Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т"

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА - см. рифма.

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto - то же самое и logos - слово) - повторение тождественных по смыслу слов, удвоение понятия.

Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: Плеоназм

Пример:

яснее ясного

целиком и полностью

Разломали тесную темницу...

А. Пушкин. Песни западных славян

"Тавтология во многих случаях усиливает эмоциональное воздействие речи, если вводится как оправданный стилистический прием, а не является результатом стилистической неряшливости" (В. Козловский).

ТАКТОВИК

ТАКТОВИК - тонический стих, в котором объем безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1-3 (или 0-2) слогов.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Род: Стих

Прочие ассоциативные связи: Народное стихосложение

Пример: А. Пушкин. "Песни западных славян"

"Сознательная разработка тактовика в русской лирике начинается с 1900-х гг. ("Ей было пятнадцать лет...", "Я был весь в пестрых лоскутьях..." Блока); в 20-х гг. он окончательно складывается в ряде стихотворений В. Луговского, И. Сельвинского, Н. Асеева и др., но широкого распространения не получает. Из современных поэтов чаще всего им пользуется Р. Рождественский" (М. Гаспаров).

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ (греч. talanton) - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Рубрика: Автор и художественное творчество

Прочие ассоциативные связи: Гений

"О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода" (Краткий психологический словарь).

"Условиями развития, совершенствования таланта являются не только благоприятная общественная среда, но и упорный труд одаренного писателя, стремление жить интересами страны, народа, человечества, непрестанное расширение жизненного опыта, знаний, духовного кругозора, развитие профессионального мастерства. Критерием таланта является создание оригинальных художественных ценностей" (Б. Мейлах).

ТАНКА

ТАНКА (нескл.) - жанр японской поэзии, нерифмованное пятистишие лирического или философского содержания, отличающееся особым изяществом и лаконизмом.

Рубрика: Роды и жанры литературы + Структура стихотворного прозведения

Род: Твердые формы

Прочие ассоциативные связи: пятистишие, хокку

Пример:

На песчаном белом берегу

Островка

В Восточном океане

Я, не отирая влажных глаз,

С маленьким играю крабом.

И. Такубоку. Пер. В. Марковой

"В классической танка был найден принцип, органичный для всего японского национального искусства: уменье немногими средствами выразить многое. Поэтический образ получил в танка особую валентность..." (В. Маркова).

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ

ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ - стихотворные формы, регламентирующие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти - и образный строй, композицию и проч.).

Рубрика: Роды и жанры литературы + Структура стихотворного произведения

Род: Лирические жанры

Вид: венок сонетов, рондо, рубаи, секстина, сонет, танка, триолет, хокку

"Труднейшие требования твердых форм не помешали выдающимся поэтам создавать шедевры (например, сонеты Петрарки, Шекспира, Гельдерлина). Твердые формы широко распространены в современной поэзии стран Азии" (В.А. Никонов).

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения.

Рубрика: Литература и наука

Целое: Текстология

Прочие ассоциативные связи: Творческий процесс

"Источниками творческой истории служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников и т.п." (А.Л. Гришунин).

ТВОРЧЕСКАЯ МАНЕРА

ТВОРЧЕСКАЯ МАНЕРА - см. стиль писателя.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД - см. художественный метод.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - процесс создания художественного произведения; основные этапы творческого процесса заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения, в совершенствовании изобразительно-выразительных средств. Большую роль при этом играет творческое вдохновение и художественное воображение.

Рубрика: Автор и художественное творчество

Целое: Художественное творчество

Часть: замысел, творческое вдохновение, художественная интуиция, художественное воображение, художественное обобщение, художественный вымысел

Прочие ассоциативные связи: Творческая история

"В художественно-творческом процессе, порождающем художественный текст, все начинается с замысла..." (Ю.Б. Борев).

ТВОРЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ - подъем всех творческих сил художника, момент высшей собранности и сосредоточенности на объекте творчества.

Рубрика: Автор и художественное творчество

Целое: Творческий процесс

Прочие ассоциативные связи: Художественная интуиция

"Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых" (П.И. Чайковский).

"Вдохновение" ошибочно считают возбудителем работы; вероятно, оно является уже в процессе успешной работы как следствие ее, как чувство наслаждения ею" (М. Горький).

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное творчество.

ТЕКСТ

ТЕКСТ (от лат. textus - ткань, соединение) - 1) последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка (знаковой системы) и образующая сообщение; 2) словесное произведение; в художественной литературе - законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т.д.); 3) авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.

Рубрика: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Часть: Контекст

Прочие ассоциативные связи: знак, информация, подтекст

"...Словесное искусство хотя и основывается на естественном языке, но лишь с тем, чтобы преобразовать его в свой - вторичный язык, язык искусства. А сам этот "язык искусства" - сложная иерархия языков, взаимно соотнесенных, но не одинаковых. С этим связана принципиальная множественность возможных прочтений художественного текста".

"Художественный текст... можно рассматривать в качестве особым образом устроенного механизма, обладающего способностью заключать в себе исключительно высоко сконцентрированную информацию" (Ю.М. Лотман).

"В этимологию слова "текст"... входит три семантических компонента:

1. То, что сотворено, сделано человеком, не природное.

2. Связность элементов внутри этого сделанного.

3. Искусность этого сделанного" (В.П. Руднев).

ТЕКСТОЛОГИЯ

ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат. textus - ткань, соединение и греч. logos - наука) - литературоведческая дисциплина, изучающая литературные произведения в целях критической проверки и установления их подлинных текстов для дальнейшего исследования и публикации. Важнейшая задача текстологии - исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе изучения источников (рукописей, печатных изданий, исторических свидетельств), выявление генеалогии текста и его возможных искажений.

Рубрика: Литература и наука

Целое: Литературоведение

Часть: Творческая история

"Литературоведы часто должны вести трудную и сложную работу над установлением подлинности текстов, их полноты и законченности, их соответствия воле автора. Поэтому в составе литературоведения сложилась особая дисциплина, получившая название "текстология" (Г.Н. Поспелов).

"Как часть литературоведения, обслуживающая его, текстология тесно связана с другими его сторонами - историей и теорией литературы и составляет источниковедческую базу этих наук" (А.Л. Гришунин).

ТЕМА

ТЕМА (греч. thema - главная мысль) - объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом.

Рубрика: Тема и идея

Синоним: тематическое содержание

Антоним/коррелят: идея

Целое: тематика

Часть: тенденция

Прочие ассоциативные связи: литературная проблематика, художественное содержание

"Тема литературного произведения охватывает все изображенное в нем и потому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе проникновения во все идейно-художественное богатство этого произвдения" (Г.Л. Абрамович).

ТЕМАТИКА

ТЕМАТИКА - система взаимосвязанных тем художественного произведения.

Рубрика: Тема и идея

Часть: Тема

Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика, Художественное содержание

"Тематика произведений зависит не только от идейной позиции писателя, но и является вместе с тем выражением особенностей национальной жизни определенной эпохи" (А.Я. Эсалнек).

"Пристальное внимание ко всему многообразию тематики особенно необходимо при анализе таких крупных произведений, как гомеровские эпопеи, гетевский "Фауст", трагедии Шекспира, толстовская "Война и мир" и др." (Г.Л. Абрамович).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - см. тема.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - предвзятое или одностороннее раскрытие темы, проблематики или характеров произведения, либо открытое проявление тенденции (общей мысли, идеи), которую автор стремится внушить читателям.

Рубрика: Тема и идея

Прочие ассоциативные связи: Тенденция

"Иногда тема, сюжет, образы воплощают идею весьма подчеркнуто... В этом случае произведение называют тенденциозным, то есть четко выражающим свою художественную направленность" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ТЕНДЕНЦИЯ

ТЕНДЕНЦИЯ (от позднелат. tendentia - направленность) - составная часть художественной идеи; идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление или оценка проблематики и характеров, выраженная через систему образов; в более узком смысле - открыто выраженное в реалистическом произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника.

Рубрика: Тема и идея

Целое: Тема

Прочие ассоциативные связи: Тенденциозность литературного произведения

"...Тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать..." (Ф. Энгельс).

"...Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взглядов писателя..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - наука, изучающая:

1) своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности;

2) структуру художественного текста;

3) факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода.

Рубрика: Литература и наука

Целое: Литературоведение

Часть: Поэтика, Риторика

"Теория литературы как отдельная дисциплина литературоведения имеет свое, очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории литературы была "Поэтика" древнегреческого философа Аристотеля" (Г.Н. Поспелов).

"В решении основных вопросов художественного творчества теория литературы смыкается с эстетикой. Однако у нее есть и особые задачи, связанные с исследованием специфики словесного творчества как отдельного вида искусства" (Н.А. Гуляев).

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ - см. литературоведческая терминология.

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦЕТ (от лат. tres - три) - строфа, состоящая из трех стихов на одну рифму.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Род: Строфа

Пример:

На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу,

Но на небо глаза возвожу.

А. Сумароков. Противу злодеев

"В русской поэзии терцет встречается крайне редко. Значительно чаще поэты применяют отдельные утроения рифмы среди стихов самой различной рифмовки" (К.Д. Вишневский).

ТЕРЦИНА

ТЕРЦИНА (от лат. terra rima - третья рифма) - строфа из трех стихов, рифмующихся таким образом, что ряд терции образует непрерывную цепь тройных рифм: аба бвб вгв и т.д. и замыкается отдельной строкой, срифмованной со средним стихом последней терцины.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Род: Строфа

Пример:

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив верный путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще,

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще.

Данте. "Божественная комедия". Пер. М. Лозинского

См. также: А.С. Пушкин. "В начале жизни школу помню я...", А.К. Толстой. "Дракон"

"Терцинами написана на итальянском языке "Божественная комедия" Данте. Некоторые русские поэты успешно применяли их как в эпических, так и в лирических произведениях. Например, В. Брюсов" (Г.Н. Поспелов).

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЛОГИЯ (от греч. tetra - четыре и logos - слово) - эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейно-художественным замыслом.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: дилогия, трилогия

Пример: Р. Роллан. "Очарованная душа" ("Аннета и Сильвия", "Лето", "Мать и сын", "Провозвестница")

Т. Манн. "Иосиф и его братья" ("Былое Иакова", "Юный Иосиф", "Иосиф в Египте", "Иосиф-кормилец")

Н.Г. Гарин-Михайловский. "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры".

"В работе над тетралогией Гарин во многом следовал традициям своих предшественников в области этого жанра (А.И. Герцена, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого). Так, его тетралогия, как и автобиографический цикл Толстого, например, состоит из нескольких продолжающих друг друга повестей, "соответственно ступенькам человеческого возраста"" (И. Юдина).

ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

ТЕЧЕНИЕ В ИСКУССТВЕ - см. художественное направление.

ТИПИЗАЦИЯ

ТИПИЗАЦИЯ - процесс художественного обобщения жизненных явлений (человеческих характеров, обстоятельств, поступков, событий), при котором выявляются наиболее существенные, общественно значимые черты реальной действительности, закономерности развития личности и общества.

Рубрика: Художественный образ

Эстетическая категория: Типическое

Прочие ассоциативные связи: прототип, художественный тип

"При изучении типического в литературе необходимо учитывать особенности типизации в произведениях, созданных на основе различных художественных методов (реализм, романтизм, классицизм и др.)" (Г.Л. Абрамович).

"Творческое "домысливание" характеров заключается в том, что писатель не только выделяет в них существенные для него стороны, но и усиливает, развивает эти стороны в действиях, высказываниях вновь создаваемых для этого персонажей... В этом и состоит процесс творческой типизации социальных характеров в произведениях искусства" (Г.Н. Поспелов).

ТИПИЧЕСКОЕ

ТИПИЧЕСКОЕ (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - эстетическая категория, служащая для определения наиболее общих и существенных сторон действительных явлений, ведущих тенденций развития реальной жизни.

Рубрика: Эстетические категории в литературе

Направление: Реализм

Прочие ассоциативные связи: типизация, художественная правда, художественный тип

"Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление типом своего рода, типическим" (Г.Н. Поспелов).

"Поэт наблюдает множество живых индивидуальных личностей... Он замечает, что в каждой из них есть общее, типическое..." (Н.Г. Чернышевский).

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - см. художественный тип.

ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - см. тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ - см. тоническое стихосложение.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. tonos - ударение) - система стихосложения, в которой длина стиха (стихотворной строки) определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут). Разница между длинными и короткими строками ощущается как разница в числе ударений.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Синоним: тоническая система стихосложения, тонический стих

Род: Стихосложение

Пример:

Должен ты прежде дать мне клятву:

Клянись кораблем и краем щита,

И сталью меча, и стопою конской,

Что милую Велунда мучить не будешь.

скандинавская сага

"Тоническое стихосложение употребительно в тех языках, где ударные слоги не только качественно отличаются от безударных, но и могут занимать любое место в слове" (А. Карпов).

"Основным поборником тонического стиха явился В. Маяковский, использовавший его наряду с силлабо-тоническим" (Г.Л. Абрамович).

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ИНТОНАЦИЯ

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ИНТОНАЦИЯ - см. интонация.

ТОЧНАЯ РИФМА

ТОЧНАЯ РИФМА - см. рифма.

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia) - драматический жанр. В основе трагедии лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Род: Драматические жанры

Вид: античная трагедия, романтическая трагедия, трагедия французского классицизма

Эстетическая категория: Трагическое

Персоналии: Эсхил, Ф. Шиллер, Софокл, Г. Клейст, Еврипид, А. Пушкин, В. Шекспир, А.К. Толстой, П. Корнель, Вс. Вишневский, Ж. Расин

"Трагедия - философское искусство, ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти, осознающее смысл бытия" (Ю.Б. Борев).

"Истоки трагедии уводят в античный фольклор, тогда песни-дифирамбы исполнялись во время обрядовых представлений гибели и воскресения Диониса" (Л.В. Чернец).

ТРАГЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА

ТРАГЕДИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА - см. трагедия.

ТРАГИЗМ

ТРАГИЗМ - см. трагическое.

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ - см. комедия.

ТРАГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

ТРАГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - см. ситуация + трагическое.

ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения + трагическое.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ

ТРАГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - см. персонаж + трагическое.

ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ (от греч. tragodia) - эстетическая категория, характеризующая острый, неразрешимый конфликт, который развертывается в процессе свободного действия человека и сопровождается его страданием, гибелью.

Рубрика: Эстетические категории в литературе

Синоним: трагизм, трагичность

Антоним/коррелят: драматическое, лиризм, эпичность

Жанр: Трагедия

Прочие ассоциативные связи: возвышенное, героическое, прекрасное, трагический герой, ужасное

"Источником трагического являются специфические общественные противоречия - коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной практической невозможностью его осуществления" (Ю.Б. Борев).

"В литературе важнейшей специфической формой трагического является трагедия. Однако трагическое способны отражать и другие жанры, принадлежащие как к эпическому, так и к лирическому роду" (А.С. Сулейманов).

ТРАГИЧНОСТЬ

ТРАГИЧНОСТЬ - см. трагическое.

ТРАДИЦИЯ (В ИСКУССТВЕ)

ТРАДИЦИЯ (В ИСКУССТВЕ) - см. новаторство и традиция.

ТРЕХСЛОЖНАЯ СТОПА

ТРЕХСЛОЖНАЯ СТОПА - стихотворная стопа из трех слогов.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Род: стопа

Вид:

Амфибрахическая стопа (-/-)

Анапестическая стопа (- -/)

Дактилическая стопа (/- -)

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - стихотворные размеры, в которых между ударными слогами располагаются два безударных, что ведет к образованию трехсложных стоп: дактиля (ударение на первом слоге стопы), амфибрахия (ударение на втором слоге стопы) и анапеста (ударение на третьем слоге стопы). Ударение в трехсложных размерах пропускается редко, более часты пропуски безударных слогов.

Рубрика: Структура стихотворного произведения

Род: Стихотворный размер

Вид: амфибрахий, анапест, дактиль

"Трехсложные размеры - дактиль, амфибрахий, анапест - явление вторичное. Они появились на свет в середине XVIII века и были очень редки - не более 2%. Потом, к середине XIX столетия, они постепенно приобрели популярность, потеснили другие размеры и заняли уже около 20% метрической территории" (К.Д. Вишневский).

ТРЕХСТИШИЕ

ТРЕХСТИШИЕ - см. строфа.

ТРИ ЕДИНСТВА

ТРИ ЕДИНСТВА - требование классицизма к драматическому сюжету, состоящее в единстве времени, места и действия.

Рубрика: Структура драматического произведения

Синоним: правило "трех единств"

Целое: Единство действия (в драме)

Направление: Классицизм

"Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина... Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила "трех единств" - времени, места и действия" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

"На максимально компактном овладении пространством и временем настаивала эстетика классицизма; провозглашенные Н. Буало "три единства" сохранились до XIX в. ("Горе от ума" А.С. Грибоедова)" (В.Е. Хализев).

ТРИЛОГИЯ

ТРИЛОГИЯ (от греч. trilogia, tri - три и logos - слово) - эпическое или драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Рубрика: Роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: дилогия, тетралогия

Пример: П. Бомарше. "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро", "Преступная мать".

Л. Толстой. "Детство", "Отрочество", "Юность".

А.Н. Толстой. "Хождение по мукам" ("Сестры", "Восемнадцатый год", "Хмурое утро").

"Мировая литература ХХ века широко использовала форму трилогии для раскрытия сложных и противоречивых явлений жизни" (А.Ф. Головенченко).

ТРИОЛЕТ

ТРИОЛЕТ (франц. triolet, от итал. trio - трое) - восьмистишие с рифмовкой АбА абАБ, где стихи А и Б повторяются как рефрены.

Рубрика: Роды и жанры литературы + Структура стихотворного произведения

Род: Твердые формы

Пример:

Еще весной благоухает сад,

Еще душа весенится и верит,

Что поправимы страшные потери, -

Еще весной благоухает сад...

О, нежная сестра и милый брат!

Мой дом не спит, для вас раскрыты двери...

Еще весной благоухает сад,

Еще душа весенится и верит...

И. Северянин

"Триолет возник в средневековой итальянской и французской поэзии, позже широко распространился; в русскую поэзию вошел с Н.М. Карамзина" (В.А. Никонов).

ТРОПЫ

ТРОПЫ (от греч. tropos - поворот, оборот речи) - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся говорящему (пишущему) близкими.

Рубрика: Язык. изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: Фигуры речи

Вид: аллегория, гипербола, ирония2, литота, метафора, метонимия, перифраз, сравнение, эвфемизм, эпитет

Прочие ассоциативные связи: Средства лексической выразительности, Язык художественной литературы

"Тропы породила необходимость образного выражения" (В.Г. Белинский).

"Тропы являются не внешним украшением, некоторого рода аплике, накладываемым на мысль извне, - они составляют суть творческого мышления" (Ю.М. Лотман).

Предыдущая страница Следующая страница