Словарь литературных терминов (в двух томах, 1925)
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕК"-"НОС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕК"-"НОС")

НЕКРОЛОГ

НЕКРОЛОГ (слово о мертвом; греч. necros - покойник и logos слово) - небольшое произведение, посвященное недавно умершему человеку, сообщающее кратко данные его биографии и деятельности. В первые века христианства было принято записывать имена умерших в церковные книги для поминовения. В средние века эти записи, более расширенные, перешли в календари, которые велись при духовных учреждениях и монастырях. Краткие, чисто фактические записи с течением времени приняли форму хвалебного слова умершему. В более позднее время для историко-биографич. целей стали составлять отдельные сборники из некрологов выдающихся людей, умерших за истекший год или другой известный период времени. В России некрологи с 1831 г. печатались в «Месяцесловах» Академии Наук, откуда перешли в современные календари. Некрологи текущего времени обычно печатаются в журналах и газетах. Отдельные собр. некрологов в России печатаются с 1858 г. Начало этому положил известный библиограф Геннади, поместив в Библиогр. Зап. «Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1857 г.» и потом в течение нескольких лет печатавший в этом журнале подобные сведения. Продолжателем труда Геннади явился Д. И. Языков, составивший «Обзор жизни и трудов русск. писателей, умерших в 1881 и след. годах». Спб. 1885-89.

НЕНАПРЯЖЕННЫЕ ЗВУКИ

НЕНАПРЯЖЕННЫЕ ЗВУКИ. См. Напряженные звуки.

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Вещи или предметы, не обладающие способностью произвольного движения, т.-е. все предметы кроме людей и животных. См. Одушевленные предметы.

НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕОКЛАССИЦИЗМ - неопределенный термин, употребляемый для обозначения течений в новой и новейшей литературе, связываемых с возрождением стремлений и приемов классицизма (см.).

Неоклассицизмом иногда называют эклектическое направление, возникающее после романтических и реально-бытовых настроений и побед, как признание, что в отвергнутом классицизме была какая то своя художественная правда, соответствующая каким-то вечным началам человеческой души. Возвращение к классицизму помимо этого психологического мотива, намечается у некоторых писателей в результате обновленных изучений и неожиданных достижений в познании классических литератур. Так, у нас писатели-символисты проявили не малый интерес к классическим мотивам, формам и приемам вплоть до писания трагедий в греческом стиле и условном французском классическом (Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Приэтом довольно определенно наметилось внимание к так называемым дионисическим началам человеческой души и творчества. Они также жили в классической древности, особенно в греко азиатских культах, как и аполлонические начала, но вторые особенно привлекли к себе внимание французско-итальянского классицизма, как единственно ценная сущность поэзии и духовной жизни классического мира. Неоклассицизм можно усмотреть, в противоположность старому классицизму греко-римлян и подражательному «лже-классицизму» французов, в том новом периоде русской словесности, когда были переработаны сентиментальные и романтические начала и приемы в поэзии Пушкина и Лермонтова в связи с реально-бытовыми, и когда она, в литературной теории, казалось, могла выступить во всеоружии полноты, законченности, строгости и простоты приемов и психологической верности, т. е. определенно с теми чертами гармонической целостности, какие признаны за поэзией классической древности.

У Пушкина, прошедшего строгую школу французского классицизма, у Майкова, у Алексея Толстого, Фета, отчасти Тютчева, у Щербины, воскрешавшего греческие мотивы, и у других можно отметить, при отсутствии иногда внешних условностей классицизма и его терминологии, черты типа творчества аполлоновски спокойного, пластически скульптурного, строго простого в средствах, что сближает в некоторых отношениях их произведения с классической древностью. Но все это было лишь отдаленным отголоском классических веяний. В наши дни неоклассиками называет себя небольшая и расплывчатая группа поэтов, которые после ряда лет русского символизма и новейших кратковременных течений, как акмеизм, футуризм и пр., признают необходимым возврат к началам, заповеданным Пушкиным. Так как широким настроениям модернизма последних двух-трех десятилетий давалось не без оснований название неоромантизма (см.), то, повидимому, надо признать эту повторяемость борьбы классических и романтических стремлений и настроений общепсихологическою чертою вообще творческих художественных устремлений, иногда совпадающих в своих комбинациях с социально-психологическими колебаниями настроений у разных групп, иногда нет: так в литературном отношении великая французская революция была определенно классична, романтическая Германия с ее реставрацией монархических и мистических идей, определенно консервативна, а романтическая Франция 30-х годов с Виктором Гюго революционна, при певце ее Беранже - классике, но демократе и социалисте.

НЕОЛОГИЗМ

НЕОЛОГИЗМ - новое слово, выражение или оборот, введенный в обращение в данный состав живой речи. Неологизмы в последней возникают постоянно и либо удерживаются в языке, либо тут же забываются, что зависит от необходимости нового слова и от его внутренней ценности, меткости и складности. Они являются массами при всяком сильном напряжении умственной жизни народа и зависят от вторжения в нее новых понятий, требующих соответственных обозначений. Распространение христианства, татарское иго, сношения с Западом - все создавало неологизмы, которые непрерывно обрусевали. При петровской реформе русский язык обогатился множеством иностранных слов, которые лишь частью были заменены соответствующими русскими.

Литературный язык особенно богат во все времена неологизмами, которые влились в него широкою волною в ломоносовский период, и Карамзин известен, как преобразователь литературного языка, очистивший его от иностранных слов, галлицизмов, германизмов и проч. и нашедший удачные, точные и быстро прижившиеся русские выражения для отвлеченных понятий. Каждая литературная школа несет с собою новые выражения и слова. В период гегелианства тридцатых сороковых годов литературная речь запестрела вдруг «птичьим языком» «искандеризмов» и т. п.

То же было в шестидесятые годы в базаровско-писаревский период и т. д. Кажущееся засорение речи неологизмами обычно вызывает протесты со стороны ревнителей чистоты языка, вплоть до требований насильственного изгнания нерусских слов, особенно неологизмов, но эта борьба совершенно бесплодная и все опыты искусственного давления на язык ни к чему не приводили. В частности совершенно бесплодны оказывались изобретения новых слов взамен существующих не только со стороны дилеттантов, как Шишков в начале XIX в., но и со стороны знатоков живой речи, как Даль в средине века, или такой писатель, как Достоевский, очень гордившийся изобретением глагола стушеваться, действительно ставшего живым словом, а другое слово, им же пропагандированное - стрюцкий - так и не привилось в литературе. Часто неологизмы режут ухо самым своим фонетическим составом, несвойственным живому звуку русской речи. Но они удерживаются и иногда насильственно входят в состав живой речи, как слова из физики, химии, техники, технологии - телефон, телеграф, полуобрусевший градусник и т. п. или обязательные слова, связанные с государственными учреждениями: совдеп, наркомпрос и т. д. Все эти неологизмы удержатся, пока не будут заменены, или не умрут за ненадобностью, но десятки и сотни других, возникающих в силу живой необходимости и закрепляемых живым непрерывным творчеством языка - шкурники, железка, времянка, мешочник, учредилка, чрезвычайка, танцулька и неисчислимые другие - рассказывают о бытовых явлениях и совершенно нелепо бороться с ними.

Параллельно этому насильственное словотворчество в поэзии лишь редко обогащает литературный язык и все ухищрения Бальмонта или в особенности новейших футуристов от Игоря Северянина до Маяковского и его товарищей обречены на более или менее быстрое забвение. О значении современных неологизмов и словотворчестве см. брошюру А. Горнфельда «Новые словечки и старые слова». Петербург, 1922.

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. См. Инфинитив.

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ НАКЛОНЕНИЕ

НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ НАКЛОНЕНИЕ. Ошибочное название неопределенной формы глагола или инфинитива (см.). Инфинитив не является наклонением, п. ч. не выражает отношение говорящего к проявлению действия, обозначенного основой глагола (см. Наклонение).

НЕОПРЕДЕЛЕННО-КРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

НЕОПРЕДЕЛЕННО-КРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ. Глаголы, обозначающие повторяющееся действие, не указывая на раздельность моментов этого действия: ходить, носить и пр. Н. К. Г. все имеют производную основу с суффиксом -и- или -а-, но эти суффиксы не являются их формальным признаком, выделяющим их среди других глаголов, потому что те же суффиксы обычны и у глаголов, не имеющих кратного значения. Н.-К. Г. без приставок, как и другие глаголы с производной основой, несоверш. вида; в соединении с приставками, имеющими местное значение, они утрачивают значение кратности, сохраняя значение несоверш. вида: выходи́ть, приноси́ть и пр., в соединении же с приставками с другими значениями получают значение соверш. вида, сохраняя значение кратности: вы́ходить, заносить (напр., платье), переносить (всё по немногу).

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Предложения, в которых есть спрягаемый глагол, но подлежащее не названо, п. ч. представляется неизвестным или безразличным для речи. Глагол в Н.-Л. П. в русском языке ставится в форме 3-го л. множ. ч., а в прош. врем, и условном наклонении, не имеющих форм лица, во множ. ч., причем этой формой указывается, что неназванным производителем или носителем действия или состояния глагола являются люди. Поэтому в Н.-Л. П. могут быть все глаголы, обозначающие действия и состояния людей. В газетах пишут; говорят, что.....; здесь не курят и пр. От безличных (см.) предложений Н.-Л. П. отличаются по значению тем, что в первых представляется устраненным из мысли самое понятие производителя или носителя признака, выраженного безличным глаголом, а в Н.-Л. П. понятие производителя признака, выраженного неопределенно-личной формой глагола, не устранено из мысли, но сам производитель признака представляется для речи безразличным. Во франц. и немецк. языках русским Н.-Л. П. соответствуют предложения с глаголом в 3-м л. единств. ч., при котором стоит особое неопределенно-личное слово: франц. on parle, немецк. man sagt «говорят» (по происхождению on и man - от слов со значением «человек»). С Н.-Л. П. часто смешиваются обобщенно-личные предложения (см.). В традиционных грамматиках и те и другие нередко не отличаются от безличных.

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ в общем смысле слова может быть определен как возрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первой четверти и половины XIX века в Европе (см. Романтизм).

Неоромантизм возникает как реакция реализму и выродившемуся из него плоскому натурализму, связывающему творчество со всем данным в действительности, случайным, мелочным и внешним.

Неоромантическим движением с правом могло быть названо то широкое течение, которое представлено в живописи Беклином или импрессионизмом французских художников, в музыке Вагнером, в философии Ницше, в драме Ибсеном и Метерлинком, Д'Аннунцио и др., в поэзии Бодлером, Верленом, Метерлинком и прочими символистами, в прозе - Эдгаром По, Кнутом Гамсуном, Пшибышевским и т. д.

Все названные имена и многие другие в большей или меньшей степени ярко и определенно говорят нам о романтических стремлениях разбить рамки реализма, как были когда то изломаны узы классицизма. Неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее и к неясному музыкальному началу, и к тайным силам ее взрывающим и потрясающим (дионисианство) и к безграничному революционному индивидуализму. В неоромантизме, наконец, как и в старом романтизме, переплелись и чисто революционные настроения в параллель бурному социальному брожению, и возрожденные общественно-реакционные устремления вроде голосов о мнимом «банкротстве науки» и возвращении к средневековому католическому миросозерцанию. Эти «неоромантические» черты в очень разнообразных сочетаниях указываются С. А. Венгеровым и для периода русской литературы, который характеризовался то как «декадентство», то как «модернизм» и особенно как «символизм», и обнимает собою примерно тридцатилетие 1890-1920, очень разнообразное и бурно протекавшее.

Повидимому, «символизм», как течение, давшее наиболее сильных и талантливых представителей, в будущей историко-литературной терминологии будет стоять все-таки центральным явлением среди этого «неоромантического времени». В целом, конечно, оно не сплошь окрашено «символизмом» Брюсова, Блока, Белого, Соллогуба и других. Под «неоромантизм» хотя и подойдут теми или иными сторонами блестящие продолжатели реалистического течения - как мечтательно меланхоличный Чехов и академический Бунин, бурный Максим Горький, фантастический Леонид Андреев, яркий, к народности тяготеющий Ремизов и т. п., но это совпадение едва ли полно. Необыкновенное разнообразие подобных сильных дарований все-таки плохо мирится с термином предлагаемым от времени, все-таки существенно отличного от нашего, когда не были так резко обострены все социально-экономические отношения. Может быть, целесообразнее было бы вместо эпохи русского «неоромантизма» говорить просто о новом классическом периоде русской литературы, подобно новому классическому периоду Пушкина, Лермонтова и Гоголя и новом классическом периоде реалистического бытового романа и драмы.

НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ. См. Переходные глаголы.

НЕПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА

НЕПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА. То же, что̀ корень.

НЕСЛОГОВОЙ ЗВУК

НЕСЛОГОВОЙ ЗВУК. См. Слог.

НЕФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ

НЕФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ, или изменения звуков по аналогии. См. Аналогия, а также Фонетические изменения звуков.

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА - см. повесть.

НОВООБРАЗОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ

НОВООБРАЗОВАНИЯ В ЯЗЫКЕ. Новые явления в языке, преимущественно в области форм, возникшие в результате изменения фактов, уже существовавших в языке до появления этих Н., наприм., создание новой грамматической формы или категории (ср. в русск. яз. именит. множ. на а от имен. несреднего рода, новые категории одушевленного рода существительных, предикативных прилагательных, деепричастий и др.) или образование новых слов из существовавших ранее основ и формальных частей слов (ср. в нынешнем русском яз. такие слова, как конка, летчик, паровоз и пр.). Н. в языке противополагаются с одной стороны фактам, сохранившимся в языке от прошлых эпох, с другой - заимствованиям из других языков.

НОСОВЫЕ ЗВУКИ

НОСОВЫЕ ЗВУКИ. Звуки речи, гласные и согласные, получающиеся в том случае, если нёбная занавеска, отгораживающая полость носа от полости рта, поднята, проход для воздуха через нос открыт, и выдыхаемый звучащий воздух (голос) выходит одновременно через полость рта и носа, благодаря чему произносимые звуки получают особый характерный для Н. З. носовой тембр. Все Н. З. нормально являются сонорными (см.), п. ч. только при этом условии получается достаточно отчетливый носовой тембр. Гласных Н. З. в русском яз. нет, но они есть в польском яз. (именно, носовое о, обознач. буквой и, носовое э, обознач. буквой ę, во франц. яз. (обознач. буквами an, en, in, on, un и др.) и др. К согласным Н. З. в русском яз. принадлежат губной Н. З. - м и нёбнозубной н. В других языках существуют также задненёбные и средненёбные Н. З., как, напр., в немецк. Zunge «язык» и bringen «нести» (обознач. буквами ng).

Предыдущая страница Следующая страница