВ Александр Николаевич (1826, Богучар Воронежской губ. - 1871, Москва), русский фольклорист, литературовед, критик, историк. Окончил Московский ун-т. Первые опубликованные работы Афанасьева посвящены рус. истории. В 1848-53 гг. сотрудничал в журнале «Современник», где напечатал большое количество статей исторической тематики и рецензий, а также критические обозрения современной литературы.

А. Н. Афанасьев

А. Н. Афанасьев

В 1850 - нач. 1860-х гг. занимался библиографическими разысканиями в области истории рус. журналистики и литературы 18 в. Подготовил критические переиздания ряда сатирических журналов Н. И. Новикова.

Наиболее значительные труды Афанасьева связаны с исследованиями в области славянской мифологии и духовной культуры, а также с публикацией памятников рус. фольклора. Особое место в этом ряду занимает фундаментальное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1-3, 1865-69), в котором на основании анализа произведений устного народного творчества Афанасьев предпринял первую серьёзную попытку воссоздания славянской мифологии как целостного мировоззрения. Несмотря на то что Афанасьеву было присуще излишне прямолинейное отождествление фольклора и мифологии, его труд до сих пор сохраняет огромную научную ценность для фольклористов, этнографов, антропологов и других специалистов.

Ещё большую известность получили опубл. Афанасьевым «Народные русские сказки» (1855-63). Это уникальное собрание было подготовлено им на основе архивных материалов Русского географического общества, дополненных записями В. И. Даля. Издание отличает редкостная полнота, тщательность и логичность систематизации, бережное отношение к живому народному слову. Всё это позволило сборнику Афанасьева практически сразу же стать классическим образцом научного издания фольклорных памятников. В 1859 г. Афанасьев опубл. сборник «Народные русские легенды», который был запрещён по требованию духовной цензуры. Незадолго до смерти подготовил сборник «Русские детские сказки» (1870), тексты которого адаптированы в педагогических целях.

АФИНОГЕНОВ

АФИНОГЕ́НОВ Александр Николаевич (1904, Скопин Рязанской губ. - 1941, Москва), русский драматург, публицист, теоретик драмы. Родился в семье железнодорожного служащего, впоследствии писателя Н. Степного (псевдоним). Окончил Московский ин-т журналистики (1924), в том же году опубл. первую пьесу «Роберт Тим». В ранних пьесах «По ту сторону щели» (1926) по Дж. Лондону, «На переломе» (1927), «Гляди в оба» (1927), «Малиновое варенье» (1928) сказалось эстетическое воздействие Пролеткульта, для них были характерны упрощённость и схематичность образов. В этих пьесах Афиногенов поднимал агитационные темы - опасность вражеских происков, разлагающее влияние НЭПа, ужасы буржуазного образа жизни. Однако освобождение от схематизма ощутимо уже в пьесе «Волчья тропа» (1928), в которой драматург стремится раскрыть внутренний мир своих героев. Афиногенов откликался на злобу дня, писал о передовиках производства, стремясь перешагнуть через эстетические принципы пролеткультовцев. В пьесе «Чудак» (1929), сразу же поставленной на сцене МХАТа, драматург прорывается через политические установки, пишет о строителях социализма, поднимает вопросы борьбы против бюрократии, делячества, создаёт психологически убедительные образы. Одно из важнейших произведений Афиногенова - пьеса «Страх» (1931), в которой поднимаются вопросы отношений интеллигенции и власти.

Интересен Афиногенов и как теоретик драмы, автор множества статей; деятельность по созданию новой пролетарской культуры отразилась в статье «Творческий метод театра. Диалектика творческого процесса» (1931), где сказалось увлечение рапповским лозунгом «диалектико-материалистического метода» в искусстве. От нигилистических идей Пролеткульта Афиногенов пришёл к постижению классических традиций, к постижению социальных проблем в неразрывной связи с внутренней жизнью человека. В 1937 г. Афиногенов был исключён из рядов ВКП (б), его пьесы были запрещены. Погиб писатель в Москве во время налёта вражеской авиации.

АФОРИЗМ

АФОРИ́ЗМ (греч. aphorismos - определение, краткое изречение), краткое изречение, выражающее некую обобщённую законченную поучительную или парадоксальную мысль. Источники афоризмов - литературные произведения, рассказы о случаях из жизни исторических лиц, пословицы, поговорки. Афоризм существует и как самостоятельный жанр (Ф. де Ларошфуко, Н. Шамфор, Б. Паскаль, И. В. Гёте, С. Е. Лец, пародийные афоризмы Козьмы Пруткова и др.). Афоризм упорядочен логически и синтаксически, часто ритмически. Обычные формы афоризма - призыв («Бди!» Козьмы Пруткова), определение («Любовь - это род безумия, но оно одно и наполняет жизнь смыслом» А. Моруа) или фраза, построенная с помощью параллельных конструкций («Есть тысячи способов заставить женщину говорить и ни одного, чтобы заставить её замолчать» Буше).

АФОРИСТИКА

АФОРИ́СТИКА искусство обобщать жизненный опыт и оформлять его в виде афоризмов. Возникает как дидактический жанр, в виде поучений, предназначенных для юношества. Древнейшие памятники афористики - древнеегипетские и древнееврейские. Широко распространена на Древнем Востоке, особенно в Индии и Китае. Впервые «Афоризмами» назвал свою книгу терапевтических советов Гиппократ (5-4 вв. до н. э.), открывающуюся изречением «Жизнь коротка, искусство вечно». В античную эпоху афоризмы распространяются в виде сборников. В Средние века в Европе и в России распространяются сборники переводных афоризмов («Пчела», патерики). В эпоху Просвещения появляются книги рационалистических афоризмов Ф. де Ларошфуко («Размышления»), Б. Паскаля («Мысли»), Н. Шамфора («Максимы и мысли»), И. В. Гёте («Афоризмы») и др. В 19-20 вв. наряду с обычными дидактическими афоризмами появляются парадоксальные (О. Уайльд, В. В. Розанов, Б. Шоу), пародийные (Козьма Прутков, Дон-Аминадо), каламбурные афоризмы (С. Е. Лец, Э. Кроткий).

АФФИКС

А́ФФИКС (от лат. affixus - прикреплённый), общее название морфем, присоединяемых к корню слова и выполняющих грамматические задачи. Аффиксы различаются позицией относительно корня, определяют морфологический тип языка. В рус. языке аффиксы представлены приставками, суффиксами, окончаниями, постфиксами. Аффиксы изучаются морфемикой, словообразованием.

АХМАДУЛИНА

АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937, Москва), русская поэтесса.

Б. А. Ахмадулина

Б. А. Ахмадулина

Родилась в семье служащих, окончила Литературный ин-т (1960). Публиковаться начала в 1955 г. в периодике. В 1962 г. вышла первая книга «Струна», в 1968 г. эмигрантское издательство «Посев» выпустило сборник «Озноб». В 1969 г. в СССР вышла вторая книга «Уроки музыки», за которой последовали «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель», «Сны о Грузии» (все три - 1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987), «Стихотворения» (1988), «Избранное» (1988), «Побережье» (1991), «Ларец и ключ» (1994) и др. «Поэзия Ахмадулиной - лирический дневник, личное откровение. Часто в название стихотворения прямо выносится дневниковая дата («День 12 марта», «Ночь на 30 апреля»). Но даже если этого нет, стихотворение обычно посвящается реальному событию или впечатлению, часто обыденному, не выделяющемуся из общего ряда. Поэтесса пересоздаёт его, превращает в таинство, в чудо. Событие показывается замедленно, разделяется на мельчайшие составляющие, как бы переоформляется и театрализуется» (В. Агеносов, К. Анкудинов). Ахмадулина вошла в большую литературу на волне поэтического подъёма 1960-70-х гг., когда на фоне обострившегося интереса к поэзии сформировались две основные линии: громкая, или эстрадная, и «тихая лирика». Творчество Ахмадулиной исследователи относят вместе с произведениями А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественским к первой. Однако стилистически лирика поэтессы сильно отличается от плакатно-размашистого публицистического стиля вышеназванных авторов. Её особенностью является некоторая архаичность. Для поэтессы были чрезвычайно важны принцип свободы творчества и правильности поэтического языка. С первых шагов в поэзии Ахмадулина стремилась не делать ошибок в языке. Её кумиром была экспрессивная М. И. Цветаева, но собственный поэтический голос звучал намного сдержанней и чуть ироничнее. В стихотворении «Свеча» (1962) Ахмадулина определила своё творческое кредо так:

Всего-то - что была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.

Поэтесса приобретает известность и заслуженную любовь читателей, но остаётся верна раз и навсегда найденной поэтической манере, в основе которой лежат медитативные интонации, перенесение обыденных реалий в ранг высоких художественных ценностей. Ахмадулина - книжный поэт. В её творчестве много цитат и посвящений А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштаму, В. С. Высоцкому, Б. Ш. Окуджаве. Ахмадулина тяжело переживала сталинскую эпоху, на фоне которой прошло её детство. Отличаясь поэтической сдержанностью, она всегда занимала чёткую и активную общественную позицию по отношению к политическим событиям (в частности, выступала против диссидентских процессов). Ей не хотелось по-ахматовски оплакивать своих друзей. И всё-таки поэтесса не избежала стихотворений подобного рода. В качестве примера можно привести стихотворение «По улице моей который год» (1969):

По улице моей который год

Звучат шаги - мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

Той темноте за окнами угоден.

Ахмадулина пишет об одиночестве, но даже это мучительное и тоскливое чувство обретает в данном поэтическом контексте романтические черты. Центральным композиционным стержнем стихотворения является развёрнутая метафора. Лирическая героиня ведёт поединок с одиночеством, которое её окружает. Она ищет утешения то в природе, то в искусстве, пытается философски смотреть на мир и стать мудрой:

И я познаю мудрость и печаль,

Свой тайный смысл доверят мне предметы,

Природа, прислонясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

Обретая гармоническую цельность, поэтическая натура лирической героини становится самодостаточной.

Ахмадулина плодотворно работает в 1990-е гг., об этом свидетельствует большое количество поэтических сборников: «Гряда камней» (1995), «Звук указующего» (1995), «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Миг бытия» (1997), «Зимняя замкнутость» (1998), «Возле ёлки» (1999), «Друзей моих прекрасные черты» (1999) и др.

АХМАТОВА

АХМА́ТОВА Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко, в замужестве Гумилёва; 1889, Большой Фонтан, близ Одессы - 1966, Домодедово Московской обл., похоронена в Комарово Ленинградской обл.), русская поэтесса. Окончила гимназию в Киеве, училась на юридическом ф-те Высших женских курсов в том же городе. В 1910 г. вышла замуж за поэта Н. С. Гумилёва, в 1912 г. родился сын - Л. Н. Гумилёв, ставший впоследствии известным историком и этнографом. Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 г., с 1911 г. начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях. В 1911 г. вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 г. выделилась группа акмеистов. В 1912 г. вышел первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника - «Сероглазый король» (1910) - баллада о запретной любви. Это довольно раннее в контексте всего творчества произведение обнаруживает авторское умение создавать ёмкий и лаконичный сюжет. Семь организованных парной рифмовкой двустиший заключают в себе гамму противоречивых переживаний лирической героини, драму королевы, официальной жены умершего короля («За ночь одну она стала седой»), контрастно-спокойный, но в то же время грустный рассказ мужа лирической героини. Стихотворение диалогично, реплики персонажей раздвигают художественное пространство стихотворения и одновременно придают произведению драматические черты, словно вдруг оживает и воплощается в современном мире сюжет старой пьесы.

А. А. Ахматова. Портрет работы К. Петрова-Водкина. 1922 г.

А. А. Ахматова. Портрет работы К. Петрова-Водкина. 1922 г.

Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут - основная тематика сборников «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917). Ранняя Ахматова предстает умелым мастером художественной детали портрета: И загадочных, древних ликов//На меня поглядели очи… («Смятение», 1913), пейзажа: «В луче луны летит большая птица» («Вечерние часы перед столом», 1913), интерьера: «Лиловый сумрак гасит свечи» («Умолк простивший мне грехи», 1911). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными («Я научилась просто, мудро жить», 1912; «Здесь всё то же, то же, что и прежде», 1912). А некоторые строки звучат несколько театрально: «Не пастушка, не королевна//И уже не монашенка я» («Ты письмо мое, милый, не комкай», 1912). Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.

А. А. Ахматова. Набросок портрета работы А. Модильяни. 1911 г.

А. А. Ахматова. Набросок портрета работы А. Модильяни. 1911 г.

Творчество поэтессы с ярким дарованием быстро завоевало популярность у читателей, появились и многочисленные подражатели, которых Н. Гумилёв метко назвал «подахматовками». Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. 20 в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать её во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса всё глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нём сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику её образов, классическую точность стиха. «Стихи первых ахматовских книг («Вечер», «Чётки») отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы» (В. А. Зайцев).

В 1921 г. вышел сборник «Подорожник», в 1922 г. - «Anno Domini». В 1920-е гг. в творчестве Ахматовой сильны библейские мотивы («Рахиль» (1921), «Лотова жена» (1922-24), «Мелхола» (1922-61), а также мистическое поклонение музе («Муза», 1924):

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

В эпиграмме из цикла «Тайны ремесла» (1936-60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему её творчеству: «Я научила женщин говорить».

В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: её попросила описать ужасы сталинских репрессий женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осуждённого сына. Ахматовские строки метко характеризуют сталинскую эпоху:

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

В эпилоге поэмы автор говорит о желании назвать поимённо всех безвинных жертв репрессий, она просит поставить ей памятник около тюрьмы, где ей пришлось отстоять триста часов, а памятником погибшим в сталинских застенках стала сама поэма.

В 1943 г. во время эвакуации в Ташкент публикуется сборник «Избранное». В ахматовской лирике военных лет наблюдается усиление патриотических мотивов. Поэтесса ощущала в себе гражданскую гордость за то, что в самых тяжёлых испытаниях была вместе со своей отчизной, со своим народом. В это время официальная критика обвиняет поэтессу в том, что она воспевает лишь отжившую дворянскую культуру с каменными статуями и липовыми аллеями и далека от современной жизни. Подвергнутая критике в 1946 г., Ахматова была надолго отлучена от литературы, возвращение её стихов началось лишь в сер. 1950-х гг. В 1960-е гг. вышли сборники «Стихотворения (1909-1950)» и «Бег времени». Её творчество к этому моменту получает мировое признание, официальное же непризнание литературного таланта на родине носило политический характер. По тем же мотивам был расстрелян бывший муж Ахматовой Н. Гумилёв, осуждён её сын Л. Гумилёв.

Большая часть жизни Ахматовой прошла в Ленинграде, и этому городу она посвятила множество стихов: «Летний сад» (1959), «Городу Пушкина» (1957), «Царскосельская ода» (1961) и др. В лирике поэтессы много поминальных произведений («Памяти М. А. Булгакова» (1940), «Памяти М. М. Зощенко» (1958).

Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчёркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались всё новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для её понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за её судьбу, за трагические страницы истории.

В последние годы жизни (1956-66) Ахматова постоянно вела дневниковые записи, делала наброски автобиографии, именно благодаря этим записным книжкам уцелела большая часть произведений позднего периода творчества Ахматовой. В записях встречаются и рассуждения об основах литературного мастерства. Среди источников, питающих поэтическое вдохновение, Ахматова особо выделяет музыку, природу, а также саму литературу (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. русские классиков).

Предыдущая страница Следующая страница