Наши партнеры
Статьи на букву "Ф"
ФАБУЛА (лат. fabula - повествование, история) - цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их логической причинно-временной последовательности. Иными словами, фабула - это то, что поддается пересказу, то, "что было на самом деле", между тем как сюжет - это то, "как узнал об этом читатель". Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним. Рубрика: композиция и сюжет Синоним: фабульная схема |
ФАБУЛЬНАЯ ЛИНИЯ - см. фабула + сюжетная линия. |
ФАБУЛЬНАЯ СХЕМА - см. фабула. |
ФАБУЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - Антоним/коррелят: сюжет Целое: Композиция Часть: Фабульная линия Пример: Хрестоматийный пример несовпадения фабулы и сюжета - роман М. Лермонтова "Герой нашего времени". Фабульная последовательность глав следующая: "Тамань", "Княжна Мери", "Бэла", "Фаталист", "Максим Максимыч". Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности для углубления психологического анализа характера Печорина. "Фабула для рассказа - это то же самое, что слова для стиха, что гамма для музыки, что сами по себе краски для художника, линии для графика и т.п." (Л.С. Выготский). "Совокупность событий в их взаимной внутренней связи назовем фабулой" (Б.В. Томашевский). "Аристотель считал главенствующей в драме фабулу, а не характер человека, который являлся производным от этой фабулы, от событий" (А. Ревякин). см. фабула. |
ФАНТАСТИКА (В ЛИТЕРАТУРЕ) - см. фантастическое в литературе. |
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ - рожденные воображением представления и образы, опирающиеся на впечатления действительности, но не имеющие прямых параллелей среди явлений реального мира. Рубрика: Эстетические категории в литературе Синоним: фантастика (в литературе) Жанр: антиутопия, миф, сказка, утопия Прочие ассоциативные связи: Научно-фантастическая литература "Фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти поверить ему" (Ф.М. Достоевский). |
ФАРС - 1) (франц. farce) - одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках. Рубрика: Эстетические категории в литературе Род: Комическое Жанр: пародия, фарс2 Прочие ассоциативные связи: буффонада, гипербола, гротеск "Приемами фарса широко пользовались Ж.Б. Мольер, особенно в комедиях-балетах, В. Шекспир (фарсовые влияния сказались даже в его трагедиях, например, в знаменитой сцене могильщиков в "Гамлете"), русские драматурги В.В. Капнист ("Ябеда"), Н.В. Гоголь, А.В. Сухово-Кобылин (комедия-шутка "Смерть Тарелкина"), В.В. Маяковский и др." (Краткий словарь по эстетике). 2) - комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: комедия Эстетическая категория: фарс1 Прочие ассоциативные связи: Буффонада, Гротеск "Прогрессивная роль комедии в развитии человеческого сознания неизмерима. Даже площадной фарс, где пройдошливый плебей поочередно лупил палкой полицейского, купца и щеголя, снимал у людей с глаз шоры, мешавшие им увидеть ни-чтожество сильных, богатых и знатных" (С.С. Наровчатов). "Полные неподдельного остроумия, забавных положений, содержащие много метких народных оборотов, фарсы всегда привлекали демократического зрителя" (А.Ф. Головенченко). |
ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton, от feuille - листок) - сатирический жанр публицистики; фельетон может обличать как конкретных носителей зла, так и отрицательное в "безадресной" форме. Рубрика: Роды и жанры литературы Эстетическая категория: сатира, юмор Прочие ассоциативные связи: памфлет Персоналии: И. Ильф и Е. Петров, М. Кольцов, М. Зощенко, И. Эренбург "Как художественно-публицистический жанр фельетон соединяет в себе злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет преимущественно сатирическую направленность" (А.С. Сулейманов). "Фельетон... решает свою задачу средствами сатиры и юмора, на основе анализа и типизации явлений" (К.А. Ковалевский). |
ФИГУРЫ РЕЧИ - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы Вид: аллюзия, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, плеоназм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис Прочие ассоциативные связи: Язык художественной литературы "Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). "Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели - художественной мысли, выраженной в художественной речи" (Ю.Б. Борев). |
ФИЛОЛОГИЯ (от греч. philologia - любовь к слову) - область знания, изучающая вербальные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры общества. Рубрика: Литература и наука Часть: Литературоведение "Языкознание и литературоведение как науки, составляющие филологию, дифференцировались на ряд специальных дисциплин" (Н. Кравцов). |
ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА - см. литературная сказка. |
ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН - см. роман. |
ФИНАЛ (итал. finale, от лат. finis - конец) - заключительная часть драматического произведения. Иногда финалом называется заключительная сцена отдельного акта, действия, поэтому финал может и не совпадать с концовкой. Рубрика: Композиция и сюжет Синоним: финальная сцена Целое: Сюжет Жанр: Драматические жанры Прочие ассоциативные связи: Концовка "...Финал IV картины оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" - ссора Ленского с Онегиным и тщетная попытка Лариных примирить их" (Краткий словарь по эстетике). |
ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА - см. финал. |
ФОЛЬКЛОР (от англ. folklor) - массовое словесное художественное творчество, вошедшее в бытовую традицию того или иного народа. Рубрика: Художественные методы и направления Род: народное творчество "В науке все произведения устного народного творчества получили название "фольклор". Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко оказывал на нее большое влияние. Фольклор существует и в наше время" (Г.Н. Поспелов). "Познавательное значение фольклора увеличивается тем, что сюжеты и образы его произведений обычно заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений жизни и характеров людей" (С.Г. Лазутин). |
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ - см. жанры фольклора. |
ФОНЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ - см. контекст. |
ФОНИКА (от греч. phonikos - звучащий) - раздел стиховедения, изучающий сочетания звуков в стихе; иногда этим термином обозначается и сама звуковая отранизация стихотворной речи. Рубрика: Литература и наука Целое: Стиховедение Прочие ассоциативные связи: Звуковая организация стиха "Поэзия, как известно, тянется к сжатости, к максимальной концентрированности словесной формы. Можно утверждать, что в стихах существует звуковая, или, если угодно, музыкальная метафора: сопряжение слов-понятий по звуковому сходству, которое ведет к расширению смыслового объема каждого из сопрягаемых слов, вступающих в музыкальную перекличку, образующих фонику" (Е. Эткинд). |
ФОРМАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ (от лат. forma - внешний вид) - предпочтение, оказываемое форме в ущерб содержанию. Рубрика: Художественные методы и направления Прочие ассоциативные связи: абстракционизм, единство содержания и формы |
ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ - см. "формальный метод" (в литературоведении). |
ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД (в литературоведении) метод изучения литературы, сторонники которого придерживались взгляда на художественную форму как на категорию, определяющую специфику литературы, способную к самопроизвольному развитию и подчиненную логико-математическим законам. Рубрика: Литература и наука Синоним: "формальная школа" в литературоведении Род: Методы изучения литературы Прочие ассоциативные связи: Структурализм "Особое ответвление "формального метода" - русская "формальная школа" (ОПОЯЗ), Московский лингвистический кружок и отчасти - Пражский лингвистический кружок... В 60-х гг. сформировалась новая ветвь "формального метода" - структуралистическое литературоведение" (Советский энциклопедический словарь", 1984). |
ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная форма. |
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - см. дальнейшее раскрытие словарной статьи. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Вид: Воспитательная функция художественной литературы Гедонистическая функция художественной литературы Коммуникативная функция художественной литературы Познавательная функция художественной литературы Политическая функция художественной литературы Эстетическая функция художественной литературы Прочие ассоциативные связи: Общечеловеческое значение литературы "Искусство доставляет людям наслаждение. Как и эстетическая, гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все функции искусства" (Ю.Б. Борев). "Русские революционные демократы выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали воспитательные, познавательные, эстетические функции художественной литературы" (Г.Л. Абрамович). |
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ - литературоведческое исследование, рассматривающее разные этапы восприятия и осмысления художественного произведения. Рубрика: Литература и наука Род: Методы изучения литературы "Идея функционального изучения литературы намечена еще в размышлениях В.Г. Белинского о том, что великое произведение искусства каждому новому поколению раскрывается новыми гранями" (С.В. Тураев). |
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10-20-х гг. ХХ в. Футуристов объединяло стихийное ощущение неизбежного краха традиционной культуры и стремление осознать через искусство черты неведомого будущего. Поэты-футуристы провозглашали отказ от привычных художественных форм вплоть до разрушения естественного языка ("слова на свободе" или заумь). Рубрика: Художественные методы и направления Род: модернизм1, 2. Вид: кубофутуризм, эгофутуризм Персоналии: Д. Бурлюк, И. Северянин, А. Крученых, В. Хлебников, Б. Лившиц, В. Шершеневич, В. Маяковский "Появившиеся в сборниках под нарочито вызывающими заглавиями ("Дохлая луна", "Бух лесиный", "Затычка", "Рыкающий Парнас", "Требник троих" и др.), стихи футуристов сперва воспринимались читателями как попытки раздразнить вкусы и привычки буржуа. Но при внимательном чтении обнаруживалось и другое: за антиэстетичностью - ненависть к поддельной, ненастоящей красоте; за грубостью выражений - стремление дать язык "безъязыкой улице"; за непривычными словообразованиями - попытка создать "единый смертных разговор"; за непонятными картинами, воспроизводящимися в книгах, - новые принципы видения мира" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |